Шукавка

Ответить
Аватара пользователя
Kovalski
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 24.01.2017
Откуда: Москва

Шукавка

#1

Сообщение Kovalski »

В Верхнехавском районе есть село Шукавка, название которого происходит от украинского слова шукать, то есть искать. Чего нашли сотни лет назад первые поселенцы-казаки в воронежском крае, и как сейчас живут их потомки, узнала наш корреспондент Елена Цветкова
[youtube]https://youtu.be/rtabvFhoOmc[/youtube]
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Шукавка

#2

Сообщение Sergey »

Шукавка -- единственное село в Воронежской области, где улицы до сих пор официально называются "сотнями".

Выходцы из Шукавки, что в 20 километрах от Верхней Хавы, разбросаны, в буквальном смысле, по всему свету. В Одессе, Калуге, Шахтах, на Камчатке, Соловках и даже в Америке живут многочисленные далекие и близкие родственники нынешних шукавцев. Когда-то это была зажиточная, процветающая самобытная казачья станица. Теперь это обычное село, в которое даже не каждый день ходит автобус.
О былой казачьей романтике в Шукавке напоминают сегодня только 200-летние тополя-исполины, ровные ряды домов да большие просторы между ними -- для выгона лошадей. Сейчас в этом легендарном селении, которое некоторое время было даже районным центром Воронежской области, нет ни одного настоящего казака. Шукавцы -- такие же обыкновенные сельские жители, как и все в Верхнехавском районе. Хотя и со своей изюминкой. Шукавка всегда отличалась вольнодумством.

* * *
Любопытно: на дворе XXI век, а стоит отъехать на 60-80 километров от миллионного города в самом центре России, как тотчас глазу открываются картины из крестьянских поэм Некрасова. Особенно зимой. Те же избы, те же колодцы, те же силуэты в телогрейках. Единственное, что выдает современность, -- автомобили, порой действительно слишком современные. Многие председатели (даже затухающих) колхозов традиционным "Волгам", которые славятся лишь тем, что никогда не подвезут за бесплатно, предпочитают нынче джипы, как модные и вездеходные для российских дорог. Впрочем, по привычке, большинство сельских чиновников все равно пользуется "Волгами", пусть и обогнавшими в цене многие иномарки.

У простых селян, в большинстве своем, иные средства передвижения: велосипед, мотоцикл и, конечно же, лошадь во всех возможных вариациях (повозка, сани, телега, верхом...). К лошадям в Шукавке особое отношение, и начавшийся год, посвященный китайцами этому прекрасному животному, тут ни при чем. Знаменитая Шукавская конская ярмарка XVIII-XIX веков числилась в международном каталоге соответствующих конских базаров. Когда-то здесь на 50 жителей приходилось 17 орловских рысаков, тех самых, выращенных на Хреновском конезаводе. Ну и у самих шукавских казаков имелся свой конезавод -- неподалеку, в 5 километрах в сторону Мазы (сейчас в том месте находится хутор Синицыно). Именно там 150-200 лет назад выращивали знаменитых битюгов (крупных рабочих лошадок-тяжеловозов), которых затем использовала русская царская, а еще позже -- Буденновская армия для перевозки своих тыльных обозов.

Места для культивирования крупнопородных лошадей здесь благодатные (оно и название реки Битюг возникло неспроста). Берега Битюга и его притоков считаются краями жмыховыми. Жмыхи избоина -- дуранда -- витаминные питательные выжимки из семян масличных растений, которые прекрасно вызревают в Воронежской области). На таком корму, по выражению одного из табунщиков, "и слона скакового можно вырастить". Шукавские жмыхи упоминаются даже в энциклопедии Брокгауза-Ефрона. К слову, самые ценные жмыхи получают из семян конопли.

Кстати, на качество заасфальтированных дорог ведущих к их селу, шукавцы жаловаться не должны, но в данное время, в условиях навалившего снега, не заводящихся на морозе авто и отсутствия регулярного рейсового сообщения, повозка на санях оказывается самым актуальным средством передвижения. Иным способом, например, в морозную рождественскую ночь, добраться до райцентра -- Верхней Хавы было невозможно. А ведь на дворе, еще раз напоминаю, XXI век, и до миллионного Воронежа -- всего 80 километров.

Снег и морозы не мешают деревенским жителям пользоваться услугами и других "коней" -- железных и двухколесных. Велосипедов в смысле. Любовь к этому средству передвижения у шукавцев (равно как и у большинства обитателей российских деревень) также светла, чиста и верна, как и любовь к лошадям. А велосипеды у селян, как правило, старые, ржавые, с вечно ненатянутой цепью, с хронической "восьмеркой" на спущенном колесе, с неисправимым люфтом на педалях... Это вам не маутинбайки за две тысячи евро, которые влетают на гору с легкостью эскалатора. Но, не боясь никаких трудностей, связанных с управлением своей неунывающей педальной развалюхой, сельские жители упорно пускаются во многокилометровое путешествие до того же райцентра на еженедельный пятничный базарчик или до соседней деревни хоть в дождь, хоть в снег, хоть по льду. По себе знаю, катание откуда-нибудь из Северного на Чижовку даже на хорошем и исправном спортивном байке хотя бы в одну сторону отнимает немало сил и энергии. Шукавских же, "велолюбителей" не смущают расстояния и в двадцать, и в тридцать километров. Причем, обратите внимание, верхом на двухколесном "коне", бодро крутящими педали, в любой деревне можно увидеть кого угодно: хоть двенадцатилетнюю девочку, хоть древнюю старушку. Можете ли себе представить вот так чинно сидящей на кожаном седле какую-нибудь вашу 60-летнюю соседку по лестничной клетке, с утра отсмотревшую вечный мыльный сериал, а затем спустившуюся во дворик, дабы весь оставшийся день под лузганье семечек обсуждать с соплеменницами всяк входящих в подъезд?..
И все же самым главным средством перемещения на селе, как и два и три века назад, остаются ноги. Даже непонятно, какие мотивы толкают деревенских жителей упорно шагать вперед на своих двух по трассе, когда есть отличная возможность подъехать. То ли гордость, то ли стеснение, то ли просто привычка. Например, по пути в Шукавку мы остановились возле ковыляющей вдоль дороги бабули с котомками, с искренними намерениями ее подвезти. На что получили решительный отказ:
-- Да что ты, милок, мне тут уже близко, километра три всего осталось.

Легендарные истории о "семи километрах до школы каждый день", о "пяти километрах до автобусной остановки" и т. д. живы в районах области и по сей день. Даже, наоборот, в связи с сокращением транспорта и вымиранием деревень они стали еще большей реальностью. Представьте, если бы вы, живя, допустим, в районе СХИ, каждое утро на работу, на шинный, к примеру, завод ездили бы не на маршрутке, а топали пешком, выходя за полтора часа до начала смены. Для сельских жителей подобный ритм давно уже стал стилем жизни, и, к сожалению, стилем, не меняющимся с кажущимся продвижением цивилизации в глубинку Воронежской области. А даже усугубляющимся.

* * *
Шукавские казаки, давно уже канувшие в Лету, зато оставившие селу небольшую историческую славу и сотни вместо улиц, были казаками особенными. Их не принимало Донское казачество, они считались вольными и гордыми отшельниками, да и вообще шукавские земли в позапрошлом веке пользовались своеобразной, как бы мы сейчас сказали, "депутатской неприкосновенностью". На них удивительным образом не распространилось крепостное право, местные крестьяне были свободными и самостоятельными, -- один из хуторов нынешнего Шукавского сельсовета и соответствующее название имеет, -- Воля (5 километров от Шукавки). Правда, Волю эту образовали уже советские крестьяне, не возжелавшие работать в колхозе.

А вообще, в Шукавке до сих пор сохранился такой советский анахронизм, как классический совхоз, при этом однако успешно работающий и даже где-то процветающий (на табличке у входа в управление так и написано "Совхоз "Искра"). Правда, официально он считается ТОО (товариществом с ограниченной ответственностью), впрочем, форма собственности в нем осталась прежней -- коллективно-долевой.

Совхоз совхозом, но в Шукавке, в отличие от подавляющего большинства деревень области, не увидишь брошенной ржавой техники на улице, развалившихся коровников, неработающих котельных. Детей в местной школе кормят бесплатно, а, к слову об автомобилях, на восемь сотен жителей села личного автотранспорта приходится до 130 единиц. Прямо как в западных странах. Шукавцы -- единственные в Верхнехавском районе, кто на нищету и разруху не жалуется.

Не жаловались на жизнь шукавцы и в запамятные казацкие времена. Не просто не жаловались, а жили, работали (в основном, на себя) и веселились. Молодая поросль проходила суровые обряды посвящения в казаки, порой связанные с риском для жизни (могли и кнутом нечаянно задушить), а взрослые дяди в бурках устраивали свои суровые мужские "конкуры". Например, одно из классических соревнований заключалось в следующем. Лихому наезднику на ретивом коне на тыльную сторону ладони ставился стакан с 75-градусным перваком, и он должен был проскакать определенное расстояние, расплескав минимум жидкости. Помимо "утешительного" приза (выпить на финише все, что осталось в таре, при этом не закусив) самому ловкому джигиту вручалась сама лошадь и переходящая именная шашка атамана (в том случае, если из стакана в пути не прольется ни капли "живительной влаги"). Согласитесь, оно и просто пронести стакан с водой 10 метров пешим ходом, держа его крепко, всеми пальцами, не расплескав -- крайне трудно; а на лошади, на полном скаку, да еще и на неустойчивой "платформе"...

Как мы ни старались, ни одного внешнего свидетельства ортодоксального казачьего прошлого в Шукавке так и не увидели. Никакого подобия казачьего круга или возрожденного казачьего собрания... Ни одного "ряженого" в селе сейчас нет. Встретился нам один мужик с пышными 25-сантиметровыми усами, громко заявивший, что он -- казак, и что выцветшая рваная фуфайка на нем -- есть не что иное, как бурка, доставшаяся по наследству ему с XIX века от прапрадеда. А с понятиями "улицы" и "переулки" шукавцы и в самом деле незнакомы. Даже на конвертах и в официальных письмах вместо улиц указываются сотни. Так и пишут: например, "Верхнехавский район, село Шукавка, 5-я сотня, дом 88, Иванову Сидору Ивановичу..." Всего же в Шукавке шесть этих самых сотен. На семь сотен жителей. А когда-то здесь обитало до полутора тысяч горячих казацких хлопцев, способных оказать сопротивление целому армейскому полку. Ведь сотня -- это то же войсковое подразделение.

Ярослав КАРПИНСКИЙ. Ноябрь-2000
Ответить