Построение и освящение нового храма в селе Анне, Бобровского уезда.
День 1 июня сего 1899 г. займет в истории прихода села Анны, Бобровского уезда, самое видное место и в памяти прихожан останется навсегда, как день знаменательный и торжественный. В этот день в означенном селе совершено Преосвященным Анастасием, Епископом Воронежским и Задонским, освящение. нового каменного в честь Рождества Христова храма, сооруженного иждивением Их Сиятельств, Князя Владимира Анатольевича и Его супруги Княгини Надежды Александровны Барятинских.
Обстоятельства построения этого храма, его внешнее и внутреннее благолепие и убранство и необычная для сельского прихода торжественность освящения заслуживают особенного внимания.
— История построения нового храма в селе Анне кратна, но при своей кратности весьма знаменательна и поучительна.
Она самым лучшим образом свидетельствует нам о том отрадном явлении, что еще не иссякли в высшем классе нашего интеллигентного общества древняя вера и благочестие, что и в этом обществе есть ревнители православной воры, выражающие свою ревность по Бозе по примеру предков в храмоздании, есть благодетели и благотворители, близко принимающие к своему сердцу нужды своей меньшей братии и подающие им руку помощи во время благопотребное
► Показать
К числу таких именно лиц относятся строители нового храма в селе Анне, Бобровского узда, Князь Владимир Анатольевич и Княгиня Надежда Александровна Барятинские.
Они были инициаторами дела построения нового храма в селе Анне; они же на собственные единственно средства начали и довели это дело до благополучного конца, руководствуясь в этом святом и богоугодном деле не тщеславием или какими либо другими низменными расчетами и соображениями, а единственно своею отзывчивостью к нуждам местного православного населения, исходящею из их глубокого религиозного чувства.
Вопиющая нужда Анновцев давно заключалась в том, что их Христорождественский деревянный приходский храм от времени принимал более и более неприглядный и безотрадный вид и наводил своих прихожан на грустные размышление.
Будучи построен в 1788 году, как то значится по церковным документам и с расчетом на ограниченное число молящихся, он, с одной стороны, от давности времени пришел в такую ветхость, что со дня надень угрожал опасностью разрушения, а с другой с ежегодно увеличивающимся населением в селе Анне, не мог вмещать и половины прихожан
Теснота храма была особенно заметна в двунадесятые праздники, когда значительная часть прихожан должна была стоять за стенами его, а из стоящих во храме многие от тесноты и духоты прежде времени оставляли службу.
Видели прихожане эти существенные недостатки своего храма и с печалью прозирали в то недалекое будущее, когда они лишатся возможности слушать богослужение в своем родном храме
В предотвращение этой печальной будущности им предстояло давно уже увеличить настоящую церковь, произведя в тоже время и ее перестройку, или же строить новый храм.
Но при всем усердии и желании удовлетворить своей неотложной нужде у Анновцев все не находилось достаточно средств не только на построение нового вместительного храма, но даже на распространение и обновление существующего.
Притом голодный 1891 год, так сильно отразившийся на экономическом положении крестьян лишил их всякой надежды видеть в недалеком будущем свой храм распространенным и обновленным.
В это-то критическое и безотрадное для Анновцев время на помощь к ним явились Князь Владимир Анатольевич Барятинский и Его супруга Княгиня Надежда Александровна, имеющие в Анне свою экономию.
Они высказали почетным жителям села Анны о своем намерении построить на свои средства новый каменный храм и просили их помочь им в этом деле единственно доставкой строительных материалов на место постройки
С радостью и умиление приняли Анновцы это известие и с нетерпение ожидали осуществление на деле намерения Их Сиятельств.
Желанного осуществления не пришлось им долго ждать: вскоре составлен был, по поручению Их Сиятельств, младшим Архитектором Губернского Правления Станиславом Людвиговичем Мысловским проект нового храма и утвержден Строительным Отделением того же Правления, испрошено было 14 Августа 1892 года разрешение и благословение Его Преосвященства на предполагаемую постройку и в экономии Их Сиятельств пошли деятельный работы по заготовлению необходимых строительных материалов.
1 июня 1894 года, в день двадцатипятилетия бракосочетания Их Сиятельств, бывшим в то время местным Благочинным, ныне Настоятелем Вознесенского Нижнедевицкого собора, священником Василием Вышневским, в сослужении приходского и окрестных священников, произведена была закладка нового храма, причем радости и ликованию Анновцев не было тогда пределов,—все они от великого до малого благословляли своих благодетелей с пожеланием им и их семейству здравия и благоденствия.
После закладки дело построения нового храма пошло быстро и безостановочно, так что весною сего года он был вполне закончен внутри и снаружи и 1 июня, т. е. ровно чрез пять лет после закладки, готовился принять благодатное освящение
Таким образом в пять лет Анна украсилась замечательно изящным и вместительным храмом. Комиссия, в состав. губернского инженера А. Купинскаго, местного и. д Благочинного, свящ. Димитрия Никонова, Станового Пристава Скрынченкова и других лиц, производившая
10 Мая сего года освидетельствование сего храма нашла, что он построен прочно, хорошо, из материалов должного качества и согласно проекта, утвержденного Строительным Отделением Губернского Правления 20 Марта1892 года».
Не вдаваясь в оценку прочности устройства нового в селе Анне храма по незнакомству с техническими правилами, скажем несколько слов о его внешнем устройстве и внутреннем убранстве.
Храм сей построен в нескольких саженях к северу от старого храма, на ровном а открытом месте вблизи большой дороги на г. Бобров.
Здание храма построено в древне византийском стиле в форме правильного креста.
Верх его увенчан тринадцатью куполами, из которых один большой с двенадцатью окнами—в центре храма, четыре средних, по восьми окон в каждом, по сторонам большого, образуя собою крест, в центре которого большой купол, и по два малых купола глухих пред каждым из средних.
Над главами куполов утверждены четырехконечные позлащенные кресты, прикнопленные к кровле храма ниспускающимися от них позлащенными цепями. К храму с западной стороны примыкает четырехэтажный колокольня, высота которой с позлащенным крестом шестьдесят один аршин; высота же собственно храма в главном куполе пятьдесят три аршина; длина храма с колокольней тоже шестьдесят один аршин, а ширина в трапезной девятнадцать, а в поперечнике креста сорок аршин.
Все здание храма покрыто белым процинкованным железом, что составляет чуть ли не первое явление в деле церковного строительства в нашей епархии.
Благодаря своему топографическому положению, храм виден на весьма большое пространство, далеко блестит своими куполами и крестами и издали обращает на себе внимание своей изящной архитектурой. Внутренность храма не оставляет желать ничего лучшего
Достоинство его с этой стороны заключается в том, что в нем, не смотря на его сравнительную обширность, нет ни колонн, ни перегородок, как это в большинстве. случаев делается для поддержания куполов и сводов, не видно в нем также ни поперечных, ни продольных железных скреп, вследствие чего главный, в семь ярусов, иконостас во всей своей красе виден при входе в притвор.
Особенность этого храма заключается также и в том, что окна в нем устроены на значительной высоте от полов, что каждому приходящему в храм само собою как бы напоминает о том, что для успешной и богоугодной молитвы необходимо отрешиться от всего внешнего и сосредоточиться исключительно в том, что совершается в храме.
Нет в этом храме также и настенной живописи, которою иногда так обильно испещряют стены храма, и которая отвлекает внимание молящихся от существенного и главного в храме.
Храм имеет три престола (в ряд). Иконостасы в нем (главный в семь ярусов, и придельные в четыре яруса) сделаны в С -Петербурге В мастерской торгового дома Слонова н Виталиева; покрыты они изящной и тонкой резьбой н сіяют золотом; живопись в нихъ, исполненная лучшими художниками, так хороша и благолепна, что не оставляет желать ничего лучшего. Обращают на себя внимание металлические ажурной работы с эмалевыми украшениями хоругви (четыре), четыре прекрасных люстры, ниспускающихся из куполов, напрестольные довольно массивные кресты, богослужебные ‘сосуды п другія различные принадлежности церк. утвари. Вообще можно с уверенностью сказать, что новый храм с. Анны по своей архитектуре. и красот., по изяществу и обилию различных и утварных принадлежностей может занять самое видное место не только в ряду сельских, но и градских церквей По всему видно, что храмоздатели не жалели средств на то чтобы построенный им храм был достойвымъ жилищем Живущего в небесах Царя славы.
Общая стоимость храма, как слышно, свыше ста пятидесяти тысяч р. Одних ризничныхъ и утварныхъ принадлежностей поставлено для сего храма торговым домом Биталіева и Слонова в сумму свыше двадцати четырех тысяч, в чем мы убедились лично, просматривай опись сих принадлежностей с разценкою их стоимости.
Кроме всего сказанного храм этот для нагревания снабжен центральным отопление, что составляет, при всей желательности, совершенную редкость в наших сельских приходах. И всс это делалось в видах наибольшего удобства посещения храма теми же крестьянами села Анны, так как сам Князь Владимир Анатольевич с своим семейством вследствие службы придвор. Государыни Императрицы Марии Федоровны проживает значительную часть временем года в С.-Петербург. и только на короткое время бывает в Анн. в летнее время.
Затратив значительный капитал на построение храма, Их Сиятельства приняли также в свой счет и вс. расходы по освещению его.
Для освящения храма Их Сиятельствами был приглашен на 1 июня Преосвященный Анастасий, Епископъ Воронежский и Задонский.
Дни ожидания священного событии для Анновцев были по истине днями неописанной радости. Приблизился накояец знаменательный день—1 июня Наканун. этого дня с раннего утра в Анне стало появляться богомольцы из соседнихъ о дальних селений, а с полудня это село представляло уже самый оживленный и многолюдный пункт: все улицы были переполнены местным и пришлым народом, тянувшимся к новому храму, около которого со- сосредоточивалось все величие торжества. Вт этой многолюдной толп. только и слышны были разговоры о великолепии во бваго храма в о счастіи Анвовцевъ, им.ющихъ р.двахъ в ваше время благодетелей. В ожидании большого стечения народа предусмотрительными распорядителями торжества освящения р.шево было впускать в храм для присутстновавіа при богослужении по бесплатный билетам, которые выдавались с таким расчетом, чтобы в храм вошло столько народа, сколько могло поместиться там без нарушений порядка.
К вечеру вся огромная площадь пред храмом буквально была заполнена народом, но, благодаря ум.нію и распорядительности полиции, в этой многотысячной толп.
Не было ни какого беспорядка, в этот и ьъ дни освящения порядок во всем царил образцовой—нм шума, но давки,ни обычной толкотни п безпорядочныхъ в подобных случаях движений. Вс., как один челов.къ, были в напряженном ожидании прибытия с поездом Графско-Аннинской лини Преосвященного Анастасия, Епископа Воронежского и Задонскаго. Наконец около семи часов вечера мирные
удары в большой (303 пуда) колокол с новой колокольни возвестили, что подъезд приближается к станции <Анна>.
Народ оживился и устремил свои взоры но направлению к станции. Не прошло десяти минут, как ударплп во вс. колокола, н вскор. Владыка подъехать к старому Христо рождественскому храму и вошел в оный в сопровождения князя Владимира Анатольевича, Кафедральный Протоиерея I. Адамова, и. д. м.стнаго Благочинного и м.ствыхъ сельских властей. Владыка вошел в алтарь, приложился к св. Престолу и, узнав здесь, что все готово к освящению, несмотря на свое утомление в заметное недомогание, немедленно,
в сопровождении храмоздателей и многочисленного духовенства, направился в новый храм, где. и началось торжество оевнщенія служение всенощного бд.нія. Служба совершалась обновлению храма и Рождеству Христову.
На литию и величание Его Преосвященство выходил сам при участи кафедральный протоиерея I. Адамова,священников: Георгия Алферова,Николая Егорова, Василия Выш-невсваго, Димитрія Кононова (и. д. м.стнаго Благочинного), Николая Шакина, Петра Попова и иеромонаха Иннокентия.
Сонм священнослужитель, во глав. с Его Преосвященствомъ, въ праздничных облачение, вечернее освещение от четырех больших люстр и множество горящих св. Чей, симметричное расположение на особом стол.
Вещей, приготовленных для освящения храма, вид величественного позлащенного иконостаса, стройное п.ніе м.стнаго (см.шаннаго) хора, од.таго в нарочито изготовленную к этому дню парадную форму, производило па молящихся глубокое впеча тл.ніе п возбуждало особенное молитвенное настроение. Всенощное бдение окончилось в начале одиннадцатого часа. Как велико было на этот раз стечение народа, отчасти можно судить потому, что местный о. д. Благочинного, свящ. Д.Никонов, помазывавший народ освященным елеем, совершал таковое далеко за полночь и все же не успел помазать всех. По окончании всенощного бдения Его Преосвященство, сделав некоторые указания и распоряжения относительно следующий дня,посетил Их Сиятельств и сопровождении послкдних прибыл на ночлег в приготовленную для него квартиру во флигель Их Сиятельств.
На следующий день, 1 июня, густые массы народа с раннего утра стали стекаться ко храму. Для удовлетворения их религиозных чувства в пять часов утра отслужена была свящ.с. Мпхайловки Корыстиным литургия за которой священник с.
Малаго Мартина Феодор Раевский произнес приличное случаю и весьма назидательное слово.
Вт 8 часов в новом храме во время так называемого перезвона колоколов совершено было освящение воды.
В 81/2 часов начался звон в большей колокол к освящению храма и литургии. Тогда 2 в прибыли в храм с Князем Владимиров Анатольевичем, г. Начальник Губернии Павел Александрович Слепцов и Управляющий Юго-Восточными ж. дорогами Василий Александрович Введенский. Ровно в девять часов прибыл в храм и Владыка.
По обычной встрече и после молитв, положенных пред облачением, Его Преосвященство облачился на особом возвышении, при пении певчими псалмов, при чем поверх саккоса надел особо изготовленную шелковую <срачицу>.
Необычно было все это, особенно для простого народа, и взоры всех обращены были на Архипастыря.
Заметно было на людях всех приятное и радостное ожидание чего-то особенного. Особенно в благоговейно радостном настроении были храмоздатели, видевшие, что все их труды и хлопоты по устроению храма увенчались полным успехом и приходят к вожделенному концу.
Па средину храма вышли вышепоименованные протоиерей и священники и с благословением и в сопровождении Его Преосвященства перенесли в алтарь стол с принадлежностями освящения и начался чин освящения главного престола в честь Рождества Христова, совершаемый в строгом порядке., по чиноположению св. церкви, с полным благоговенье и подобающею торжественностью.
По освящении престола, по окроплении святынь храма св. Водою и по помазании оных св. Миром крестный ход, в котором кром. Служащих с Его Преосвященством ирнняли участие многие из со с.днихъ іереевъ, отправился в старую церковь за св. Мощами, с которыми медленно и торжественно, совершено было обхождение вокруг нового храма при громадном количеств. стоявшего около него народа, не смотря на то, что в это время шел дождь.
Привнесение мощей в новый храм и положеніемъ их йодъ престолом в уготованном для них ящик. закончилось освнц/свіе храма,
длившееся около двух часов. Вслед за сим Его Преосвященством в сослужении т.хъ же священников совершена была литургия , за которой посл. запрачастваго стиха свящ. с. Тойды Алексий Автовомовъ произнес ниаепом.щаемое слово.
По ововчапіи литургіи совершено было благодарственное молебно. пение, закончившееся многолетие Государю Императору и всему
царствующему дому, св. Синоду,Преосвященному Анастасию, строителям а благоукраснтелям храма и всём православным христианам. Этим во втором часу по полудни и закончилось собственно церковное торжество.
