Верхняя Маза

Ответить
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Верхняя Маза

#1

Сообщение Наталия Серова »

Село Верхняя Маза - Воронежская область, Верхнехавский район

Мы решили выяснить, все ли «по мазе» у жителей села с подобным названием и ждет ли Мазу, некогда процветающую в глухих верхнехавских степях, участь прочих вымирающих деревень?

Как оказалось, ничем, кроме своего названия, Верхняя (равно как и Нижняя) Маза не выделяется из остальных населенных пунктов нашей губернии. По крайней мере, сейчас. Ну деревня как деревня: чернозем, алкоголики, ржавые трактора... А ведь раньше в Мазе были даже свои струнный ансамбль и хоккейная команда.

ДЛЯ СПРАВКИ
Маза Верхняя - село в Верхнехавском районе, в 80 километрах от Воронежа по Тамбовской трассе. Население - 800 человек.
Образовано во второй трети XVIII века. Первые поселенцы — государственные крестьяне, сосланные из Центральной России.
В десяти километрах от Верхней Мазы находится Маза Нижняя, ничем, кроме размеров, от первой не отличающаяся. Нижняя Маза, равно как и десяток окружающих поселений, входит в подчинение Верхнемазовскому сельсовету.

* * *
Маза - слово, встречающееся практически во всех жаргонных лексиконах русского языка.
В воровской среде «маза» означает заступничество. Известные выражения «отмазать», «замазать» (в смысле, защитить, откосить, прикрыть) вышли именно из тюремного жаргона.
В молодежном жаргоне «маза» - это шанс, возможность. («Маза обломилась» - удача пришла, задуманное реализовалось, «без мазы» — без шансов...)
В карточном лексиконе «маза» - что-то сродни везению. Производное, по-видимому, от «масть пошла».

Однако ни одно из перечисленных значений к истории происхождения названия нижеописуемого села отношения не имеет. Да и возникло оно явно намного раньше жаргонной лексики. Как отмечает профессор Загоровский в своих исследованиях истории Воронежского края, маза — это могила святого (по-тюркски). Возможно, курган, насыпанный несколько веков назад неподалеку от села, — и есть то самое захоронение предводителя одного из кочевых племен, облюбовавших просторы эти в древние времена.
По другой версии, Мазой звали некую татарскую девушку, утопившуюся в здешнем пруду. Легенда гласит, что несчастная не пожелала принудительно выходить замуж за богатого татарского наместника и предпочла загробный рай бренной жизни, увековечив возникшее вскоре поселение своим красивым именем.

В так называемом историко-романтическом смысле Верхняя Маза и вовсе никакого интереса не представляет. Здесь нет традиционных останков дворянской усадьбы или еще каких-то достопримечательностей прошлых веков. Ни одному барину не захотелось обустраивать поместье в этих скучных аграрных степях. Прямо скажем, живописностью и какой-то растительно-рельефной эстетикой места эти похвастать не могут. Кроме как самим крестьянам, никому более эти томные черноземы не принадлежали даже при крепостном праве. Собственно, деревня так и возникла: переселились сюда во времена «извечного» Петра несколько семей землепашцев из Центральной России и стали тут окапываться. Никакой помещик за ними не следил — всеми поборами занималось само государство. Потому и крестьяне нарекались государственными.
В общем, ничего особенного, у Мазы типичная феодально-советская аграрная история: крестьянские бунты — революция — голод — война — колхоз — фермеры. И по сей день мазовцы посвящают все свои усилия земле родной, плодородной, прокармливая в первую очередь кого угодно, но только не себя, испытывая вечную материальную нужду. А дворяне не жаловали места эти, боясь татарских набегов, продолжавшихся аж до конца XVIII века. Впрочем, здесь многое проникнуто татаро-тюркским духом: например, у половины мазовцев фамилия Уразовы, большинство легенд связано с потомками Батыя, да и само название явно не славянское.

