Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Кафедральный собор Вознесения Господня - Елец (Липецкая область), Красная площадь, 1
Вознесенский храм в Ельце - один из самых высоких и больших в России, яркий представитель официального русско-византийского стиля в архитектуре.
Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве, при этом император повелел объявить архитектору "за красоту сего проекта [Вознесенского храма] монаршее благоволение". Строился храм 44 года, на пожертвование елецких купцов и горожан, открытие и освящение состоялось в 1889 году.
При подъезде к городу по трассе М4 храм виден с очень большого расстояния, да и с любого направления тоже:
------------------
Связанные темы:
Елец. Часовня Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского
Вознесенский храм в Ельце - один из самых высоких и больших в России, яркий представитель официального русско-византийского стиля в архитектуре.
Построен по проекту известного архитектора К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве, при этом император повелел объявить архитектору "за красоту сего проекта [Вознесенского храма] монаршее благоволение". Строился храм 44 года, на пожертвование елецких купцов и горожан, открытие и освящение состоялось в 1889 году.
При подъезде к городу по трассе М4 храм виден с очень большого расстояния, да и с любого направления тоже:
------------------
Связанные темы:
Елец. Часовня Вознесения Господня, Николая Чудотворца и Димитрия Ростовского
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Высота собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Размещается на Красной площади — центральной части г. Ельца:
Интересный факт, почерпнутый из книги Клокова, Найденова, Новосельцева "Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце":
Подрядчиком на каменные работы первоначально подрядился липецкий купец Фаддей Шилов. Однако в процесс закладки фундамента вмешался архитектор Вальпреди, под наблюдением которого велось строительство. Он усомнился в способности подрядчика вести такую крупную стройку, так как устройство фундамента было организовано по старинке: в траншею забрасывался бутовый камень и заливался известковым раствором. Для такого громадного здания требовалось явно боллее прочное устройство фундаментов. Вальпреди остановил работы, приказал выбросить из траншей весь бут и стены фундаментов возводить из тесаного "возового" камня. Шилов от дальнейших работ был отстранен. Вскоре он заключил новый договор - на этот раз с братией елецкого мужского монастыря на возведение каменного Троицкого собора, и хотя постройка была значительно меньше Вознесенского собора, она рухнула после возведения сводов. После этого Фаддей Шилов коропостижно скончался. А на строительстве Вознесенского собора его место занял Макар Платонов, крестьянин Владимирской губернии, который оказался искусным мастером. Вместе с сыном он вел кладку собора, завершив её устройством куполов в 1873 году.
Была также предусмотрена колокольня, запроектированная на 7 метров выше креста главного купола.
Колокольня, увы, осталась недостроенной - из пяти ярусов было выстроено лишь два. Колокола временно повесили на деревянной звоннице, установленной перед входом, и эта временная колокольня просуществовала до 1933 года. Всего было 16 колоколов, самый большой весил 16 пудов.
Ежегодно на постройку храма расходовалось по миллиону штук кирпича, и заводы с трудом справлялись с заказом. Для производства кирпича был даже устроен специальный кирпичный завод.Интересный факт, почерпнутый из книги Клокова, Найденова, Новосельцева "Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце":
Подрядчиком на каменные работы первоначально подрядился липецкий купец Фаддей Шилов. Однако в процесс закладки фундамента вмешался архитектор Вальпреди, под наблюдением которого велось строительство. Он усомнился в способности подрядчика вести такую крупную стройку, так как устройство фундамента было организовано по старинке: в траншею забрасывался бутовый камень и заливался известковым раствором. Для такого громадного здания требовалось явно боллее прочное устройство фундаментов. Вальпреди остановил работы, приказал выбросить из траншей весь бут и стены фундаментов возводить из тесаного "возового" камня. Шилов от дальнейших работ был отстранен. Вскоре он заключил новый договор - на этот раз с братией елецкого мужского монастыря на возведение каменного Троицкого собора, и хотя постройка была значительно меньше Вознесенского собора, она рухнула после возведения сводов. После этого Фаддей Шилов коропостижно скончался. А на строительстве Вознесенского собора его место занял Макар Платонов, крестьянин Владимирской губернии, который оказался искусным мастером. Вместе с сыном он вел кладку собора, завершив её устройством куполов в 1873 году.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Собор играет важную роль в силуэте города, подчёркивая его центр, и виден почти из любой точки города.
... с улицы Коммунаров. Ось этой улицы с осевой линией собора увязал известный воронежский архитектор Вальпреди, под наблюдением которого строился храм, он же произвел разметку фундаментов:
... от реки Тихая Сосна:
... с Введенского спуска:
... с улицы Пушкина:
... с улицы Маяковского:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Собор на дореволюционных открытках:
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Вид с высоты, 1970-е.:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Недостроенная колокольня служит притвором храма:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
В наружном оформлении - стилизованные формы русского и византийского зодчества, в их числе - аркатурный пояс, килевидные кокошники, наличники. Карниз - из белого веневского камня:
Высокие узкие окна в стиле классицизма:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Храмовые барельефные иконы:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
На сегодняшний день собор имеет три зала — летний, зимний и нижний. С 1874 года ведущим архитектором по внутренней отделке Вознесенского собора был назначен московский архитектор Александр Каминский. Ему же принадлежит проект главного иконостаса храма - трехярусного, нижний ярус из позолоченного резного дерева, а два верхних - лепные.
В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Выполненные в соборе росписи (летнего храма) сохранились, в основном, без подновления. Но стены зимнего храма и притвора оставались нерасписными - росписи и покраска в них были выполнены только при восстановлении собора в 1956-1957 гг.
В целом собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников — передвижников К. В. Лебедева и А. И. Корзухина.
Выполненные в соборе росписи (летнего храма) сохранились, в основном, без подновления. Но стены зимнего храма и притвора оставались нерасписными - росписи и покраска в них были выполнены только при восстановлении собора в 1956-1957 гг.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
На северных и южных дверях сохранился красивый кованый узор, проект дверей также принадлежит Каминскому:
Ограда вокруг собора была поставлена в 1957 году, проект архитектора Лоренса:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
На 2010г. часть стен очищена от слоев старой краски. А вообще, исторически цветовое решение было таким: храмовая часть - белая, трапезная и притвор оставались краснокирпичными; в 1970-х весь собор был выкрашен в привычный современникам зеленый, и стех пор несколько раз возобновлялась в этом же цвете.
Вид со ступеней крыльца:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Захоронения священнослужителей на территории собора:
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Собор был закрыт в 1934 году - прямо в храме была организована добыча цветного металла из храмовой утвари, "обработанное" резное дерево отвозилось в елецкую тюрьму на топку. Через это прошли и деревянные иконостасы собора, включая знаменитый позолоченный уникальный резной балдахин. Уничтожено было много всего: мраморные всходы к иконам, балюстрада солеи из черного бельгийского мрамора, огромная бронзовая с позолотой люстра ... Колокола со звонницы сняты под лозунгом "Перельем колокола на тракторы". Позже в помещениях храма было устроено зернохранилище, кулинарный цех, бондарная мастерская. У входа даже стоял памятник Сталину:
Здание Вознесенского собора было возвращено в 1947 году, после многочисленных обращений ельчан. Храм тогда находился в плачевном состоянии:
В 1948 году собор был поставлен под охрану как памятник культуры. В 1950-х проведены ремонтные и восстановительные работы.- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
Сегодня Вознесенский собор продолжает оставаться духовным центром города и одной из главных его достопримечательностей:
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
- может, про эту часовню идет речь в заметочке газеты Коммуны от 2 апреля 1968 года?
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
grm3, да, совершенно верно. Спасибо за интересную заметку.
Еще одна фотография:
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня
В Ельце обсуждают вопрос о «воссоздании» соборной колокольни, которая никогда не была построена
В Липецкой области, кажется, вошли во вкус: еще бы, на восстановление усадеб, церквей, часовен, кинотеатров и жилых домов XIX века из областного и федерального бюджетов за последние пять лет было выделено порядка миллиарда рублей. В Ельце – жемчужине Липецкой области – на учете 350 объектов культурного наследия. По мнению специалистов, которые занимались проектом предмета охраны исторического поселения, в Ельце около 1600 объектов, которые представляют несомненный культурный, исторический интерес, и которые необходимо сохранить. За последние три года в Ельце проделали огромную работу: в Знаменском монастыре отреставрировали белокаменную лестницу, полностью восстановлена Успенская церковь и приступили к Вознесенскому кафедральному собору. А вот с главным храмом города может получиться трагикомическая история из серии «Константин Тон – лучшие посмертные работы». Местные руководители госохраны памятников ставят вопрос о постройке того, чего никогда не было - колокольни Вознесенского собора.
Это не мои слова, а почти дословная цитата из недавнего выступления в СМИ начальника отдела по сохранению культурного наследия Управления культуры и искусства Липецкой области Михаила Рязанцева: «Мы хотим поднять вопрос о воссоздании колокольни Вознесенского кафедрального собора, о завершении идеи Константина Тона».
Уж сколько раз хотелось поверить, что нынешнее поколение российских градостроителей научилось бороться с позывами исправлять «ошибки истории» и осознало, что история и есть та самая ценность, которую надо охранять, а не бороться с нею. Но нет же.
127 лет простоял Вознесенский собор, а теперь далекие потомки Константина Тона хотят довести его проект до ума. То есть построить то, чего никогда не было. Ведь елецкая соборная колокольня никогда не была закончена, и собор в XIX столетии освящали без нее, и в памяти нескольких поколений запечатлен именно тот облик и образ Ельца, который он без этой колокольни имел и имеет. К счастью, решение этого вопроса в Липецкой области происходит все же не без размышлений. Над этим, Как объясняет в интервью «Русской Планете» Михаил Рязанцев: «С одной стороны, у Ельца есть уже привычный для многих силуэт города. С появлением колокольни он изменится. Надо ли менять этот облик? С другой стороны, это великий русский архитектор Тон. Может быть, у Ельца должно быть другое лицо. Конечно, этот вопрос будет решаться на научно-методическом совете при министерстве культуры — это большая федеральная задача».
