Страница 1 из 1

Транспортные улица и переулок

Добавлено: 12 окт 2017, 23:47
Sergey
Транспортные улица и переулок - Воронеж
Цитата:
Транспортная улица проходит по границе двух районов: ее западная сторона относится к Коминтерновскому, восточная – к Центральному району.
Наиболее старая часть улицы – южная, проходящая мимо Бринкманского сада, – образовалась в середине XIX столетия. Застраивалась во второй половине XIX – начале XX века. В 1917 году вошла в состав Привокзального поселка. В советское время получила дальнейшее продолжение в северном направлении.
Документы начала XX века приводят прежнее название улицы в различных вариантах: Волконская, Волхонская, Волохонская, Волохоновская. Оказалось, что наиболее правильное, исконное название – Волконская. Оно связано с известной княжеской фамилией Волконских. А указанное на плане 1910 года наименование «Большая Валфоновская» следует считать ошибкой, опиской.

«Бывший вице-губернаторский дом, называемый Волконским», показан на архивных чертежах 1837 года: усадьба (главное здание и службы) находилась там, где ныне дома № 5 и 5-а по проспекту Революции. А рядом с этой усадьбой начиналась дорога, выводившая за город в северном направлении и пролегавшая как раз по линии современной Транспортной. Путь оставался прежним и в начале следующего десятилетия (судя по плану Воронежа 1842 года). Однако при дальнейшей реконструкции города начало дороги было ликвидировано: на плане 1851–1852 годов здесь уже показан ипподром («Рысистый Бег»), а в 1867 году место ипподрома перерезала земляная выемка с железнодорожными путями. Уцелевшая же часть старой дороги стала улицей и сохранила название «Волконская».

Кто же такой Волконский? Ответ дают документы XVIII века. В 1784 году «губернский стряпчий уголовных дел», надворный советник князь Андрей Александрович Волконский (ок.1750–1813) был назначен на должность советника Воронежского наместнического правления. В этом году он уже имел дом на главной улице города. Последующая история «Волконского дома» богата многими именами и событиями, здание многократно переходило из одних рук в другие. В 1800-е годы оно было куплено в казну, и в нем некоторое время жили вице-губернаторы. Позже дом превратили в жандармскую казарму. Затем в 1840-е годы его перестроили в нынешний дом № 5, более всего известный как «казарма Арнольди» (см. статью о пр. Революции).

В 1923 году Привокзальный волисполком переименовал улицу «Волохоновскую» в Транспортную. Это название ассоциировалось с железнодорожным транспортом (здесь, в Привокзальном поселке, жили рабочие и служащие железной дороги) и с относительно оживленным движением гужевого транспорта по улице. Прошло около десяти лет – и улица вновь сменила название: ей присвоили имя Евгения Ивановича Рябинина (1892–1938), руководителя области. Рябинин был председателем облисполкома Центрально-Черноземной (в 1930–1934 гг.) и Воронежской (в 1934–1935 гг.) областей, затем первым секретарем Воронежского обкома ВКП(б) (в 1935–1937 гг.).

В 1937 году Е.И. Рябинина сняли с должности секретаря обкома и по сфабрикованному делу арестовали как руководителя «воронежского право-троцкистского подполья». Тогда же улице Рябинина возвратили предыдущее название – Транспортная. В следующем году «врага народа» расстреляли…
А безукоризненный «транспортный» вид впервые придали улице в 1935 году, когда она носила имя Рябинина. Прежде волнистое, изрезанное оврагами полотно дороги выровняли и вымостили, вдоль мостовой протянули щебеночные тротуары.

Сегодня же Транспортная оправдывает свое название как никогда. Движение автомобилей – чрезмерное для столь узкой улицы. Грязь, пыль, брызги на тротуарах, заборах и даже зданиях; шум, беспрепятственно проникающий в комнаты частных домов, – таковы реалии.

В 1988 году закрыт рынок, существовавший возле перекрестка с улицей 45-й Стрелковой дивизии.

В южной части Транспортной до наших дней уцелели некоторые здания рядовой жилой застройки конца XIX – начала XX века. Но главная достопримечательность здесь – Бринкманский сад, история которого описана в начале книги. К уже сказанному остается еще добавить, что в этом общественном саду мог бы появиться храм. В 1918 году общее собрание граждан Привокзального поселка постановило построить церковь во имя Серафима Саровского на углу улиц Волконской (Транспортной) и Бринкманской (Урицкого), отвести для этого часть старинного сада. Но в 1923 году волостной исполком воспротивился произвести фактический отвод земли и не разрешил церковному приходу начать строительство. В наши дни в глубине Бринкманского сада стоит Дом культуры Общества глухих, построенный в 1952–1953 годах. На углу в 2001–2003 годах сооружено здание медико-восстановительного центра. А на центральном участке сада поразителен необъятный дуб, возраст которого около 200 лет, – он признан самым могучим деревом, произрастающим внутри города.

Транспортный переулок примыкает к Транспортной улице. До 1962 года он именовался 1-м Транспортным переулком; еще раньше, в довоенное время, назывался так, как и сейчас – Транспортным; а до 1923 года имел полуофициальное наименование «Волконский» (Волхонский, Волхоновский – в зависимости от употребления названия улицы).

Примыкавшие к Транспортной улице 2-й и 3-й Транспортные переулки в 1962 году переименованы соответственно в Коллективный и Спокойный.

П.Попов, Энциклопедия Воронежских улиц


------------------
Связанные темы: