Крамской Иван Николаевич

Ответить
grm3
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 17.11.2016

Крамской Иван Николаевич

#1

Сообщение grm3 »

В историко-художественном музее имени И.Н. Крамского есть зал, отражающий период учёбы Ивана Николаевича Крамского в Академии художеств. В зале экспонируются его графические работы и работы товарищей Крамского по обучению в Академии.

Алексей ПИЛИПЕНКО, учёный секретарь Острогожского историко-художественного музея им. И.Н. Крамского

Прекрасную школу рисунка давала Российская императорская академия художеств.

Она развивала способности начинающих художников и смело их выдвигала. Обучение шло основательно. Поначалу осваивали простейшие элементы, геометрические фигуры, а потом приступали к копированию деталей головы и фигуры человека с «оригиналов», то есть с сравнительных таблиц и рисунков признанных мастеров. Затем следовал класс гипсовых фигур – слепков с античных статуй.

После успешного прохождения этого курса начиналось рисование с живой натуры. Натурщиками в Академии художеств были только мужчины. Они жили в стенах Академии художеств, получали зарплату, казённое питание, обязаны были не только позировать в классах, но и обслуживать студентов-дипломников во время их работы над картиной. Женщины натурщицами не служили. Обнаженную женскую натуру изучали преимущественно по античной скульптуре. Оценку преподаватели ставили не баллами, а номерами. Первый номер – самый высший, и далее чем больше номер, тем хуже считалась работа. В следующий класс обучающегося в Академии переводили только тогда, когда он добивался получения номеров от 1 до 6. Остальные продолжали обучение на прежнем курсе.

В 50-х годах XIX века в Академии художеств произошли значительные перемены. Иван Николаевич Крамской отмечал, что между учащимися и преподавателями легла пропасть. Признаки упадка наблюдались и в мастерстве. Образ человека, его духовный мир мало занимали профессоров.

И всё же в Академии художеств существовала серьёзная школа рисунка. Репутация выпускников оставалась чрезвычайно высокой. Изучение основ рисунка – анатомии и перспективы – было одним из лучших в мире. Крамской отмечал, что рисунок можно было брать на доработку домой, а это оттачивало глаз и память. В экспозиции Острогожского историко-художественного музея есть два рисунка И.Н.Крамского с гипсовых статуй: «Гера» (1857г.) и «Апоксиомен» (1858г.). Они были оценены соответственно номерами 6 и 5.

Иван Николаевич Крамской ввел в графику новую технику, так называемый «соус». Она представляет собой использование смеси мела, сажи, каолина и клея. С ее помощью достигается большая градация светотени, бархатистость и мягкость тональных переходов. Крамской оставил больше, чем кто-либо, добросовестных учебных программных рисунков с натуры. Рисовал он замечательно, добиваясь быстрых успехов. Имеющиеся в экспозиции музея два рисунка «Натурщик» и «Гладиатор в позе борца» (1858 г.) оценены номером 7.

За первую группу из двух натурщиков Иван Николаевич получил номер 17, а затем взлетел до первых номеров: в 1861 году был отмечен серебряной медалью за группу из двух натурщиков. Рисунок «Два натурщика в позе борющихся гладиаторов» (1859 г.) в экспозиции музея получил номер 8. Эти рисунки дают представление о технике изображения натуры И.Н. Крамским. У него было принципиально новым отношение фигуры к пространству. Художник рисует на светлой поверхности с тенью, не «облагораживая» фигуру. У его натуры порой несовершенные пропорции.

Деятельность ретушёра, которой занимался в юности живописец, помогала ему в постижении законов светотени, лепки объёмов, в портретном творчестве. Он создавал форму не контурной линией, а светотенью. Равных ему в этом не было. От монохромной «светописи» путь шел к композиционным рисункам контрастного светотеневого содержания.

В экспозиции Острогожского музея есть эскиз «По небу полуночи ангел летит», датированный 1860 годом. Техника его выполнения – бумага, карандаш, белила. Эскиз даёт представление не только о технике рисунка, но и отражает внутренний мир художника: возвышенный, трепетный, ждущий чуда и верящий в добро. Воздушность, легкость изображения здесь сочетается с чёткими, выразительными линиями.

В ноябре – декабре 2018 года и в январе 2019 года в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств в С.-Петербурге прошла выставка «В кругу товарищей», посвящённая И.Н.Крамскому. На ней экспонировались два рисунка из Острогожского музея: «Апаксиомен» и «Два натурщика в позе борющихся гладиаторов».

К сказанному остается добавить то, что академические рисунки Ивана Николаевича Крамского стали школой становления и развития этого выдающегося живописца.
Голова Геры.jpg
Источник: газета «Коммуна» |№ 24 (26872) | Пятница, 29 марта 2019 года
------------------
Связанная тема:
Острогожск. Памятник И.Н.Крамскому
Ответить