Чернавский мост до 1909г.

Река Воронеж и Воронежское водохранилище, мосты в Воронеже
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3394
Регистрация: 16.11.2016

Чернавский мост до 1909г.

#1

Сообщение Sergey » 28 окт 2017, 02:24

Чернавский мост до 1909г., Воронеж
Цитата:
Большая Чернавская улица возникла не позже первой половины XVIII века. Долгое время, до устройства спуска по нынешней улице Степана Разина, через всю Большую Чернавскую пролегала основная дорога, по которой съезжали к мосту.

Сведений о ранней истории Чернавского моста сохранилось мало. Первое упоминание о его постройке относится к 1768 году (это – данные Е.А. Болховитинова). На плане города, составленном около 1750 года, моста нет. Но переправы наверняка существовали здесь и до 1768 года. В это время мосты были деревянными и непрочными, они сносились весенней водой, их часто наводили заново.

Капитальные работы по улучшению сообщения между правым и левым берегами реки были проведены в 80-х годах XVIII века. В 1786 году сооружены длинная прочная дамба, сохранившаяся до сих пор, и очередной деревянный мост. В том же десятилетии проложен съезд по улице С. Разина. Но к мосту все же подводил не он, а Большая Чернавская, в которую вливался новый спуск и которая встарь была длиннее, доходила до самого берега.

В 1788 году Чернавский мост пришлось опять обновить. На сей счет в архивных документах сохранились любопытные подробности. Мост был разводным, и «подъемные ворота оного совсем оборвались». За ремонт отвечала городская дума. В частности, потребовалась вырубка в «Казенной Чижовской роще» тридцати дубов «длиною от 12 до 14 аршин» (8,5 – 10 м). Как сообщается на плане города конца XVIII века, в 1792 году мост был сорван половодьем, и на протяжении ряда лет его не удавалось возобновить.

...Независимо от конкуренции железных дорог, Чернавский мост всегда оставался для воронежцев жизненно важным транспортным звеном. В XIX веке его несколько раз перестраивали из дерева, последний раз – в 1885–1886 годах.

П. Попов "Энциклопедия воронежских улиц"
Вложения
мост.jpg
Деревянный мост в начале 1900-х гг.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 829
Регистрация: 17.11.2016

Чернавский мост до 1909г.

#2

Сообщение Natalia » 28 окт 2017, 22:18

Цитата:
Чернавский мост, старейший основной мост через реку Воронеж (с 1972 Воронежское водохранилище) в городе Воронеж. Происхождение топонима - от прилегающего к мосту Чернавского лога, который ранее назывался также Черным по дубовому («черному») лесу.

Предположительно временные переправы из города на левый берег реки наводились здесь с XVII века. В нижней части лога с XVIII века пролегает улица Большая Чернавская, по линии которой первоначально шла дорога к мосту.

Первое упоминание о строительстве Чернавского моста относится к 1768 году, в это время непрочные деревянные мосты часто сносились весенней водой и обновлялись. Значительные работы по улучшению сообщения между берегами реки были проведены в 1786 году за счет бесплатного труда крестьян из 4 уездов Воронежской губернии, работавших в качестве штрафа за недоимки. Был построен новый мост с разводными воротами, а также достаточно высокая, прочная и длинная (700 сажень) дамба с 7 мостами для протока воды. Крестьяне привезли сюда 2 400 000 возов хвороста и огромное количество земли. Дамбу протянули до главной улице левобережной слободы Придача, а в Воронеже к мосту пробили новый съезд (ныне улица Степана Разина).

В 1788 году Чернавский мост был значительно обновлен под руководством городской думы, затем был уничтожен половодьем в 1792 году, и его долго не удавалось возобновить (Е.А. Болховитинов привел, а Г.М. Веселовский повторил ошибочную дату разрушения моста - 1789 года).

При губернаторе Н.И. Кривцове в середине 1820-х годов замостили камнем дамбу и выстроили постоянный и относительно долговечный мост на сваях. В 1849 году военным инженером М.П. Сентяниным построен новый деревянный мост, оказавшийся непрочным. В 1857-1858 годах он был заменен мостом арочной архитектуры, построенным инженером путей сообщения Л.С. Мысловским. Мост быстро разрушался и требовал постоянных и значительных денежных вложений со стороны губернского земства, в чье ведение с 1860-х годах перешли все дорожные коммуникации в Воронежской губении.

Мост назывался также Митрофановским, так как на нем поставили часовню во имя святителя Митрофана.

В 1885-1886 годах земство построило здесь последний деревянный мост на простых сваях.

Воронежская энциклопедия
Вложения
134.jpg
Открытка с подписью "Митрофаньевский мост"

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 829
Регистрация: 17.11.2016

Чернавский мост до 1909г.

