Страница 2 из 3

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 10 янв 2018, 07:06
Наталия Серова
25 ноября 1843 года Государь Император Николай I утвердил представленный ему архитектором Константином Андреевичем Тоном (1794-1881) проект Вознесенского собора города Ельца Орловской (ныне Липецкой области) губернии. В резолюции Он "повелел объявить архитектору Константину Тону за красоту сего проекта монаршее благоволение". 22 августа 1845 года торжественный звон-благовест всех семнадцати елецких церквей возвестил о закладке крупнейшего храма Ельца - Вознесенского собора. Главным строителем был назначен И.Г. Петров, его помощниками - И.И. Попов и И.И. Уклеин. Для надзора за ходом строительства был приглашен известный архитектор академик Иван Иванович Вальпреди. Высота собора с крестом 74 метра. Строительство храма велось 44 года.

На сегодняшний день собор имеет три зала - летний, зимний и нижний. Летний с тремя приделами: главный - в честь Вознесения Господня, правый - в честь Казанской иконы Божией Матери, левый - в честь благоверного князя Александра Невского. Зимний с двумя приделами: правый - в честь святителя и чудотворца Николая Мир Ликийского, левый - в честь святителя Димитрия митрополита Ростовского. Нижний с тремя приделами - центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери, правый - в честь святителя Тихона, епископа Задонского, левый - в честь святителя Митрофана епископа Воронежского. Собор также имеет известность и тем, что до 1982 года здесь нес пастырское послушание архимандрит Исаакий Виноградов - наш современник, известен в духовных кругах России и за рубежом как высоко-духовный пастырь Церкви Христовой. В настоящее время готовятся документы для Его канонизации в лике святых РПЦ.

---

Собор расположен на высоком крутом берегу реки Быстрой Сосны, открывается при подъезде к Ельцу издалека, особенно величественно смотрится с противоположного берега реки, со стороны Засосенской части города. Собор играет важнейшую роль в силуэте города, подчёркивая его центр. Здание удивляет размерами: высота Собора вместе с крестом составляет 74 метра, длина 84 метра, ширина 34 метра. Говорят, что в России больше его по величине лишь Исаакиевский собор в Петербурге. В старину на месте собора находилось кладбище и церковь Св. Кирика и Улиты, а на месте колокольни собора стояла Успенская церковь, которая теперь расположена на углу улиц Карла Маркса и Советской.

Строился собор 44 года, а пожертвования на него собирались прежде 75 лет, аж с 1815 года методом «снуровой книги», то есть прошнурованной, как тогда было заведено. Но собор так и остался неоконченным: колокольня, запроектированная на 10 метров выше основания купола, осталась недостроенной. Вознесенский собор состоит из кубовидного четверика, увенчанного пятью главами, имеющими луковичную форму и покоящимися на восьмигранных световых барабанах; из трапезной и недостроенной колокольни. Алтарная часть Вознесенского собора имеет три полукруглые апсиды. Храм — четырехстолпный, одноэтажный. В наружном оформлении здания архитектор применил стилизованные формы русского и византийского зодчества, принятые для небольших древнерусских храмов. В их числе аркатурный пояс, килевидные кокошники, колонны-дудочки, наличники в виде ромашек. В то же время узкие высокие окна являются элементами классицизма. Внутренность Вознесенского собора украшает трехъярусный иконостас из золоченого резного дерева, изготовленный по проекту московского архитектора А.В. Каминского. Ученик К.А. Тона Каминский был главным строителем Елецкого собора.

В целом Елецкий Вознесенский собор является огромной художественной экспозицией; только в храмовой части насчитывается более 220 стенных росписей, живописных полотен, иконописных работ, большинство из которых принадлежит кисти выдающихся русских художников - передвижников К.В. Лебедева и А.И. Корзухина.

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 10 янв 2018, 07:06
Наталия Серова
Строительство нового Вознесенского собора в Ельце представляет собой торжественную эпопею, просящуюся на страницы романа. В нём нашлось бы место живописанию множества красивых человеческих судеб, напрямую связанных с грандиозным елецким храмом. Первое документальное упоминание о Вознесенском храме на Красной площади относится к 1691-1693 годам. В писцовой книге 1678 года сведений о нём ещё нет, то есть следует предположить, что первый, деревянный Вознесенский храм был построен в 1680-х годах. Это кажется весьма вероятным, если не забывать, что в 1682 году в Русской Церкви появилась новая Воронежская епархия (Елец был отнесён к ней), а при первом воронежском архипастыре - святителе Митрофане - по всей епархии активно строились церкви: их общее число в пору его архиерейства далеко превысило две сотни. В 1764 году на месте деревянной церкви возвели каменный Вознесенский храм, в 1772 году получивший, за теснотой старого Воскресенского собора, соборный статус. Но уже в начале ХIХ века и Вознесенский собор перестал удовлетворять нуждам ельчан. В 1800 году заговорили о необходимости строить новый собор, в 1824 году был представлен первый проект, "итальянский", вскоре заброшенный; в 1841 году - второй проект (в "византийском и отчасти в итальянском вкусе"), отклонённый Комиссией проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий, которая предписала при составлении следующего варианта ориентироваться на "чертежи, изданные академиком Тоном". Ктитор Вознесенского собора купец И.Г. Петров поступил решительно - не желая удовлетворяться тоновскими "образцовыми проектами", он отправился напрямую в гости к Константину Андреевичу и уговорил его заняться елецким соборным храмом лично.

В 1843 году проект был готов. В 1845 году состоялась закладка Вознесенского собора. Присутствовавшие при сем высокоторжественном событии вряд ли предполагали, что многим из них не доведётся увидеть храм освящённым. Одних ктиторов за время строительства сменилось трое - место И.Г. Петрова, умершего в 1862 году, занял его племянник А.П. Петров, а в 1870 году, опять же за кончиной последнего, руководство работами взял в свои руки его сын, Александр Александрович. Не всё шло гладко. Уже до закладки собора его чуть-чуть "передвинули" относительно первоначального плана - орловский губернатор внял просьбе духовенства старого Вознесенского храма, желавшего сохранить храмовую часть постройки, дабы продолжить в ней совершение богослужений. Это "самовольство" вызвало протест городского архитектора - впрочем, ни к чему не приведший: губернаторское решение осталось в силе. В первый же год строительства от работ отстранили подрядчика: уже при устройстве фундамента выяснилось, что его методы окончательно устарели и не дают зданию требуемого запаса прочности. Позже, когда приступили к росписи главного храма, меняли и автора фресок: известный передвижник А. Корзухин не угодил заказчику, и завершал роспись Клавдий Лебедев. Хроника "проявления" громадного Вознесенского собора в городском пространстве Ельца такова: в 1853 году была "вчерне совершенно окончена" трапезная; в 1855 году освятили оба её придела; к 1861 году до карниза поднялись стены главного храма; в 1872 году уже имелись купола над ним; в 1877 году началась его отделка. С 1874 года главным "контролёром" строительства выступил известный архитектор А.С. Каминский; он же спроектировал великолепный иконостас, который и ныне производит неизгладимое впечатление.

