Пушкинская улица, Воронеж
- 1960-е
Красивая, хорошо знакомая всем воронежцам, очень интересная в историческом отношении улица городского центра. Проходит в Центральном и Ленинском районах.
Ее проложили в XVIII столетии, при осуществлении генерального плана 1774 года. Первоначально она называлась
Острогожской. В конце XVIII и начале XIX века эта улица и параллельная ей Публичная (теперь ул. Кирова) подходили к городской окраине, к земляному валу, и там существовала
Острогожская застава с двумя выездами – в направлении уездного города Острогожска и в сторону села Девицы.
В XIX веке Публичная улица приобрела другое имя: 2-я Острогожская. Поэтому во второй половине столетия Острогожскую улицу принялись называть
1-й Острогожской (реже –
Большой Острогожской). Употребляли и старое наименование, без числовой приставки.
Начало 1-й Острогожской именовали еще
Щепной улицей, как и соседнюю Щепную площадь, на территории которой теперь стоят высокие корпуса НИИ связи. Именно к этой улице примыкало, располагаясь перпендикулярно ей, то крыло капитальных центральных лавок XVIII века, которое представляло собой Щепной ряд (там продавались изделия из дерева). Вообще, северо-восточная часть улицы, проходя мимо трех главнейших базарных площадей – Щепной, Старо-Конной, Хлебной, – была одной из центральных торговых артерий города. Лавки, большие и маленькие магазины, частные мастерские неизменно собирали возле себя неспокойное многолюдье.
«Одна из торговых и бойких в Воронеже; на ней находится много магазинов и лавок», – так коротко и емко характеризовал 1-ю Острогожскую, точнее, ее самую заметную рыночную часть, Путеводитель по Воронежу 1901 года.
Более уютный юго-западный конец улицы со временем стал выводить не к заставе, а к Ново-Митрофановскому (Новостроящемуся) кладбищу и одноименной кладбищенской церкви. И всю улицу начиная с 1840-х годов тоже часто величали
Ново-Митрофановской, или
Митрофановской. Название же церкви велось от ее самого раннего и главного придела, сооруженного в 1836–1841 годах, – придела во имя святителя Митрофана. Теперь на месте храма и погоста – здание цирка, парк Ленинского района.
После революции улицу не раз переименовывали. С 1922 года бывшая 1-я Острогожская называлась
Советской, позже –
1-й Советской (в отличие от Советской улицы Привокзального поселка, включенной в состав города в 1924 году). В 1936 году, при переименовании двойных названий, улица получила имя Александра Сергеевича Пушкина (1799–1837), столетие со дня смерти которого отмечалось в следующем, 1937 году.
Великий русский поэт проезжал через Воронежскую губернию в 1829 году, когда отправился на Кавказ. По всей видимости, он проследовал и через Воронеж. В это очень хочется верить краеведам, патриотам своего города. К сожалению, поэт не оставил прямого указания на это обстоятельство. Но в очерке «Путешествие в Арзрум» он, сетуя на неудобства езды до Ельца, пишет далее: «Наконец увидел я воронежские степи и свободно покатился по зеленой равнине». Установлено, что после Ельца единственный большой и удобный почтовый тракт на Кавказ пролегал через Воронеж. Расчет времени, который Пушкин затратил бы на путь от Ельца до Воронежа, показывает, что он должен был прибыть в наш город в очень позднее, темное время суток. Следовательно, коляска Пушкина могла проследовать через ночной город, въехав через Московскую заставу, миновав Большую Московскую и Большую Дворянскую улицы, спустившись к Чернавскому мосту, и далее перебраться по мосту и дамбе на левый берег, на Придачу, где продолжался крупный почтовый тракт. Если поэт решил остановиться на ночлег – то это случилось, скоре всего, на одной из почтовых станций или при подъезде к городу, заблаговременно, или в самом городе, или после. Среди краеведов не раз возникали споры: почему Пушкин в «Путешествии…» не упомянул о пребывании в Воронеже, почему обошел вниманием большой город? Думается, ответ очень прост. Во время езды Пушкин был озабочен совсем другими проблемами: как успеть к военным событиям на Кавказе, как быстрее и незаметнее совершить поездку, в которую он отправился без разрешения властей. К тому же, воронежским губернатором тогда был Б.А. Адеркас, с которым у Пушкина сложились неприятельские отношения. А мимолетные, поверхностные впечатления от города (скорее всего, погруженного во мрак), незачем было отражать в литературном произведении.
Некоторые краеведы из Острогожска пытались «направить» Пушкина из Воронежа по пути через этот уездный город. В таком случае поэт обязательно проехал бы через воронежскую улицу, впоследствии названную его именем, через Острогожскую заставу. Но версия о путешествии по второстепенной, плохой дороге на Острогожск явно не выдерживает критики. Тем не менее, Пушкин все равно проезжал, вероятно, через Острогожскую улицу – ведь именно она короткой и ровной дорогой соединяла Б. Московскую с серединной частью Б. Дворянской!
Так выглядит краткая история улицы «через призму» ее названий. Теперь давайте познакомимся повнимательнее с ее внешним обликом, с наиболее примечательными зданиями…
Читать далее:
► Показать
Воронежцы постоянно старались благоустраивать столь важную в их быту улицу, в особенности места около торговых площадей, где дороги мостились и несколько раз перемащивались в течение XIX века. Особенно упорные работы по перемощению велись в течение 1870-х годов. В 1873 году на Острогожской была впервые запущена линия водопровода – до Ново-Митрофановской (Новостроящейся) церкви. Большое внимание горожан было приковано к юго-западному участку улицы в 1891 году, когда горожане опробовали пущенную по городу конку. Направляясь со стороны Старо-Конной площади, конка делала поворот на 1-ю Острогожскую улицу на обширном перекрестке с Большой Девицкой и далее шла до Ново-Митрофановской церкви. В одном из дворов 1-й Острогожской (где теперь дом № 45) устроили депо конки.
В 1918 году 1-я Острогожская стала первой улицей, на которой при Советской власти продолжилось устройство городской канализации. В 1938 году завершилось асфальтирование Пушинской. Первые городские трамваи поехали в 1926 году не по этой улице, а по соседней (ныне ул. Кирова), зато в 1960 году через начальный отрезок Пушкинской прошла линия первого троллейбуса.
…Если бы в старину мы отправились в путешествие из начала улицы в ее конец, то первым угловым домом слева было бы небольшое, но очень известное здание «Утюжок» (см. статью «Площадь Никитина»), выстроенное еще в начале XIX века. И сам А.С. Пушкин, проезжая «нам навстречу», мог реально видеть «Утюжок» (даже если стояла ночь, то перекресток освещали уличные фонари). На другой стороне улицы, где ныне пятиэтажный дом № 2 с магазином «Нива», при Пушкине тянулась не полностью застроенная усадьба купеческой семьи Кривошеиных. Со стороны Острогожской еще не стояло длинное здание, которое впоследствии знал любой дореволюционный воронежец. В нем жил лучший провизор города, благотворитель, общественный деятель Л.И. Мюфке, принадлежавший к плеяде видных немцев-колонистов XIX века. Часть прежней усадьбы с домом, сооруженным в середине столетия, Мюфке купил в 1871 году у другого провизора – И.К. Гофмана.
В своем доме он содержал и аптеку (приобретенную в 1867 году), и завод фруктовых и минеральных вод (открытый в городе тогда же). После смерти аптекаря (1908 г.) его наследники продолжали дела фирмы «Л.И. Мюфке». Предпринимательские новшества заставляли семью Мюфке постоянно переделывать дом. В 1879 году появился второй этаж, а позже многочисленные пристройки. Если бы мы взглянули на здание с высоты птичьего полета в начале XX века, то увидели бы, что его планировка превратилась в хитроумный лабиринт. За домом Л.И. Мюфке разбил сад регулярной планировки, но со временем пристройки начали наступать на деревья.
Но самые значительные здания были сооружены в конце XIX – начале XX века напротив Щепной площади, на левой стороне 1-й Острогожской, возле проезда, который и по сей день соединяет Пушкинскую с площадью Ленина (через арку дома, возведенного на той площади). Проезд имеет давнюю историю, он был спланирован еще в XVIII веке. В начале XX столетия существовало обиходное название проезда: «Тырло», то есть место, где ставили скот, лошадей. «Тырло» служило и местом сборища, своеобразной биржей воронежских подрядчиков: здесь происходили их деловые встречи с заказчиками по вопросам строительства и ремонта зданий. Рядом, у Кольцовского сквера, стала собираться отдельной толпой и женская прислуга, искавшая работу, – домохозяева приходили выбирать служанок. Со стороны толпы исходил постоянный шум, даже брань, так что в 1914 году городской думе пришлось подыскивать этому сборищу другое место.
На левом краю «Тырла» имела усадьбу купчиха А.В. Андронова, сестра поэта А.В. Кольцова, скончавшаяся в 1883 году. В 1900–1901 годах очередной владелец усадьбы, купец А.Г. Просвиркин, построил на самом углу большое трехэтажное здание с башенкой, где на первом этаже оборудовал свой магазин-склад технических орудий и машин. В том же доме размещалось правление фабрики красок «А.Г. Просвиркина и Ко» (сама фабрика работала на Чижовке). Внутри усадьба Просвиркина представляла собой замкнутый двор-«колодец», окруженный зданиями.
Соседняя усадьба слева принадлежала купцу И.М. Попову, а затем его сыну С.И. Попову (они же – известные владельцы бани и цирка на Мясницкой улице). По данным 1872 года, в доме около Щепной площади И.М. Попов вел оптовую соляную торговлю в качестве комиссионера фирмы «П.И. Губонина и Ко» (во главе компании стоял знаменитый российский предприниматель, строитель железных дорог). В 1907 году С.И. Попов завершил здесь строительство нового дома – тоже в три этажа, как и сосед Просвиркин, а замкнутая планировка здания образовала еще более тесный двор-«колодец». Третий этаж стала арендовать городская торговая школа.
Не только на Щепной площади, но и на улице, в ближних зданиях, продавались деревянные товары – здесь было несколько мебельных магазинов. Самый известный принадлежал купеческим братьям С.А. и Ш.А. Иофиным. Сначала он размещался в доме Просвиркина, а затем к Иофиным перешел бывший дом Попова. Иофины не только продавали мебель, но и красили, обивали, ремонтировали ее в специальной мастерской. В их доме осталась торговая школа. Там же в предреволюционные годы помещался филиал известного московского «Товарищества мануфактурных товаров А.В. Бурышкина».
На правой стороне улицы, рядом со Щепным рядом (ближе к Б. Московской, теперешней Плехановской ул.) вырос двухэтажный, с высоким эффектным аттиком, бакалейный магазин братьев-купцов А.Ф. и Н.Ф. Петровых. Он появился на месте нескольких старых лавок-секций центрального торгового комплекса 1770–1790-х годов. Тротуар у магазина купцы покрыли асфальтом.
Далее все четыре угла перекрестка с Большой Московской были застроены лавками. В своей основе это были южные крылья центральных рядов XVIII века – Железный, Свечной и другие ряды. На левой стороне Острогожской ряды достраивались в начале XIX века в виде стройных галерей. Так, некоторые секции в Свечном и Железном рядах строил в 1790-х и 1810-х годах купец П.К. Капканщиков. На проектах рядов сохранились подписи авторов, губернского архитектора В.Б. Белокопытова и городового архитектора Т.С. Кондратьева. Галерею на левой стороне улицы, граничившую со Старо-Конной площадью (там, где сейчас задний фасад театра оперы и балета), прозвали Темным рядом, или Темными рядами, потому что навес со стороны улицы был забран деревянной стенкой, и внутрь проникало мало света. Здесь покупали одежду крестьяне, и они часто были вынуждены выходить из дверей, чтобы рассмотреть товар. Однако в конце XIX и начале XX века секции старых галерей, в том числе и Темные ряды, были перестроены в виде новых магазинов. Многие лавки вблизи перекрестка с Б. Московской (а некотрые – и ближе к началу 1-й Острогожской) специализировались на продаже различных хозяйственных, особенно железно-скобяных товаров. В старом Воронеже жизненно важным железным товаром, были, например, керосиновые лампы и фонари. Крупный магазин, где торговали железом, принадлежал купцам Веретенниковым – коренной воронежской семье, чья торговля, как утверждалось на фирменных бланках, велась в городе с 1740 года. В 1880 году братья А.К. и М.К. Веретенниковы построили на правой стороне улицы, на месте трех старых лавок, одно большое двухэтажное здание с навесами, оформленными вычурными чугунными деталями. В начале XX века здесь продолжали торговлю наследники А.К. Веретенникова.
Пройдя мимо Темных рядов и магазина Веретенниковых, мы оказались бы на Хлебной площади и первое, что увидели бы на ее краю, – будку водоразборного бассейна…
Во время нэпа на Советской улице возродилась торговля. В магазинах продавали мебель, железные изделия, одежду, обувь и другие изделия из кожи. И в 1930-е годы, когда торговля стала полностью государственной и централизованной, начальная часть улицы оставалась традиционно торговой. Кроме магазинов, здесь размещались и руководившие ими учреждения: «Воронежгорторг», областные конторы «Воронежснабсбыт», «Главмясо», «Заготшерсть», а также товарные базы контор «Заготзерно», «Союзмосленхлопкосбыт», «Электросбыт» и т.д. А в бывшем доме Мюфке вплоть до начала немецко-фашистской оккупации была центральная аптека Воронежа, которую старожилы помнят по великолепной, еще мюфкинской, зеркальной и прочей отделке зала.
В годы Гражданской войны подвергся сильному разрушению и поэтому был перестроен (по-прежнему в трехэтажном виде) дом Просвиркина. В начале 1930-х годов, судя по открытке, на нем висела магазинная вывеска: «Цечеторг». Но в Великую Отечественную от этого здания опять остались одни стены, пострадал и старый двухэтажный дом на правом углу «Тырла», выстроенный кем-то из торговцев. Однако при послевоенном восстановлении бывшее «Тырло» преобразилось в один из самых ярких уголков улицы. И левый дом Просвиркина («Цечеторга»), вместе с примыкавшим к нему старинным двухэтажным флигелем, и правый двухэтажный дом в начале 1950-х годов перестроили так, что получился единый и очень удачный архитектурный ансамбль в духе советского классицизма.
Левые здания объединили в одно трехэтажное (№ 5) с универсальным магазином (долгое время он был известен как универмаг № 4), а правое (№ 7) превратили в трехэтажный Дом Союза художников, открывшийся в 1952 году.
В 1999 году, когда отмечалось 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина, именно в проезде между этими красивыми домами управление главного архитектора города планировало поставить памятник поэту. Однако голоса общественности склонились к тому, что скульптура будет неуместна рядом с торговыми киосками, и тогда для нее подобрали не слишком удачное место на Плехановской улице, хотя и вблизи Пушкинской. А Пушкинскую принарядили, заменив прежние обычные таблички на домах цветными, стилизованными под старину.
Северо-восточная часть Пушкинской, как и встарь, сегодня имеет торговое значение. Здание 4-го универмага в последнее время занято товарной биржей, а также коммерческими магазинами и аптекой. Цепь киосков тянется по всему проезду, бывшему «Тырлу». В самом начале улицы, в домах № 2 и 4, размещены магазины, кафе и предприятия бытового обслуживания. На другой стороне стоит «Утюжок» постройки 1930–1950-х годов: центральная часть здания занята магазинами, а боковое крыло – учреждениями и рестораном «Пушкин», открытым в конце 1990-х годов вместо старого кафе. На бывшей Хлебной площади с 1972 года действует крытый Центральный рынок, а рядом с ним в конце 1990-х годов устроен еще и тесный вещевой мини-рынок. Но далеко не все места отданы торговле. Слева от биржи Пушкинскую облагораживает длинный монументальный корпус госуниверситета (д. № 3, конец 1950-х гг.). При его строительстве частично использованы развалины бывшего дома Иофиных. В 1985 году вблизи Центрального рынка открылась десятиэтажная гостиница «Брно» – ее назвали в честь чехословацкого города, ставшего в советское время побратимом Воронежа.
…В XIX и начале XX века напротив Хлебной площади, на левой стороне улицы, уже начинался ряд добротных жилых особняков из кирпича, большей частью двухэтажных. Дом мещан Калгиных, дом купцов Федосеевых с постоялых двором и лавкой, дом мещан Шелепугиных с гостиницей… А далее вся улица, вплоть до конца, состояла из подобных домов, которые принадлежали предпринимателям и были размещены более свободно, окружены дворами и садами. Купеческие фамилии – очень известные: Клочковы, Борисовы, Безруковы, Федоровы, Иншаковы… В этом районе не ощущалось базарной суеты, и только некоторые домохозяева размещали на первых этажах магазины и конторы. Почти все крупные дома удалось восстановить после Великой Отечественной войны. И до середины 1970-х годов этот уличный отрезок, вобравший в себя архитектуру исторического купеческого района, был удивительным сгустком прошлого. Но затем, к сожалению, большинство жилых особняков XIX – начала XX века попало под снос; вся нечетная сторона улицы между театром оперы и балета и перекрестком с улицей Куцыгина оказалась обезличенной, лишенной прежнего единства, а местами – опустошенной. Новые многоэтажные здания выходят на Пушкинскую торцом, как бы игнорируя самобытность улицы.
Наиболее значительной утратой стал дом купца В.М. Мещерякова с богатым эклектичным декором второй половины XIX века – памятник архитектуры и истории, стоявший на углу с улицей 9 Января и снесенный в 1977–1978 годах. В 1920-х годах в нем жил писатель А.П. Платонов (см. статью «Улица Платонова»). В 1984 году не стало дома с аркой мещан Ф.Н. и В.Ф. Калгиных, что стоял напротив Центрального рынка; а он имел интересный аттик с необычной лепной символикой. Тогда же утрачен двухэтажный дом на углу с улицей Свободы, построенный в 1879 году разбогатевшим крестьянином Г.Т. Мироновым, а в начале XX века принадлежавший купцу И.И. Бахрушину. Никогда уже не увидеть его большой балкон с узорчатыми решетками…
К счастью, защитники исторических зданий не дали уничтожить противоположную сторону.
Интересна застройка перекрестка с улицей 9 Января, где сохранились угловые здания начала XIX столетия (№ 12, 14). Здание № 14 связано с именем поэта И.С. Никитина: он часто заходил сюда к своему другу А.Р. Михайлову – купцу, основателю мыловаренного завода, общественному деятелю, городскому голове. Выходец из крестьян А.Р. Михайлов был очень неординарным для воронежского купечества человеком: обладал светлым умом, наклонностями к музыке и поэзии, в совершенстве рисовал, разводил различные растения, особенно виноград. К нему постоянно шли за помощью нуждавшиеся простолюдины… Купец приобрел этот дом в 1856 году.
Другой дом, № 12 – это, прежде всего, ценный памятник архитектуры, образец стиля позднего классицизма (ампира). Он так и просится в учебник по истории архитектуры России. Планировка жилого особняка, поставленного в важной градостроительной точке, на перекрестке двух магистральных улиц, была выполнена в лучших традициях своего времени и характерна для русских городов, развивавшихся в начале XIX века под руководством опытных зодчих. Мы видим закругленную центральную часть, открывающую угол перекрестка для свободного прохода по тротуару и два симметричных, чуть выступающих боковых крыла. Сохранились и пропорции фасадов, и отделка. Изящные лепные вазочки в нишах, скромная лепнина в плоскости сандриков – признаки хорошего вкуса. Позже пристроен боковой подъезд. До второй половины 1870-х годов дом принадлежал А.Н. Протасовой, вдове купца А.А. Протасова, а затем перешел к другой купеческой фамилии, к Федоровым. В 1911 году К.В. Федоров построил в той же усадьбе новый дом (№ 10) в модернистских формах.
Остановимся еще у одного дома, имеющего некоторое отношение к нынешнему названию улицы (№ 16, теперь учебный корпус № 4 ВГУ). Это здание, принадлежавшее губернскому секретарю Н.П. Струкову, было построено им в 1908–1909 годах. Дом предназначался специально для сдачи в аренду под учебные заведения. В нем разместились 8-е городское приходское мужское училище имени А.С. Пушкина (существовавшее с 1899 года) и 1-е городское мужское 2-х классное приходское училище имени Цесаревича Алексея Николаевича (открытое в 1905 году). Под такими названиями училища просуществовали до 1918 года.
Изящный дом с мезонином (№ 20, середина XIX в.) построен купцами Борисовыми. С 1911 года единоличной владелицей особняка стала А.П. Безрукова – дочь-наследница купца П.С. Борисова. Вместе с ней в доме жил в начале XX века ее муж – выходец из купечества, потомственный почетный гражданин, владелец мукомольных мельниц А.Н. Безруков. Этот популярный общественный деятель в 1897–1903 годах работал городским головой, в 1907-м избирался членом III Государственной Думы, а в 1908-м стал директором Александринского детского приюта. После революции дом покровителя детей превратился в настоящее царство самой детворы. В 1920-е годы здесь была школа-коммуна имени III Интернационала, а сегодня в доме с мезонином работают кружки и студии районного Центра творчества детей и юношества.
На этой же улице жила в своей усадьбе не менее известная семья потомственных почетных граждан Клочковых (д. № 26, первая половина XIX в., пышный декор относится ко второй половине XIX в.). Дом приобрел в 1858 году купец А.Н. Клочков, ставший крупным благотворителем. После его смерти (1896 г.) усадьба перешла к сыну – Н.А. Клочкову, основателю маслобойного и кожевенного заводов, незаменимому деятелю городского общественного управления, организатору крупных объектов хозяйства и культуры. В 1903–1905 годах он был городским головой, но еще любопытнее, что это – единственный воронежец, бывший гласным местной думы в течение 43 лет подряд. Как и дом Безрукова, клочковский особняк после революции отдали детям. В 1924 году в нем открыли первые в губернии постоянные детские ясли «Венок Ильичу». Сейчас дом занимает футбольный клуб «Энергия», постоянный лидер российского женского футбола.
Есть и интересное здание в духе довоенного «сталинского» классицизма, с колоннами на первом и третьем этажах – бывший Институт массового заочного обучения (д. № 39, вторая половина 1930-х гг.). Ныне в здании размещается музыкальная школа, и по улице разносятся звуки скрипок и пианино. Как раз в районе этой школы в предреволюционные годы стоял небольшой дом, в котором жил в детстве (до переезда в прибрежную местность) один из самых замечательных воронежских музыкантов – композитор и руководитель народного хора К.И. Массалитинов.
Пушкинская завершается видом на цирк.
Энциклопедия Воронежских улиц, П.Попов
------------------
Связанные темы: - темы
ПОДРАЗДЕЛА
а также темы из других разделов форума:
Щепной рынок