Страница 1 из 3

Улица Карла Маркса

Добавлено: 10 ноя 2017, 03:11
Sergey
Карла Маркса улица, Воронеж

Одна из самых лучших и красивейших улиц Центрального района. Пролегая и через уютные заповедные уголки, и через шумные перекрестки, на своем протяжении она то и дело меняет свой облик. Улицу Каменного моста, улицу храмов и старых особняков, улицу цветущих бульваров, улицу контрастов, сюрпризов, ярких впечатлений считают своей любимой улицей многие горожане, особенно те, что живут в центре города.

Встарь улица росла, удлинялась вслед за расширявшимся Воронежем, и поэтому, пройдя по ней, можно проследить за историческими этапами городской застройки. Нам встретятся здания, построенные в различных столетиях и выполненные в самых разнообразных стилях. Увлекательны и подробности прошлого общественного городского быта, и, конечно, топонимия улицы…

Будем изучать в отдельности каждый особенный участок улицы. Начнем путешествие из ее нижней, прибрежной части, из зоны, которая заселялась уже в XVII столетии.
Свежий ветер широкого водохранилища овевает старейшую Успенскую церковь... История храма и всей набережной описана нами в статьях об улице Софьи Перовской и Петровской набережной, поэтому на сей раз не будем повторяться, а скорее поспешим на улицу Карла Маркса. Прежде она подходила к церкви; теперь же, после сноса в 1970-х годах самых нижних домов, выглядит несколько оторванной от храма и сразу начинает взбираться на высокую кручу. Резкий и неравномерный ступенчатый подъем, узкий проезд… Из-под асфальта обнажается булыжник, буйствует трава. Несмотря на «вкрапления» больших коттеджей, в основном мы видим по сторонам небольшие домики. Под № 10 – старинное двухэтажное строение, бывший дом крестьянина А.А. Рыжкова, построенный в 1895 году. Типичный уголок скромного, тихого, по-своему необычного приречного Воронежа…

Впрочем, было время, когда район нижней части улицы выглядел очень оживленным. Это – памятное место, связанное с эпохой Петра I; здесь, у подножия холма и на его склонах, в 1690-х годах селились строители военного флота. Тогда рядом с православной Успенской церковью стала соседствовать населенная иностранцами Немецкая слобода с двумя деревянными лютеранскими кирхами. Нравы и обычаи чужеземцев, их раскованное поведение часто поражали воронежцев. Девичий монастырь, стоявший на соседней горе, вскоре пришлось переносить на край города…

В XIX – начале XX века приречный отрезок улицы часто называли Успенским переулком по церкви. Употреблялся и топоним «Малая Успенская улица».
У пересечения с улицей Таранченко подъем заканчивается. Здесь воистину оказываешься на «перекрестке истории»: сзади вас еще не отпускает мир древних холмов, а впереди вы уже угадываете город, кишащий новостройками и автомобильными потоками. И на двух углах одного и того же перекрестка уживается башня старинного здания и вертикаль новейшего многоэтажного дома… Дальнейшее нагорное продолжение улицы – уже более «цивилизованное», более широкое. Но и оно очень давнее. Еще до того, как сложился очередной интересующий нас уличный участок, – еще с XVII века в районе нынешнего Каменного моста обитали жители Ямской слободы. В слободе царили хлопоты о лошадях и конных экипажах и разговоры о том, какой народ ездит из Воронежа и в Воронеж. Слобода имела свою деревянную церковь, впоследствии, в XVIII веке, замененную теперешним кирпичным Воскресенским храмом. Рядом со слободой был выезд на полевую дорогу в сторону Москвы. Здесь же Воронеж не раз встречал высоких гостей. Но дорога внутри воронежского посада – от крепости (а впоследствии из духовного центра города, оставшегося на месте крепости) и до Московских ворот – долгое время шла не по линии современной улицы Карла Маркса, а наискосок, напрямик, вплоть до середины XVIII века она захватывала только часть сегодняшней улицы (между ул. Дзержинского и Театральной). Как раз к середине XVIII века сложилась и та нагорная улица, на которую мы ступили, поднявшись по косогору. В «дорегулярном» городе она была узкой и кривой. Начинаясь у бровки холмов, пролегала через Ямскую слободу и завершалась Московскими воротами земляного вала, который тянулся по линии Театральной. Скорее всего, до 1773–1774 годов улицу называли Московской, так как после, при реконструкции и выпрямлении, она получила наименование Старой Московской (а новая дорога на Москву стала проходить по современной ул. Плехановской).

На «дорегулярной» Московской улице выделялась богатая и обширная усадьба купца Василия Постовалова – в квартале, где теперь дом № 35. Купеческий дом, показанный на плане города 1750-х годов, стоял торцом к улице. При этом противоположная сторона усадьбы была обращена к Пятницкой церкви, на строительство которой семья Постоваловых пожертвовала большие деньги, и к торговой площади, расположенной около храма. А одним из первых капитальных домов на выпрямленной Старой Московской был дом врача И.Ф. Кнобина – примерно на месте правой части современного здания института «Гипропром». В 1780 году Кнобин получил «билет» на свое «жилое место, состоящее в Воскресенском приходе, идучи от городового вала на левой стороне угольное место», где надлежало вместо старого деревянного строения поставить новое кирпичное.

В конце XVIII – начале XIX века Старая Московская, приближенная и к духовному центру города, и к торговому, но в то же время проходящая немного в стороне, обладающая уютом, становится престижным местом для строительства одноэтажных и двухэтажных домов, в основном кирпичных, принадлежащих купцам и состоятельным чиновникам. Вот некоторые домовладельцы этого времени. В приходе Никольской церкви имела хороший кирпичный дом и другие строения купеческая семья Сахаровых. Братья Максим и Алексей Сахаровы получили имение в наследство от отца Сергея Сахарова в 1796 году. Впоследствии двухэтажным домом владел сын Алексея, Александр. А у перекрестка, где в будущем появился Каменный мост, стояли дома губернских архитекторов И.И. Волкова и В.Б. Белокопытова. В доме Волкова некоторое время, до строительства собственного здания, снимала помещение лютеранская церковь. После 1810 года домом Белокопытова владели братья-купцы А.Д. и И.Д. Золотаревы, а от их наследников усадьба перешла в 1846 году к купцу С.Л. Кряжову, будущему крупному винопромышленнику, городскому голове и строителю первого воронежского водопровода… В 1825 году на пересечении с нынешней улицей Таранченко было сооружено кирпичное здание Мещанской полицейской части. Первоначально композицию этой постройки завершала деревянная пожарная каланча, стройная и круглая в сечении, поднимавшаяся на самом углу, на краю бугра, откуда караульный наблюдатель просматривал нижние кварталы города.

Читать далее:
► Показать
------------------
Связанные темы: - темы ПОДРАЗДЕЛА
а также темы из других разделов форума:
Школа №9
Спорткомплекс «Спартак»
Дворец спорта Юбилейный
Чугуновское кладбище
Воронежская академия спорта
Дом Клочкова / ВОКБ №2 - К.Маркса, 35
Памятник Вильгельму Столлю
Виртуальный ключ Столля
Аллея чемпионов на ул.К.Маркса
Памятник С.Я.Маршаку
Женская гимназия Кожевниковой

Улица Карла Маркса

Добавлено: 10 ноя 2017, 03:12
Sergey
Продолжение:

Перейдя площадь Никитина, мы ступаем на бульвар, который пресса недавно стала называть «воронежским Арбатом» с подачи городских властей. Здешняя местность имеет давние традиции зеленой «прогулочной» улицы.
Первоначально весь этот северо-западный участок (начиная от площади) причисляли к Старой Московской. Но уже к середине XIX века чаще употребляли другой топоним: Садовая, или Большая Садовая. Улица стала примечательна не только обширными садами внутри дворянских и купеческих усадеб, но и первыми бульварными полосками – палисадниками, устроенными перед домами. Улица была широкой, но не магистральной – поэтому именно на ней стало возможным такое нововведение.

Когда и по чьему велению были разбиты палисадники? Как ни удивительно, этого не смогла выяснить даже дореволюционное городское самоуправление, когда в 1901 году возник спор с участием домовладельцев Большой Садовой, полицмейстера и гласных думы: кто же должен заботиться о зеленых уголках? Городской голова А.Н. Безруков заявил, что земля несомненно принадлежит городу, но «в архиве городской управы не нашлось никаких сведений о том, на каких именно условиях земля эта уступлена под палисадники и на чьей обязанности лежит исправление их».

На детальном плане Воронежа 1851–1852 годов палисадники уже показаны, а топоним «Садовая» мы встречаем в документах еще раньше – в 1840 году. Скорее всего, палисадники появились после того, как губернская администрация потребовала привести город в пристойный вид в связи с открытием в 1832 году мощей св. Митрофана. Вероятно, одновременно с озеленением проводилось и мощение улицы…

Следующие крупные благоустроительные мероприятия пришлись на вторую половину 1870-х и начало 1880-х годов. В 1875 году решили начать прокладку водопровода по Садовой. Но самое пристальное внимание к этой улице проявили в связи с тем, что на ней во время дождей собирались воды со многих улиц. В 1878 году на Садовой сделали сточную трубу, выложенную из камней, и по ней вода устремлялась в сторону канавы Лесной улицы. В 1880 году для перемощения улицы городская дума создала специальную комиссию. Немного увеличили уклон улицы, водосток повернули на Грузовую (нынешнюю Студенческую) улицу, насыпное шоссе заменили мостовой, укладывая камни новым для Воронежа и более надежным способом (перевязкой).
В 1907 году, когда проектировали установку памятника И.С. Никитину в начале улицы, всерьез заговорили о настоящем бульваре. Гласный В.Г. Веселовский предлагал назвать его Никитинским и доказывал, что первую его часть, между Большой и Малой Дворянской улицами, следует устроить сразу же, истратив деньги из суммы, собранной на памятник. Увы, на бульвар дореволюционная городская казна так и не потянула. Хуже того, к началу Перовой мировой войны пришла в негодность мостовая. В 1914 году по Большой Садовой начали укладывать трамвайные рельсы, создали лишние препятствия для пешеходов, но трамвай так и не был пущен.

Во второй раз крупный план устройства бульвара вынашивался в первой половине 1930-х годов. Бульвар собирались довести до самого конца улицы, до Чугуновского кладбища. Но желали сохранить и автомобильное движение, заметно усилившееся в это время. Замысел был таков: центральная зеленая полоса – на месте прежней мостовой, по бокам от нее – две новые раздельные мостовые. «И Воронеж может иметь прекрасный бульвар, который по своей длине и ширине не уступит ни Бибиковскому в Киеве, ни Тверскому в Москве, ни бывшему Конногвардейскому в Ленинграде», – писала газета «Коммуна» в 1933 году. Но и на сей проект не реализовали, а мешавшую автомашинам Никитинскую скульптуру перенесли в Кольцовский сквер. В 1939 году завершили асфальтирование улицы Карла Маркса (включая и основную часть бывшей Старо-Московской). В начале 1950-х годов асфальт восстановили.

В послевоенные 1940–1950-е годы на улице высадили как никогда много зелени. Архитектор Н.В. Троицкий еще в 1960 году восхищался: «Пройдитесь в весенний день по улице Карла Маркса! Как хороша она в это прекрасное время года – с сомкнутыми кронами деревьев, с цветущими кустами боярышника, жимолости и сирени!». Но только во второй половине 1960-х годов городские власти исполнили давнюю мечту воронежцев – превратили в пешеходный бульвар участок между проспектом Революции и улицей Ф. Энгельса, вернув при этом на исконное место памятник Никитину. В дальнейшем, в конце 1970-х – начале 1980-х, бульвар продлили еще на три с половиной квартала.


