Криворучко В.П.

Известные воронежцы, почетные граждане Воронежа
Ответить
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Криворучко В.П.

#1

Сообщение Наталия Серова »

Криворучко Василий Павлович (1919 - 1994) - почетный гражданин Воронежа, художник

Фильм воронежского режиссера-документалиста Александра Никонова:

Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Криворучко В.П.

#2

Сообщение Sergey »

Мемориальная доска на доме по ул.Тимирязева, 1
Вложения
9z.jpg
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Криворучко В.П.

#3

Сообщение grm3 »

В Воронежском областном художественном музее им. И.Н. Крамского проходит ретроспективная выставка, посвящённая 100-летию со дня рождения выдающегося живописца, лауреата премии святого Сергия Радонежского, почётного гражданина Воронежа Василия Павловича Криворучко

Нрава он был, сказал бы поэт, нелинейного. Непокорный. В суждениях прям. Не юлил и не заискивал ни перед кем. В его внешности было что-то босяцкое, от бурлаков на Волге. Жил он в ладу с самим собой и этот лад русской жизни ставил превыше всего.

Ну а теперь, собственно, о выставке.

В обширной экспозиции представлено более 150 живописных работ и графических листов, созданных в период с 1950-х по 1994 год, а также скульптура, старинные книги и личные вещи художника. Её ядро составили экспонаты из собрания Воронежского музея им. И.Н.Крамского. Часть уникальных вещей предоставили Воронежский краеведческий и Лискинский историко-краеведческий музеи, Новоусманская межпоселенческая библиотека, Благотворительный фонд «Художники Воронежа», коллекционеры. Экспозиция получилась масштабной и впечатляющей!

На открытии выставки было многолюдно. Пришли родные, друзья, коллеги по художественному цеху. Все собравшиеся единодушно говорили о том, что у Василия Криворучко был великий дар с помощью своего искусства пробуждать в душах человеческих благородные и возвышенные чувства. Ярко выраженная социальная и творческая позиция Василия Павловича, глубокая проработка выбранной им темы, характерная творческая и живописная манера письма – всё это вкупе ставит его имя наравне с другими крупнейшими художниками ХХ века.

Так сложилась судьба, что Василий Павлович Криворучко не был уроженцем нашего города, и всё же с Чернозёмным краем связано больше 40 лет его жизни. Именно в Воронеже в полной мере раскрылся его талант живописца-монументалиста. Здесь созданы самые значительные и программные произведения. Сам же Василий Павлович искренне считал Воронеж родным городом, хотя появился он на свет за тысячи километров от него.

Цвета крупноформатных полотен Криворучко стали более праздничными и насыщенно декоративными и как бы светятся изнутри, а поверхность картин густая и пастозная.

Будущий живописец родился в 1919 году в разгар Гражданской войны в Алтайском крае в селе Ново-Песчаное, куда его многодетная семья бежала от голода, разразившегося на Украине. Но надежда найти лучшую долю не оправдалась... В 1926 году семья Криворучко вернулась в родные места. В кружке городского Дома культуры города Донецка десятилетний Вася впервые взял в руки кисть. Потом была учеба в Харьковском художественном училище. В 1939 году на одной из областных выставок Василий Криворучко впервые представил свои полотна.

Но в размеренную жизнь ворвалась война... Учёбу пришлось оставить и уйти на фронт. Становление личности художника происходило в суровых условиях военного времени. В годы Великой Отечественной войны он был командиром отделения связи 12-й армии Юго-Западного фронта, дошёл до Берлина. Только осенью 1946 года, демобилизовавшись, лейтенант Криворучко смог продолжить свою учёбу. В столице он поступил на художественно-графическое отделение Московского педагогического института им. Потемкина.

Но через несколько месяцев, не ужившись с преподавателями и сокурсниками, вспыльчивый фронтовик покинул Первопрестольную и уехал в закарпатский город Мукачево, где продолжил свои занятия живописью. Его наставником стал известный художник Юлий Вираг, который в свое время учился в Мюнхене и Париже. Вскорости работы Криворучко стали получать признание на областных и республиканских выставках.

Будучи членом Союза художников Украины, летом 1951 года Василий Павлович принял приглашение от воронежского художника Н.М.Пичугина и навсегда связал свою судьбу с Воронежем, переехав сюда на постоянное место жительства. Следуя веяниям советского времени, Криворучко написал много работ на «индустриальные темы». Так появились его картины «Воронеж — стройкам коммунизма», «Строительство Нововоронежской АЭС». На выставке можно увидеть немало портретов, на которых запечатлены люди труда — сварщики, рабочие с завода имени Ф.Э.Дзержинского, плотники, работники Нововоронежской АЭС.