#3

Сообщение Natalia » 30 окт 2017, 23:31

Цитата:
Наш город возник на правом берегу реки Воронеж, имевшей капризный нрав, часто менявшей русло, разделявшейся на несколько рукавов. В начале ХХ в. на ней было множество островов и она была довольно мелководна. Вряд ли воронежцы прошлых веков узнали бы пойму, взглянув на современное водохранилище. Но по прошествии лет почти не изменилось местонахождение Чернавского моста, который до сих пор является визитной карточкой города. Возможно, своим названием он обязан Чернавскому логу, в нижней части которого проходит улица Большая Чернавская. По ней до прокладки нынешней улицы Степана Разина (1780-е гг.) пролегала основная дорога, по которой съезжали к мосту. «Чернавский балк, или балчуг, то есть яр, лежит близ Тихвино-Онуфриевской церкви и простирается к реке на полверсты, — писал историк Е.А. Болховитинов (1800 г.), — он в старых грамотах именован Черным логом по причине великого дубового по нем и над ним росшего лесу».
У моста располагался Чернавский рынок, где по воскресеньям, средам и пятницам велась с 6 часов утра до 12 часов дня торговля различными продуктами.
Спуск к реке в этом месте возник не ранее второй половины XVIII века. Позднее здесь был построен мост, названный Чернавским (первое упоминание о нем относится к 1768 г.). Вместе с дамбой, ведущей к слободе Придача, он составлял единый комплекс. Здесь проходила важная дорога, связывавшая центр страны с Областью войска Донского, Кубанью, Кавказом и другими южными губерниями.

В одном из альбомов опубликована акварель столичного художника Е.М. Корнеева с видом Чернавского моста и силуэтом живописно разбросанного по холмам города. Это одно из первых известных нам изображений.

Долгое время мост приходилось возобновлять чуть ли не ежегодно из-за разливов реки. Лишь в 1824 г. вместо неплавного был выстроен настоящий свайный мост, просуществовавший более тридцати лет. Вскоре, благодаря устроенной на нем часовне во имя святителя Митрофана, в которой хранился образ первого епископа Воронежской епархии, великого деятеля православия, мост получил второе название — Митрофановский. Несмотря на неоднократные обновления моста, часовня продолжала действовать вплоть до революции. При ней находилась кружка для денежных пожертвований в пользу бедных жителей города. Из этих же средств выплачивалось жалованье сторожу, ремонтировалась часовня, покупалось масло для лампады. Контроль за расходом пожертвований возлагался на Городскую думу.
Короткое время мост носил и третье название — Синельниковский — в честь Н.П. Синельникова, занимавшего пост воронежского губернатора в конце 1850-х гг. При нем возникла необходимость заменить старый обветшавший мост новым. Результаты торгов на постройку (против сметы было сбавлено 25 %). Синельников не утвердил. Он не доверял подрядчикам и при встрече с ними прежде всего интересовался, сколько денег они украли. Чернавский мост был построен под непосредственным наблюдением губернатора «хозяйственным способом» и обошелся на 40 % дешевле. Но прошло 26 лет, и мост пришел в негодность. При внимательном осмотре оказалось, что во всех быках были сваи, верхи которых совершенно подгнили.

Губернское земство, в ведении которого находились пути сообщения, составило смету, и в ноябре 1885 г. началась разборка моста, а 16 марта следующего года новый мост из дуба был построен и освящен. Гласные сочли, что вовсе не обязательно обеспечивать его дополнительными ледорезами, поскольку лед перед мостом ежегодно кололся наемными рабочими. Земцы не учли уроков прошлого и сэкономили на безопасности, ведь половодье, часто размывавшее Придаченскую дамбу и исподволь разрушавшее Чернавский мост, всегда доставляло местным властям немало проблем.

Обычно сначала вскрывался Дон, и река Воронеж, как бы подпертая «чужой водой», пропускала донской лед. Только после этого с верховьев подоспевал «собственный» лед и начинался второй ледоход. В иные годы вода поднималась на шесть метров, полностью затопляя низменную левобережную сторону. Для обывателей могучая полноводная река, ломающиеся льдины представляли великолепное зрелище. Самые отчаянные старались попасть на Чернавский мост, хотя их и пытались удержать полицейские. Но помимо эстетики существовала оборотная сторона медали. Разливы причиняли большие убытки прибрежному населению. В 1888 г. полая вода сплошь залила Придаченскую дамбу. Возвращавшиеся с базара крестьяне, тянувшиеся непрерывной вереницей, в некоторых местах погружались по грудь. Одна из многочисленных подвод была снесена напором воды. Освободить лошадь удалось катавшимся в лодке членам яхт-клуба. Они разрубили гужи и чересседельный ремень.
К 1899 г. Чернавский мост был снабжен ледорезами.

Борис Фирсов


Мост постройки 1886 года шпренгельной системы на дореволюционных открытках:
img134.jpg
img135.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 3394
Регистрация: 16.11.2016

Чернавский мост до 1909г.

#4

Сообщение Sergey » 09 ноя 2017, 22:00

Стереооткрытка:
Вложения
792672048-3-min.jpg

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 829
Регистрация: 17.11.2016

Чернавский мост до 1909г.

#5

Сообщение Natalia » 09 ноя 2017, 22:12

Сообщение от Sergey:Источник цитаты Стереооткрытка:

Фрагмент той же открытки крупнее:
мост.jpg
фото из архива В. Елецких

На берегу - паровой катер.


Вернуться в «Река Воронеж - Воронежское водохранилище»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость