Улица 20-летия Октября
Добавлено: 27 фев 2017, 23:24
Sergey
20-летия Октября улица (Большая Чижовская), Воронеж
В 2002 году торжественно восстановлено самое старое и самое ценное имя этой улицы – Большая Чижовская. Праздник состоялся 26 мая. По старой русской традиции в небо выпустили стаю голубей в знак доброго начала. Для местных жителей и гостей был дан концерт… Теперь не только краеведы, но и все воронежцы будут знать, что перед ними – главная артерия бывшей слободы Чижовки.
Нижняя, приречная часть улицы сложилась в XVIII веке, а ее нагорное продолжение застроилось вдоль дороги в первой половине XIX столетия. Если верхний путь шел к городу по краю Ближней Чижовки, то нижние кварталы – в районе современной остановки транспорта «Чижовский плацдарм» – представляли собой географический и административный центр всей дореволюционной Чижовки. Центральные здания были разбросаны по взгорьям и лощинам. Здесь стояли самые крупные в слободе двухэтажные жилые дома, здесь же дымили пекарни. Чижовский люд стекался сюда, чтобы посетить торговые лавки, примитивные трактиры и чайные.
Читать далее:
Историческая панорама улицыL
------------------
Связанные темы: - темы ПОДРАЗДЕЛА, а также:
Воронежский психоневрологический диспансер на 20 летия Октября - ул. 20 летия Октября, 73
Братская могила №1 - Мемориальный комплекс "Чижовский плацдарм"
Парк имени Дурова (ЖиМ)
Воронежский трамвай - улица 20 лет Октября
НПО "Электроприбор-Воронеж"
Научно-производственное объединение "Энергия"
Маслозавод на ул.Кирова
Школа №12
В 2002 году торжественно восстановлено самое старое и самое ценное имя этой улицы – Большая Чижовская. Праздник состоялся 26 мая. По старой русской традиции в небо выпустили стаю голубей в знак доброго начала. Для местных жителей и гостей был дан концерт… Теперь не только краеведы, но и все воронежцы будут знать, что перед ними – главная артерия бывшей слободы Чижовки.
Нижняя, приречная часть улицы сложилась в XVIII веке, а ее нагорное продолжение застроилось вдоль дороги в первой половине XIX столетия. Если верхний путь шел к городу по краю Ближней Чижовки, то нижние кварталы – в районе современной остановки транспорта «Чижовский плацдарм» – представляли собой географический и административный центр всей дореволюционной Чижовки. Центральные здания были разбросаны по взгорьям и лощинам. Здесь стояли самые крупные в слободе двухэтажные жилые дома, здесь же дымили пекарни. Чижовский люд стекался сюда, чтобы посетить торговые лавки, примитивные трактиры и чайные.
Читать далее:
► Показать
На нынешней нечетной стороне улицы, там, где теперь мемориал «Чижовский плацдарм», на живописном возвышенном месте красовалась усадьба с двухэтажным барским домом. Перед революцией это была дача Ф.Г. Боковой, а после ее отдали под детский дом. На другой стороне, на пустыре, в конце XIX или начале XX века соорудили деревянную пожарную каланчу с кирпичной караулкой и деревянным сараем, в котором держали лошадей и телеги с бочками. Ниже пожарной части, на той же стороне еще один уступ горы занимал двухэтажный дом семьи Мироновых. Вблизи него, там, где ныне скверик около остановки транспорта, выделялось полутораэтажное здание правления Чижовской волости. Давно уже засыпан овражек, на краю которого стояло это здание, и поэтому плохо различима возвышенность, которую называли Волостной горой. Верхний этаж дома занимали административные комнаты, а полуподвал представлял собой помещение для арестантов, что весьма показательно. Задиристый нрав чижовских крестьян часто усмиряла конная полиция во главе с урядником. Приходилось разгонять участников кулачных боев между Чижовкой и городом, когда дравшиеся теряли чувство меры. Нередки были и просто пьяные драки. Провинившихся сажали в полуподвал, и тогда они жалостно взирали сквозь решетки на народ, стекавшийся в «волость», то есть в волостное правление, – на ходоков, которых часто посылали из сел к волостному старшине…
В 1911 году около волостного правления установили цинковый бюст императора Александра II. В революционное время памятник, разумеется, сбросили. В этом же здании стал действовать первый Совет Чижовской волости, а после присоединения слободы к городу, в 1929 году, здесь разместился Чижовский райсовет Воронежа.
У самой реки улицу завершала Богомолова гора (скат при снижении от нынешнего пересечения с улицей Скрибиса). В начале ХХ века крестьяне-торговцы Богомоловы, отец и сыновья, имели двухэтажный дом с лавкой на первом этаже, они же содержали пекарню. Дом Богомоловых и несколько соседних строений разобраны после Великой Отечественной войны. Они стояли в районе автодороги, соединяющей ВОГРЭСовский мост с улицей Грамши.
Наверху центр слободы венчала Галкина гора, сглаженная в послевоенное время. Ее тоже нарекли фамилией домовладельца. Петр Евфимович Галкин (ок.1819–1909) был чижовским волостным старшиной, затем членом Воронежской уездной земской управы, старостой Иоанно-Предтеченской церкви. Его хорошо знали и уважали на Чижовке. На Галкиной горе устраивались катания на Масленицу.
В 1906–1907 годах впервые в истории слободы по ее главной улице проложили водопроводные трубы, и немного выше Галкиной горы, на пересечении с Ачкасовым переулком (ныне ул. Некрасова), появилась гордость чижовцев – кирпичная водоразборная будка («бассейн»), которую слободские жители именовали очень ласково: «бассеня».
Нагорный участок слободской улицы в конце XIX – начале XX века выглядел невзрачным, застроенным в основном маленькими деревянными домиками. Но и там появились приметные сооружения: начальное училище, дом с аптекой… Воронежское уездное земство устроило булыжную мостовую, так как постановило замостить все подъездные пути, ведущие к городу по главным улицам пригородных слобод. Самым же «цивилизованным» был городской отрезок Большой Чижовской, точнее, участок ее нынешней четной стороны, относившийся к городу (примерно от дома № 52 до ул. Кольцовской). Здесь находились Чижовская больница с амбулаторией, маслозавод, богадельня попечительства о бедных. Больницу построило в 1907 году уездное земство, землю для нее предоставил город. В 1908 году добавился блок родильного отделения. А на другой стороне, на месте современного цирка и парка Ленинского района, простиралось городское Ново-Митрофановское (Новостроящееся) кладбище.
Около кладбища Большая Чижовская достигала огромной ширины, по размерам это была площадь, но по внешнему виду – малоухоженный, слабозамощенный пустырь. С грязной поверхностью площади контрастировал хорошо обустроенный погост: к кирпичной ограде примыкал склеп купеческой семьи Клочковых, за ним среди буйной зелени виднелся красивый кладбищенский храм. В 1873 году к площади подвели городской водопровод, поставили водоразборную будку. В 1891 году там же сделали конечный пункт городской линии конки.
Местность на пересечении с улицей Кирова пожилые воронежцы до сих пор именуют «Маслозаводом». Много лет так же называлась и остановка транспорта. Топоним связан с бывшей усадьбой купца Андрея Ивановича Тюрикова, которая размещалась на том углу, где теперь корпус НПО «Энергия». В 1903 году здесь открылся паровой завод, выпускавший подсолнечное масло. Основное промышленное тюриковское здание виднелось в глубине двора, а на самом углу стоял двухэтажный дом, где во втором этаже жила семья купца, а внизу находилась его контора. Новый вычурный дом в стиле модерн был спроектирован для Тюрикова в 1910 году известным архитектором М.Н. Замятниным. В советское время национализированная промышленная усадьба вошла в ведение гормаслотреста. Предприятие получило статус маслозавода № 33. Некоторое время работало и после войны.
Еще несколько названий, бытовавших в районе верхней части улицы, оказались утраченными из-за ее расширения, перепланировки. Вблизи современного архитектурно-строительного университета к улице примыкал Бондарный переулок. Он образовался в XIX веке на краю города, около границы с Чижовкой. Название связано с бондарной фабрикой, ее полное название – «Фабрика механической обработки клепки для бочек и выработки хлебных продуктов». Фабрику открыли в 1903 году крестьяне И.И. Попов и С.С. Алехин. Она находилась рядом с переулком, в той части нынешней улицы Красноармейской, которая называлась прежде Ново-Гумённой, или Мало-Валовой. В обиходе район фабрики именовали Бондаркой… А вот другой топоним: в районе Бондарки красная линия Большой Чижовской отступала в глубину городского квартала; существовала как бы «улица внутри улицы», которую городские жители именовали еще Пограничной (то есть находящейся на границе Воронежа и слободы)… Ближе к реке существовал еще Брагин переулок – тупиковый отросток от улицы, где в начале XX века стоял домик Брагиных.
В 1909 году волостной сход Чижовки переименовал Большую Чижовскую улицу в Петровскую, или Большую Петровскую, – в честь 200-летия Полтавской битвы, победа в которой была одержана под руководством Петра I. В день юбилея, 27 июня, на Чижовке были устроены торжества: прибывшие на праздничный волостной сход крестьяне проследовали в Иоанно-Предтеченскую церковь для участия в литургии. Затем крестный ход с двумя хорами певчих направился из церкви на Петровскую улицу, где была отслужена панихида по Петру.
Новое название, однако, не распространялось на городской участок улицы, там по-прежнему продолжали употреблять старое имя – Большая Чижовская. А по привычке городские жители нередко распространяли это знакомое название и на всю улицу (о чем свидетельствуют даже советские газетные публикации 20-х годов). Старый топоним оказался окончательно вытесненным лишь в начале 30-х годов – после того, как в декабре 1929 года Чижовский район города переименовали в Красноармейский. Слова «Чижовка», «Чижовский» именно в это время стали насильственно выводить из употребления.
В середине 1930-х годов вся улица носила имя И.М. Варейкиса (1894–1939), который в 1928–1935 годах возглавлял в Воронеже обком ВКП(б). Но вскоре большевик подвергся репрессиям, был расстрелян. В 1937 году, убирая имя «врага народа» с карты города, улицу вновь переименовали, присвоили ей название «20-летия Октября». Много лет продержался этот идеологический топоним, но теперь одновременно с ним имеет право на существование и первое имя улицы.
Улица 20-летия Октября (Большая Чижовская) выводит к ВОГРЭСовской дамбе, ВОГРЭСовскому мосту. Это – неотъемлемая часть ее истории. Там, где теперь мост, с давних пор существовала переправа через три речных рукава (она показана уже на планах середины XIX века). На правом берегу у переправы стояли кузницы. Работу переправы обеспечивали жители небольшого селения, которое находилось на левом берегу, – это Монастырщенские выселки (иначе Ивановские дворики, Купеческие дворики). По названию двориков примитивный мостик тоже именовали Купеческим: этот топоним употреблялся и в советские двадцатые годы. Но в связи с сооружением на левобережье Воронежской государственной районной электростанции (ВОГРЭС) местность подверглась серьезным изменениям. В 1931–1934 годах взамен Купеческого был возведен новый железобетонный мост, который стали называть ВОГРЭСовским. В его строительстве принимали участие заключенные. Одновременно сооружена правобережная ВОГРЭСовская дамба, соединяющая улицу с мостом (расширенная в послевоенное время).
В 1932 году по Большой Петровской улице открылось трамвайное движение. Линия прокладывалась в расчете на то, чтобы впервые связать правый берег и новое промышленное Левобережье маршрутом пассажирского транспорта. С вводом в строй моста замысел удалось реализовать.
Дамба прошла через административный центр Чижовки, что привело к изменению его планировки, к потере его прежних функций, к уничтожению исторической среды. Но с южной стороны к дамбе по-прежнему примыкает одноэтажный отрезок улицы, сохранивший структуру XVIII – XIX веков.
С 1934 года велось перемощение улицы. В 1935 году пришлось расширить и перемостить площадь около маслозавода: после открытия ВОГРЭСовского моста здесь резко увеличился поток транспорта, проезд стал тесным. Как сообщала в октябре газета «Коммуна», «узенькая лента мощеной дороги, к тому же пересеченная трамвайным узлом, явно не справилась с нагрузкой… Сейчас площадь быстро меняет лицо. Посередине прокладывается широкая прямая магистраль шириной 14 метров, которая пройдет до Кольцовской улицы. Северо-восточная часть площади закрывается для движения – весной здесь будет разбит бульвар». Через пять лет, в 1940 году, улицу 20-летия Октября заасфальтировали.
В 1930-е годы начали реконструировать и застройку верхнего участка улицы. Построили крупные общественные здания: в 1932–1934 годах – инженерно-строительный институт, в 1936 – «дом ветеринарных клиник» зооветинститута. Но одноэтажные жилые дома все еще преобладали. Самая значительная реконструкция улицы 20-летия Октября, со строительством больших домов, развернулась в 50-е и 60-е годы XX века. Появлялись новые здания и в дальнейшем. Особенно красива Большая Чижовская в районе цирка, Дома быта, у перекрестков с улицами Кольцовской, Кирова, Станкевича. В 1986 году на пересечении с улицей Кирова открыт крупнейший в Воронеже подземный переход... Место Брагина переулка уже давно занимает «хрущевский» пятиэтажный дом на четной стороне, около остановки «улица Некрасова». А в 1993 году были снесены последние два одноэтажные дома Бондарного переулка. Затем на линии этого переулка стали возводить многоэтажный жилой дом с офисом «Промсвязьбанка» (д. № 78 по улице), его строительство завершено в 1998 году. Сооружение новых зданий продолжается на старой Чижовке и в начале XXI века.
Колоритные чижовские холмы хорошо видны с ВОГРЭСовского моста. Восстановление этого моста, разрушенного в войну, завершилось в 1954 году.
О дореволюционном прошлом до сих пор напоминает бывшая Чижовская больница. Здание, надстроенное двумя этажами, долгое время занимал родильный дом, а теперь здесь другие медицинские учреждения (№ 82). К охраняемым памятникам советской архитектуры причислен старый корпус инженерно-строительного института, нынешнего архитектурно-строительного университета. Он был восстановлен и перестроен в начале 1950-х годов (№ 84). Выделяется своей своеобразной архитектурой бывший «дом ветеринарных клиник», где размещен городской психоневродиспансер (№ 73). На этой же улице – здание администрации Ленинского района, предприятие «Электроприбор», областная типография-издательство имени Е.А. Болховитинова, средние школы. Площадь у подземного перехода заполнена прилавками небольшого рынка (в будущем здесь планируется строительство торгового центра).
Возле улицы – крупная братская воинская могила, образованная в 1946 году. Сюда перенесли останки защитников Чижовки, погибших в 1942–1943 годах и захороненных в нескольких местах. Сначала на общей могиле установили скромный памятник. Позже, в 1975 году, он заменен скульптурной группой (авторы – А.А. и О.П. Толмачевы), а еще через десять лет – реконструирован, оформлен более эффектно. Так создан мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм». И слово «Чижовка», как ни пытались искоренить его, осталось в городе и приобрело оттенок героического звучания.
Название же «20-летия Октября» – для кого безликое, а для кого связанное с мрачным 1937 годом – много раз подвергалось критике со стороны воронежцев. Начиная с 1987 года предложения и требования возвратить улице свое изначальное имя звучали со страниц газет, по радио и телевидению. Общественная комиссия по наименованию улиц (позже комиссия по культурному наследию горисполкома) несколько раз выносила решение о переименовании улицы в Большую Чижовскую. Но консервативные настроения властей не давали ходу этим намерениям вплоть до начала XXI века.
П.Попов, Энциклопедия Воронежских улиц
В 1911 году около волостного правления установили цинковый бюст императора Александра II. В революционное время памятник, разумеется, сбросили. В этом же здании стал действовать первый Совет Чижовской волости, а после присоединения слободы к городу, в 1929 году, здесь разместился Чижовский райсовет Воронежа.
У самой реки улицу завершала Богомолова гора (скат при снижении от нынешнего пересечения с улицей Скрибиса). В начале ХХ века крестьяне-торговцы Богомоловы, отец и сыновья, имели двухэтажный дом с лавкой на первом этаже, они же содержали пекарню. Дом Богомоловых и несколько соседних строений разобраны после Великой Отечественной войны. Они стояли в районе автодороги, соединяющей ВОГРЭСовский мост с улицей Грамши.
Наверху центр слободы венчала Галкина гора, сглаженная в послевоенное время. Ее тоже нарекли фамилией домовладельца. Петр Евфимович Галкин (ок.1819–1909) был чижовским волостным старшиной, затем членом Воронежской уездной земской управы, старостой Иоанно-Предтеченской церкви. Его хорошо знали и уважали на Чижовке. На Галкиной горе устраивались катания на Масленицу.
В 1906–1907 годах впервые в истории слободы по ее главной улице проложили водопроводные трубы, и немного выше Галкиной горы, на пересечении с Ачкасовым переулком (ныне ул. Некрасова), появилась гордость чижовцев – кирпичная водоразборная будка («бассейн»), которую слободские жители именовали очень ласково: «бассеня».
Нагорный участок слободской улицы в конце XIX – начале XX века выглядел невзрачным, застроенным в основном маленькими деревянными домиками. Но и там появились приметные сооружения: начальное училище, дом с аптекой… Воронежское уездное земство устроило булыжную мостовую, так как постановило замостить все подъездные пути, ведущие к городу по главным улицам пригородных слобод. Самым же «цивилизованным» был городской отрезок Большой Чижовской, точнее, участок ее нынешней четной стороны, относившийся к городу (примерно от дома № 52 до ул. Кольцовской). Здесь находились Чижовская больница с амбулаторией, маслозавод, богадельня попечительства о бедных. Больницу построило в 1907 году уездное земство, землю для нее предоставил город. В 1908 году добавился блок родильного отделения. А на другой стороне, на месте современного цирка и парка Ленинского района, простиралось городское Ново-Митрофановское (Новостроящееся) кладбище.
Около кладбища Большая Чижовская достигала огромной ширины, по размерам это была площадь, но по внешнему виду – малоухоженный, слабозамощенный пустырь. С грязной поверхностью площади контрастировал хорошо обустроенный погост: к кирпичной ограде примыкал склеп купеческой семьи Клочковых, за ним среди буйной зелени виднелся красивый кладбищенский храм. В 1873 году к площади подвели городской водопровод, поставили водоразборную будку. В 1891 году там же сделали конечный пункт городской линии конки.
Местность на пересечении с улицей Кирова пожилые воронежцы до сих пор именуют «Маслозаводом». Много лет так же называлась и остановка транспорта. Топоним связан с бывшей усадьбой купца Андрея Ивановича Тюрикова, которая размещалась на том углу, где теперь корпус НПО «Энергия». В 1903 году здесь открылся паровой завод, выпускавший подсолнечное масло. Основное промышленное тюриковское здание виднелось в глубине двора, а на самом углу стоял двухэтажный дом, где во втором этаже жила семья купца, а внизу находилась его контора. Новый вычурный дом в стиле модерн был спроектирован для Тюрикова в 1910 году известным архитектором М.Н. Замятниным. В советское время национализированная промышленная усадьба вошла в ведение гормаслотреста. Предприятие получило статус маслозавода № 33. Некоторое время работало и после войны.
Еще несколько названий, бытовавших в районе верхней части улицы, оказались утраченными из-за ее расширения, перепланировки. Вблизи современного архитектурно-строительного университета к улице примыкал Бондарный переулок. Он образовался в XIX веке на краю города, около границы с Чижовкой. Название связано с бондарной фабрикой, ее полное название – «Фабрика механической обработки клепки для бочек и выработки хлебных продуктов». Фабрику открыли в 1903 году крестьяне И.И. Попов и С.С. Алехин. Она находилась рядом с переулком, в той части нынешней улицы Красноармейской, которая называлась прежде Ново-Гумённой, или Мало-Валовой. В обиходе район фабрики именовали Бондаркой… А вот другой топоним: в районе Бондарки красная линия Большой Чижовской отступала в глубину городского квартала; существовала как бы «улица внутри улицы», которую городские жители именовали еще Пограничной (то есть находящейся на границе Воронежа и слободы)… Ближе к реке существовал еще Брагин переулок – тупиковый отросток от улицы, где в начале XX века стоял домик Брагиных.
В 1909 году волостной сход Чижовки переименовал Большую Чижовскую улицу в Петровскую, или Большую Петровскую, – в честь 200-летия Полтавской битвы, победа в которой была одержана под руководством Петра I. В день юбилея, 27 июня, на Чижовке были устроены торжества: прибывшие на праздничный волостной сход крестьяне проследовали в Иоанно-Предтеченскую церковь для участия в литургии. Затем крестный ход с двумя хорами певчих направился из церкви на Петровскую улицу, где была отслужена панихида по Петру.
Новое название, однако, не распространялось на городской участок улицы, там по-прежнему продолжали употреблять старое имя – Большая Чижовская. А по привычке городские жители нередко распространяли это знакомое название и на всю улицу (о чем свидетельствуют даже советские газетные публикации 20-х годов). Старый топоним оказался окончательно вытесненным лишь в начале 30-х годов – после того, как в декабре 1929 года Чижовский район города переименовали в Красноармейский. Слова «Чижовка», «Чижовский» именно в это время стали насильственно выводить из употребления.
В середине 1930-х годов вся улица носила имя И.М. Варейкиса (1894–1939), который в 1928–1935 годах возглавлял в Воронеже обком ВКП(б). Но вскоре большевик подвергся репрессиям, был расстрелян. В 1937 году, убирая имя «врага народа» с карты города, улицу вновь переименовали, присвоили ей название «20-летия Октября». Много лет продержался этот идеологический топоним, но теперь одновременно с ним имеет право на существование и первое имя улицы.
Улица 20-летия Октября (Большая Чижовская) выводит к ВОГРЭСовской дамбе, ВОГРЭСовскому мосту. Это – неотъемлемая часть ее истории. Там, где теперь мост, с давних пор существовала переправа через три речных рукава (она показана уже на планах середины XIX века). На правом берегу у переправы стояли кузницы. Работу переправы обеспечивали жители небольшого селения, которое находилось на левом берегу, – это Монастырщенские выселки (иначе Ивановские дворики, Купеческие дворики). По названию двориков примитивный мостик тоже именовали Купеческим: этот топоним употреблялся и в советские двадцатые годы. Но в связи с сооружением на левобережье Воронежской государственной районной электростанции (ВОГРЭС) местность подверглась серьезным изменениям. В 1931–1934 годах взамен Купеческого был возведен новый железобетонный мост, который стали называть ВОГРЭСовским. В его строительстве принимали участие заключенные. Одновременно сооружена правобережная ВОГРЭСовская дамба, соединяющая улицу с мостом (расширенная в послевоенное время).
В 1932 году по Большой Петровской улице открылось трамвайное движение. Линия прокладывалась в расчете на то, чтобы впервые связать правый берег и новое промышленное Левобережье маршрутом пассажирского транспорта. С вводом в строй моста замысел удалось реализовать.
Дамба прошла через административный центр Чижовки, что привело к изменению его планировки, к потере его прежних функций, к уничтожению исторической среды. Но с южной стороны к дамбе по-прежнему примыкает одноэтажный отрезок улицы, сохранивший структуру XVIII – XIX веков.
С 1934 года велось перемощение улицы. В 1935 году пришлось расширить и перемостить площадь около маслозавода: после открытия ВОГРЭСовского моста здесь резко увеличился поток транспорта, проезд стал тесным. Как сообщала в октябре газета «Коммуна», «узенькая лента мощеной дороги, к тому же пересеченная трамвайным узлом, явно не справилась с нагрузкой… Сейчас площадь быстро меняет лицо. Посередине прокладывается широкая прямая магистраль шириной 14 метров, которая пройдет до Кольцовской улицы. Северо-восточная часть площади закрывается для движения – весной здесь будет разбит бульвар». Через пять лет, в 1940 году, улицу 20-летия Октября заасфальтировали.
В 1930-е годы начали реконструировать и застройку верхнего участка улицы. Построили крупные общественные здания: в 1932–1934 годах – инженерно-строительный институт, в 1936 – «дом ветеринарных клиник» зооветинститута. Но одноэтажные жилые дома все еще преобладали. Самая значительная реконструкция улицы 20-летия Октября, со строительством больших домов, развернулась в 50-е и 60-е годы XX века. Появлялись новые здания и в дальнейшем. Особенно красива Большая Чижовская в районе цирка, Дома быта, у перекрестков с улицами Кольцовской, Кирова, Станкевича. В 1986 году на пересечении с улицей Кирова открыт крупнейший в Воронеже подземный переход... Место Брагина переулка уже давно занимает «хрущевский» пятиэтажный дом на четной стороне, около остановки «улица Некрасова». А в 1993 году были снесены последние два одноэтажные дома Бондарного переулка. Затем на линии этого переулка стали возводить многоэтажный жилой дом с офисом «Промсвязьбанка» (д. № 78 по улице), его строительство завершено в 1998 году. Сооружение новых зданий продолжается на старой Чижовке и в начале XXI века.
Колоритные чижовские холмы хорошо видны с ВОГРЭСовского моста. Восстановление этого моста, разрушенного в войну, завершилось в 1954 году.
О дореволюционном прошлом до сих пор напоминает бывшая Чижовская больница. Здание, надстроенное двумя этажами, долгое время занимал родильный дом, а теперь здесь другие медицинские учреждения (№ 82). К охраняемым памятникам советской архитектуры причислен старый корпус инженерно-строительного института, нынешнего архитектурно-строительного университета. Он был восстановлен и перестроен в начале 1950-х годов (№ 84). Выделяется своей своеобразной архитектурой бывший «дом ветеринарных клиник», где размещен городской психоневродиспансер (№ 73). На этой же улице – здание администрации Ленинского района, предприятие «Электроприбор», областная типография-издательство имени Е.А. Болховитинова, средние школы. Площадь у подземного перехода заполнена прилавками небольшого рынка (в будущем здесь планируется строительство торгового центра).
Возле улицы – крупная братская воинская могила, образованная в 1946 году. Сюда перенесли останки защитников Чижовки, погибших в 1942–1943 годах и захороненных в нескольких местах. Сначала на общей могиле установили скромный памятник. Позже, в 1975 году, он заменен скульптурной группой (авторы – А.А. и О.П. Толмачевы), а еще через десять лет – реконструирован, оформлен более эффектно. Так создан мемориальный комплекс «Чижовский плацдарм». И слово «Чижовка», как ни пытались искоренить его, осталось в городе и приобрело оттенок героического звучания.
Название же «20-летия Октября» – для кого безликое, а для кого связанное с мрачным 1937 годом – много раз подвергалось критике со стороны воронежцев. Начиная с 1987 года предложения и требования возвратить улице свое изначальное имя звучали со страниц газет, по радио и телевидению. Общественная комиссия по наименованию улиц (позже комиссия по культурному наследию горисполкома) несколько раз выносила решение о переименовании улицы в Большую Чижовскую. Но консервативные настроения властей не давали ходу этим намерениям вплоть до начала XXI века.
П.Попов, Энциклопедия Воронежских улиц
Историческая панорама улицыL
------------------
Связанные темы: - темы ПОДРАЗДЕЛА, а также:
Воронежский психоневрологический диспансер на 20 летия Октября - ул. 20 летия Октября, 73
Братская могила №1 - Мемориальный комплекс "Чижовский плацдарм"
Парк имени Дурова (ЖиМ)
Воронежский трамвай - улица 20 лет Октября
НПО "Электроприбор-Воронеж"
Научно-производственное объединение "Энергия"
Маслозавод на ул.Кирова
Школа №12