Завод Гаусмана и Бухонова - Ленина, 96
Добавлено: 02 ноя 2019, 00:21
Завод Гаусмана и Бухонова - Воронеж, ул. Ленина, 96
Здание расположено среди застройки западной стороны улицы Ленина, напротив пожарного депо. Построено в начале XX в. для одного из корпусов чугунолитейного и механического завода.
Завод основан в 1857 г. на загородном участке площадью около 1 га, приобретенном инженером-технологом Эмилем Францевичем Гаусманом у полковницы Екатерины Борисовны фон Бринкман. Выпускавшаяся здесь продукция впервые составила конкуренцию изделиям, производившимся известной воронежской купеческой семьей Самофаловых, не имевшей с 1800 г. соперников в обработке металла. На заводе Гаусмана, кроме стандартных, по заказу отливались колокола весом более полутора тонн. Владелец имел в Воронеже техническую контору и склад с магазином, где продавалась как собственная продукция заводчика, так и полученная от иногородних фирм. Екатерина Васильевна Гаусман, владевшая заводом в конце XIX в., являлась воронежским агентом Рязанского товарищества, производившего “пахотные орудия”. Она известна также тем, что впервые в Воронеже открыла торговлю велосипедами. В 1900 г. наследники Э.Ф. Гаусмана совместно с купцом Константином Ивановичем Бухоновым учредили Товарищество механического и колокольного завода К. Бухонова и Н. Гаусмана. По данным 1908 г., на заводе трудились 65 рабочих и по-прежнему выпускались колокола и разнообразные железные и чугунные конструкции и детали. В середине 1910-х гг. заводская усадьба перешла потомственному почетному гражданину Александру Филипповичу Петрову. В 1915 г. он сдал ее в аренду сроком на три года эвакуированному из Риги в Воронеж акционерному обществу машиностроительного, литейного и котельного завода “Рихард Поле” (пока для завода строились корпуса на Задонском шоссе).
Установив новое оборудование, правление общества организовало производство мин и взрывателей для выполнения срочного военного заказа. В последние дни 1917 г. арендатор сдал заводскую усадьбу в субаренду Воронежскому кооперативному товариществу “Трудовое равенство”, организованному рабочими завода “Рихард Поле”. В 1918 г. в “Трудовом равенстве” насчитывалось до 300 человек. Предприятие имело сельскохозяйственный профиль, занималось изготовлением земледельческой техники и орудий труда. Позже на базе цехов “Трудового равенства” начал работу завод “Трактородеталь”, ремонтировавший тракторные моторы и производивший запасные части для них. В 1942-1943 гг. постройки завода были сильно разрушены.
На улицу выходит один из корпусов завода, построенный в стиле модерн. После Великой Отечественной войны он был надстроен вторым этажом. При этом здание лишилось некоторых первоначальных деталей декора главного фасада, однако сохранило индивидуальный облик благодаря строгому, но выразительному новому декору.
Протяженный, двухэтажный, кирпичный, оштукатуренный корпус покрыт двускатной крышей с невысокими брандмауэрами в торцах. Стены первого этажа расчленены широкими лопатками на прясла разной ширины. При этом выделены два участка с входами в центре. На южном участке фасада, по сторонам от двери, расположено по крупному, высотой до междуэтажного карниза, широкому окну; на более широком северном участке фасада, по сторонам от двери, находятся по два прясла с узкими окнами. Окна первого этажа имеют наличники в виде рамы с широкой нижней и верхней плоскостями. В их плавно очерченной верхней части кое-где сохранились замковые камни. Над южной дверью расположен балкон; над северной дверью - два полуциркульных окна с имитацией в декоре балконного ограждения. В здании располагаются офисные помещения и магазины.
Э.Л. Базарова, П.А. Попов. Улица Ленина, дом 96 // Историко-культурное наследие Воронежа, 2009
Здание расположено среди застройки западной стороны улицы Ленина, напротив пожарного депо. Построено в начале XX в. для одного из корпусов чугунолитейного и механического завода.
Завод основан в 1857 г. на загородном участке площадью около 1 га, приобретенном инженером-технологом Эмилем Францевичем Гаусманом у полковницы Екатерины Борисовны фон Бринкман. Выпускавшаяся здесь продукция впервые составила конкуренцию изделиям, производившимся известной воронежской купеческой семьей Самофаловых, не имевшей с 1800 г. соперников в обработке металла. На заводе Гаусмана, кроме стандартных, по заказу отливались колокола весом более полутора тонн. Владелец имел в Воронеже техническую контору и склад с магазином, где продавалась как собственная продукция заводчика, так и полученная от иногородних фирм. Екатерина Васильевна Гаусман, владевшая заводом в конце XIX в., являлась воронежским агентом Рязанского товарищества, производившего “пахотные орудия”. Она известна также тем, что впервые в Воронеже открыла торговлю велосипедами. В 1900 г. наследники Э.Ф. Гаусмана совместно с купцом Константином Ивановичем Бухоновым учредили Товарищество механического и колокольного завода К. Бухонова и Н. Гаусмана. По данным 1908 г., на заводе трудились 65 рабочих и по-прежнему выпускались колокола и разнообразные железные и чугунные конструкции и детали. В середине 1910-х гг. заводская усадьба перешла потомственному почетному гражданину Александру Филипповичу Петрову. В 1915 г. он сдал ее в аренду сроком на три года эвакуированному из Риги в Воронеж акционерному обществу машиностроительного, литейного и котельного завода “Рихард Поле” (пока для завода строились корпуса на Задонском шоссе).
Установив новое оборудование, правление общества организовало производство мин и взрывателей для выполнения срочного военного заказа. В последние дни 1917 г. арендатор сдал заводскую усадьбу в субаренду Воронежскому кооперативному товариществу “Трудовое равенство”, организованному рабочими завода “Рихард Поле”. В 1918 г. в “Трудовом равенстве” насчитывалось до 300 человек. Предприятие имело сельскохозяйственный профиль, занималось изготовлением земледельческой техники и орудий труда. Позже на базе цехов “Трудового равенства” начал работу завод “Трактородеталь”, ремонтировавший тракторные моторы и производивший запасные части для них. В 1942-1943 гг. постройки завода были сильно разрушены.
На улицу выходит один из корпусов завода, построенный в стиле модерн. После Великой Отечественной войны он был надстроен вторым этажом. При этом здание лишилось некоторых первоначальных деталей декора главного фасада, однако сохранило индивидуальный облик благодаря строгому, но выразительному новому декору.
Протяженный, двухэтажный, кирпичный, оштукатуренный корпус покрыт двускатной крышей с невысокими брандмауэрами в торцах. Стены первого этажа расчленены широкими лопатками на прясла разной ширины. При этом выделены два участка с входами в центре. На южном участке фасада, по сторонам от двери, расположено по крупному, высотой до междуэтажного карниза, широкому окну; на более широком северном участке фасада, по сторонам от двери, находятся по два прясла с узкими окнами. Окна первого этажа имеют наличники в виде рамы с широкой нижней и верхней плоскостями. В их плавно очерченной верхней части кое-где сохранились замковые камни. Над южной дверью расположен балкон; над северной дверью - два полуциркульных окна с имитацией в декоре балконного ограждения. В здании располагаются офисные помещения и магазины.
Э.Л. Базарова, П.А. Попов. Улица Ленина, дом 96 // Историко-культурное наследие Воронежа, 2009