Конка в Воронеже

История воронежского пассажирского транспорта
Ответить
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#1

Сообщение Наталия Серова »

конка3.jpg
конка2.jpg
 
конка1.jpg
kkr2.jpg
Конка на Большой Дворянской


Конка в Воронеже

В 1886 году в Воронеже вдруг закипели страсти. Мол, подать сюда дешевое средство передвижения, пусть даже конку! Это значит: по рельсам вагончик лошади должны возить. Почти как в допотопное время в не нашем городе Париже…

Идею конки развили два замечательных воронежца — инженер Андрей Николаевич Горчаков и образованнейший гражданин, кандидат права Леонид Петрович Блюммер. Они покумекали немного и внесли в городскую думу проект строительства конно-железной дороги. Думцы думали до следующего года и все же решили подписать контракт о строительстве конки в Воронеже. Надобно отметить, что по контракту рельсы не должны были выступать над мостовой, чтоб не портить рессоры карет, пересекающих «железку». И полагалось в конный экипаж впрягать не более двух лошадей. Экономия-с.

Что касается распорядка рабочего дня, тоже нашли консенсус. С апреля по сентябрь воронежцы разъезжали в трамвайчике на «лошадином двигателе» с 7 утра до 11 вечера, а в остальные месяцы с 8 утра до 10 вечера. Цены на конку устанавливались также в порядке комфорт­ности: в первом классе, то есть под крышей – 2,5 копейки с версты, а во втором – поездка на открытом воздухе – на копеечку дешевле. Только вот городская дума запросила с конки аж шесть процентов чистой прибыли в год. Но оказалась не «в наваре». К тому времени, в 1888 году, умирает Блюммер. Горчаков, оставшись один с этим проектом, не растерялся: он передает воронежскую конку в концессию на 40 лет бельгийской компании «Акционерное общество конно-железных дорог в губернских городах Воронеже и Минске». Стало быть, мы в то время были этакими конными побратимами минским «сябрам», а?

Кстати, руководил бельгийской компанией не кто иной, как брат купца первой гильдии С.М. Полякова – Лазарь Поляков из Ельца, известный богатей, сколотивший состояние так же, как и братец, на строительстве железных дорог. Он был председателем правления и главным учредителем «Московского общества для сооружения и эксплуатации подъездных железнодорожных путей», «Акционерного общества конно-железных дорог в Воронеже и Минске». В силу этого вошедшее в краеведческий оборот название «бельгийская компания» по отношению к воронежской конке становится загадочным. Но бельгийская она была или нет, а возила пассажиров исправно. Хотя нареканий и насмешек на ее век хватило.

Это теперь рельсы из одного конца города в другой на десятки километров протянулись. А вот при конке было всего четыре линии, или маршрута. По литеру «А» маршрут проходил по Большой Дворянской, а начинался у железнодорожного вокзала, имея протяженность 1 тысячу 215 саженей. Заканчивалась эта линия на пересечении с Новомосковской улицей. По литеру «А» была и вторая линия конки, назвали ее «Острогожской». Она шла от конца Большой Дворянской и заканчивалась у Новостроящейся церкви, длина ее была не больше 450 саженей. Ну, а две линии по литеру «Б» шли по своим маршрутам так: первый – с пассажирского двора на Большой Дворян­ской до товарного двора железной дороги, мимо Кадетского корпуса, второй брал начало от Митрофановского монастыря и далее шел по Новомосковской, 2-й Дворянской, Садовой и Грузовой.

Вмещалось в вагончик воронежской конки 20 пассажиров. Скрипели вагончики, всхрапывали кони, терпеливые пассажиры поглядывали в окна, медленно перемещаясь по маршруту. Вот уж правда, лучше плохо ехать, чем хорошо идти!

Трудяга-конка перевозила немало народу: только в 1915 году услугами этого вида транспорта воспользовались 2 миллиона 160 тысяч пассажиров. Но вот из-за медлительности, частых задержек и прочих неудобств конка часто служила объектом сатиры местным журналистам. Воронежцы даже такой анекдот о своей конке рассказывали: «Кондуктор движущейся конки предлагает подвезти за так бредущую с клюкой старушку. Та ему в ответ: «Что ты, милай! Мне некогда – я спешу».

Хоть и решили, что конку будут двигать две лошадки, но на подъеме у отрезка «Большая Девиченская»-«Петровский спуск» конку тащили шестеркой натруженных битюгов. Под яростные звонки кондуктора вагончик мотало, кони храпели, кучер вопил что есть силы, а испуганные пассажиры гадали: пронесет или нет?

А ведь и случалось, что на середине подъема словно заклинивало! Приходилось на тормозах спускать конку опять вниз, на Девиченскую, и вся «карусель» повторялась: визг ломающегося от напряжения железа, ругань кучера, звонки, бледные лица пассажиров в окнах первого класса.

…Иногда заботу о служащих конно-железной дороги проявляли гласные городской думы. Примером может служить опубликованное в разделе «Местная хроника» в газете «Воронежский телеграф» сообщение следующего содержания:

«Отдых служащих конки Гор. управа просит председателя думской комиссии И.В. Шаурова препроводить ей выписку из протокола заседания юридической комиссии от 12 марта 1916 г. по вопросу о нормировке отдыха служащих конки для рассмотрения его в смешанной комиссии по нормировке рабочего дня в торговых заведениях Воронежа».

В собраниях некоторых воронежских коллекционеров есть сохранившиеся до наших дней литерные билеты, использовавшиеся на местной конно-железной дороге.

Итак, основную роль в передвижении по городу с 1891 года выполняла конка…

Владимир Елецких / http://progress36.ru/konka-v-voronezhe/
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#2

Сообщение Sergey »

Конка на Большой Дворянской
kbd1.jpg
kbd2.jpg

из темы ул.Плехановская - на Большой Московской
ИзображениеИзображение
 
ИзображениеИзображение

из темы ул. Сакко и Ванцетти - на Большой Девиченской
Изображение
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#3

Сообщение Наталия Серова »

Конка у воронежского вокзала:

Изображение Изображение
фото из темы "Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки"
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#4

Сообщение Sergey »

Улица Б.Девицкая (Платонова), конка поворачивает на Б. Дворянскую, 1900-е
Вложения
s23-7.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#5

Сообщение Наталия Серова »

Попойников М.И. с сыном у макета конки, фото 1980-х:
mk1.jpg

Этот же макет сейчас:
mk2.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#6

Сообщение Sergey »

1912 г. - ул. Б. Девиченская / Сакко и Ванцетти
1912k.jpg
Natalia писал(а): 05 янв 2017, 21:16 В 1904 году городская дума рассмотрела проект прокладки конно-железной дороги по Большой Девиченской. Пущенная сюда в конце 1906 года конка впервые спустилась вниз (по Петровскому съезду, нынешней ул. С. Разина) из верхней части города. Одновременно пришлось существенно переустраивать все дорожное покрытие улицы: «изменять поперечные профили», перемащивать каменные водосточные лотки на перекрестках, заново прокладывать во многих местах въезды во дворы и ступеньки для пешеходов. Акционерное общество конных дорог выполняло все эти работы под пытливым надзором городского самоуправления и не уложилось в срок – указанные городом переделки пришлось вносить уже в 1907 году, после запуска конки. Большая Девиченская не прощала малейшего брака: ведь через нее текли с гор дождевые потоки, размывая или занося песком булыжник. Отныне ошибки могли привести к аварии конки…

П. Попов. Улица Сакко и Ванцетти // Энциклопедия воронежских улиц
О`Dэ
Сообщения: 715
Зарегистрирован: 27.09.2018

Конка в Воронеже

#7

Сообщение О`Dэ »

siezo6zg9pnz32shxf.jpg
конка на Митрофаниевской площади
где-то попадалось описание линий конки, в котором сказано, что управление конки было тут.
вполне возможно на этой открытке на углу будка диспетчерской >>>
p9ctbe9dz4ae61tx5g.jpg
Фото: Илья Маркелович Иванов
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#8

Сообщение Наталия Серова »

1905 год, фото из темы "Демонстрации и парады ..."

Изображение
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#9

Сообщение Sergey »

Из "Памятной книжки" 1909 г.
Вложения
материал от В.Вырыпаевой
материал от В.Вырыпаевой
adlet
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14.08.2022

Конка в Воронеже

#10

Сообщение adlet »

Natalia писал(а): 04 мар 2017, 11:52 А вот при конке было всего четыре линии, или маршрута. По литеру «А» маршрут проходил по Большой Дворянской, а начинался у железнодорожного вокзала, имея протяженность 1 тысячу 215 саженей. Заканчивалась эта линия на пересечении с Новомосковской улицей. По литеру «А» была и вторая линия конки, назвали ее «Острогожской». Она шла от конца Большой Дворянской и заканчивалась у Новостроящейся церкви, длина ее была не больше 450 саженей. Ну, а две линии по литеру «Б» шли по своим маршрутам так: первый – с пассажирского двора на Большой Дворян­ской до товарного двора железной дороги, мимо Кадетского корпуса, второй брал начало от Митрофановского монастыря и далее шел по Новомосковской, 2-й Дворянской, Садовой и Грузовой.
Уважаемая Наталия, насколько это аккуратная информация? В других источниках линии указаны не совсем так. Первая линия (литера А) совпадает хотя я везде видел ее описание как одной линии. А по литере Б первый маршрут (от пассажирского до товарного двора) я не видел больше нигде, а второй по другим источникам шел по Новомосковской от монастыря до Заставы, но не по указанным иным улицам. Ну и конечно маршрут от Городского сада по Петровскому спуску к Девиченскому монастырю и рынку. Под другими источниками имею в виду как книгу Пащенко Фомина, так и например старые или воссозданные карты которые можно найти на яндексе. Например,

Изображение Изображение Изображение

Ну и скажем предыдущее сообщение в этой ветке со скрин шотом тарифов.
adlet
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14.08.2022

Конка в Воронеже

#11

Сообщение adlet »

Я также пытался найти где располагалось (располагались?) депо конки. На страничке Пушкинской улицы указано что депо первой линии находилось во дворах где сейчас стоит дом 45 по Пушкинской улице (1-й Острогожской). Это депо могло обслуживать и третью хронологически линию, которая примыкала к первой у Городского сада, так как там было просто сделать переход с двумя стрелками. На некоторых старах картах также видна ветка к складам около управления ЮВЖД около вокзала, но вряд ли это депо:
Изображение

В любом случае депо на Пушкинской (1-й Острогожской) вряд ли могло обслуживать вторую линию (по Новомосковской). Есть известно фото пересечения этих линий на нынешнем углу пл. Ленина, и оно глухое (фото на стр 24 книги Пащенко Фомина). Тогда вторая линия должна была иметь собственное депо? Или отдельную ветку для выхода на 1-ю Острогожскую. Последнее кажется маловероятным, так как денег всегда не хватало, и строить отдельное соединение с первой линией для заезда в депо вместо короткого перехода в месте пересечения линий было бы очень невыгодно. Депо всегда старались размещать подальше от центра, так что предполагаю, что оно могло быть где-то между нынешними Кольцовской и Заставой, в Ямской слободе, что тогда было окраинами. И собственно место для депо конного трамвая (и следовательно конюшен) как раз очень подходящее. Но какой-то информации пока найти не удалось. Вот на этой карте 1910 г вторая линия конки показана как кончающаяся на углу Пограничной ул (Революции 1905 г). Если это не опечатка, то вторая линия была построена двумя очередями и депо скорее всего было где-то рядом с изначальной конечной. Но это конечно просто догадки.

Изображение
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#12

Сообщение Наталия Серова »

adlet писал(а): 24 авг 2022, 07:02 Уважаемая Наталия, насколько это аккуратная информация? В других источниках линии указаны не совсем так.
Ну, это надо спрашивать у автора, по каким источникам писалась статья (подписан под ней). :)
Но могу сказать, что эти перечисленные линии - из ведомости, приложенной к контракту на право устройства конно-железных дорог, который был заключен Городской Управой с А.Н. Горчаковым 16 июня 1887 г. То есть - планируемые к постройке линии перед началом строительства дорог.

ведомость.jpg

Думаю, что в этом в статье неточность или неверность информации, где они указываются как построенные и функционирующие.
Первоначально было открыто движение от ст. железной дороги по Большой Дворянской к Новомитрофановской церкви - 11 августа 1891 г. Это как раз линии, обозначенные в ведомости под литерой А (из двух участков в 1215 и 450 сажень).

По всей видимости (точнее сказать не могу, так как не изучала вообще эту тему), линии под литерой Б позже изменили - фактически были проложены от Митрофановского монастыря до Ямской слободы и от Городского сада к Девичьему монастырю. Кстати, чем отличались линии литер А и Б: срок строительства первых - 2 года со дня подписания договора, вторых - "не далее пятнадцати лет от того же дня". К тому же, "если бы какая либо из линий , обозначенных в ведомости под лит. Б, оказалась малодоходной, т.е. не приносящее 6% чистого дохода, то предпринимателю предоставляется право прекратить по ним движение". Не исключено, что позже эти условия контракта как то менялись.

Что еще - из статьи В. Елецких выходит, что проект Горчакова и Блюммера был совместный. И то же тиражируется во многих источниках. Однако из дореволюционной статьи я бы сделала вывод, что в какой то период проектов было два - от каждого участника, и проекты были конкурирующими. На заседании думы при обсуждении вопроса, кому же в итоге отдать право сооружения конно-железной дороги, накал борьбы между ними был таким, что стороны даже удаляли с заседания.
В итоге выбрали проект Горчакова.

конка1.jpg
конка2.jpg
19.10.1886 г.
adlet
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14.08.2022

Конка в Воронеже

#13

Сообщение adlet »

Большое спасибо! Да действительно я не заметил что это со ссылкой на проект. Это объясняет почему он отличается от того, что в итоге было построено.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#14

Сообщение Наталия Серова »

Рисунок «Конка в Воронеже», 1920-е-1930-е г.г.
(неизвестного автора)
Вложения
3829227.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конка в Воронеже

#15

Сообщение Sergey »

Билеты конной железной дороги
Вложения
IMG_2810.jpg
Ответить