Одного взгляда на авторский проект и на современную панораму Ельца, впрочем, достаточно, чтобы сказать, что большая федеральная задача – всего этого не допустить.
Как выясняется, в липецких органах власти под этот проект подводят еще и невероятную идеологическую базу: "А быть может, именно завершив идею Тона, мы тем самым закончим гражданскую войну — воссоединим эпохи в этой колокольне".
Пока что липецких ревнителей небывалой старины, кажется, останавливает тот факт, что с тоновским проектом они до конца не разобрались. Михаил Рязанцев не нашел пока точного ответа: «Мы расходимся во мнении: 115 — то ли метров, то ли аршин. Если аршин, то колокольня будет высотой порядка 83 метров. Если метров, то 115 метров — это одно из самых высоких храмовых зданий в России». Можно посчитать еще в локтях, ладонях и футах, даже страшно предположить какие именно получатся тогда результаты. Очевидно, подход «мы обгоним всех на свете» к сохранению исторических городов неприменим. Поскольку в результате они перестают быть историческими.
Александра Меркулова, по материалам hraniteli-nasledia.com 21.03.2016
В Липецкой области, кажется, вошли во вкус: еще бы, на восстановление усадеб, церквей, часовен, кинотеатров и жилых домов XIX века из областного и федерального бюджетов за последние пять лет было выделено порядка миллиарда рублей. В Ельце – жемчужине Липецкой области – на учете 350 объектов культурного наследия. По мнению специалистов, которые занимались проектом предмета охраны исторического поселения, в Ельце около 1600 объектов, которые представляют несомненный культурный, исторический интерес, и которые необходимо сохранить. За последние три года в Ельце проделали огромную работу: в Знаменском монастыре отреставрировали белокаменную лестницу, полностью восстановлена Успенская церковь и приступили к Вознесенскому кафедральному собору. А вот с главным храмом города может получиться трагикомическая история из серии «Константин Тон – лучшие посмертные работы». Местные руководители госохраны памятников ставят вопрос о постройке того, чего никогда не было - колокольни Вознесенского собора.
Это не мои слова, а почти дословная цитата из недавнего выступления в СМИ начальника отдела по сохранению культурного наследия Управления культуры и искусства Липецкой области Михаила Рязанцева: «Мы хотим поднять вопрос о воссоздании колокольни Вознесенского кафедрального собора, о завершении идеи Константина Тона».
Уж сколько раз хотелось поверить, что нынешнее поколение российских градостроителей научилось бороться с позывами исправлять «ошибки истории» и осознало, что история и есть та самая ценность, которую надо охранять, а не бороться с нею. Но нет же.
127 лет простоял Вознесенский собор, а теперь далекие потомки Константина Тона хотят довести его проект до ума. То есть построить то, чего никогда не было. Ведь елецкая соборная колокольня никогда не была закончена, и собор в XIX столетии освящали без нее, и в памяти нескольких поколений запечатлен именно тот облик и образ Ельца, который он без этой колокольни имел и имеет. К счастью, решение этого вопроса в Липецкой области происходит все же не без размышлений. Над этим, Как объясняет в интервью «Русской Планете» Михаил Рязанцев: «С одной стороны, у Ельца есть уже привычный для многих силуэт города. С появлением колокольни он изменится. Надо ли менять этот облик? С другой стороны, это великий русский архитектор Тон. Может быть, у Ельца должно быть другое лицо. Конечно, этот вопрос будет решаться на научно-методическом совете при министерстве культуры — это большая федеральная задача».
Одного взгляда на авторский проект и на современную панораму Ельца, впрочем, достаточно, чтобы сказать, что большая федеральная задача – всего этого не допустить.
Как выясняется, в липецких органах власти под этот проект подводят еще и невероятную идеологическую базу: "А быть может, именно завершив идею Тона, мы тем самым закончим гражданскую войну — воссоединим эпохи в этой колокольне".
Пока что липецких ревнителей небывалой старины, кажется, останавливает тот факт, что с тоновским проектом они до конца не разобрались. Михаил Рязанцев не нашел пока точного ответа: «Мы расходимся во мнении: 115 — то ли метров, то ли аршин. Если аршин, то колокольня будет высотой порядка 83 метров. Если метров, то 115 метров — это одно из самых высоких храмовых зданий в России». Можно посчитать еще в локтях, ладонях и футах, даже страшно предположить какие именно получатся тогда результаты. Очевидно, подход «мы обгоним всех на свете» к сохранению исторических городов неприменим. Поскольку в результате они перестают быть историческими.
Александра Меркулова, по материалам hraniteli-nasledia.com 21.03.2016
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Елец. Вознесенский собор
Взято из "Исторического квартала", вып. 7, 2017 г.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж