Московский проспект (общая тема)

Московский проспект – главная артерия Коминтерновского района в Воронеже
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#1

Сообщение Наталия Серова »

Московский проспект, Воронеж

В 1975 году северный участок улицы Плехановской (начиная от железнодорожного виадука) и его продолжение – Задонское шоссе до поворота на аэропорт – были наименованы Московским проспектом. По этой магистрали осуществляется выезд в направлении на столицу. Московский проспект – главная артерия Коминтерновского района.

Весьма длинную предысторию имеет проспект. Упомянутый отрезок Плехановской застраивался на протяжении XX века по обеим сторонам Задонского шоссе. Это старинное шоссе начиналось прежде от Заставы (см. статью «Площадь Застава»). Вело в сторону Москвы через город Задонск Воронежской губернии (ныне находящийся в пределах Липецкой области). Слово «шоссе» стало употребляться в названии Задонской дороги с 1857 года: тогда на ней было устроено щебеночное покрытие. «Главноуправляющий путями сообщения» сообщил в Сенат «об открытии езды по вновь сооруженному шоссе» 19 сентября 1857 года. Вообще в XIX веке словом «шоссе» обозначали дороги, укрепленные щебенкой, в отличие от «мостовых», замощенных булыжником.
В 1883 году было утверждено предложение Государственного Совета о передаче участков всех крупных шоссе, проходящих по городским землям, из ведения Министерства путей сообщения в распоряжение городских общественных управлений. Воронежскому самоуправлению принадлежали земельные угодья в некотором отдалении от города к северу, они захватывали и отрезок Задонского шоссе длиной 112 саженей. Так небольшая часть дороги (примерно в районе нынешнего поворота на улицу Ломоносова) впервые была объявлена городской. Сохранился акт 1884 года о передаче городу этого отрезка, с 12 кирпичными мостиками через впадины и буераки и одним рельсовым мостиком.

В 1910-х годах в начале шоссе, возле железной дороги, было построено предприятие по замораживанию продуктов – «Холодильник» (восстановленное после разрушений Великой Отечественной войны и действующее до сих пор). Напротив, в районе нынешней улицы Урицкого, в начале XX века стали складываться первые жилые кварталы, примыкавшие к шоссе, – это была окраина Ямской слободы.

Летом 1915 года из Риги в Воронеж эвакуировался машиностроительный завод акционерного общества «Рихард Поле», основанный еще в 1870 году. Судя по дореволюционным справочникам, он принадлежал прибалтийской семье: Рихарду, Ядвиге, Анне Пóле. И вот на расстоянии около 650 саженей (примерно 1,4 км) от воронежской Заставы, в поле, около шоссе развернулось строительство новых больших корпусов. Промышленный комплекс, сооруженный здесь в течение 1915–1917 годов, стал крупнейшим в дореволюционном Воронеже и его окрестностях. Два главных внутризаводских проезда замостили булыжником и соединили с шоссе перекидным мостиком. От завода к Курской товарной станции проложили железнодорожную ветку с западной стороны шоссе.

В 1920 году по шоссе протянули длинную городскую узкоколейку: от «Холодильника» до 13-й версты дороги. Она предназначалась для перевозки дров из леса.

Последующие 20-е годы оказались поворотными в истории Задонского шоссе. Значительный участок дороги включили в городскую черту и разработали проект развития Воронежа в северном направлении, по обеим сторонам шоссе. Первой советской новостройкой стал в 1926–1927 годах рабочий поселок (из жилых двухэтажных кирпичных домов) при бывшем заводе «Рихард Поле», который в 1922 году получил имя Коминтерна. С 1929 года от Заставы до завода курсировали трамваи, дабы рабочие не ходили пешком. Рельсы были уложены не по середине шоссе, а сбоку, по восточной стороне современного проспекта. В конце 1920-х годов начали осваивать, застраивать следующую за улицей Урицкого территорию, в зоне современного проспекта Труда.
В 1930-х годах в районе шоссе уже было много новостроек. Возводились предприятие «Электросигнал» и автогенный завод, застраивались жилые кварталы в зоне улиц Клинической и Беговой, в том числе двухэтажный Студенческий городок. Однако главным центром притяжения оставался до войны завод имени Коминтерна. Благодаря заводу и весь новый административный район Воронежа, созданный в 1938 году, был назван Коминтерновским. К этому времени главную магистраль района уже стали считать частью, продолжением Плехановской улицы, хотя по старинке нередко использовали и старое обозначение – Задонское шоссе...

Название «Задонское шоссе» употребляется до сих пор. Так часто именуют не только загородную трассу, но и конец Московского проспекта. Действительно, расширяясь возле окраинной полосы Северного жилого района, проспект превращается в двухпутевую автомобильную магистраль, окруженную лесопосадками. Тем не менее, на этом участке – несколько значительных сооружений: гостиница «Спутник», комплекс зданий областной клинической больницы «на седьмом километре» шоссе, городок Воронежского государственного технического университета (бывшего политехнического института) «на девятом километре». Большинство этих зданий сооружено в 1970-х годах. Раньше всего – с конца 1960-х годов – начал застраиваться институтский городок. Любопытно, что популярное обозначение «Девятый километр» уже можно воспринимать как исторический топоним, а не как реальный показатель: километраж издавна отсчитывается от Заставы, а не от начала загородного шоссе.

Застройка основной части современного проспекта разнообразна: от одноэтажных жилых кварталов и домов барачного типа до крупных сооружений научного, промышленного, культурного назначения. Наиболее заметна архитектура 1950-х годов – в облике главного корпуса технического университета, Дворца культуры АО «Тяжэкс» имени Коминтерна, четырехэтажного жилого дома с башенкой на перекрестке с проспектом Труда.
В 1963 году на улице открылся Центральный автовокзал. С 1994 года возле перекрестка с улицей 45-й Стрелковой дивизии, вблизи автовокзала, сооружалось новое здание для администрации Коминтерновского района и банка.

Самой же значительной новостройкой стал военный городок на краю Северного района. Непривычные дома с башенками эффектно возвышаются при въезде в город. Городок возведен в 1994–1996 годах для военнослужащих бывшей Западной группы войск, выведенной из Германии. Генеральный подрядчиком строительства была немецкая фирма «АРГЕ ДСВ», и поэтому многие воронежцы ошибочно считают башенки «немецкой архитектурой». Однако на самом деле здания проектировала воронежская творческая мастерская в составе С.А. Гилева, С.М. Сорокина и А.К. Забнина.

В 2000 году по проекту той же мастерской заложен крупный жилой комплекс с «Триумфальной аркой» на противоположной стороне проспекта, там, где были фруктовые сады возле общежитий ВГУ. Так въезд в город получает свое логическое архитектурное завершение.
А в историческом отношении наиболее примечательны старые здания завода АО «Рихард Поле» – нынешнего АО «Тяжэкс» имени Коминтерна. Сохранились все основные дореволюционные здания: литейная, обрубная, столярная, малярная с сушилкой, механическая, сборочная, склад моделей, «магазин» (складское помещение), кузнечный цех, ленточно-семафорно-котельная мастерская, силовая машинная станция и другие. Теперь назначение многих построек, конечно, изменилось. С 1947 года завод производит экскаваторы. В качестве памятника на территории предприятия установлена военная реликвия – реактивная установка БМ-13 («Катюша») – в знак того, что завод первым в стране начал серийный выпуск «Катюш» в 1941 году.

Вблизи пересечения Московского проспекта с улицей Хользунова – крупная братская могила воинов, погибших во время ожесточенных боев 1942–1943 годов. В 1967 году здесь сооружен скульптурный памятник, зажжен Вечный огонь. Это один из самых значительных мемориалов, связанных с военными событиями на территории Воронежа. В 2000 году, когда отмечалось 55-летие Победы, городская администрация назвала территорию около памятника «площадью Славы», в центре перекрестка проспекта и улицы Хользунова воздвигла еще один памятный знак – большую пирамиду из красного пластика, а вблизи нее поставила маленькие пирамидки. В народе, однако, сложилось устойчивое негативное отношение к лишней пирамиде, появившейся в то время, когда городских денег катастрофически не хватает на благоустройство многих улиц и реставрацию старых памятников, – и это место в насмешку прозвали площадью, или улицей красных фонарей.

С проспекта устроен вход на Коминтерновское кладбище. Оно было заложено в поле, вблизи завода имени Коминтерна, в 1934 году, сначала называлось «Новым». На нем захоронены (в основном после войны) многие известные воронежцы: деятели науки, культуры, военачальники, Герои Советского Союза. Выявлены и 42 старинных надгробия середины XIX – начала XX века, перенесенные сюда с разорявшихся Новостроящегося и Чугуновского погостов и использованные вторично. Здесь же – еще одна братская могила бойцов Великой Отечественной.
Самые последние изменения в облике проспекта произошли в 2001 году. С него сняли трамвайные рельсы, чтобы разгрузить дорогу, насыщенную всеми видами транспорта, уменьшить автомобильные «пробки».

П.Попов. Энциклопедия Воронежских улиц

------------------
Связанные темы: - темы ПОДРАЗДЕЛА
а также темы из других разделов форума:
Воронежский государственный технический университет - темы подраздела
Спортивно-оздоровительный комплекс "Олимпик"
Воронежская областная клиническая больница №1
Памятник Славы
Пирамида у Памятника Славы
Памятник воронежцам, погибшим в «горячих точках» и военных конфликтах
Центральный автовокзал
Завод им. Коминтерна
Дворец культуры имени Коминтерна
Парк у ДК им.Коминтерна
Автогенмаш
Яблоневый сад
Гимназия им. И.С.Никитина
Задонское шоссе
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#2

Сообщение Sergey »

1961г.
Вложения
1mp.jpg
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#3

Сообщение Red Cat »

Глядя на фото, в который раз, заметил в постройках, даже 60х годов, у домов, как правило, присутствует какой-то внутренний дворик огороженной заборчиком.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#4

Сообщение Sergey »

Red Cat, а во дворах, как правило, имеются индивидуальные сарайчики (типа мини-гаражей). По крайне мере у тех домов, что на фото - точно есть.
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#5

Сообщение Red Cat »

Sergey, да еще одна точная, часто встречающаяся, примета домов 60х годов постройки. Ряд мелких сарайчиков, иногда с пристроенными железными или шлакоблочными гаражами. По памяти могу такие вспомнить в районе пр. Труда, ул. Пирогова, Московский пр. у Клинической, ул. Электросигнальная. Список понятно не полный.
В середине 80х переехав ребенком в Северный отмечал именно отсутствие сарайчиков и отдельно отгороженных дворовых территорий, ну и понятно, так как район новый, отсутствие деревьев и кругом стройки.
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Московский проспект (общая тема)

#6

Сообщение grm3 »

Red Cat писал(а): По памяти могу такие вспомнить в районе пр. Труда
-плюсуюсь! Тоже помню из детства такие сарайчики) А во дворе домов №№ 10 и 12 по пр. Труда такие сарайчики даже сохранились частично, частично - во дворе дома по пер. Политехническому, 3.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#7

Сообщение Sergey »

Red Cat писал(а): Ряд мелких сарайчиков
А вот когда стали строить хрущевки, сарайчиков уже не было в проектах... зато в хрущевках в подвале имелись места под погреба.

В брежневках тоже вроде есть... а вот позже от них как то уже отошли.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#8

Сообщение Sergey »

Фотографии 1949г.:
3mp.jpg
4mp.jpg

и современный вид, фотография 2016г.:
5mp.jpg
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#9

Сообщение Red Cat »

Хитрый дом Московский проспект 8. В детстве дедушка спрашивал у меня, а сколько у него этажей? И я считал - один, два, тли, четыле!
6mp.jpg
Мы обходили дом и он опять спрашивал сколько этажей?
7mp.jpg
я - один, два, тли, четыле,....пять.
А почему так спрашивал дед и оставлял меня в недоумении, откуда взялся этаж? :ag:
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Московский проспект (общая тема)

#10

Сообщение grm3 »

А моё внимание в этом доме привлекала торцевая стена, которая на фото, вернее, неравномерность окон на ней)
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект

#11

Сообщение Sergey »

Остановка Клиническая, поворот на 45 Стрелковой дивизии:
Вложения
фото Александра Семенова
фото Александра Семенова
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#12

Сообщение Red Cat »

Sergey писал(а):Остановка Клиническая, поворот на 45 Стрелковой дивизии
Фотография из личного фотоархива Александра Семенова.
Рельсы в правом нижнем углу фотографии и есть поворот на 45 Стрелковую?
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#13

Сообщение Sergey »

Red Cat, если не ошибаюсь, вот это место сейчас: https://yandex.ru/maps/-/C6Ux52pf
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#14

Сообщение Red Cat »

Sergey, получается, этот одноэтажный домик, что на фото, когда-то снесли?
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#15

Сообщение Sergey »

Red Cat, да.

Я, кстати, только увидев это фото, узнал о существовании того домика - хозяйственного магазина.
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Московский проспект (общая тема)

#16

Сообщение grm3 »

Sergey писал(а): Я, кстати, только увидев это фото, узнал о существовании того домика - хозяйственного магазина.
- аналогично. А вот поворот я помню, правда, смутно, но помню)
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#17

Сообщение Red Cat »

Прочитал тему про улицу Урицкого и вспомнил, у пересечения ул. Урицкого и Московского проспекта стоит здание Гипродорнии. В детстве помню это здание очень долго строили, открывали, вселяли это нии и т.д. И помню взрослые повторяли явно какую то "городскую легенду", что строили гостиницу, но строители ошиблись :ag: и построили повернув на 180 градусов здание. Поэтому не могут достроить, так долго сдают в эксплуатацию, и открывают не гостиницу, а нии.
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#18

Сообщение Red Cat »

Все, что осталось от Аллеи Трудовой славы, где висели портреты передовиков. Срезанные "пеньки" труб.
Вложения
22 ст2-min.jpg
reto
Сообщения: 509
Зарегистрирован: 01.12.2016
Откуда: Воронеж

Московский проспект (общая тема)

#19

Сообщение reto »

передовики были Электросигнала?
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Московский проспект (общая тема)

#20

Сообщение Red Cat »

reto писал(а):передовики были Электросигнала?
Электросигнальские там точно были, но не уверен, что только они. Я достаточно маленький был, что бы помнить, что мне говорили, и что при мне говорили.
Ответить