Данные Госархива Воронежской области
ГАВО
Государственный союзный завод № 154 им. Сталина Министерства авиационной промышленности СССР. г. Воронеж.
Фонд №: Р-1,837
Историческая справка: К описям №1 и №2 дел фонда № Р-1837, Воронежского завода № 154 им. Сталина Министерства Авиационной промышленности СССР.
В 1939 году в г. Воронеже начал функционировать дизелестроительный завод им. Сталина Народного Комиссариата тяжелой промышленности СССР, филиал завода №16. На основании приказа № 263/473 НКАП СССР от 14.09.40 завод им. Сталина вступил в число действующих предприятий НКАП как филиал завода №16 с самостоятельным балансом и расчетным счетом. Директором завода был назначен Сухоруков. Началась достройка и реконструкция завода.
Производственные и складские здания и сооружения завода в ноябре 1940г. размещались в 5 корпусах:
- корпус "А" - механический цех № 4, инструментальный цех № 9, цех покрытия № 11, электроцех и подстанция, лаборатории завода, временный склад литья и металлов; - корпус "Б" - часть цеха № 9 (старый термический цех и котельная);
- корпус "В" - 2 механический цех;
- корпус "Г" - учебные мастерские;
- корпус "Д" - новый термический цех, новое помещение кузнечного цеха, новый литейный цех, модельный цех, главная контора, по-жарное депо и телефонная станция, склады горючего, материалов и готовых изделий, новая проходная, временный автогараж, сарай для лесорамы.
На основании приказа Наркома АП СССР № 19 от 03.01.41г. заводу им. Сталина (бывшему филиалу завода № 16) присвоен самостоятельный литер №154. В соответствии с приказом №193 НКАП СССР от 03.03.41г. производилась сдача-прием завода №154 им. Сталина из состава завода №16. По акту - приема-передачи оборудования, машин, станков, рабочих аппаратов, транспортных средств, хозинвентаря, инструментов и проч.
В феврале 1941 года сумма передаваемого от завода №16 НКАП заводу им. Сталина оценивалась в 6 005 055 руб. 46 коп.
В 1940 - начале 1941 года велось строительство завода и переоборудование завода №154 им. Сталина в г. Воронеже. По состоянию на 1 января 1941 года расположение производства на заводе было следующим:
1. Корпус А и Б. 1 этаж а) механический цех №4 б) цех покрытий в) инструментальный цех г) котельная д) электроподстанция е) резервная электростанция ж) электроцех 2 этаж а) бытовые помещения цеха №4 б) столовая заводская в) лаборатория главного металлурга г) ЦИС д) ПАС е) склад готовых деталей ж) помещение, занятое воинской частью з) помещение отделов № 12 и № 2 и) бытовые помещения инструментального цеха
2. Корпус В. а) механический цех №2
3. Корпус Д. а) сборочно-переборочный цех б) экспедиция и склад готовых деталей в) испытательная станция
4. Корпус Г. а) учебные мастерские ФЗО б) баббито-заливочная и меднично-сварочная мастерские
5. Корпус Е. а) литейный цех б) ФЗО в) заводская амбулатория
6. Корпус Ж. а) кузнечный цех б) ремонтно-монтажный цех в) отдел № 8
7. Корпус З. а) деревообделочный и модельный цех
8. Главная контора.
9. Пожарное дело и телефонная станция.
10. Отдел кадров, партбюро и завком.
11. Центральный склад № 1.
12. Склад черных металлов № 2.
13. Склад химикатов.
В начале 1941 года территория завода составляла 13,3 га, наличие производственных площадей - 39 200 м2. Все заводские здания полностью соответствовали условиям точного машиностроения. К 1 апреля 1941 года был подготовлен к выпуску продукции литейный цех завода.
1 июля 1941 года в связи с введением военного положения по Воронежской области были приняты меры по усилению охраны завода, 15 сентября 1941года проводились работы по маскировке завода. 2 июля 1941 г. на основании распоряжения СНК СССР №1325-РС от 09.06.41г. и письма секретариата НКАП № Н - 3/4246 от 13.06.41г. произошла передача незавершенного производства, инструмента, спецприспособлений и всех других материальных ценностей, относящихся к производству корпусов 76 мм зенитных гранат Ивановскому текстильно-машиностроительному заводу Наркомобшмаша.
3 июля 1941 года в соответствии с приказом Наркома АП СССР за № 564 и в целях оперативной помощи фронту из работников цехов № 5 и № 6 завода № 154 создались три бригады по организации ремонта моторов М-11 в боевых условиях. Состав бригады: мастер, инспектор, 2 сборщика, моторист.
В октябре 1941года в соответствии с указанием Комитета Обороны заводу № 154 им. Сталина предложено в кратчайшие сроки произвести эвакуацию оборудования и материалов в г. Ташкент. По плану эвакуация завода проводилась по железной дороге в 3 очереди. Всего требовалось 10 эшелонов из 744 вагонов (352 крытых). Перевозились люди и оборудование. Котельная завода готовилась к взрыву, мазут - к уничтожению путем разлива по земле и сожжения. Лесоматериалы должны были использоваться в целях обороны г. Воронежа, а оставшиеся - уничтожены. Во исполнение решения Государственного Комитета Обороны № 741 от 08.10.41г. и приказа НКАП № 1053 от 09.10.41г. завод № 154 им. Сталина был переведен в г. Ташкент на площадь бывшего полиграфкомбината. Первые два эшелона с людьми и оборудованием вышли из г. Воронежа 12 и 14 октября и прибыли в г. Ташкент 26.10.41г. В продолжении 3-4 дней эшелоны были разгружены у станции на площадке текстилькомбината. Переброска оборудования внезапно была запрещена заместителем председателя СНК Уз ССР тов. Юлдашевым, и руководству завода было предложено осмотреть территорию завода "Вулкан" (быв. Кондитерская фабрика г. Ташкент) для размещения завода. Площадка 5 700 м2 оказалась недостаточной для размещения и введения в строй в установленный срок производства завода. 30.10.41г. решением ЦК КП (б) Уз ССР было предложено осмотреть территорию хлопкозавода № 2 в г. Андижане. Попытка руководства завода № 154 опротестовать это решение, путем неоднократного телеграфного запроса Наркомата, оказалась тщетной, т.к. телеграммы завода по этому вопросу в НКАП оставались без ответа или возвращались, не выходя из Ташкента. 1 ноября 1941года руководству было вручено Постановление СНК СССР о размещении его в г. Андижане на площадке хлопкозавода № 2. 2 ноября 1941г. во исполнение этого постановления началась погрузка и отправка людей и оборудования из Ташкента в г. Андижан. На место назначения в г. Андижан эшелоны завода им. Сталина начали прибывать с 04.11.41г.
Читать далее:
► Показать
Территория хлопкозавода № 2 располагалась на окраине города на рас-стоянии 5 км от центра города и располагала 20 га. Общая площадь зданий хлопамбаров хлопкозавода, относительно пригодных для приспособления под производственные цеха равна 17 000 м2, из них: 1) основной цех (бывший механо-прессовый хлопкозавода) - 700 м2, здание кирпичное, высотой 10 м; 2) тарная фабрика - 2320 м2, из сырцового кирпича, высота 4 м; 3) помещение для сушки хлопка - здание из жженого кирпича 420 м2, высотой 5,5 м. Остальные здания представляли собой сараи - амбары для хранения хлопка от 900 м2 до 3 400 м2 из сырцового кирпича, без окон и дверных проемов. Отопление сараев не предусмотрено. Энергией хлопкозавод обеспечивался от гидротурбины собственной дизельной станции. Канализационной системы как на заводе, а также и в самом городе нет. Водоснабжение - от горной речки Андижан-Сай путем отвода на территорию завода арыков. Водоочистительной установки на заводе нет - водонапорная башня служит и водоотстойником. Отопление производственных зданий и складов на заводе отсутствует, служебные помещения имеют печное отопление.
Переоборудованием и строительством для нового производства, в частности приспособлением к условиям и нормам сейсмического строительства в 9 балльной зоне г. Андижана, занималась 5 строительная контора 31 треста. Руководство республики Узбекистан с первых же дней уделяло достаточно внимания эвакуированному заводу им. Сталина. 24-28 января 1942года вышло Постановление № 32 СНК Узбекской ССР и ЦК КП (б) Узбекистана "О мероприятиях по выполнению плана производства авиамоторов М 11 Д заводом № 154 Наркомавиапрома", где отмечалось, что план производства авиамоторов в декабре 1941 года и двух декадах января 1942 года сорван: при задании в декабре изготовить 150 авиамоторов, сдано 34 мотора, за две декады января 1942года при месячном плане 240 метров сдано 34 мотора. Обращено внимание на слабое руководство со стороны директора завода, парторга ЦК ВКП (б), управляющего стройтрестом №31, уполномоченного Наркомавиапрома. Постановили к концу 1942г. завершить все строительные и пусконаладочные работы, определили поставщиков из состава местных предприятий, пополнить завод местными квалификационными рабочими, обеспечить жильем всех рабочих завода, организовать и укомплектовать врачами закрытую поликлинику для рабочих завода и членов семей, обеспечить завод нефтью, хлопковым маслом, углем, организовать вторую столовую, отвести дополнительно 100 га земли пригородному хозяйству завода под посев риса, выделить заводу районы для самозаготовок мяса, овощей, сухофруктов, оказать содействие пригородному хозяйству заводу в покупке скота и семян для посева, организовать поставку продуктов для столовой, постельного белья для рабочих, организовать детсад.
Оргкомитет Верховного Совета Уз ССР по Андижанской области принял особое решение № 974 от 03.02.42г. "О постановлении СНК Уз ССР и ЦК КП (б) Узбекистана "О мероприятиях по выполнению плана производства авиамоторов М-11 Д заводом № 154 Наркомавиапрома". Был составлен план работы по выполнению этого решения. 2 мая 1942года СНК Уз ССР постановил мобилизовать из числа неработающего трудоспособного населения для работе на завод № 154 - 400 человек. Завод принимал активное участие в жизни Андижанской области: выпускал новые и реставрировал старые запчасти для ремонта автомашин (март 1942г.), детали для тракторов (июль 1942г.). Рабочие завода помогали в проведении капитального ремонта Кувасайской ГРЭС. Завод шефствовал над эвакуационным госпиталем № 1533.
Для секретаря Оргбюро ЦК КП (б) Уз ССР по Андижанской области Бакулина 02.03.42г. была составлена краткая характеристика завода №154 им. Сталина:
1. Завод выпускает авиамоторы М-11 Д.
2. Руководящий состав завода: директор завода - Морозов Дмитрий Арсенть-евич, зам. Директора по коммерческой части - Кошевой Андрей Корнеевич, главный инженер завода - Шендеревич Исаак Наумович, парторг ЦК ВКП (б) - Александров Алексей Никифорович.
3. Всего работает на заводе - 4 000 человек. В том числе: инженерно-технических работников - 540 чел., квалифицированных рабочих - 1224 чел., подсобных рабочих - 958чел., учеников 878 чел., служащих - 223 чел. Всего количество рабочих узбеков - 672 чел.
4. Состав парторганизации завода: членов ВКП (б) - 187 чел., кандидатов ВКП (б) - 60 чел.
5. Состав комсомольской организации завода: членов ВЛКСМ - 602 чел. Сек-ретарь комитета комсомола т. Захаров.
6. Всего на заводе имелось 15 цехов: литейный цех № 1; механические цеха № 2, № 3, № 4: сборочно-переборочный № 5, испытательная станция № 6; термический № 7, механически № 8, инструментальный № 9, ремонтный № 10, цех покрытия № 11, кузнечный № 12; цех тары № 13; энергетический № 14; теплосиловой № 15.
Кроме того имелось 33 отдела: секретный, техно-логический, планово-производственный, снабжения, конструкторское бюро, финансовый, отдел главного механика, капитального строительства, кадров, подготовки кадров, административно-хозяйственный, диспетчерский, мобилизационный, главного металлурга, МПВО, эксплуатационный, главной энергетики, бюро нормализации и стандартизации, отдел техники безопасности, бухгалтерия транспортный отдел, технического контроля сбыта, юридический отдел, складское хозяйство, охрана завода, жилищно-коммунальный, подсобное хозяйство. Выпускаемая заводом продукция принимается военным представителем под руководством Гизатулина Зифира Ивановича.
В связи с расширением промышленности в г. Андижане было решено при Андижанском горисполкоме образовать оргбюро Научно-Инженерного технического общества, которое возглавил главный технолог завода им. Сталина Н. И. Боярченко (сентября 1942г.).
За годы Великой Отечественной войны на заводе осваивались новые виды продукции, происходили структурные изменения. В начале войны на заводе осваивались и выпускались моторы М-11, МВ-6 . С июля 1942 года в опытное производство был запущен мотор М-12, сконструированный ОКБ завода им. Сталина. В целях повышения связи с эксплуатационными частями и ремонтными базами, устранения и изучения всех дефектов и неполадок с продукцией, в августе 1942 года на заводе был организован эксплуатационно-ремонтный отдел №19.
Во исполнении пункта 1 б приказа НКАП СССР № 146 от 23.02.44г. ОКБ завода №154 было переведено на завод №41 в составе работников ОКБ и членов их семей со всем оборудованием и имуществом, принадлежащем ОКБ.
К 1 августа 1945 года заканчивалось строительство, монтаж и сдавалась в эксплуатацию пристройка плавильного отделения литейного цеха.
С января 1943 года на завод начали поступать импортные оборудование, инструменты, приборы и материалы, а с августа 1945 года -трофейное оборудование и товаро-материальные ценности, возвращаемые в СССР. За достигнутые производственные успехи завод № 154 им. Сталина в годы войны награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Производственные же площадки завода в г. Воронеже очень серьезно пострадали от ударов фашистской авиации. После неоднократного налета вражеской авиации на заводе по состоянию на 4 июля 1942 года были подвергнуты бомбежке с воздуха основные средства и материальные ценности, из которых ряд объектов уничтожен полностью, а ряд - частично поврежден.
1. Ш-образный корпус. Прямого попадания не авиабомб не было. Разрывы авиабомб были вокруг самого здания. Осколками и воздушной волной совершенно уничтожены рамы, двери и частично повреждена крыша.
2. 2 механический цех. Имел 4 авиабомбы прямого попадания по 50 кг. каждая . Поврежден пол, совершенно уничтожен световой фонарь, рамы и двери. Осколком авиабомбы повреждены частично стены. От зажигательных бомб было загорание крыши корпуса. Силами рабочих загорание было ликвидировано.
3. Сборочный цех, расположенные в нем цех № 5, экспедиция, СГД, испытательная станция и цех № 7. Прямого попадания авиабомб не было, за исключением цеха №7, попадание было в торцевую часть. Разрывы авиабомб были вокруг самого корпуса. Осколками и воздушной волной совершенно уничтожены рамы, двери.
4. Литейный цех. Имело место прямое попадание нескольких авиабомб непосредственно в цех, а также и вокруг цеха №1. От воздушной волны и осколков выбиты рамы, двери, частично повреждены стены и внутренние постройки. Между цехом №8 и складом стройматериалов, принадлежащих 5 стройконторе было сброшено количество авиабомб, в том числе одна весом 0,5 тонны от которой стена цеха № 8, выходящая к этим окладам, разрушена и склады с цементом, стройматериалами полностью уничтожены.
5. Модельный цех и отдел № 13. Были сброшены зажигательные бомбы прямо в цех, а авиабомбы около цеха. От зажигательных бомб возникший пожар силами рабочих был ликвидирован. От осколков авиабомб и воздушной волны повреждены рамы и двери.
6. Котельная старая и новая. Прямого попадания авиабомб не было, а от авиабомб, которые сброшены около здания, повреждены рамы и двери.
7. Кузнечный и ремонтно-монтажный цех. В ремонтно-монтажный цех имело место прямое попадание авиабомб, а в цех № 12 - не было, но были около самого здания. Как в цехе № 12, так и в цехе № 10 от осколков и воздушной волны повреждены рамы, двери и стены. 8. Здание вспомогательных цехов и отделов. При налете вражеской авиации на объекты нашего завода были подвергнуты бомбежки с воздуха здания вспомогательных цехов и отделов, из которых часть зданий разрушено от прямого попадания фугасных бомб.
Разрушены и сожжены: 1. Лесопилка 2. Гараж 3. Расходное бензохранилище 4. Завком 5. Здание отдела кадров 6. Пожарный сарай 7. Склад горючего 8., 9. Постоянная и временная конюшни 10. Контора ОКСа 11. Склад химикатов 12. Забор завода
Частично разрушены: 1. Лесосушка 2. Центральный материальный материальный склад 3. Здание главной конторы 4. Склад для кислот и лака Прямым попадание авиабомб убито 6 лошадей.
Жилфонд. 1. 3 трехэтажный дома по ул. 9 Января от прямого попадания авиабомб разрушены. 2. Один четырехэтажный дом по ул. 9 Января: 2 блока сожжены от прямого попадания зажигательных бомб, а остальные четыре блока сохранены. 3. Один пятиэтажный жилой дом ИТР по ул. Кольцовской, 54 от прямого попадания зажигательных бомб полностью сгорел. 4. Барак шлакобетонный № 11 по ул. 9 Января, 68 от прямого попадания фугасных бомб полностью уничтожен. 5. Бараки тесовые № 2, 3, 4, 5 по ул. Тараченко от прямого попадания фугасных бомб полностью уничтожены.
Несмотря на все эти разрушения, работники завода стремились вернуться на родину, в Воронеж. В соответствии с постановлением СНК СССР №398 от 17.02.46г. и распоряжения СНК СССР №3210 от 10.03.46г. о перебазировке завода из г. Андижана в г. Воронеж создавалась комиссия для определения необходимого оборудования, подлежащего переброске в г. Воронеж. С апреля 1946 года началась погрузка, доставка и сдача эшелонов, направляемых в г. Воронеж. В докладе директора завода на 1948 год, говорится, что в 1946 году завод, согласно приказов Министра АП СССР № 154 от 23.03.46г. и №184 от 01.04.46г. перебазировался из г. Андижана в г. Воронеж.
В г. Андижане завод работал как моторный, в г. Воронеже - как моторно-агрегатный. В г. Воронеже он слился с заводом "265 того же министерства, образовав завод № 154 им. Сталина.
Деятельность завода согласно вышеизложенного разбивалась: 1 период - с января по май - в г. Андижане. 2 период - с мая по 1 августа - перебазировка. 3 период - с августа - монтаж оборудования, приспособление завода на профиль моторно-агрегатный. Период перебазировки, демонтажа оборудования начался с середины апреля. Первый эшелон с оборудованием вышел из Андижана 20 мая 1946 года. Всего демонтировано станочного оборудования 1412 станков, в т.ч. завода № 265 1092 станка. Производство моторов было приостановлено с 15 апреля. Во второй половине июня завод приступил к монтажу оборудования.
Начал работать завод на новой площадке в Воронеже частично со 2 половины августа (инструментальный цех) и в сентябре - остальные производства при повседневных перебоях в электроэнергии, топливе.
В соответствии с приказом МАП СССР №646 от 17.09.48г. на заводе было ликвидировано опытно-конструкторское бюро №2.
В послевоенные годы на заводе выпускалась следующая продукция: во исполнении приказа МАП СССР № 646 от 17.09.47г. организованно серийное производство моторов М 11-ФР-1, с января 1948 года произошло изменение конструкции мотора М 11-Д и переход на изготовление мотора М-11-К , внедрен метод прецизионного литья для изготовления деталей, с апреля 1950 года организованно производство моторов М-14 Р, в соответствии с приказом №965 от 29.09.51г. прекращено , а приказом №65 от 23.09.53г. возобновлено производство самолетов ЯК-12 и моторов АИ-14 Р к ним. Из характеристики завода № 154 за последние годы: завод № 154 им. Сталина АП СССР является машиностроительным.
Адрес: Воронеж, п/я 152. Расположен в Ворошиловском р-не на окраине города, тут же вблизи завода расположены жилые дома работников завода, клуб, парк культуры и отдыха, магазины столовая, медсанчасть, школа, детясли, детсад. Территория завода и жилзона достаточно озеленены деревьями, декоративным кустарником, цветочными клумбами. Проезжие дороги и проходы асфальтированы.
В 1954 году структура завода была следующей: 1. Дирекция 2. Мобилизационный отдел 3. Юридическое бюро 4. Планово - экономический отдел 5. Производственно - диспетчерский отдел 6. Отдел труда и зарплаты 7. Бюро техники безопасности 8. Секретный отдел 9. Отдел технического контроля 10. Эксплуатационно-ремонтный отдел 11. Главная бухгалтерия 12. Технологический отдел 13. Инструментальный отдел 14. Серийно-конструкторский отдел 15. Отдел главного механика 16. Отдел главного энергетика 17. Отдел главного металлурга 18. Отдел снабжения 19. Отдел кадров 20. Шоферы легковых автомашин 21. Отдел капитального строительства 22. Административно-хозяйственный отдел 23. Финансово-сбытовой отдел 24. Машиносчетное бюро 25. Обслуживающий персонал отдела связи (административно-хозяйственное руководство, автоматические станции всех систем, диспетчерские, директорские, охранные, пожарные и др. коммутаторы связи, ремонтная группа, радиотрансляционные узлы, надсмотрщики для обслуживания абонентских установок). 26. Вооруженно-вахтерская охрана Производство завода располагалась в следующих цехах. 1. Цех цветного литья №1 2. Механический цех №3 3. Термический цех №7 4. Цех черного литья №9 5. Цех покрытия №11 6. Кузнечный цех №12 7. Цех тары №13 8. Механический цех №2 9. Ремонтный цех №45 10. Монтажный цех №22 11. Ремонтно-строительные цеха.