Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#1

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:00

1pe.jpg
фото 2011г. здесь и далее, если не указано иное

Покровский собор - один из самых больших и величественных храмов в Ельце.

"Глядя на колокольню снизу, с церковного двора, мы сами чувствовали, до чего мы еще малы, и было жутко немного, потому что облака в ясном весеннем небе медленно уходили от нас, а высокая белая колокольня, суживаясь кверху и блестя золотым крестом под облаками, медленно, плавно валились на церковный двор -- и крест был похож на человечка с распростертыми руками..." - Бунин, "Над городом".
По мнению краеведов, речь в рассказе - именно о Покровском храме.

С улицы Маяковского:
2pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#2

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:01

Покровская церковь была построена в середине 18 века, дата освящения - 1759 год. Позже, в середине 19 века храмовая часть полностью разобрана и отстроена заново - из-за больших трещин, которые было невозможно исправить. Проект был заказан архитектору А. А. Тону, брату знаменитого К. А. Тона. Но при рассмотрении готового проекта в Святейшем Синоде он был признан неудовлетворительным и переделан. Новый вариант фасада, вероятно, был выполнен "архитектором, коллежским ассесором Василием Моргаловым" - с приданием черт уже "русско-византийского" стиля.

На первом рисунке - фасад и план Покровской церкви в 1853 г.; на втором - проект перестройки Покровской церкви, утверждённый в 1853 г.:

4pe.jpg
4pez.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#3

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:02

Из истории храма:
Цитата:
В середине XVIII столетия прихожане решились на строительство новой каменной церкви вместо старой деревянной, о чём и просили разрешения епархиального начальства. Указ о постройке каменного храма был выдан из Воронежской духовной консистории 20 марта 1751 г., после чего на средства прихожанина, елецкого купца Никиты Криворотова до 1759 г. велось сооружение одной из первых в Ельце каменных церквей. Указ Преосвященного Кирилла (Ляшевецкого), епископа Воронежского и Елецкого, архимандриту Елецкого Троицкого монастыря об освящении Покровского храма датирован 13 января 1759 г., а доставлен он был в Елец купцом Никитой Криворотовым, хлопотавшим о строительстве храма. Кроме главного Покровского престола, в новопостроенной церкви были устроены и два придельных, освящённые во имя небесных покровителей супругов Криворотовых — св. Никиты Халкедонского и св. муч. Варвары. Во вновь сооруженную церковь были перенесены Царские Врата, иконостас и местные иконы из старого деревянного храма. Тогда же построена и каменная колокольня.

Сложившееся мнение елецких историков о 1729 г. как дате строительства Покровской церкви не подтверждается, поскольку по указу Петра I, изданному в январе 1714 г., всякое каменное строительство в Российской империи кроме Петербурга было запрещено. Запрет был снят лишь к 40-м годам XVIII в., а архивные документы за 1787 г. прямо указывают на 1759 г. как дату освящения Покровского храма.

Современные исследования сохранившейся части здания Покровского храма подтверждают эту датировку: нижний ярус руинированной колокольни сложен из болыпемерного кирпича, применявшегося в первой половине XVIII в., и, судя по уцелевшим тромпам в углах четверика, второй ярус её был восьмериковым и, вероятно, завершался каменным шатром. Таким образом, остатки колокольни Покровского храма вместе с фундаментами старого Воскресенского собора на Красной площади, вскрытые при археологических работах 1996 г., являются древнейшими по времени памятниками архитектуры города Ельца.

В конце XVIII столетия между колокольней и храмовой частью была построена трапезная, а на двух древних нижних ярусах колокольни, имевших в основании толщину стен в сажень (2,13м), были выстроены ещё три яруса.

В XVIII столетии приход Покровского храма был одним из самых многолюдных в Ельце, и составляли его, кроме жителей Александровской и Кузнечной слобод, уже многие горожане, чьи дома были разбросаны по всему городу. Поэтому причт Покровской церкви был в это время трёхштатным. После построения в 1813 г. Сретенской церкви в неё был переведён священник Иоанн Морозов с причтом и в новый приход отчислена значительная часть городских жителей, находившаяся до этого в приходе Покровского храма. А в 1857 г. при открытии второго штата при Христорождественской — Спасовской церкви к ней в приход отошла пригородная Александровская слобода, что ещё значительно уменьшило количество прихожан Покровской церкви. С 1847 г. к Покровскому приходу относилась Елецкая городская больница, где священнослужителями Покровского храма безвозмездно совершались церковные требы.

К середине ХIХ столетия стала очевидной необходимость ремонтных работ в храмовой части Покровской церкви, поскольку уже давно были заметны трещины в её стенах. Осматривавшие здание на предмет исправления повреждений елецкие архитекторы Померанцев и Ефимов, приходили к одному выводу исправить их невозможно, а нужно перестраивать всю храмовую часть.

Вследствие этого 29 марта 1852 г. прихожане Покровской церкви обратились к Преосвященному Смарагду (Крыжановскому), архиепископу Орловскому и Севскому, с прошением, в котором изложили свою озабоченность состоянием храма и испрашивали мнения Владыки о дальнейших действиях. Когда же по благословению Преосвященного Смарагда был снят иконостас и открылись большие трещины в алтарной арке и клиросных столбах, стало ясной необходимость скорейшей перестройки храма. При этом прихожане обязались собрать необходимые средства для строительства нового храма. Главными жертвователями стали почётные граждане Сергей и Николай Петровичи Хренниковы, пожертвовавшие 3 тыс. руб. сер., церковный староста купец Николай Матвеевич Криворотов и его брат Алексей Матвеевич Криворотов дали 2 тыс. руб. сер., Иван Платонович Горшков и купеческая жена Александра Алексеевна Горшкова пожертвовали 100 тыс. штук кирпича, купец Стратон Корнилович Ходов — 100 тыс. штук кирпича, купец Иван Петрович Заусайлов — 50 тыс. штук кирпича. Были среди ельчан и другие неизвестные благотворители, которые «…с усердием жертвовали по силам своим на сие святое дело».

Проект был заказан харьковскому архитектору Андрею Андреевичу Тону, брату знаменитого зодчего К.А. Тона, который к началу 1853 г. и выполнил его в традициях поздней классики и по образцу Исаакиевского собора в С.-Петербурге.

По сохранившемуся в архиве делу, в котором был представлен отчёт о состоянии древнего храма и приложен его чертёж, можно представить, какими были первые каменные храмы города. Судя по чертежам и планам 1853 г., Покровский храм, построенный в 1751-1759 гг., был небольшим и традиционным для Ельца: восьмерик на четверике с завершавшим их кирпичным куполом и световой восьмигранной главкой. Изображённый на чертеже высокий восьмигранный купол говорит о том, что конструкция кирпичного свода, перекрывавшего храмовый восьмерик, была еще близка к конструкции шатра, как это можно наблюдать и в сохранившемся своде, перекрывающем храмовую часть Владимирской церкви в Ельце. Следует также отметить, несмотря на то, что на чертеже изображено здание со сложившимися классическими формами, всё же перестроено было оно на основе конструкций барочных форм.

Орловская губернская строительная комиссия на своем заседании 2 апреля 1853 г. признала проект А.А. Тона «удовлетворительным», и 30 апреля т. г. архиепископ Смарагд направил все планы фасадов и чертежи в Святейший Синод, откуда они поступили в июне в Департамент проектов и смет Главного управления путями сообщения и публичных зданий. При рассмотрении там проекта перестройки Покровской церкви он был найден неудовлетворительным и «для благовидности фасада» переделан, «не выходя при том из размеров проекта». На разрезе, соответствующем второму варианту, значится, что составлял его «архитектор, коллежский асессор Василий Моргалов». Вероятно, ему же принадлежит и новый вариант фасада, выполненного в «русско-византийском» вкусе. Храму были приданы черты официального «русско-византийского» стиля, причём без изменения конструктивной основы, предложенной первым, классическим вариантом, с нанесением прямо на классический фасад гипертрофированных форм кокошников вместо классического портика, полуколонн по углам многогранного барабана вместо колоннады и огромной, не имеющей, пожалуй, равных в русской архитектуре, луковицей вместо полусферического купола. За пример архитектурного оформления Покровской церкви были взяты элементы строившегося в это время в Ельце Вознесенского собора. Так, на примере Покровской церкви зримо происходила отставка классицизма и замена его официальным византийским стилем, прочно вошедшим в моду в середине XIX в.

Издержки на приведение нового проекта в исполнение должны были простираться до 60 тыс. руб. В сентябре 1853 г. проект был препровождён в Синод, где он был рассмотрен 14-20 октября и по предложению оберпрокурора Синода графа Н.А. Протасова «Высочайшим образом» утверждён после 27 октября 1853 г. и отослан архиепископу Орловскому для исполнения.

В 1854 г. Покровская церковь была разобрана (кроме трапезной), отстроена вновь старанием купца Алексея Матвеевича Криворотова и освящена в 1867 г. епископом Орловским Поликарпом (Радкевичем). Постройка церкви обошлась в сумму около 80 тыс. руб.

Покровский храм бесстолпный, одноглавый, с небольшими выступами-ризалитами по сторонам света и прямоугольной апсидой. Фасады его выполнены из маломерного кирпича тычковой кладки с декором из пилёного известняка. Цокольная часть выложена из тщательно обработанных пилёных блоков известняка, которые обрабатывались местными мастерами, в том числе расположенного неподалеку от города села Сазыкино. Памятник этот интересен как редкий образец переходного стиля от позднеклассицистического к «русско-византийскому», совмещающего в себе планировочные особенности одного и сугубо декоративные другого. Храмовая часть Покровской церкви стала уникальным по своей наглядности примером смены стилей. Несмотря на то, что по заключению комиссии, обследовавшей Покровскую церковь перед перестройкой 1854 г., «колокольня и трапезный храм в настоящем виде находятся в прочном состоянии», после окончания в 1867 г. постройки храмовой части было решено перестроить и трапезную. На средства ктитора Матвея Криворотова она была разобрана и построена вновь в 1869 г., получив новое архитектурное оформление, причём нижние участки старых стен были частично сохранены.

В результате перестроек середины XIX в. Покровский храм стал одним из самых больших и величественных храмов города, и выходил своими фасадами на две стороны целого квартала между улиц Соборной и Старооскольской, а его пятиярусная колокольня на целое столетие стала высотной и градостроительной доминантой Ельца. Самый большой колокол на ней, отлитый старанием ктитора храма, елецкого купца Ивана Петровича Хренникова, весил 500 пуд.

Покровский храм с трёх сторон был окружён кирпичной оградой с железными решётками, внутри которой располагалось каменное здание бывшего Елецкого духовного правления, построенное из кирпича разобранной колокольни древнего Троицкого монастыря и занятое в начале XX в. сторожкой.

Кроме того, в 7 саженях от церкви находились два каменных здания так называемой Покровской богадельни, основанной в 1770-х гг. елецкой помещицей Екатериной Феоктистовной Даниловой. По сведениям 1801 г., собранным А.Г. Пупаревым, в это время в богадельне призревались: отставной солдат 90 лет с женой 80 лет, больная солдатка 60 лет с 10-летней дочерью и безумная солдатка 100 лет, которые питались на подаяния городских жителей. В начале XX в. в богадельне содержались на пожертвования ельчан и выделяемые городом средства 30 «бедных стариц».

В приходе Покровской церкви было несколько учебных заведений. После открытия в Ельце мужской гимназии, по случаю которого в Покровском храме 20 сентября 1871 г. был отслужен торжественный молебен, она вместе с женской гимназией и начальными городскими училищами была причислена к Покровскому приходу. Законоучитель мужской гимназии, не имевший своего прихода, с 1891 г. сверх штата был причислен к Покровской церкви без права получения дохода. Кроме него, в это время в Покровском храме служили два священника, диакон и два псаломщика. Приписной к Покровской церкви после 1911 г. считался Александро-Михайловский храм, официально числившийся «при богоугодных заведениях».

Причт Покровского храма в начале XX в. пользовался принадлежавшими церкви 63 дес. земли.

По страховой оценке 1910 г. Покровская церковь оценивалась в 85,5 тыс. руб., была вся оштукатурена, имела тёплую трапезную, отапливаемую «камерною печью, устроенной под церковью». Главный иконостас храма «высотой 21 арш. и шириной 14 арш., в трапезной … высотой 7 арш. и шириной 16 арш., считая и боковые». Общая стоимость иконостасов составляла 19700 руб.

Первое время после революции Покровский храм продолжал действовать в прежнем режиме, за исключением того, что священники его теперь не преподавали Закон Божий в учебных заведениях города.

В феврале 1921 г. власти изъяли из Покровской церкви и передали в Елецкий пролетарский музей главную храмовую святыню — портрет-икону св. Тихона, а также резное изображение Христа в темнице.

В 1922 г. из храма изъята серебряная утварь весом 31 фунт 27 золотников 40 долей , а 9 декабря т. г. музей получил из Покровской церкви плащаницу XVII в., с тканой ризой, выполненную на холсте маслом.

Закрытие храма произошло после 1933 г. — уже в 1937 г. он был занят под ссыпку хлеба. В декабре 1943 г. церковь пустовала и, по свидетельству протоиерея Иоанна Красовского, в ней начали ломать полы.

Согласно документам 1962 г. Покровская церковь использовалась как складское помещение.

В 1965 г., по воспоминаниям члена Липецкого областного краеведческого общества Рувима Николаевича Кузьмина, к Покровской церкви подогнали четыре бульдозера, зацепили тросами крест главного купола и сбросили его и всю крышу. Вырытая неподалеку от стен ко­локольни по улице Октябрьской траншея для прокладки коммуникаций ив 1961 г. стоявшая в ней вода ослабили грунт, и колокольня рухнула. При этом не пострадал ни один из стоящих вблизи домов.

Здание Покровского храма постановлением главы администрации Липецкой области № 41 от 20 апреля 1997 г. было передано церкви. Однако реставрационные работы на одной из самых величественных по размеру и архитектурному решению елецких церквей, которые потребуют огромных материальных затрат и времени, ещё впереди.

Клоков А.Ю., Найдёнов А.А., Новосельцев А.В. Храмы и монастыри Липецкой и Елецкой Епархии. Елец. - Липецк: Липецкой областное краеведческое общество, 2006.

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#4

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:03

На переднем плане - остатки рухнувшей в 1960-х колокольни:
5pe.jpg


Остатки руинированной колокольни Покровского храма являются древнейшими по времени памятниками архитектуры города Ельца - ее нижний ярус сложен из большемерного кирпича, применявшегося в первой половине XVIII в.

8pe.jpg
9pe.jpg
10pe.jpg


Пятиярусная колокольня целое столетие была высотной доминантой города.
На этих фотографиях колокольня еще цела, на первой также видно огромную луковицу, венчающую храмовую часть:

6pe.jpg
7pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#5

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:04

Огромный многогранный барабан:
Вложения
12pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#6

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:05

Декор фасада - из пиленого известняка:
13pe.jpg
14pe.jpg
15pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#7

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:05

Апсида храма - прямоугольная, фото 2012 г.:
17pe.jpg


Фотография с той же точки, 2013 г. Сравнив с фотографией выше, можно заметить изменения в верхней части:
16pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#8

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:06

Плакат на стене:
Вложения
18pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#9

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:07

Историческая фотография, 1950-е годы:
Вложения
22pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#10

Сообщение Sergey » 06 янв 2018, 18:09

Несколько видов на храм изнутри (фото Ивана Манченко и из интернета):
23pe.jpg


Храм - бесстолпный:
24pe.jpg


Барабан - с двенадцатью окнами, на нем сохранилась написанная по кругу молитва «Богородице Дево, радуйся!» - девятнадцать слов. Размер каждой буквы этой молитвы — в два человеческих роста:
25pe.jpg
26pe.jpg


