Довоенный железнодорожный вокзал "Воронеж"

Воронежские вокзалы, железная дорога, ж/д станции, железнодорожные артефакты, аэродромы и аэропорты
Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5867
Регистрация: 16.11.2016

Довоенный железнодорожный вокзал "Воронеж"

#1

Сообщение Sergey » 16 сен 2017, 23:42

Станция Воронеж (ныне - Воронеж-I) была сооружена в 1867-1868 годах как конечный пункт Козлово-Воронежской линии железной дороги. Для ее размещения городом был выделен узкий пустырь между территорией Воронежского Михайловского кадетского корпуса и усадьбой Бринкманов «Елизавет-Красовкой». Неудобный для развития станции участок явился следствием конфликта между городом и строителями дороги, возникшем из-за того, что запланированное продолжение дороги на юг по левому берегу превращало станцию в тупиковую.

6 мая 1867 года на торжественном обеде, в честь закладки станционного здания в городе Воронеж, присутствовали: Воронежский губернатор князь В.А. Трубецкой, начальник по изысканиям Воронежско-Ростовской линии генерал-майор Г.М. Толстой, многие чиновники, избранное местное купечество, а так же подрядчики и инженеры.

Станционные сооружения в Воронеже возводились «строителем дороги» С.С. Поляковым. При приближении к станции рельсовые пути проложили в глубокой искусственной выемке, вдоль берега реки Воронеж, для прокладки путей сделали значительную насыпь. 20 декабря 1867 года в Воронеж прибыл первый "пробный поезд". В этот день тысячи воронежцев пришли к линии железной дороги, чтобы своими глазами увидеть одно из замечательных достижений XIX века. Следует отметить, что прибытие первого поезда в Воронеж по новому стилю приходится на 1 января следующего, 1868 года (разница между юлианским и григорианским календарями составляла тогда 12 дней). 30 января 1868 года в Воронеже состоялось торжественное открытие железнодорожной станции и дороги, на которое прибыли гости из Москвы и Петербурга, а через два дня - 1 февраля 1868 года из Воронежа в Москву отправился первый пассажирский поезд. На станции действовал телеграф. Главными сооружениями станции были: вокзал и корпуса железнодорожных мастерских. В начале 1870-х годов были спланированы привокзальная площадь и подъезд к вокзалу.

v3.jpg

Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. (1867 - 1868 год)

v1.jpg
v2.jpg

Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. Выход на перрон (1867 - 1868 год)

После сооружения железной дороги Воронеж-Ростов (1871 год), в связи с образованием в 1873 году единой Козлово-Воронежско-Ростовской линии, на станции Воронеж было размещено ее управление. В 1890-е годы станция расширилась на запад, к Задонскому шоссе. В 1891 году в железнодорожных мастерских построили электростанцию. Мастерские и вокзал были первыми сооружениями в городе, получившими электрическое освещение. В 1893 году в связи с разделением управления развитой сетью линий, принадлежавших акционерному обществу Юго-Восточных железных дорог, на два отделения, на станции Воронеж было оставлено только одно южное отделение. Сооружение в 1894 году товарной станции Воронеж-Курский (ныне - Воронеж-II) увеличило не только грузооборот, но и пассажиропотоки станции Воронеж-I, поскольку пассажирские поезда обеих линий отправлялись только со станции Воронеж-I.

В 1895 году старый вокзал был заменен более вместительным. Здесь существовали залы для пассажиров первого и второго классов с буфетом, книжной лавкой («книжным шкафом»), в боковых крыльях находились помещения для пассажиров третьего и четвертого классов (открытые в сторону платформы), работало почтовое отделение.

Фото воронежского вокзала, 1900-е гг.:
v4.jpg
v5.jpg

v6-2.jpg
v6.jpg

v7.jpg


К началу XX века обширная территория станции с многочисленными рельсовыми путями была занята железнодорожными мастерскими и складами. В середине привокзальной площади, в небольшом сквере, располагалась часовня,

Изображение

поставленная служащими железнодорожной станции в память об избавлении от гибели императора Александра II при покушении на него.

В 1879 году привокзальную площадь с двух сторон ограничивали ряды служебных и жилых (для ведущих специалистов станции) зданий. За постройками с востока проходили пути конно-железной дороги, с запада - проезд на товарную часть станции. Принадлежавшие станции постройки распространялись и за ее пределы. Так, на улице Грузовой (Студенческой) размещались двухэтажное здание центрального счетоводства, техническое железнодорожное трехклассное училище, медицинская служба (приемный покой и аптека), а также юрисконсульство Управления.

Источник части текста - Историко-культурное наследие Воронежа, 2009

kn.jpeg

Конка у воронежского вокзала (1914 год)
------------------
Связанные темы:
Ж/д вокзал Воронеж-1

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5867
Регистрация: 16.11.2016

Довоенный железнодорожный вокзал "Воронеж"

#2

Сообщение Sergey » 13 дек 2017, 22:10

1917г.
172.jpg
171.jpg


В 1920-е годы территория станции несколько расширилась в сторону Задонского шоссе и приобрела современные границы.

Фото 1920-х:
201.jpg
v46-n.jpg


Две идентичные открытки 1920-х разных изданий:
v41-n.jpg
v42-n.jpg

v44-n.jpg
v45-n.jpg


1920 год, участники I съезда ответственных политработников ЮВжд:
1920g.jpg



Появившиеся в 1930-е годы к северу от железнодорожной линии кварталы промышленной и жилой застройки превратили станцию Воронеж из окраинной во внутригородскую, и ее дальнейшее территориальное развитие прекратилось.

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 2511
Регистрация: 17.11.2016

Довоенный железнодорожный вокзал "Воронеж"

#3

Сообщение Natalia » 21 янв 2018, 20:46

Немецкие снимки, лето 1942 г. - станция Воронеж на оккупированной территории:

n1.jpg
n2.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5867
Регистрация: 16.11.2016

Довоенный железнодорожный вокзал "Воронеж"

#4

Сообщение Sergey » 07 июл 2019, 00:00

Здание вокзала было взорвано немецкими войсками в 1943 году при отступлении:

n3.jpg
n4.jpg

n5.jpg
n6.jpg

c49k.jpg

Sergey
Аватара пользователя
Администратор
Сообщений: 5867
Регистрация: 16.11.2016

Довоенный железнодорожный вокзал "Воронеж"

#5

Сообщение Sergey » 04 авг 2019, 01:16

Расписание движения поездов на 1905 год:
Изображение

Куда и за сколько можно было доехать от станции Воронеж-I в начале 1920-х:
Изображение

Картинки в полном размере - см. посты 5-6 в теме по ссылке

Natalia
Аватара пользователя
Сообщений: 2511
Регистрация: 17.11.2016

Довоенный железнодорожный вокзал "Воронеж"

#6

Сообщение Natalia » 31 окт 2019, 17:19

Январь-февраль 1943г.
Вложения
v43.jpg
фото Лукашевич Марии Андреевны, из фондов ВОКМ


Вернуться в «Вокзалы, ж/д станции, аэродромы и аэропорты»



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость