Бальные танцы в Воронеже

Ответить
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Бальные танцы в Воронеже

#1

Сообщение Sergey »

Бальные танцы в городе Воронеже развивались на фоне общей жизни в стране в 60-е годы. Тогда, в общем-то, и пойти было некуда. Была Первая программа телевидения, она же последняя. Во всех кинотеатрах одновременно шли одни и те же выдающиеся фильмы. Две – три газеты. Радио «Маяк». Всё вокруг было серым, а хотелось чего-то более яркого, праздничного. Бальные танцы как раз и стали одной из тех отдушин, где люди получали «порцию свежего воздуха» в проведении своего свободного времени.

А началось всё в 1965 году, когда организатор-методист Областного Дома народного творчества Ремира Николаевна Серикова вместе с директором Воронежской филармонии Михаилом Аркадьевичем Голынкером получили задание провести работу по формированию танцевального вкуса у молодёжи. Причиной послужило то, что, по мнению инструкторов обкома партии и комсомола, танцевальная культура молодёжи на вечерах, проводимых в здании Воронежской филармонии, была на низком уровне. Танцевали «не те танцы и не так». Результатом этой работы стало создание первого кружка современного бального танца во Дворце культуры имени Карла Маркса в 1965 году. Руководила кружком Ремира Николаевна Серикова. Проводились регулярные занятия, прочитывались лекции. Участниками кружка в основном были студенты и работающая молодёжь. И в этом же 1965 году на I Всероссийский конкурс исполнителей бальных танцев были делегированы танцоры от города Воронежа - Валентин Гончаров, Валентина Андреева; Петр Охрименко и Людмила Артемова. Последняя чуть позднее стала организатором танцевального коллектива «Ритм» при Воронежском политехническом институте.

С конца 1967 года берет отсчет история конкурсов бального танца в городе Воронеже. При открытии Дворца культуры имени 50-летия Октября и праздновании нового 1968 года состоялся первый конкурс бального танца в городе Воронеже

Число занимающихся бальными танцами постоянно росло, и открывались новые кружки в Железнодорожном техникуме, Доме офицеров. Начал работу танцевальный зал ВГУ, где ввели обязательную специализацию по бальным танцам на факультете общественных профессий.

В 1970 году в Воронеже состоялось уже два турнира: в марте – III Городской конкурс бального танца, в апреле – I Университетский конкурс исполнителей современных бальных танцев. О конкурсах пишут в газетах, выходят телепрограммы. Свои призы учреждают обком ВЛКСМ, Воронежское телевидение. В работе участвуют Областной Дом народного творчества и Дом художественной самодеятельности профсоюзов.

30 января 1972 года во Дворце культуры имени В.И.Ленина прошёл IV Областной конкурс бального танца. В нём впервые принял участие коллектив из области – ансамбль «Веснянка» под руководством Риммы Александровны Максимовой из города Борисоглебск. Победители этого конкурса – Автономова Виолетта – Сергей Морозов (1 место) и Кононова Ирина – Панков Владимир (2 место) направлены на IV Всероссийский конкурс исполнителей бальных танцев, который под эгидой Центрального Дома народно творчества имени Н.К.Крупской состоялся в Москве в 1972 году.

Сохранились имена победителей очередного городского конкурса бального танца, который прошёл в 1973 году во Дворце культуры имени В.И.Ленина: 1 место – Валентина Кистова – Дмитрий Донцов, 2 место – Людмила Бугаева – Александр Костоваров, 3 место – Татьяна и Вячеслав Григорьян. Приз за музыкальность получили Лариса Попова – Александр Осипов, приз Воронежского телевидения – Галина и Валерий Чаплины. Приз за молодость – Ирина Кононова – Александр Агулов.

1974 – 1975 годы ознаменованы появлением двух новых коллективов. Сначала Михаил и Лариса Догаевы организовывают ансамбль «Ритм» при кафе «Россиянка», а Татьяна Ватутина в паре с Олегом Синциным – ансамбль «Грация» во Дворце культуры шинного завода.

Всё большее развитие получают танцы европейской и латиноамериканской программы. Но 2-я половина 70-х ввергает жанр бального танца в эпоху запретов. Танцы, где партнер выходил на сцену во фраке, а партнерша блистала роскошными туалетами, считались «чуждыми идеологически». В средствах массовой информации говорилось о «разлагающем влиянии Запада». В многочисленных методических разработках, которые именовались «Как танцевать бальный танец», часто критиковались танцы международной программы. Весь мир восхищался ими, а в СССР чиновники от искусства не хотели их признавать. Они считали, что участникам ансамблей бального танца в первую очередь необходимо было изучать и исполнять танцы так называемой «советской программы»: «Русский лирический», «Сударушка», «Кадриль», «Полька» и другие.

