Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

Воронежские вокзалы, железная дорога, ж/д станции, железнодорожные артефакты
Ответить
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#1

Сообщение Sergey »

Именной жетон мецената давал право бесплатного проезда в вагонах первого класса

В.А.Липский
g1.jpg
g2.jpg
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#2

Сообщение grm3 »

Известен питерский архитектор В. А. Липский. Но был ли он меценатом - не знаю.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#3

Сообщение Sergey »

Золотой жетон давал право на бесплатный проезд в вагонах 1 класса.

Н.А.Шарапов
16340_900.jpg

Жетон акционерного общества Юго-Восточных железных дорог Санкт-Петербург, частная мастерская. 1908–1917 гг. Размер 45 х 34 мм. Вес 11,8 г. Золото, эмаль Клейма: на оборотной стороне подвесного кольца – пробирное «56» с женской головкой в кокошнике, повернутой вправо, с буквой «альфа», знак удостоверения.

На оборотной стороне жетона надпись в пять строк: «Н. А./ Шараповъ/ Юго-Восточныя/ желъзныя дороги/ 1893». 1 августа 1893 г. частные Грязи-Царицынская и Козлово-Воронежско-Ростовская железные дороги были объединены с казенными Орловско-Грязинской и Ливонской под управлением акционерного общества Юго-Восточных железных дорог. Проходили по территории Воронежской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Саратовской, Царицынской, Курской губерний и Области войска Донского. Связывали Донецкий угольный бассейн с Центрально-промышленным районом, Поволжьем и Сибирью.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#4

Сообщение Sergey »

grm3 писал(а): 30 мар 2020, 15:32Известен питерский архитектор В. А. Липский. Но был ли он меценатом - не знаю.
Такие жетоны выдавались не только меценатам, но и достойным служащим, в зависимости от их заслуг.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#5

Сообщение Наталия Серова »

Именные жетоны из серебра давали право на проезд с 50% скидкой


Ф.Г.Мальцев
de1.jpg
de2.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#6

Сообщение Sergey »

Памятные жетоны Юго-Восточной железной дороги

К середине XIX века в России остро назрела необходимость в строительстве железных дорог. Доставка грузов традиционным гужевым способом значительно удорожала перевозки, земледельческий центр России не был связан всесезонными дорогами с портами Балтийского и Черного морей.

Железнодорожная политика государства отдавала приоритет освоению наиболее хлебородных губерний. Первая ж/д вошла в российские черноземы осенью 1866 года. Это была линия Рязань-Козлов. В том же году Министерство Путей Сообщений разработало перспективный проект строительства железнодорожных линий.

В первый период строительства (1860-70-е гг.) ж/д линии появлялись практически каждый год: Козлов-Воронеж (июль 1868 г.), Грязи-Борисоглебск и Козлов-Тамбов (декабрь 1869 г.), Орел-Грязи (август 1870 г.), Борисоглебск-Царицын и Тамбов-Саратов (июль 1871 г.), Воронеж-Ростов (ноябрь 1871 г.).

Всего за пять лет новые железные дороги соединили земледельческий центр страны с Москвой и Петербургом, с портами Азовского и Черного морей, с городами на Волге. Было положено начало железнодорожному освоению Заволжья.

В 1893 году путем слияния частных Грязе-Царицынской и Козлово-Воронежско-Ростовской ж/д с казенными Орловско-Грязской и Ливенской ж/д произошло образование акционерного общества Юго-Восточных железных дорог. Тогда же обществу было предоставлено право сооружения линии Балашов-Харьков, которая была завершена в декабре 1895 года.

В сферу влияния Юго-Восточной железной дороги вошли губернии: Орловская (пятью уездами), Тульская (двумя), Тамбовская (шестью), Саратовская (двумя), Курская (тремя), Воронежская (всеми двенадцатью), Область войска Донского (шестью округами и одним уездом). Правление Общества находилось в Санкт-Петербурге (Бассейная 40).

Образование Общества Юго-Восточной железной дороги было отмечено выпуском специального памятного знака, в котором запечатлелась история первого этапа строительства российских ж/д в центральной части страны.

Сам по себе знак достаточно красноречив. Он представляет собой лежащий на боковой стороне правильный восьмигранник с максимальным диаметром 28 мм и толщиной в центральной части около 5 мм. Знак позолочен и оконтурен по лицевой стороне рельефным бордюром, внутри которого, примыкая к каждой стороне, расположены восемь геральдических щитов с гербами Воронежской, Курской, Орловской, Екатеринославской, Тамбовской, Астраханской, Харьковской и Саратовской губерний. Центральную часть занимает герб Области войска Донского.

Все гербы выполнены в технике цветной эмали. К боковым сторонам примыкают буквы старославянского алфавита, обозначающие сокращенные названия железных дорог, образовавших Общество: БХ, ОГ, ГЦ и КВР. Знак увенчан императорской короной, из-под которой на обе стороны спадает синяя Андреевская лента.