Читать далее:
► Показать
Дореволюционные открытки
sadov3-3.jpg
sadov1.jpg
sadov3-2.jpg
 
sadov3.jpg
sadov2.jpg
sadov3-5.jpg

Улица Карла Маркса

Добавлено: 10 янв 2018, 15:49
Sergey
Начало улицы К.Маркса на фото В.Нейно:

Улица Карла Маркса

Добавлено: 15 фев 2018, 00:24
Наталия Серова
Карла Маркса, справа краешек Каменного моста:
km43.jpg

1950-е:
km45.jpg

Улица Карла Маркса

Добавлено: 14 мар 2018, 17:49
Наталия Серова
Подпись к фото: "Детский сад УМГБ №45", 1950-е:
из альбома Г.В.Суходольского
из альбома Г.В.Суходольского

Сейчас - детский сад №54 (Карла Маркса, 33):
фото март 2017г.
фото март 2017г.

Улица Карла Маркса

Добавлено: 14 мар 2018, 20:27
Наталия Серова
Дом Ефимовой П.И. - на углу Карла Маркса и Театральной, снесен.
Одно из самых высоких зданий, принадлежавшее мещанке П.И. Ефимовой, выросло в конце 1890-х годов на углу с современной Театральной улицей (на месте левой части института «Гипропром»). Дом имел три этажа и небольшой угловой купол; первый этаж, по данным начала 1910-х годов, арендовала булочная персидского подданного А.А. Петросова.
П. Попов "Энциклопедия воронежских улиц"
Фото начала 20 века
ef2.jpg
ef1.jpg

1929 г.
ef3.jpg
Фото полностью, на переднем плане строительство Госбанка.


1943 г.
ef5.jpg

Еще фото того же периода / из темы "Ул. Театральная"
Изображение

Улица Карла Маркса

Добавлено: 14 мар 2018, 20:55
Sergey
Карла Маркса 1930-х и дом Ефимовой:
km102.jpg

Просторная улица Карла Маркса в конце 1940-х (забор слева - на месте снесенного дома Ефимовой):
km110.jpg

Улица Карла Маркса

Добавлено: 24 мар 2018, 20:19
Red Cat
Natalia писал(а): Подпись к фото: "Детский сад УМГБ"...Сейчас - Центр развития ребенка-детский сад №164 (Карла Маркса, 33):
Наверное, он и сейчас "не простой", да к тому же слева "обкомовская" гостиница Кораблик, справа "обкомовская" больница-поликлиника :). Помню когда лежал в 17 больнице, была мысль пофоткать гостиницу, но во вторых окна не в ту сторону выходили, а во первых по нынешним временам и в террористы запишут, как не фиг делать.

Улица Карла Маркса

Добавлено: 24 мар 2018, 22:38
Наталия Серова
Red Cat, скорее всего, - там весь квартал вроде считается "обкомовским". В интернете тоже нашлось:
На углу улиц Карла Маркса и Таранченко в Воронеже есть квартал, ранее называвшийся обкомовским. Здесь селили высшую партхозноменклатуру. У его жителей были собственные больница и детсад. В расположенную неподалеку школу № 1 принимали, правда, и детей с других улиц. В центре квартала среди старых кленов стоит четырехэтажка на два подъезда. Ранее на ведущей к дому подъездной дорожке дежурил милиционер, теперь стоит табличка "Частная собственность. Въезд и вход без приглашения запрещен". Во дворе скамейки под старыми кленами, в углу -- хорошо сохранившаяся детская площадка советского образца. Здесь живут те, кто управлял областью в ХХ веке.

Улица Карла Маркса

Добавлено: 30 мар 2018, 18:26
Наталия Серова
Карла Маркса, дореволюционная фотография / за деревьями - дом Шуклиных
из фондов ВОКМ
из фондов ВОКМ

Тот же участок улицы еще на двух фото - 1950-е и чуть позднее:
km44.jpg
km44-2.jpg

Улица Карла Маркса

Добавлено: 30 мар 2018, 21:56
Sergey
К.Маркса, 112 - фото 1945г.:
3615470.jpg

Немецкий снимок 1942 г. (у дома №112) / из темы "ул. Революции 1905 года"
Изображение

Улица Карла Маркса

Добавлено: 07 апр 2018, 13:34
Red Cat
Э.Д.С. писал(а): Первоначально под козырьком крыши большими буквами было выложено " Элеваторный техникум ".
Ничего себе, даже такой техникум был, или планировался быть "Элеваторный". Интересно его совсем не стало или куда то присоединили?

Улица Карла Маркса

Добавлено: 01 сен 2018, 09:47
Sergey
Весна на Карла Маркса в районе Каменного моста (подписано - Карла Маркса, 39):
фото из архива Ольги Головиной
фото из архива Ольги Головиной

Пристройка и двор того же дома:
og3.jpg
og2.jpg

Улица Карла Маркса

Добавлено: 01 сен 2018, 21:17
Наталия Серова
Sergey писал(а): Весна на Карла Маркса в районе Каменного моста (подписано - Карла Маркса, 39):
На фото, скорее всего, бывший флигель усадьбы жены чиновника Жозефины Соколовской, был как раз № 39. Фото П. Попова 1984 г., снесен через несколько месяцев после съемки:
mar2.jpg

Карла Маркса, 37 - сама усадьба Жозефины Соколовской, фото 1984 г.:
mar1.jpg
На снимке – усадьба жены чиновника Жозефины Соколовской – дом № 37, запечатленный в 1984 году и снесенный через несколько месяцев после съемки. Судя по проектному архивному чертежу 1899 года, дом первоначально был гораздо красивее – имел балкон, а над карнизом – купол и декоративные парапеты. После смерти мужа Жозефина вторично вышла замуж – за предводителя дворянства Острогожского уезда Николая Перрен-Синельникова. И жили они именно в этой воронежской усадьбе. К 1984 году дом стал аварийным (на снимке видны трещины и просевшая стена), на месте усадьбы устроили детский сад – такую утрату еще можно оправдать…

П. Попов, "Энциклопедия воронежских улиц"

Улица Карла Маркса

Добавлено: 04 сен 2018, 17:34
Наталия Серова
Карла Маркса, 39 - детский сад, построенный на месте снесенной в 1984 г. усадьбы Жозефины Соколовской (предыдущий пост).
Сейчас- "Центр развития ребенка – детский сад № 164".

Ясли-сад №164 организованы в феврале 1986 г. приказом министерства связи РСФСР от Воронежского областного производственно-технического управления связи (ВГТС).

1990-е и фото 2013 г.:
ds146-2.jpg
ds146-1.jpg

Улица Карла Маркса

Добавлено: 18 июл 2019, 21:21
Sergey
Послевоенная улица Карла Маркса (слева - здание Госбанка):
km111.jpg

Конец 1970-х, кадр из видео
5.jpg

Улица Карла Маркса

Добавлено: 09 ноя 2019, 01:53
Наталия Серова
1970-е, фото Павла Попова:

Улица Карла Маркса

Добавлено: 10 сен 2020, 15:24
Sergey
К.Маркса, 53 - фото 2010г.
531.JPG
532.JPG

2013г. - снос дома:
539.jpg
 
533.jpg
534.jpg
535.jpg
 
536.jpg
537.jpg
538.jpg

Надпись на стене

Участникам Коммунистического соревнования. Досрочное выполнение плана массовой застройки города.
Быстрее восстанавливайте и стройте жилища и культурные учреждения под предводительством СТАЛИНА

Улица Карла Маркса

Добавлено: 26 дек 2020, 13:38
Sergey
"Рокабу" на К.Маркса - хорошее было кафе. Фото 2012г.
r12.JPG
Потом здесь все снесли и стали строить многоэтажку, на табличке значилось, что строится центр досуга семьи. Когда же здание построили, появились другие таблички - о сдаче в аренду помещений :)

Улица Карла Маркса

Добавлено: 04 апр 2021, 07:40
Sergey
1977г.