Апогея это запретительство достигло после выхода в свет Постановления ЦК КПСС «Об улучшении идеологической работы» в 1982 году. Руководствуясь этим документом, в феврале 1983 года в городе Воронеже было запрещено проведение Междугороднего конкурса по бальным танцам среди танцоров «А» - класса, который должен был состояться во Дворце культуры шинников. Несмотря на запрет, турнир состоялся. Правда, начался он в 12-м часу ночи, а закончился около 5 часов утра. Организаторы турнира – Татьяна и Николай Ватутины – приняли у себя 21 танцевальную пару из 16 городов Советского Союза. Этот турнир 12 – 13 февраля 1983 года вошел в историю бальных танцев СССР под названием «ночной».

И только с началом перестройки в 1985 году были сняты запреты на жанр. Началась новая волна развития современного бального танца. Этот подъём был подготовлен предыдущим развитием танцевальных школ в городе Воронеже.

Так, в сентябре 1980 года Олег Синицин становится в пару с Логачевой (Синициной) Галиной и организовывает ансамбль «Эридан» во Дворце культуры имени 50-летия Октября.

Чуть раньше воспитанница Р.Н.Сериковой Галина Михайловна Киселева начинает работать в Доме пионеров Коминтерновского района.

В каждом танцевальном коллективе ведущие танцевальные пары пробуют себя в педагогической работе. В 1982 году начинают преподавать бальный танец Елена и Владимир Шишленковы. Начало их работы происходило во Дворце культуры имени С.М.Кирова. А в 1986 году ансамбль «Спектр» под их руководством получил прописку во Дворце культуры «Электроника».

Виктор Пономарев, начавший заниматься бальными танцами в 1974 году, начинает преподавать в 1983, а с 1986 коллектив «Юность» работает во Дворце культуры имени С.М.Кирова.

Будучи студентом Воронежского политехнического института, Александр Осипов в 1968 году увлекается бальными танцами в студии «Ритм» у Людмилы Артемовой, продолжает занятия в ансамбле «Ритм» (руководители Лариса и Михаил Догаевы), параллельно руководит коллективом «Мечта» в Воронежском технологическом институте (1975 – 1977). В 1983 году организовывает ансамбль «Фиеста» при Доме пионеров Железнодорожного района.

Танцевальный зал ВГУ в 1977 году возглавляют Лариса и Сергей Романович.

Таким образом, если в 1980 году в Воронеже было три центра бального танца:
- «Ритм» (ДК им.В.И.Ленина, рук. Лариса и Михаил Догаевы),
- «Грация» (ДК шинников, рук. Татьяна и Николай Ватутины),
- «Эридан» (ДК им.50-летия Октября, рук. Галина и Олег Синицины),

то к началу 1990 года к ним добавились еще три коллектива:
- «Спектр» (ДК «Электроника», рук. Елена и Владимир Шишленковы),
- «Юность» (ДК им. С.М.Кирова, рук. Ирина и Виктор Пономаревы),
- «Фиеста» (Дом пионеров Железнодорожного района, рук. Александр Осипов).

Бурное развитие жанра бального танца в дальнейшем было обусловлено эпохой «перестройки», объявленной в нашей стране в 1985 году.

Это позволило с 1988 года серьезно начать работу по объединению танцевальных сил Советского Союза в единую организацию. Так, 30 апреля 1989 года в городе Омске на учредительной конференции, созванной по инициативе Всероссийского научно-методического центра народного творчества им.Н.К.Крупской, была учреждена танцевальная общественная организация – Ассоциация бальных танцев СССР. В 1991 году Ассоциация была преобразована в Российскую ассоциацию спортивного танца. И в 1998 году в Федерацию танцевального спорта России (в дальнейшем ФТСР).

ФТСР является членом Международной федерации танцевального спорта (IDSF), которая 4 сентября 1997 года в швейцарском городе Лозанна получила полное признание Международного Олимпийского Комитета. И 12 июля 1998 на Общероссийском олимпийском собрании ФТСР была принята коллективным членом Олимпийского Комитета России. Именно с этих дат жанр бального танца официально стал называться спортивным танцем, исполнители бальных танцев – танцоры-спортсмены, а ансамбли бальных танцев – танцевальными клубами.

В ФТСР входят в настоящее время региональные члены из 71 субъекта РФ. Количество спортсменов по всей России – около 85000 человек. Крупнейшие любительские соревнования в мире проводятся под эгидой Международной федерации танцевального спорта, а в России – ФТСР.

Процесс объединения танцоров-спортсменов в единую организацию не обошёл стороной и наш город. Первая попытка была предпринята Ларисой и Михаилом Догаевыми, которые в сентябре 1991 года реорганизовали ансамбль «Ритм» в Городскую танцевальную школу, ставшую муниципальным учреждением, финансировавшуюся Областным управлением культуры и Научно-методическим центром. Вместе с Догаевыми в школе преподавали Татьяна Ватутина, Елена и Владимир Шишленковы. Эта школа, пожалуй, была единственной в Советском Союзе, где ребята не платили за свое обучение.

В том же 1991 году ансамбль «Грация» вместо Татьяны Ватутиной возглавили ее ученики Елена и Вячеслав Харины. А во Дворце культуры имени Коминтерна начал свою работу «Танцевальный клуб – 91» (в дальнейшем переименованный в «Танцевальную академию») под руководством Елены Назаровой и Геннадия Васильева.

Но попытка объединить бальные силы города в Городской танцевальной школе разрушились вместе с развалом СССР и связанным с этим прекращением финансирования. Городская танцевальная школа реформируется в «Школу спортивного танца» и как танцевальный клуб работает под этим названием по настоящее время.

В 1992 году на карте города появляются танцевальные коллективы «Перспектива» (рук. Майя и Владимир Войтович) и «Па» (с 2001 года – «Пантера», рук. Александр Прокофьев). Руководителю ансамбля «Эридан» Олегу Синицину предлагают замечательные условия работы в Ставропольском крае, и в сентябре 1992 года, уехав, он возглавляет танцевальный клуб «Мираж» в городе Ставрополь, а ансамбль «Эридан» в Воронеже – Андрей Веряскин и Галина Синицина.

12 октября 1992 года руководители коллективов «Фиеста» - Александр Осипов, «Эридан» - Андрей Веряскин, «Юность» - Виктор Пономарев инициируют конференцию, на которой учреждается Воронежская областная ассоциация спортивных танцев. В феврале 1999 года ВоАСТ проходит перерегистрацию и становится Воронежской областной общественной организацией «Федерация танцевального спорта» (в дальнейшем ВоФТС).

Становление организации неразрывно связано с развитием системы танцевальных клубов (ТК). Каждый год появляются новые танцевальные коллективы:

- 1993 год – ТК «Адекс» при Городском Дворце культуры (рук. Ирина и Андрей Веряскины);
- ТК «Элегант» (рук. Татьяна и Яков Кустовиновы);
- 1994 год – ТК «Арс» (рук. Нина и Валерий Кареловы);
- ТК «Дуэт» (рук. Анна и Сергей Лесных);
- 1995 год – ТК «Виктория» (рук. Валентина Борисова);
- 1996 год – ТК «Легион» (рук. Наталья Сажина, Роман Ивакин)
- ТК «Юлия» (рук. Юлия и Игорь Федоровы)
- ТК «Оливия» (рук. Ольга Лопатина, Сергей Лесных (с 2000 г.)).

В 1997 году возродилась спортивно-бальная танцевальная жизнь в городе Борисоглебске. В этом году усилиями Софии Малинченко был создан и успешно развивается по настоящее время ТК «Надежда».

В 1998 году в городе Воронеже появляются следующие коллективы:

- 1999 год – ТК «Агон» (рук. Юлия Болгова, Павел Садчиков);
- ТК «Глория» (рук. Елизавета Козьякова, Игорь Пульман)
- 2000 год – ТК «Галант» (с 2005 г. – «Акцент», рук. Светлана Логашова, Алексей Иванов);
- ТК «Надежда» (рук. Надежда Деркачева);

- 2001 год – ТК «Олимп» (рук. Анна и Сергей Михайловы);

- 2002 год – ТК «Гранд» (рук. Маргарита и Сергей Матвиенко);

- 2003 год – ТК «Галатея» (рук. Галина Быковская);

- 2004 год – ТК «Гармония» (рук. Наталья Попова, Олег Курьянов).

В настоящее время ВоФТС объединяет 31 танцевальный коллектив. Бессменным руководителем организации с момента создания и до 2010 года являлся Александр Николаевич Осипов. В 2011 году на пост Президента федерации избрана Синицина Галина Алексеевна. Свои достижения воронежские танцоры-спортсмены демонстрируют на разного ранга турнирах – от городских конкурсов по спортивным танцам до Чемпионатов и Первенств России по спортивным танцам и Международных турниров.

Организаторами конкурсов по спортивным танцам, как правило, выступают один или несколько танцевальных клубов. В нашем городе ежегодно проходит более 20 турниров по спортивным танцам. Среди них особую значимость приобрели:

- «Хрустальная туфелька» - организатор ШСТ;
- «Стремительный каскад им.Олега Синицина» - орг. ТК «Эридан»;
- «Славянский бал» - орг. ТК «Адекс»;
- «Грация» - орг. ТК «Грация»;
- «Кубок губернатора» - орг. ТК «Перспектива»;
- «Кубок Федерации» - орг. ТК «Фиеста»;
- «Кубок «Динамо»» - орг. ТК «Спектр».

Веряскин А.О. "Воронеж. Культура и Искусство". Центр духовного возрождения Черноземного края. Воронеж-2006 г.

tn2.jpg
tn3.jpg
 
h5.jpg
tn1.jpg
tn4.jpg
Samsv
Сообщения: 211
Зарегистрирован: 20.06.2021
Откуда: Воронеж

Бальные танцы в Воронеже

#2

Сообщение Samsv »

Sergey писал(а): 31 мар 2021, 20:51 Татьяна Ватутина в паре с Олегом Синциным
Опечатка: Татьяна Ватутина в паре с Олегом Синициным
Ответить