Для ношения на мундире, в верхней части короны находится подвижное кольцо, на тыльной стороне которого просматриваются буквы клейма “НТ”. Неразборчивый оттиск другого клейма сделан и на ребре знака.

На оборотной стороне, в прямоугольнике синего цвета расположена надпись: «ЮГО-ВОСТОЧНЫЯ ЖЕЛЪЗНЫЯ ДОРОГИ», ниже указан год «1893». Две боковых и нижняя грани знака украшены выступающими стилизованными рельефными трилистниками. Над прямоугольником синими буквами на золотом фоне обозначены инициалы и фамилия владельца: «В. I. Стебницкий».

4454.jpg

Согласно данным, опубликованным в периодической печати конца XIX — начала XX вв., Виктор Иеронимович Стебницкий в 1892 году служил в чине коллежского асессора старшим помощником делопроизводителя в Департаменте железных дорог. С 1896-го — он присяжный поверенный, старшина, а с 1909 года — председатель СПб железнодорожного клуба и правления Ссудно-сберегательной кассы служащих в Департаменте ж/д. Таким образом, В.И. Стебницкий не был членом правления Общества Юго-Восточных железных дорог, хотя имел к нему самое непосредственное отношение.

В собрании отдела нумизматики Государственного Эрмитажа хранятся два похожих именных жетона. Один из них, выполненный в золоте, принадлежал С.Г. Дебольскому, служившему с 1875 года в Обществе Грязе-Царицынской ж/д, которое в 1893 году вошло в состав Юго-Восточных ж/д. На ушке его знака стоят клейма «НТ» и герб Петербурга. Второй жетон выполнен из серебра с позолотой и не имеет клейм, он принадлежал П.Е. Вишнякову.

По материалам В. Васильева.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#7

Сообщение Sergey »

С Авито / Цена - 898 000 руб.

Жетон памятный Юго-Восточных Железных Дорог с правом бесплатного проезда I-м классом
Золото, синяя эмаль, цветные живописные эмали
Фирма К. Фаберже, мастерская Э. Шрамма
Россия, Санкт-Петербург, 1893 г.
Вручался И.В. Гильбиху

G11.jpg
G12.jpg
Victor
Сообщения: 31
Зарегистрирован: 23.02.2023
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#8

Сообщение Victor »

Sergey писал(а): 26 мар 2023, 10:09Вручался И.В. Гильбиху
Гильбих Иосиф Вильгельмович (род. 1864 г.) – потомственный почетный гражданин, начальник службы телеграфа Московско-Казанской железной дороги по вольному найму. Был принят на службу в 1895 г. В 1910 г. был награжден орденом Св. Станислава III ст., а в 1913 г. – орденом Св. Анны III ст.
reto
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 01.12.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#9

Сообщение reto »

Н.Н.Русановъ. 1893
jj2.jpg
jj3.jpg
reto
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 01.12.2016
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#10

Сообщение reto »

С.П.Щепотьевъ. 1893
Вложения
jj1.jpg
Аватара пользователя
Kovalski
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 24.01.2017
Откуда: Москва

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#11

Сообщение Kovalski »

Интересно, к ним прилагались бумажные удостоверения?
Аватара пользователя
tram36
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 08.10.2019

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#12

Сообщение tram36 »

А.А.Тейс. Золото
s2383274.jpg
s5994923.jpg
Аватара пользователя
tram36
Сообщения: 263
Зарегистрирован: 08.10.2019

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#13

Сообщение tram36 »

А.А.Алексеев. Серебро
s3046120.jpg
s8727540.jpg
Аватара пользователя
collector53
Сообщения: 457
Зарегистрирован: 21.09.2017

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#14

Сообщение collector53 »

Kovalski писал(а): 26 мар 2023, 12:37Интересно, к ним прилагались бумажные удостоверения?
Коробочка была точно
Аватара пользователя
Евгения Григорова
Сообщения: 330
Зарегистрирован: 28.11.2019
Откуда: Москва

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#15

Сообщение Евгения Григорова »

Как-то неуважительно герб Тамбова выглядит, вниз головой размещён. А для Шарапова Н. А. всё-таки город Тамбов почтением не обошли. :good:
Виктор 52
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 06.11.2022
Откуда: Воронеж

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#16

Сообщение Виктор 52 »

Посмотрел раздел, начиная с первого сообщения.
Хотел бы уточнить, что термин "слияние" частных и казенных железных дорог (пост №6) не совсем верный.
Было слияние двух частных дорог и передача новому обществу в аренду двух казенных.
Выложу в другом разделе соответствующий документ.
Аватара пользователя
ЮВЖД
Сообщения: 13
Зарегистрирован: 17.03.2023
Откуда: Липецк

Памятные жетоны Общества Юго-Восточных ж.д.

#17

Сообщение ЮВЖД »

В.А.Чаплыгин 1893
Вложения
545233.jpg
Ответить