Военный аэродром "А" ("Альфа")
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
Военный аэродром "А" ("Альфа") - Воронеж
Военный аэродром на западной окраине Воронежа был создан в середине 1920-х годов - одна из сторон его обширной территории примыкала к современному перекрестку Ворошилова-Космонавтов (там, где сейчас стоит на постаменте истребитель МиГ). Согласно публикациям, аэродромов здесь было два - большой (под литерой "А" или "Альфа") и малый ("Пятачок"). На первом базировалась 11-я авиабригада тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1, на втором - эскадрилья разведчиков Р-1.
Вблизи строился и развивался Авиагородок - комплекс зданий и сооружений, которые использовались для функционирования аэродромов и размещения летного и инженерно-технического состава: ангары и склады, административные и хозяйственные помещения, Дом Авиации, жилые дома, столовая (т.н. летчиков), детский сад. Некоторые строения сохранились до сих пор, но давно используются по другому назначению, часть разрушена во время войны, а бывшее летное поле застроили уже в послевоенное время.
К авиабазе и аэродромам вплотную прилегала бывшая территория завода взрывателей, недостроенного до революции. Его здания были также в эксплуатации 11-й авиабригады. В 1930 г. было принято решение приспособить эти строения под ремонт самолетов с передачей их части Всесоюзному авиационному объединению - так был создан Воронежский завод №16. Позже он был реконструирован под серийное производство самолетов-штурмовиков, а с 1934 г. и до войны - под серийное производство авиамоторов (моторный завод). Теперь на этой площади и части площади бывшего аэродрома - Воронежский механический завод.
Два упомянутых военных аэродрома с авиагородком и Воронежский завод №16 были частью Воронежского авиационного узла, который активно формировался в 1930-х, о нем общая информация в статье:
В.В. Гагин. История развития и значение авиационной инфраструктуры и промышленности ЦЧО СССР в довоенный период 1920-1940 гг. // Материалы III Международной научно-технической конференции, посвященной 80-летию ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия, том 3
------------------
Связанные темы:
Дом Авиации в Воронеже
Место первого десанта в Воронеже
Могила летчиков в братской могиле №14 в парке Орленок
Воронежский механический завод
Воронежское самолетостроительное общество (ВАСО)
Воронежский завод взрывателей
Памятный знак с надписью: На этом месте в 1941-1942 гг. располагался военный аэродром, где дислоцировался 573 авиационный истребительный полк 101 дивизии ПВО. Открыт в сентябре 2015 г. - информация в теме Сквер примирения и согласия.
Военный аэродром на западной окраине Воронежа был создан в середине 1920-х годов - одна из сторон его обширной территории примыкала к современному перекрестку Ворошилова-Космонавтов (там, где сейчас стоит на постаменте истребитель МиГ). Согласно публикациям, аэродромов здесь было два - большой (под литерой "А" или "Альфа") и малый ("Пятачок"). На первом базировалась 11-я авиабригада тяжёлых бомбардировщиков ТБ-1, на втором - эскадрилья разведчиков Р-1.
Вблизи строился и развивался Авиагородок - комплекс зданий и сооружений, которые использовались для функционирования аэродромов и размещения летного и инженерно-технического состава: ангары и склады, административные и хозяйственные помещения, Дом Авиации, жилые дома, столовая (т.н. летчиков), детский сад. Некоторые строения сохранились до сих пор, но давно используются по другому назначению, часть разрушена во время войны, а бывшее летное поле застроили уже в послевоенное время.
К авиабазе и аэродромам вплотную прилегала бывшая территория завода взрывателей, недостроенного до революции. Его здания были также в эксплуатации 11-й авиабригады. В 1930 г. было принято решение приспособить эти строения под ремонт самолетов с передачей их части Всесоюзному авиационному объединению - так был создан Воронежский завод №16. Позже он был реконструирован под серийное производство самолетов-штурмовиков, а с 1934 г. и до войны - под серийное производство авиамоторов (моторный завод). Теперь на этой площади и части площади бывшего аэродрома - Воронежский механический завод.
Два упомянутых военных аэродрома с авиагородком и Воронежский завод №16 были частью Воронежского авиационного узла, который активно формировался в 1930-х, о нем общая информация в статье:
В.В. Гагин. История развития и значение авиационной инфраструктуры и промышленности ЦЧО СССР в довоенный период 1920-1940 гг. // Материалы III Международной научно-технической конференции, посвященной 80-летию ГОУ ВПО «Воронежская государственная технологическая академия, том 3
------------------
Связанные темы:
Дом Авиации в Воронеже
Место первого десанта в Воронеже
Могила летчиков в братской могиле №14 в парке Орленок
Воронежский механический завод
Воронежское самолетостроительное общество (ВАСО)
Воронежский завод взрывателей
Памятный знак с надписью: На этом месте в 1941-1942 гг. располагался военный аэродром, где дислоцировался 573 авиационный истребительный полк 101 дивизии ПВО. Открыт в сентябре 2015 г. - информация в теме Сквер примирения и согласия.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
По названиям-литерам аэродромов в публикациях существует путаница.
«В 1930 году в Воронеже, там, где пересекаются современные улицы Космонавтов и Ворошилова, были расположены первоклассные по тому времени военные аэродромы (большой - "Альфа", и малый), несколько запасных площадок, а также полигон для бомбометания и стрельб воронежского авиационного узла. Здесь базировалась 11-я бригада тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 дальней авиации Московского военного округа ВВС РККА»
статья из газеты «Берег», № 31 за 2007 г.
В. Гагин: аэродром в районе Космонавтов/Ворошилова, где базировались тяжелые бомбардировщики 11-й авиабригады - это военный аэродром "А"
В. Гагин в другой книге: аэродром в районе Космонавтов/Ворошилова, где базировались тяжелые бомбардировщики 11-й авиабригады - это военный аэродром "Б"
В. Елецких: военный аэродром "А" - это аэродром в районе Хользунова
По данным из статей довоенной прессы в районе нынешней ул. Хользунова в 1930-х был аэродром аэроклуба/Осоавиахима, а также еще с 1930-х (не с 1946 г.) - Воронежский гражданский аэропорт.
«В 1930 году в Воронеже, там, где пересекаются современные улицы Космонавтов и Ворошилова, были расположены первоклассные по тому времени военные аэродромы (большой - "Альфа", и малый), несколько запасных площадок, а также полигон для бомбометания и стрельб воронежского авиационного узла. Здесь базировалась 11-я бригада тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 дальней авиации Московского военного округа ВВС РККА»
статья из газеты «Берег», № 31 за 2007 г.
В. Гагин: аэродром в районе Космонавтов/Ворошилова, где базировались тяжелые бомбардировщики 11-й авиабригады - это военный аэродром "А"
В конце 1920-х годов в Воронеже и некоторых других городах ЦЧО приступили к формированию крупного авиационно-промышленного центра, куда, по мере ввода их в строй, включались аэродромы, новые войсковые части, промышленные предприятия, учебные заведения и т.д. Организация этого центра проводилась не на пустом месте – в Воронеже и Липецке аэродромы и авиационные традиции существовали с дореволюционных времен.
В середине двадцатых годов на перекрестке нынешних улиц Космонавтов и Ворошилова, на юго-западной окраине города и на ул. Хользунова (современное название) был организован и интенсивно строился Воронежский авиационный узел. Он состоял из двух больших «А» и «Б» и малого («Пятачок») военных аэродромов, а также ОСОАВИАХИМовского летного поля, на которых базировались, соответственно, 11-я тяжелобомбардировочная бригада, несколько отдельных авиаотрядов, разведывательная эскадрилья и гражданская авиация, представленная, в основном, спортивными самолетами Воронежского аэроклуба. С постройкой на левом берегу реки Воронеж авиазавода №18 к этим аэродромам добавился и довольно крупный по тем временам (с бетонной взлетно-посадочной полосой) заводской.
В. Гагин. К 425-летию Воронежа. Авиаград // Труд Черноземья №37-т 08 за 03.03.2011
В середине двадцатых годов, там, где сейчас стоит на постаменте реактивный истребитель МиГ-21Ф13 (на перекрестке ул. Космонавтов и ул. Ворошилова), был организован и интенсивно строился Воронежский авиационный узел.
Он состоял из большого и малого аэродромов, на которые базировались, соответственно 11-я бригада тяжелых бомбардировщиков ТБ-1 (первый командир - Осадший) и эскадрилья разведчиков Р-1.
Также имелось несколько запасных площадок и оборудованный полигон для бомбометания в Пружанах.
Благодаря фотографиям старейшего (ныне покойного) воронежского штурмана А.М. Полянина, первые из которых относятся к лету 1926 года, мы имеем уникальную возможность увидеть те героические, а зачастую и трагические страницы истории.
В.В. Гагин. Самолеты воронежского авиазавода, 1996
В. Гагин в другой книге: аэродром в районе Космонавтов/Ворошилова, где базировались тяжелые бомбардировщики 11-й авиабригады - это военный аэродром "Б"
В 1928 году на окраине Воронежа был построен военный аэродром, предназначенный для размещения тяжелой авиационной бригады окружного подчинения.
Штурман Полянин вел летопись, фотохронику. На его снимках можно видеть Воронеж, каким он был в конце двадцатых, мосты реки, села и деревни, новые самолеты, прилетавшие к ним на аэродром, быт красвоенлетов, их взлеты и падения.
Комбригом был Осадший. Под его руководством возводились командная вышка (КП), ангары для самолетов, склады и хранилища.
В 1930 году в бригаду стала поступать новая, отечественная техника.
11 авиабригада состояла из трех эскадрилий, разделенных каждая на три звена по три бомбардировщика. Таким образом, в Воронеже к 1930 году насчитывалось около 30 бомбардировщиков ТБ-1, экипажи которых незамедлительно приступили к освоению новой техники и обучению летного состава.
Самолеты в эскадрилье маркировались цифрами на руле поворота, от единицы до девяти. У каждой из трех эскадрилий авиабригады был свой цвет цифр на хвостовом оперении: скорее всего, красный белый, голубой. Также самолеты имели белые идентификационные полосы на левом крыле у одной эскадрильи, на правом - удругой и вокруг фюзеляжа у хвостового оперения - на ТБ-1 третьей эскадрильи. Все бомбардировщики были окрашены сверху и с боков в зеленый (хаки) цвет. Низ фюзеляжа и крыльев - бледно-голубые. На нижних поверхностях крыльев - красные полосы.
Полеты открывались парадным построением экипажей и наземного персонала, моторы запускались под торжественные марши духового оркестра.
В. Гагин. Бомбардировщик конструкции А.Н. Туполева ТБ-1 (АНТ-4), 1995
В. Елецких: военный аэродром "А" - это аэродром в районе Хользунова
Но здесь на фото А.М. Полянина вообще ипподром в Москве."Военный аэродром "А", который в 1930-х годах также использовался и гражданской авиацией. С 1946 года здесь (район современной улицы Хользунова) расположился гражданский аэропорт"
Елецких В.Л. Крылья города, 2006
По данным из статей довоенной прессы в районе нынешней ул. Хользунова в 1930-х был аэродром аэроклуба/Осоавиахима, а также еще с 1930-х (не с 1946 г.) - Воронежский гражданский аэропорт.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
Из различных обсуждений в интернете выходит, что аэродром А - в районе Космонавтов/Ворошилова, аэродром Б - на месте современного "Балтимора".В июне 1942 г. авиадивизия имела на вооружении 47 истребителей, отражала налеты вражеской авиации на подступах к Воронежу.
Полки авиадивизии базировались на трех аэродромах на окраинах Воронежа.
Выписка из решения командира дивизии: "оборонять город от воздушных налетов силами трех полков. Два из них базировать на аэродромах западнее города (аэродромы "А", "Б" и "ОСО") один — на аэродроме Репное. Создать четыре зоны патрулирования истребителей на подступах к городу на удалении 15-20 км от него. Наведение истребителей осуществлять с командных пунктов иад и авиационных полков, а также с постов наведения и целеуказания 4-го полка ВНОС (9 постов). Ночные налеты отражать уничтожая самолеты противника вне зоны зенитного огня при входе их в световую прожекторную зону и при выходе из нее".
Источник: 101-я истребительная авиационная дивизия ПВО / http://allaces.ru/sssr/struct/d/iad101.php
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
Фотографии аэродрома в в части, примыкающей к ул. Пирогова, видимые здания по этой улице описаны здесь.
Вид с противоположной стороны: Подпись здесь тоже неясная - как уже упоминалось выше, гражданский аэропорт в 1930-х был в районе нынешней Хользунова.
Та же фотография в лучшем качестве - из книги Ю. Тихонов "Засекреченный город", 2011 г.:По договору, подписанному в марте 1920 года, Германия обязалась оснастить Красную Армию и промышленность самым современным оборудованием. Советское же правительство в свою очередь предоставит немцам в эксплуатацию промышленные и военные объекты, железные дороги и шахты.
... начиная с 1924 года в Советском Союзе создана самая мощная немецкая авиационная группировка. Её штаб находится в Липецке. Здесь же расположена летная школа "Виф-упаль", где на устаревших самолетах "фоккер"обучаются немецкие юнкера и советские курсанты.
Новые же немецкие самолеты испытываются на аэродромах Воронежа, Борисоглебска, Бутурлиновки и Россоши. Воронежские крылья рейхсмаршала Геринга / журнал "Воронеж, №5, 2005
Вид с противоположной стороны: Подпись здесь тоже неясная - как уже упоминалось выше, гражданский аэропорт в 1930-х был в районе нынешней Хользунова.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
Из построек военного аэродрома сохранилось здание с чертами конструктивизма, которое называют местом размещения штаба 11 авиабригады - Космонавтов, 60:
Оно же - на этой фотографии 1920-х:
Фото из журнала "Воронеж" 1993 г.:
Однако я думаю, что вид здания больше характерен для командно-диспетчерского пункта аэродрома, так как если смотреть на аэрофото 1942 г., то по тени хорошо видно вышку.
Вот еще мнение:
Историко-архитектурное описание:
Здание расположено к юго-западу от бывшей Новой Слободки, в конце улицы, вблизи ее пересечения с улицей Ворошилова. Вытянуто в глубину квартала, к улице обращено торцовым северо-восточным фасадом. Построено в конце 1920-х гг. на территории бывшего военного аэродрома. В архитектурном решении использованы приемы конструктивизма.
Изначально было предназначено для размещения штаба дислоцировавшейся в Воронеже 53-й авиаэскадрильи 11-й бригады Московского военного округа. 26 июля 1930 г. летчик JI. Г. Минов совершил первый в стране показательный парашютный прыжок с самолета, что послужило началом развития массового парашютного спорта. 2 августа 1930 г. на авиационных учениях была осуществлена первая в мире выброска парашютного десанта в заданное место. Это явилось первой в истории попыткой ввести в практику военного дела принципиально новый способ военных действий - высадку воздушного десанта для ведения
боя в тылу противника, в отрыве от своих войск”. Первыми в мире десантниками были Л.Г. Минов, Я.Д. Мошковский, Г.Г. Кухаренко, И.И. Поваляев, П.О. Пейдус.
Кирпичное оштукатуренное и покрашенное в красный цвет здание штаба состоит из четырех прямоугольных в плане разновеликих объемов, объединенных в сложную асимметричную композицию. Основной двухэтажный объем дополнен
тремя узкими двух-, трех-четырехэтажными объемами, расположенными поперек продольной оси здания. Средний - четырехэтажный объем, в котором размещаются вестибюль и лестничная клетка, - пересекает основной объем; два других примыкают к нему с торцов. На главном протяженном северо-западном фасаде выступающие части поперечных объемов выделяются в виде легких ризалитов. Торцовый, обращенный к улице, фасад слева фланкирован ризалитом с башнеобразным завершением, покрытым пологим шатром. На протяженном фасаде окна основного объема квадратные, среднего и крайнего со стороны улицы поперечных объемов - горизонтальные (в два квадрата). Исключение составляет двойное арочное окно четвертого этажа среднего объема. На остальных фасадах окна квадратные и узкие прямоугольные. Лаконичная декоративная отделка здания включает широкий сильно выступающий гладкий карниз, венчающий все объемы здания, цокольную полку, а также на главном фасаде подоконные полки третьего и четвертого этажей среднего объема.
Внутренняя планировка сохранена. В здании размещаются учреждения.
Л.П.Хаханова. Улица Космонавтов, дом 60 // Историко-культурное наследие Воронежа, 2009
Оно же - на этой фотографии 1920-х:
Фото из журнала "Воронеж" 1993 г.:
Однако я думаю, что вид здания больше характерен для командно-диспетчерского пункта аэродрома, так как если смотреть на аэрофото 1942 г., то по тени хорошо видно вышку.
Вот еще мнение:
Когда общался с бывшими "балтиморцами", то мне сказали, что нынешнее "розовое" здание прокуратуры на Космонавтов - это КДП. Сегодня открыл старую книжку Гагина по ТБ-1 и в подписи к фото этого здания 30-х годов написано также: "Контрольно-диспетчерский пункт XI бригады тяжелых бомбардировщиков." Так что был ли там штаб бригады - это еще вопрос. Не исключаю, что мемориальную табличку повесили как на уцелевшее здание.