ХК “МАЗА” — ЭТО ЗВУЧИТ СИЛЬНО
И все-таки кое-чем Маза прославилась. С чудаками и фанатиками старинных ремесел, как и во многих скучающих рабочих деревнях, здесь туговато, зато с энтузиастами... Правда, было это давно, когда и зимы морозами баловали, и молодежь собраннее была. В середине 70-х местный школьный физрук с истинно хоккейной фамилией — Вячеслав Харитонов организовал на базе десятилетки команду. И не просто сборище пацанов с клюшками и в касках, а натуральный, почти профессиональный коллектив, регулярно выезжавший на соревнования и принимавший гостей на своей площадке. Трудно вспомнить еще какую-то деревню, в которой на несколько сотен человек был бы целый хоккейный клуб, к тому же добивающийся успехов на зональных областных турнирах.

Команда формировалась постепенно. Сначала просто гоняли шайбу в рамках Верхнехавского района, потом появилось стабильное фирменное обмундирование; школьный каток в конце концов превратился в этакий ледовый дворец под открытым небом, с трибунами-скамейками и табло (ну не электронным, конечно). Название команды часто менялось, но мазовцев на площадках всегда узнавали — у ХК «Маза» был свой почерк игры.
Хоккейная сказка длилась лет десять, пока у Харитонова сил и возможностей хватало, а в начале 80-х от нее мало что осталось. Кстати, еще раньше, за несколько лет до появления хоккейной команды Маза была знаменита своим струнным ансамблем. Вот именно, что не народным или духовым, а струнным! Музыканты играли на скрипке, виолончели, контрабасе — отнюдь не народных «деревенских» инструментах. Кстати, руководителя оркестра, Георгия Баженова, мазовцы между собой называли Яном Гусом. «Это интересно, почему же, — поинтересовался я, — с гуслями как-то связано, что ли?..» — «Потому что он внешне похож на Яна Гуса: такой же нос большой, «шнобелеобразный», такие же волосы длинные...» — отвечали мне. Странно, что в маленькой глухой деревне в 60-е годы знали, как выглядит какой-то чешский реформатор XIV века.
Уяснив, что народ здесь живет весьма культурный и образованный, районное правительство в 1979 году начало возводить в Верхней Мазе Дом культуры. Но, быстро построив двухэтажную кирпичную коробку, все дальнейшие работы по непонятным причинам свернуло. Теперь растасканный по строительным нуждам и заросший бурьяном двухэтажный остов здания приходится «по мазе» современной молодежи, у которой уже несколько другие развлечения.

“МАЗА ФАКА” ТУТ НЕ КАТИТ
Мазовцы от прогрессов цивилизации и лингвистики не отстают и тоже склонны иронизировать над названием своей вотчины. Да и кому, как не им, знать все интерпретации этого универсального жаргонизма: всего лишь в семи километрах — Перелешино с его знаменитыми колониями. Нередкие сбегающие оттуда именно Мазу рассматривают как первый перевалочный пункт, «отмазываясь», таким образом, в прямом смысле. По опросу местного населения на предмет «Какие ассоциации вызывает у вас название родного села», большинство отметило — тюремные. И лишь один из десяти оказался в курсе значения такого дурацкого, но модного нынче среди молодежи американизма «маза фака». Остальным это заморское раскрученное выражение с тюркскими буквосочетаниями пришлось не по душе, и они предпочли более знакомые и крепкие отечественные ругательства... особенно в тот момент, когда в Мазе полил дождь. В деревне только одна полуасфальтированная дорога, но и та не проходит мимо важных стратегических пунктов (школы, почты, церкви). А черноземы здесь настоящие.

Любопытно, что поворот на Верхнюю Мазу c Тамбовской трассы перегораживает большой рефрижератор МАЗ. По крайней мере, он стоял ровно поперек дороги в тот момент, когда в деревню пытался проникнуть ваш покорный слуга, и объехать махину даже на легковушке стоило большого водительского мастерства. Судя по отсутствию шофера в кабине грузовика и спущенным колесам, стоит он там давно и надолго. Зачем — непонятно. Узнать было решительно не у кого.

КОНЕЦ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ?
А теперь, так сказать, слово — начальнику транспортного цеха. Прямого рейсового сообщения с Верхней Мазой нет. Добираются мазовцы до областного центра на попутных тамбовских автобусах, протопав пару километров до трассы и заплатив 40 рублей. Несколько лет назад отменили заход в центр деревни самовецкого автобуса, и теперь жители, не имеющие собственных средств передвижения, испытывают большие неудобства.

В конце XIX века от Графской до Анны была проложена 100-километровая железнодорожная ветка. Свой остановочный пункт имеет на ней и Верхняя Маза (41-й километр). До появления асфальтовых трасс это полотно было основной связующей артерией Верхнехавского района с остальным миром, и даже еще в начале 90-х годов пригородные поезда курсировали по ней до 18 раз в сутки. Помнится, ходил такой романтический состав Воронеж — Анна (два круга в сутки делал). Правда, как правило, он пустовал, потому что полз от областного центра до конечного пункта целых пять часов. Кому хотелось так много времени «коротать» в плацкартных вагонах, когда те же 90 километров по прямой на автобусе можно преодолевать за два часа. Основными пассажирами этого поезда были ватаги байдарочников, тащивших с собой тонны провизии и туристских аксессуаров к живописным берегам Битюга, кочующие из одной деревни в другую пенсионеры, да все те же беглые зеки из перелешинской колонии.

Сейчас этот поезд ходит только до Графской, один раз в день, да и то лишь пару раз в неделю. Вагоны сокращают, станции чахнут, рельсы ржавеют, шпалы гниют... Дорога себя изживает, причем, даже не столько по финансовым, сколько по технологическим причинам. На всем протяжении полотна, параллельно ему, тянется автомобильная трасса, передвижение по которой раза в три быстрее. В общем, настало время сотрудникам транспортной милиции следить, чтобы пункты приема лома не пополнялись еще и рельсами с аннинской ветки.

Вымирает дорога, вымирают и деревни, к ней прилегающие: Мокруша, Фиминичи, Васильевка. Однако к Мазе, судя по всему, это не относится: в последнее время здесь даже стало население увеличиваться - по статистике, человек на десять, в среднем, в год.
В любом случае, в названии этого села заключен самый что ни на есть положительный оттенок. Маза - это по-любому хорошо! Можно сказать, жители деревни с таким именем родились под счастливой звездой. Должна же им когда-нибудь, понимаешь, маза прийти!

Ярослав КАРПИНСКИЙ. Апрель-2001
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Верхняя Маза

#2

Сообщение Sergey »

Рождественский и свадебный обряд в ВЕРХНЕЙ МАЗЕ

Из интервью с М. И. Бурцевой, 1928 года рождения:

– Рождество мы отмечали – это самый, считали, великий праздник. Вечером мы бегали спрашивали под окнами. Вот хозяйки там все готовились к празднику, а мы бегали, девки спрашивали: «Как жениха звать? Как жениха звать?». Нам отвечали, мы радовались... В двенадцать часов ночи все собирались и гадали. Кто куру ловил: если парень поймает курицу, хорошая невеста будет; а девушка петуха. А если петуха парень поймает, то у него плохая невеста будет – так говорили... Валенки бросали через забор: куда валенок упадет, там и невеста или жених.

Под Крещение тоже бегали... Тоже гадали, сидели, собирались вечерами. Потом катались на санках, уезжали на речку. Там горки были – большие горы, все выезжали на праздники и там гуляли. В колхозе сани уворуют – таких не было, – на эти сани все ложились, ребята, девки кучей – и ехали с горы! Катались с горок, везде. А вечером гуляли, собиралися: кто сказки рассказывал, кто на гармошке играл, кто на балалайке, кто плясал, кто в карты играл – вот это вечеря такая у нас была.

– Что-нибудь готовили специально? Особые блюда?

– Блюда – это каждый готовил у себя дома. К своему празднику готовили блюда, и самые хорошие, ну, какие знали... Обычно блинчики, холодец – это ж традиция, она всю жизнь. Холодец – это самый считался праздничный к столу обед. Блинчики пекли, ну, курей резали к празднику, скотину... К Рождеству всегда резали поросят. Все, все это считались самые великие праздники. А так – праздником мы только кушали хорошо, а так жили кое-как.

Свадьба

– А семейные обряды? Как свадьбы проходили обычно, как сватались?

– Ну, мама как выходила замуж... Сваты приходють. Сажают его, говорят: «У вас есть телочка тут продажная? Мы приехали к вам телочку купить продажную. Продается у вас телочка?». А они, если согласны, – те родители, которые отдают замуж, – говорят: «Да, есть, есть, есть, есть у нас такая хорошая телочка, красивая, все, есть она у нас такая». – «Ну тогда мы пришли у вас покупать. Сколько ж она у вас стоит?» Тогда садятся за стол и торгуются, сколько. Они давали денюжку какую-то за это, за торговство. Ну а потом уже – невесты не было до этого, – потом звали невесту.

Тогда ишь выходили замуж, бывало – невеста с женихом и не знали друг друга, родители сватали. А потом уж познакомят, только узнают на знакомстве. А так они и не встречались, ничего: в другую деревню, допустим, едут – и все, берут там. Ну и потом вот свадьба...

А, шапку, шапку привозили, да. Вот шапку привезут, свататься шапку привезли, положили: вот жених – шапка. Вот не маму, а бабушку мою – приехали они в другую деревню бабушку сватать, а бабушка была высокая, красивая. А дедушка у нас там был незавидный, но он как дедушка очень хороший был. Вот они приехали свататься – шапку привезли, положили на стол. Если шапка богатая – значит, жених богатый и хороший... Шапку-то привезли богатую, а когда, говорит, жениха вывели – она, бабушка, чуть с ума не сошла. Жениха показали – она, бабушка, конечно, испугалась. А что, тогда сватали: хочешь, не хочешь – вот, сосватали и поженили, все. Тогда был такой закон... Уже другого ты там ничего не сделаешь. И жили всю жизнь.

– И в каком возрасте обычно выдавали замуж?

– В восемнадцать лет уже и женили, и выдавали замуж. До двадцати лет – это считали уже все. Начиная с восемнадцати, девятнадцать, двадцать лет – это, считали, самая пора. Позже это уже нельзя было.

– А могли, допустим, младшую сестру вперед старшей замуж отдать?

– Тогда не было такого закона, чтобы младшую сестру отдавать, а старшая будет сидеть. Она обижалась, старшая сестра, так нельзя было по закону; по порядку надо было отдавать. Но были случаи и отдавали. Но потом получается, говорят, счастья вроде не будет: если младшая вперед выйдет старшей, то не будет ей счастья. Поэтому не выходили, боялися; и ждут, когда старшая выйдет, а потом младшая.

– А сама свадьба как проходила? Сколько дней?

– Три дня всегда гуляли. Сначала гуляют первый день у жениха, это как обычно. Два дня целых у мужа гуляют. На третий день уже приезжают, берут невесту, везут на лошади все ее богатство – забирать приехали постель. И гуляли еще целый день.

– А девичник был перед свадьбой у невесты?

– Конечно, был. Если невесту отдают замуж, подружки ее приходили вечером, с ней сидели, шили ей полотенца, вышивали, жениху рубашку расшивали, готовились к свадьбе. Все подружки помогали невесте, такой закон был. Вечером они сидели за неделю целую, каждый день приходили и невесту наряжали.

– А хлеб-соль выносили молодым?

– Пекли; встречали молодых с хлебом с солью. Тогда хороший каравай, коврижку хлеба пекут; на коврижке хлеб, соль и полотенце вышитое, вот это невесте которое вышивали полотенце подружки. Вот этим каравай накрывали и подносили молодым. Кто больше укусит – тот будет хозяином. И родители благословляли молодых. И шубу подстилали. Если стоят молодые на шубе – чтобы жили без шума. Денежку бросали, чтобы много денег; конфетки бросали, чтоб жизнь была сладкая. Все бросали, разбрасывали, а малыши-дети все это собирали. Радовались, собирали. И потом невесту покупали: не пускали к невесте в дом, там деньги тоже ложили за невесту, чтобы в дом пустили. Было весело, шуму было…

– А наряд какой у невесты?

– Сейчас как – шьют белое платье, а тогда наряды были другие. Тогда в платьях не выходили почти замуж, у них юбки были и кофты такие, тоже очень нарядные. А мужчина – он в белой рубашке, вышитая рубашка, он подпоясанный; а тогда костюмов не было, в костюмах тогда никто не женился.

Источник: Богатырёва А.И. Календарные и семейные обряды в деревне Верхняя Маза Верхнехавского района Воронежской области // Воронежское лингвокраеведение, 2011.
Ответить