Год постройки: - к 18 в.
Авторы проекта: не установлено (к. 18 в.) / Здебчинский Г. В. (1940-е, восстановление и надстройка)
Дом построен как жилой в конце 18 в. и принадлежал купцу 2-й гильдии Петру Капканщикову - крупному предпринимателю, владельцу шерстомойки.
С 1870-х усадьба принадлежала внуку раннего владельца, Петру Капканщикову-младшему - также известному воронежскому предпринимателю, общественному деятелю.
Здание расположено в сплошной застройке проспекта, аркой связано с домом №39. Стилистически принадлежит эклектике с ярко выраженной барочной ориентацией.
Построено как жилой дом в конце XVIII в., принадлежало купцу 2-й гильдии Петру Карповичу Капканщикову (ок.1768-1831) - крупному предпринимателю, имевшему шерстомойку и продававшему в другие города шерсть и сало. Взамен П.К. Капканщиков закупал и реализовывал в Воронеже мануфактурные товары: ткани, одежду, галантерейные изделия, часы, ювелирные украшения, вина. После смерти П.К. Капканщикова дом перешел по наследству к его детям, один из которых А.П. Капканщиков известен как автор дневника, хранящегося в краеведческом музее. С 1870-х гг. здание принадлежало внуку раннего владельца, П.К. Капканщикову-младшему.
Петр Карпович Капканщиков (1847 или 1848-после 1917) - известный воронежский предприниматель и общественный деятель, потомственный почетный гражданин. В 1860-х гг. окончил с золотой медалью Московское коммерческое училище. В зрелом возрасте отказался от ведения торговых дел и жил на доходы с имения и капиталов, перешедших к нему по наследству, сосредоточившись на общественной деятельности. С 1882 г. состоял директором “Воронежского попечительного о бедных комитета”. В 1883 г. был избран членом попечительного совета гимназий и прогимназий, в 1884 г. - председателем Воронежского музыкального общества. В 1883-1887 гг. был городским головой, отказавшись от жалованья. При Капканщикове было приобретено в собственность города и в кратчайшие сроки (1885-1886) перестроено здание драматического театра. В 1886 г. П.К. Капканщиков был одним из организаторов красочного общегородского празднества в честь 300-летия Воронежа. За безвозмездную деятельность городское общество преподнесло П.К. Капканщикову в 1887 г. благодарственный адрес.
В 1870-х гг. дом Капканщиковых был перестроен в формах эклектики для размещения в нем различных торговых и культурно-просветительных учреждений. В середине 1870-х гг. на первом этаже находился “модный магазин” Ежени Жозеф, торговавший головными уборами, бельем, обувью. Некоторое время, до мая 1891 г., здесь размещалось также Общественное собрание. Во второй половине 1890-х - начале 1910-х гг. в доме П.К. Капканщикова располагалось частное училище с пансионом П.П. Вяхиревой (по данным на 1897 г., в нем воспитывались 57 мальчиков и 47 девочек). В 1911 г. училище перешло к О.Н. Цикавой.
С 1890-х гг. П.К. Капканщиков жил преимущественно в Москве, где также обладал недвижимым имуществом, доставшемся по наследству. В июне 1917 г. он продал воронежский дом купцу А.Д. Ракитину. С 1918 г. здание занимали различные учреждения; в 1920-х гг. арендатором числился “Губкультстрой”.
После Великой Отечественной войны по проекту архитектора Г.В. Здебчинского здание дополнено третьим этажом. С 1950-х до первой половины 1980-х гг. на третьем этаже размещалась местная писательская организация и редакция журнала “Подъем” Здесь бывали и работали Н.А. Задонский, Н.Т. Коноплин, В. А. Кораблинов, А.Н. Королькова, O.K. Кретова, А.И. Шубин и другие известные воронежские писатели.
Крупный сильно вытянутый вдоль улицы трехэтажный объем здания на главном фасаде усложнен боковыми ризалитами и заглубленным участком в середине, которому соответствует выступ со двора. Вдоль въезда во двор вытянуто двухэтажное крыло.
По облику симметричный богато декорированный главный фасад напоминает дворцы середины XVIII в. Он оштукатурен с выделением деталей декора цветом. Очень низкие квадратные окна верхнего этажа подчеркивают главенство среднего, с высокими арочными проемами и балконами. Высоту этажа зрительно усиливают огибающие углы массивные пилястры. Аттик над массивным венчающим карнизом в центральной и боковых частях дополнен полукруглыми филенчатыми фронтонами. Окна нижних этажей завершены сандриками барочных очертаний. Вычурную барочную форму имеют также филенки и балконные решетки. На боковом неоштукатуренном фасаде частично повторяется декор главного.
На всех этажах здания длинный продольный коридор пересекается в центре холлом с парадной лестницей, соответствующей дворовому выступу. Частично сохранились интерьеры XIX в. Холлы отделены от лестничной клетки арками. Огражденные балюстрадами лестничные площадки поддерживаются фигурными чугунными столбами с цветочными мотивами орнаментации.
Стены лестничных площадок и холлов декорированы крупными нишами.
Здание занимают банковские учреждения.
П.А. Попов, Е.Н. Чернявская. Проспект Революции, дом 37 // Историко-культурное наследие Воронежа, 2009
Капканщиковы – единственная семья, которая обладала усадьбой на главной улице с 70–80-х годов XVIII века и до 1917 года! Правда, нынешний дом – далеко не тот, что упоминался в приведенном выше списке 1784 года и что принадлежал деду и тезке городского головы, П.К. Капканщикову-старшему. Сохранился очень редкий чертеж, который воспроизводит усадьбу Капканщикова в 1782 году. Из него видно, что на месте современного особняка стоял самый старый и очень небольшой одноэтажный кирпичный дом. На углу с улицей Большой Богоявленской проектировался новый каменный дом (судя по рисунку Жуковского, он имел два этажа). Однако угловая часть имения в XIX веке перешла в другие руки – долгое время ею владела семья известного архитектора С.Л. Мысловского, да и в остальной усадьбе Капканщиковы уже не жили, сдавали помещения внаем.
П.Попов "Энциклопедия воронежских улиц