RKKA
Историко-архитектурное описание:
Здание расположено к юго-западу от бывшей Новой Слободки, в конце улицы, вблизи ее пересечения с улицей Ворошилова. Вытянуто в глубину квартала, к улице обращено торцовым северо-восточным фасадом. Построено в конце 1920-х гг. на территории бывшего военного аэродрома. В архитектурном решении использованы приемы конструктивизма.
Изначально было предназначено для размещения штаба дислоцировавшейся в Воронеже 53-й авиаэскадрильи 11-й бригады Московского военного округа. 26 июля 1930 г. летчик JI. Г. Минов совершил первый в стране показательный парашютный прыжок с самолета, что послужило началом развития массового парашютного спорта. 2 августа 1930 г. на авиационных учениях была осуществлена первая в мире выброска парашютного десанта в заданное место. Это явилось первой в истории попыткой ввести в практику военного дела принципиально новый способ военных действий - высадку воздушного десанта для ведения
боя в тылу противника, в отрыве от своих войск”. Первыми в мире десантниками были Л.Г. Минов, Я.Д. Мошковский, Г.Г. Кухаренко, И.И. Поваляев, П.О. Пейдус.
Кирпичное оштукатуренное и покрашенное в красный цвет здание штаба состоит из четырех прямоугольных в плане разновеликих объемов, объединенных в сложную асимметричную композицию. Основной двухэтажный объем дополнен
тремя узкими двух-, трех-четырехэтажными объемами, расположенными поперек продольной оси здания. Средний - четырехэтажный объем, в котором размещаются вестибюль и лестничная клетка, - пересекает основной объем; два других примыкают к нему с торцов. На главном протяженном северо-западном фасаде выступающие части поперечных объемов выделяются в виде легких ризалитов. Торцовый, обращенный к улице, фасад слева фланкирован ризалитом с башнеобразным завершением, покрытым пологим шатром. На протяженном фасаде окна основного объема квадратные, среднего и крайнего со стороны улицы поперечных объемов - горизонтальные (в два квадрата). Исключение составляет двойное арочное окно четвертого этажа среднего объема. На остальных фасадах окна квадратные и узкие прямоугольные. Лаконичная декоративная отделка здания включает широкий сильно выступающий гладкий карниз, венчающий все объемы здания, цокольную полку, а также на главном фасаде подоконные полки третьего и четвертого этажей среднего объема.
Внутренняя планировка сохранена. В здании размещаются учреждения.
Л.П.Хаханова. Улица Космонавтов, дом 60 // Историко-культурное наследие Воронежа, 2009
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
1942г. - немецкие фотографии:
На этой фотографии видно здание по нынешнему адресу Космонавтов, 60:
На этой фотографии видно здание по нынешнему адресу Космонавтов, 60:
- Олег Осипов
- Сообщения: 25
- Зарегистрирован: 06.01.2018
- Откуда: Воронеж
- Maks
- Сообщения: 40
- Зарегистрирован: 23.05.2017
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
Даже можно сказать - уникальные снимки.
- dinn
- Сообщения: 270
- Зарегистрирован: 28.04.2022
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
153 или 185 ИАП. Летуны думаю подскажут точнее.
- VoroN
- Сообщения: 48
- Зарегистрирован: 10.02.2022
- Откуда: Воронеж
-
- Сообщения: 14
- Зарегистрирован: 14.08.2023
- Откуда: Voronezh
Военный аэродром "А" ("Альфа")
спасибоНаталия Серова писал(а): ↑10 дек 2021, 14:41Из построек военного аэродрома сохранилось здание с чертами конструктивизма
не знал, что оно довоенное
- Историк
- Сообщения: 45
- Зарегистрирован: 27.01.2022
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
еще один самолет - с бортовым номером 16, подписано Воронеж
если рассматривать по ангарам, то аэродром должен быть этот же
если рассматривать по ангарам, то аэродром должен быть этот же
-
- Сообщения: 47
- Зарегистрирован: 07.06.2023
- Откуда: Питер/Воронеж
- dinn
- Сообщения: 270
- Зарегистрирован: 28.04.2022
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
FloМастер,
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Военный аэродром "А" ("Альфа")
Новые фотографии - "Flugplatz in Woronesch, august 1942"
1,3,8 фото - наш тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6).
1,3,8 фото - наш тяжелый бомбардировщик ТБ-3 (АНТ-6).
-
- Сообщения: 17
- Зарегистрирован: 17.04.2023
- Откуда: Липецк