Большая фреска, сохранившаяся в зимнем зале: на ней показана встреча святителя Тихона Задонского со священником Козьмой, который служил в этом храме и часто встречался со святителем Тихоном:
27pe.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#11

Сообщение Sergey » 10 янв 2018, 06:50

1 июля 1993г., фотографии Андрея Агафонова:
12.jpg
11.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#12

Сообщение Sergey » 20 авг 2018, 14:43

1987г.
Вложения
p87.jpg
фото Сергея Бессмертного

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#13

Сообщение Sergey » 22 авг 2018, 15:10

В Ельце восстанавливают уникальный храм
e0.jpg

Покровская церковь, описанная в рассказе Бунина, была складом зерна и местом сборищ сатанистов.
Цитата:
Архимандрит Товия Глазырин после беседы с корреспондентом GOROD48 заметил, что с удовольствием потом посмотрит, как удался материал: несмотря на свой сан, прогрессивный священнослужитель активно использует современные девайсы. Даже имеет свой аккаунт в популярной соцсети. Но это не забавы ради, а для дела. Задача у отца Товии масштабная: два года назад владыка Никон благословил его на восстановление храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ельце.
Перед экскурсией по старинной церкви, нас предупредили: этот памятник уникален не только интересной архитектурой, но и своей историей. Так, например, в этом храме, будучи мальчиком, помогал батюшке во время церковных служб знаменитый ельчанин, будущий председатель Союза композиторов Тихон Хренников. Удивительный случай произошел в 60-е годы прошлого столетия: колокольня храма Покрова, построенная еще в XVIII веке, неожиданно рухнула, но так аккуратно, что ни единый кирпичик не повредил окрестных жилых домов и не задел ни одного прохожего. Наконец, этот красивый, величественный храм прославился и в русской литературе, и спасибо за это еще одному знаменитому ельчанину, писателю Ивану Бунину. Краеведы считают, что именно Покровскую церковь описал Бунин в своем рассказе «Над городом».

- Этот храм долгие годы простоял закрытым, а сейчас, видимо, настал его час, - говорит отец Товия. - Вы не замечали, как бывает: иногда стараешься сделать что-то, упираешься изо всех сил, а ничего не получается? А все потому, что нет благословения Божьего. А бывает так, что ты и не прикладываешь особых усилий, а тебе само все в руки катится — это значит, есть на то Божье благословение. Так и здесь: если епископ Липецкой и Елецкой епархии благословил меня на восстановление храма, значит, на то было не его человеческое соизволение, а воля Господа.

Сам архимандрит Товия признается, что, желая по состоянию здоровья осесть в Ельце, думал поначалу просто уйти в монастырь. Но, видимо, где-то там, в высших сферах, рассудили, что на покой ему пока рано. А между тем, биография у отца Товии богатая: в монахи он постригся в возрасте 24 лет - и это в насквозь атеистические восьмидесятые. Тихо прослужить всю жизнь в одном приходе, как многие священники, отец Товия, может, и мечтал, но Бог благословил на другое — нести свет православной веры туда, где его был огромный дефицит. Так, например, по предложению митрополита Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха, архимандрит Товия отправился командировку в государство Панама.

- В 1998 году при дипломатической миссии в Панаме решили открыть православную церковь и нужен был священник, - рассказывает батюшка. - И я поехал туда служить. Наша церковь собрала жителей всего бывшего союза, живущих в Панаме. Как правило, это были сотрудники дипмиссии, бизнесмены и россиянки, вышедшие замуж за жителей Панамы.
В условиях тропиков наш герой занимался привычным делом: проводил службы и совершал требы - венчал, крестил, исповедовал, соборовал, и так далее. Несмотря на то, что здание церкви располагалось буквально в десяти метрах от границы джунглей, гулять в тропический лес отец Товия не ходил — опасно. Зато природа сама активно шла на контакт с приезжими. Однажды, например, в коробке кондиционера обнаружилась мертвая змея — видно, заползла в гости, и погибла от удара током. А на полянку перед церковью приходили целыми семействами самые мирные и безобидные обитатели джунглей, зверюшки под названием «гато соло» (одинокий кот) — гибкие, цепкие, с удлинёнными носами и длинными пушистыми хвостами. Они были доверчивые, давали себя погладить и с аппетитом поедали предлагаемые людьми хлеб и колбасу. Оказалось, что в стране вечного лета не все россияне чувствуют себя счастливыми. От жаркого климата, от отсутствия привычного цикла времен года многие просто сходили с ума, и это не в переносном, а в прямом смысле.

- На чужбине у наших людей немало проблем. Например, россиянки не могут привыкнуть к тому, что в латиноамериканских семьях царит настоящий культ матери. И если свекровь и невестка не ладят, то брак почти обречен. Не каждая россиянка может вытерпеть такое активное вмешательство свекрови в ее семейную жизнь, - рассказывает отец Товия. - И дело не только в семейных неурядицах. Россияне очень тоскуют по родине, и православная вера помогает им сохранить сознание того, что они русские.

Немало на счету отца Товии и других необычных командировок. Например, на норвежский остров Шпицберген, где открывали памятную часовню в честь погибших при взрыве шахты и крушении самолета — эти два трагических события произошли в стране почти одновременно. А в 2005 году пришлось ему отправиться на Курилы, где также в новоотстроенный храм требовался священник.

- На Курилах жизнь суровая, и потому там каждый человек, как на ладони. Хитрецы, себе на уме там не задерживаются, - вспоминает наш собеседник. - Природа не располагает к расслаблению: ветра бывают такие, что пятитонные контейнеры переворачивает, спутниковые антенны с зенитных установок срывает. Я там впервые в жизни увидел горизонтальный дождь — тоже из-за сильного ветра. Жизнь закрытая, уклад военный. Когда я там жил, мобильной связи на острове еще не было и чтобы куда-то позвонить, требовалось спрашивать разрешения — телефон был только у высшего командного состава.

После Сахалина отец Товия служил в Якутии, после чего и решил вернуться в Елец. Теперь он полностью погружен в строительно-восстановительные заботы. Будет храм — будет и приход.
Экскурсия по старинному храму впечатляет. Огромное здание, необыкновенно красивые своды потолка — видно, искусные раньше были каменщики. Сейчас храм состоит из летнего неотапливаемого зала, зимнего (он же — трапезная) и остатков колокольни. Первое упоминание об этом храме встречается еще в 17 веке, и позже он неоднократно перестраивался, превратившись из деревянной церкви в монументальное каменное здание. Последняя перестройка была в конце 60-х годов XIX столетия — красивейший храм был отреставрирован на средства богатой купеческой семьи.
Экскурсию по церкви для нас провел ельчанин Сергей Бабичев, который в числе других активистов добровольно помогает ремонтировать исторический памятник.

- Летний зал этого храма — яркий пример бесстолпной архитектуры, видите — огромные колонны — это часть стен! - рассказывает Сергей Александрович. - «Барабан», на котором держится купол - с двенадцатью окнами, на нем сохранилась написанная по кругу молитва «Богородица Дева, радуйся!» - все девятнадцать слов. Размер каждой буквы этой молитвы — в два человеческих роста. На четырех сводах чуть пониже купола сохранились фрески, видите? Там были изображены четыре евангелиста. Возможно на этой фреске, самой уцелевшей, изображен Иоанн Богослов. Большая фреска сохранилась в зимнем зале: на ней показана встреча Тихона Задонского со священником Козьмой, который служил в этом храме и часто встречался с Тихоном. В свое время в храме хранились реликвии, принадлежавшие Тихону Задонскому. А самый большой колокол на звоннице весил 500 пудов. Исследователей старого храма удивило многое. Например, интересная система печного отопления в зимнем зале: под полом, в подвале стояла огромная печь, тепло из которой подавалось по специальным воздуховодам в зал. Воздуховоды-обогревы были и в шести колоннах.
С потолка зимнего зала свешивались мочальные корни деревьев, выросших на крыше, и выглядело это причудливо. Посмотрели и выяснили: оказывается, деревья своими корнями много лет высасывали влагу из кладки и кирпичи в этом месте сохранились идеально, не сгнили.

Вымазанные до половины высоты смолой стены зимнего храма говорят о том, что здесь в былые времена хранили зерно. - А в летнем зале мы обнаружили что-то вроде сатанинского алтаря — видно, молодежь с соответствующими интересами тут собиралась, - говорит Сергей Александрович. - На стенах были рисунки с сатанинской символикой и тексты того же содержания. А старинный деревянный пол, отлично сохранившийся, был в нескольких местах прожжен — те, кто тут играл в дьяволопоклонников, жгли костры в храме. Бутылки из-под спиртного и шприцы по всех углах валялись. Несколько десятков грузовиков мусора мы вывезли отсюда. Церковь необыкновенно хороша, и то, что в летнем храме уже установлен небольшой алтарь с иконами, радует и вселяет надежду. В то же время нельзя не заметить: работы-то — край непочатый. Сколько же денег на это нужно...

- На какие средства восстанавливаем храм? Практически полностью на пожертвования, - говорит архимандрит Товия. - Организации помогают нам техникой и рабочей силой, стройматериалами. Немало людей добровольно приходит к нам — хотят принять участие в богоугодном деле. Однако и тут помощники разные встречаются. Прямо при нас, во время интервью, пришел мужчина. Роста небольшого, глаза бегают. - Хочу это... помогать. Слышал, вы тут могилы старинные нашли... - мнется он. Могил не находили. Кладов тоже не находили. Так что спасибо за помощь, - сразу «раскусывает» его отец Товия. Таких «помощников» было уже немало — охотники за захоронениями.

Объем предстоящей работы архимандрита Товию, по его собственному признанию, совсем не пугает. Как говорится, глаза боятся, а руки делают. Тем более, как мы уже знаем, если будет Божье благословение — будет все. Так или иначе, а работа уже кипит: за зиму вывезли мусор, отбили почти всю старую штукатурку, возвели строительные леса, подвели к храму электричество. Сейчас главная задача восстановителей — покрыть крышу, чтобы не протекали потолки. Зато сразу видно, что дело затеяно не зря: в храм уже потянулись прихожане. В подвале церкви первым делом отремонтировали небольшое помещение под проведение служб. Традиционной росписи на стенах пока еще нет, но тепло, сухо, светло, и даже благодаря коврам, принесенным паствой, стало даже уютно. В октябре прошлого года в приходе храма впервые отстояли службу на престольный праздник — Покрова Пресвятой Богородицы.

gorod48.ru 2012г.


e1.jpg
e2.jpg
e3.jpg

e5.jpg
e6.jpg
e7.jpg

e8.jpg
e9.jpg
e10.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#14

Сообщение Sergey » 22 авг 2018, 16:10

Доклад Архимандрита Товия (настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ельце) «Возрождение Покровского храма» 13 октября 2017 г.

https://youtu.be/vI4yK07OPe8

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#15

Сообщение Sergey » 23 авг 2018, 10:17

Две исторические фотографии:

p1.jpg
p3.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 4819
Регистрация: 16.11.2016

Елец. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы

#16

Сообщение Sergey » 23 авг 2018, 16:06

Храм Покрова Пресвятой Богородицы был возведен в 70-х годах 19 века. Автором проекта выступил Андрей Тон -- брат архитектора Вознесенского собора. Церковный приход храма еще старше. В 2017-м году ему исполнится 400 лет. Сегодняшнее состояние культурного объекта более чем плачевное. Работу по его реставрации взял на себя архимандрит Товия. Силами прихожан, как физическими, так и материальными, удается сделать немногое.

29 авг. 2013 г.
https://youtu.be/xyPwlKUpupY

Храм Покрова Пресвятой Богородицы, один из крупнейших в черноземье. Высота от пола летнего храма до свода купола 36м. Кроме этого есть ещё нижний этаж, где в настоящее время проходят службы.

12 мар. 2016 г.:
https://youtu.be/noYOh-A_Src


Вернуться в «Храмы и монастыри Ельца»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 0 гостей