21 августа 1889 года епископ Орловский Мисаил (Крылов) в сослужении многочисленного духовенства освятил Вознесенский собор. Это был день великой радости ельчан - храм тогда не смог вместить всех желающих; те, кому не посчастливилось попасть в него, заполонили всю Красную площадь. А колокольня так и осталась недостроенной... Новопостроенный Вознесенский собор превратился в центр жизни Ельца, особенно после учреждения в составе Орловской епархии Елецкого викариатства. Богослужения здесь отличались особой торжественностью, местные епископы храм очень любили и гордились им, горожане с охотой шли в богато украшенный собор, в котором дух захватывало от его простора, высоты, святынь, торжественного главного иконостаса. Впрочем, в храме не только молились, здесь и "образовывались", и приобщались к культуре, и занимались социальным служением. Уже в 1890 году при соборе открылась церковно-приходская школа. Поначалу занятия проходили в цокольном этаже, но теснота помещения сильно ограничивала возможность обучения. На помощь, как водится, пришли благотворители - в 1895 году А.Н. Стукалова передала под школу свой двухэтажный дом. Немалую известность имел соборный хор. К слову, с 1915 года им руководил И.М. Зизюкин, первый учитель музыки знаменитого в будущем советского композитора Тихона Хренникова. Но вскоре тихая и размеренная богослужебная жизнь главного городского собора взметнувшегося над рекой Быстрая Сосна сменилась настоящей бедой, начавшейся после Октябрьской революции 1917 года. В 1922 году развернулась по стране кампания по "изъятию церковных ценностей", не обошедшая стороной и елецкий собор. Впрочем, пока это были цветочки. Главное - храм продолжал действовать в городе, быстро лишавшемся своих церквей: их закрывали, а то и уничтожали одну за другой. Продолжал действовать Вознесенский собор,но не без трудностей и не без большевистских пакостей и угроз. В 1929-1930 годах его временно закрыли: поставленный в 1929 году на Елецкую кафедру архиепископ Сергий (Зверев) стал служить в Богородице-Рождественском храме в Аргамачной слободе, туда же пошли и прихожане Вознесенского храма. Через год, благодаря многочисленным просьбам верующих, собор всё-таки открыли. Увы, ненадолго.

Вероятнее всего, в 1933 или 1934 году Вознесенский собор перестал функционировать и стал использоваться как зернохранилище, богослужения с тех пор совершались в тёплой трапезной. Тогда же, в 1933 году, соборная звонница лишилась всех колоколов, отправленных на переплавку. А в 1938 году Вознесенский собор был окончательно закрыт. Вот тут-то и началось настоящее "изъятие": прямо в храме в установленных здесь четырёх ваннах с кислотой работницы смывали золото с иконостасов и киотов, свезённых сюда из елецких храмов. Между тем уже с 1943 года верующие возобновили хлопоты о возвращении собора к нормальной богослужебной деятельности. Они рассылали в вышестоящие инстанции письма, живописующие отсутвие провозглашённой Конституцией "свободы веры" в Ельце, где остался единственный действующий храм - тесная Казанская церковь на городском кладбище. И вновь они добились своего - в 1947 году их просьба была удовлетворена. Правда, получили они собор в ужасном состоянии: "Вся крыша на трапезной церкви уничтожена, пол мозаичный повреждён автомашинами, рамы оконные на громадной высоте, ни престолов, ни иконостасов, никакой утвари нет..." Тем не менее, радости горожан не было предела, всем миром они принялись за приведение храма в порядок. В 1954-1958 годах настоятелем храма был иеромонах Сергий (Петров). Его стараниями был осуществлён капитальный ремонт собора. Он же мужественно защищал свой собор, не страшась писать гневные письма сильным мира сего: "Наш собор известен на весь мир как памятник истории и культуры... - вот цитата одного из них. - А отношение к нему местных организаций очень прохладное... Подвалы собора превращены в овощехранилище всех видов, вплоть до чеснока, запах которых проникает в летнюю часть собора и плохо действует на краски уникальных произведений академиков Корзухина и Лебедева..." В 1958 году иеромонаха Сергия (Петрова) сменил архимандрит Исаакий (Виноградов). Более чем тридцатилетнее его настоятельство обозначило целую эпоху в истории Вознесенского собора: именно отец Исаакий спас храм от закрытия в 1962 году, в пору хрущёвских гонений на Церковь, именно он совершил несколько серьёзных ремонтов, практически вернувших собору первоначальный вид, именно он сплотил вокруг себя приходскую общину в которой батюшку называли "нашим золотцем".

В 1950 - 1990-е годы Вознесенскому собору выпала счастливая, но и особо ответственная судьба - во всеобщем упадке он оставался действующим и окормлял многочисленных елецких верующих, несмотря на все гонения в то время на Церковь. В новейшее время Вознесенский собор фактически возглавил деятельность по восстановлению и исправлению православной жизни в древнем Ельце. Нужно было поднимать из развалин передаваемые верующим один за другим елецкие храмы, заниматься православным вовпитанием и образованием. Уже в 1991 году при Вознесенском соборе начала работать воскресная школа, ставшая ростком, в 1995 году давшим жизнь Елецкой православной гимназии в честь святителя Тихона Задонского. В 2003 году, с образованием самостоятельной Липецкой и Елецкой епархии, Вознесенский собор вернул себе статус кафедрального храма. С 2013 года он - после 75-летнего перерыва - главный храм возрождённой в составе Липецкой митрополии Елецкой епархии.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №157, 2015 г.

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 10 янв 2018, 07:07
Наталия Серова
Елецкий Вознесенский собор - образец стиля, занимавшего господствующие позиции в 1840-х годах и, в различных вариациях, не сдававшего их до революции 1917 года. Перед нами грандиозный четырёхстолпный куб (высота - 74 метра, длина - 84 метра, ширина - 34 метра) с трёхчастной апсидой с востока и одноэтажной трапезной с запада. К трапезной пристроены два яруса так и не оконченной колокольни; вход осуществлялся через "пассеистическое" крыльцо с сенью. На четырёхскатной крыше - традиционное пятиглавие с огромным центральным куполом и четырьмя, чуть поменьше, боковыми. В оформлении - громкое эхо древнерусского и византийского храмового зодчества. В основании восьмигранных барабанов и по верху основного кубического объёма идут пояса килевидных кокошников; барабаны увенчаны луковичными главками. По углам - пучки трёхчетвертных колонн. Что там говорить - стилизация вышла весьма изящная. Но... в классической правильности и выверенности расположения декоративных элементов всё-таки слышится так и не побеждённый до конца классицизм. И это обыкновенная история для всяких стилизаций, ибо стилизациями занимаются мастера, выросшие в совершенно иных творческих условиях. Тот же Тон, чьим учителем был А.Н. Воронихин - признанный адепт классицизма.

Пятиглавие Вознесенского собора абсолютно симметрично. В центре - восьмигранный барабан с большой главой; по сторонам - точно такие же, но уменьшенные восьмигранные барабаны с главами. Несущественное различие - только в декорировке: окна с полуциркульными завершениями, прорезанные в центральном барабане, снабжены карнизами, которые звучат эхом кокошников в основании барабанов. В остальном всё одинаково: пояса ширинок в верхней части; рёбра, выделенные тройными трёхчетвертными колонками. В нижней части храм мы видим те же тройные трёхчетвертные колонки да пояс, разделяющий два уровня основного куба. Он как бы опирается на колонки и формально представляет собой антаблемент: по большей части всё-таки элемент классической архитектуры, с которой так боролся Тон. Основные окна Вознесенского собора имеются в верхней части главного куба со всех четырёх сторон (частично-ложные), в стенах трапезной (по три - с юга и севера) и в апсидах. Дополнительные - в барабанах и "втором ярусе" притвора. Основные окна однотипны (в центре фасадов они являются сдвоенными). Немалого размера, они снабжены мощными наличниками с трёхчетверными колонками по бокам и барочными завешениями. К трапезной собора примыкает колокольня. О так и не построенной колокольне можно только пожалеть. Почему её строительство не довели до конца в предреволюционные годы, не вполне ясно. А замышлялась она очень высокой, на восемь метров выше самого храма, и должна была достигать 82-х метров, то есть на метр превышать московскую колокольню Ивана Великого - план, надо думать, не лишённый символической нагрузки. Возвели только два яруса - теперь это притвор собора.

Торжественный интерьер Вознесенского собора настраивает на ответственное и серьёзное представление перед Богом. Поначалу этот интерьер может поразить, даже несколько подавить, но это быстро проходит; взволнованная мощным эстетическим ударом душа понемногу успокаивается, начинает дышать в унисон с окружающим: глубоко и трепетно. Постепенному "вхождению" в красоту елецкого соборного храма помогает и то, что человек, пришедший в этот храм, попадает в главное помещение через уютную трапезную с её низкими сводами, радостным тоном росписей и привычными иконостасами приделов. Их в Вознесенском соборе аж восемь - соответственно его огромным размерам и статусу главного храма епархии, кафедры местного архирея. В трапезной два придела: левый освящён во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, правый - во имя святителя Николая Чудотворца. В главном храме - три придела: центральный - Вознесенский, левый - Александро-Невский, правый - Казанский. В храме цокольного этажа - тоже три придела, они имеют "местные" посвящения: центральный - в честь Елецкой иконы Божией Матери; левый - во имя святителя Митрофана Воронежского; правый - во имя святителя Тихона Задонского. В нижнем храме богослужения совершаются крайне редко; основная богослужебная и молитвенная жизнь сосредоточена наверху, причём будничная её часть - в трапезной, где собраны почитаемые иконы, работает церковная лавка и где всегда многолюдно. Здесь и росписи как бы попроще; вообще, трапезная оставалась нерасписанной довольно долго; оформляли её в пору возрождения Вознесенского собора - в 1956-1957 годах. Главным же украшением собора является великолепно выполненный выдающимся архитектором Александром Каминским иконостас с великолепной сенью перед царскими вратами. Всего в храме насчитывается более 220 стенных росписей, выполненные прекрасными художниками Алексеем Корзухиным и Клавдием Лебедевым.

Журнал "Православные Храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №157, 2015 г.

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 04 фев 2018, 19:06
Sergey
Интерьеры собора на старых фотографиях (за сканы из книги "Соборный храм Вознесения Господня в городе Ельце" спасибо proofreader, ЖЖ):
1se.jpg
8se.jpg
2se.jpg
 
6se.jpg
7se.jpg
9se.jpg

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 04 фев 2018, 19:07
Sergey
Продолжение:
10se.jpg
11se.jpg
12se.jpg

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 04 фев 2018, 19:08
Sergey
Продолжение:
13se.jpg
14se.jpg
15se.jpg
16se.jpg
 
17se.jpg
18se.jpg
19se.jpg
20se.jpg

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 04 фев 2018, 19:10
Sergey
Продолжение:
21se.jpg
22se.jpg
23se.jpg
 
24se.jpg
25se.jpg

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 04 фев 2018, 19:11
Sergey
Продолжение:
26se.jpg
30se.jpg
 
27se.jpg
28se.jpg

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 04 фев 2018, 19:16
Sergey
И еще несколько интересных страниц:
29se.jpg
31se.jpg
32se.jpg

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 04 июн 2018, 22:13
Наталия Серова
Еще две фотографии:
s1.jpg
s2.jpg

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 05 июл 2018, 22:21
collector53
1950е

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 06 июл 2018, 11:53
collector53
1970е

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 28 июл 2018, 12:08
reto
Внутреннее убранство Вознесенского Собора в Ельце.
Снято 30 апреля 2017г. budylai

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 30 ноя 2018, 14:56
Sergey
Внутри собора, фото - ноябрь 2018г.:
s1.JPG
s2.JPG
 
s3.JPG
s4.JPG

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 17 фев 2019, 15:41
grm3
Фото 2017 года.
62.JPG
66.JPG
 
64.JPG

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 01 июн 2019, 23:22
collector53
девяностые

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 24 фев 2020, 16:54
Sergey
1993-1995г.

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 24 фев 2020, 17:01
Людмила-С
Sergey, какое же величие и красота!.. Даже не верится, что всё это создано человеческими руками.

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 22 май 2020, 12:23
loki
жаль, что колокольню не достроили. Может, однажды и до неё доберутся?

Елец. Кафедральный собор Вознесения Господня

Добавлено: 22 май 2020, 12:43
Людмила-С
если достраивать колокольню, то нужно вложить очень большие средства, привлечь к строительству настоящих мастеров, по типу таких, кто 44 года возводил этот собор.