Но, несмотря на такую продолжительность богослужение об усталости ни помину не было, масса самого разнообразного народа как в храме, так и вне оного, не смотря на ненастную погоду, не спешила расходиться в ожидании выхода из храма Его Преосвященства. Разоблачившись в алтаре. и преподав благословение каждому из бывших во храме,
Владыка вышел на паперть и здесь по своему обыкновению благовествовать при всяком случае посещения своей паствы обратился к стоявшему здесь во множестве народу с словом назидания, в котором прежде всего выразил свое удовольствие по поводу благолепия и благоустройства нового храма, выяснил звачение храмов, как места особого присутствия Божия, с приглашение неленостно посещать оные,приглашал жителей с. Анны в благодарности к храмоздателем, каковую выражать молитвою о здравии и благоденствии их и их семейства и в заключение просил продолжить заботы Их Сиятельств об удовлетворении их религиозный нужд построение здания дли церковной школы, где бы их дети воспитывались в началах православной христианской веры и нравственности. За сим, по предании общего благословения и благословения, Владыка в два часа прибыл в свою квартиру, а отсюда в дом Их Сиятельств, где любезными и радушными хозяевами предложен был Его Пресвященству и служившим с ним сторонний священникам обед, за которым присутствовали г. Начальник Губернии и другие люди. Радость и довольство храмоздателей по случаю благополучно совершавшегося освящении храма
не поддается описанию. В довершение радости Их Сиятельства удостоились милостиво получить поздравительную телеграмму от Ея Императорского Величества, Государыни Императрицы Марии Феодоровны.
По окончании обеда Владыка простился с хозяевами и в 6 часов вечера того же дня в особом вагоне отбыл в г. Воронеж, поручив освятить на следующий день придельные престолы кафедральному протоиерею Иоанну Адамову с местным и. д Благочиннаго, св. Д. Никоновым.
По отбытии Его Преосвященства началось всенощноное бдение, совершенное равноапостольскому св. князю
Владимиру и мученице Надежде; на следующий же день 2 июня освящены была Настоятелем Нижнедевицкого собора, священником Васильевичем Вышневским, при сослужении четырех священников, в 6 сч. утра южный придел в память св. мученицы Надежды, а в 9 часов кафедральный протоиереем Иоанном Адамовым, при участии 6 священников,правый придел во имя св. князя Владимира, за сим совершена была литургия, молебен св. князю Владимиру и мученице Надежде, закончившийся обычным многолетием. Литургиею было произнесено слово местный священником П. Поповым. Стечение народа и в этот день было весьма многочисленное ]). Певчие местные под управлением регента *) *) Народ наш, благодарение Богу, слишком отзывчив и внимателен к религиозным событиям и торжествовать перкип.
Стечение народа из ближайших и отдаленных селений на престольные праздники, а в особенности на освящение храмов, всегда сопровождается пожертвованиями по садам и Андреевсваго военного собора в С.-Петербурге г. Полякова, нарочито приглашенного ко дню освящения Их Сиятельствами, также стройно и с таким же воодушевление пели, как и в первый день, чем не мало способствовали
торжественности богослужения, за что по справедливости получили щедрую благодарность (вещами и деньгами) от Их Сиятельств.
Всём участникам торжества 2 июня из духовенства предложено было обильное угощение в квартире управляющего Аннинским именим Их Сиятельств, а простому народу <И собор велий ядый, и пия и веселися на площади пред Господемъ Богом нашим> подобно древнему Израилю, «и идоша кийждо в домы своя радующеся, весельем сердцем о благих, яже сотвори Господь людем своим>.
(3 Ц8, 65).
Так закончилось торжество освящения храма. Село Анна долго не забудет этих торжественных дней.
Пожелаем с своей стороны процветания новому храму во славу Божию и в утешение верных сынов церкви, а строителям и украсителям
его здравия и благоденствия на многие годы. Да ниспошлет Господь на них и их потомство свое небесное благословение и да будет память о них в роды родов! Георгий Алферов. Священник средства**в храмы Божии. Стечение народа не осталось безплодным и для нового храма села Анны. Мы сами были свидетелями, как при освящение храма народ усердно жертвовал на храм деньгами и вещами.
В установленное время Его Сиятельство, как местный церковный староста, обходил с тарелкою храм во время литургии и, по учете оказалось, что им собрано 1800 рублей кроме сего много пожертвовано полотном, хлебом
Воронежские епархиальные ведомости за 1899 номер 13 стр 565- 577