Все эти портреты написаны маслом, в духе классического реализма, их всех отличает уверенная и крепкая лепка формы, точная передача характеров героев.

Но художнику этого было мало. Не раз он высказывался по поводу того, как должен работать художник: «Разве обязательно изображать то, что происходит в области и что подсказывают областные руководители? Мы не меньше любим Родину, мы тоже хотим оставить после себя хороший след. Художник может мыслить с помощью красок, карандаша, акварели. Не нужно нам подсказывать, не пора ли нам думать, куда мы идём? ...Лучше говорить новое, чем повторять старое. …Только поиски себя в искусстве, поиски своего жанра, стремление достигнуть в этом жанре чего-то нового создадут нам прекрасное искусство, о котором мечтает эпоха».

В начале 1960-х годов назревший «кризис жанра» был успешно им преодолен. Мастер стал черпать вдохновение в полной драматических страниц русской истории. Первой данью этой необъятной теме стало полотно «Воронежская корабельная верфь XVII столетия», написанное художником в 1962 году. Проявляя искренний интерес к истории и героическому прошлому России, Василий Павлович предпринял ряд поездок по стране, в результате которых появились многочисленные холсты: «Соловки», «Вечер в Кижах», «Северная элегия», «Ростов Великий», «Господин Великий Новгород», «Суздаль», «Загорск» и другие, где в «ликах» старинных крепостей и храмов он бережно запечатлел дух ушедших времён. Духовные ценности русских людей вдохновили Криворучко на создание триптиха «Мы русские люди», состоящего из картин «Сказание о земле Русской», «Набат», «Не хлебом единым».

И в последующие годы художник много и плодотворно работал, создавая крупноформатные полотна на историческую тематику. Накопившиеся впечатления от поездок по стране, размышления о важных страницах русской жизни со временем вылились в масштабную серию работ «Поле Куликово» — воплощенное изображение мощи, силы и победы русского духа. Обратившись к истории нашего Отечества, Василий Павлович выступил не только как зрелый мастер кисти, но и как историк, архивариус, этнограф. В процессе работы над циклом «Поле Куликово» полностью изменилась манера его письма, художник постепенно отходит от гладкой масляной живописи и переходит на темперу. Цвета крупноформатных полотен Криворучко стали более праздничными и насыщенно декоративными и как бы светятся изнутри, а поверхность картин густая и пастозная. Этот цикл картин продолжился и позже дополнился серией полотен «Москва заповедная» и «Моя Русь».

В течение последующих лет Криворучко продолжал с упоением писать святую Русь. Ничего не фантазировал, а досконально изучал документы в архивах, советовался с историками. Эпоху Сергия Радонежского, воинов и участников Куликовской битвы знал так, будто сам был их современником. В своём многогранном творчестве Василий Павлович органично соединил элементы древнерусской иконописи с реалистичным искусством XX cтолетия.

Хотя основной период творчества В.П. Криворучко связан с советским временем, мастер часто обращался к сюжетам, выходящим далеко за пределы официальной идеологии. Это касается представленных на выставке картин, посвященных «золотому веку» русской иконописи и его ярким представителям – Феофану Греку, Андрею Рублеву и Дионисию. Их одухотворённые лики заняли центральное место в юбилейной экспозиции. От лиц великих иконописцев исходит внутренний нерукотворный Свет.

Память о Василии Павловиче в нашем городе не угасает. С 1995 года имя В.П.Криворучко носит одна из улиц в селе Подгорном, а на доме, в котором художник жил в Воронеже (ул. Тимирязева, д.1), в 1998 году установлена мемориальная доска, а с сентября 2005 года имя художника носит Лискинская картинная галерея.
12.jpg
13.jpg
14.jpg
Источник: газета «Коммуна» | № 70 (26918) | Пятница, 13 сентября 2019 года / Наталья КОНЬШИНА
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Криворучко В.П.

#4

Сообщение Sergey »

1994г.
Вложения
3646339.jpg
viktoria
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19.11.2022
Откуда: Belarus

Криворучко В.П.

#5

Сообщение viktoria »

Здравствуйте, можно ли узнать более подробную биографию о семье Василия Павловича?
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Криворучко В.П.

#6

Сообщение grm3 »

viktoria писал(а): 19 ноя 2022, 02:07 Здравствуйте, можно ли узнать более подробную биографию о семье Василия Павловича?
- вопрос не совсем понятен. Что именно вы хотите узнать?
Общеизвестно, что его супругой была Ксения Николаевна Успенская (1922 — 2019).
Ответить