Улица Краснознаменная
Добавлено: 16 дек 2016, 11:24
Краснознаменная улица и переулок, Воронеж
Улица образовалась на Чижовке, на территории Новой Слободки. Называлась Малышевской, потому что по ней выезжали в сторону села Малышево. Ее небольшой участок, примыкавший к нынешней улице 20-летия Октября (Большой Чижовской), возник в первой половине XIX века. Дальнейшее продолжение дороги вплоть до конца столетия проходило среди «ямок», небольших карьеров, в которых добывали глину полукустарные кирпичные заводы. В начале XX века начали застраивать и «ямки», частично выравнивая местность с заброшенными карьерами. Улица приобретала криволинейные очертания, так как повторяла старые изгибы дороги. Доныне здесь можно увидеть несколько жилых дореволюционных домов, например, бывший дом крестьян Уксусовых (№ 28). А за домами остались углубления – следы бывших, теперь уже полностью застроенных карьеров.
Там, где теперь перекресток с улицей Чапаева, путь разветвлялся на два направления. Основная проселочная дорога на Малышево поворачивала по линии улицы Чапаева, она вела и в сторону Дальней Чижовки, и к бойням с салотопенными и мыловаренными заводами, которые стояли в районе современной Острогожской улицы. Но в 1910-х годах продолжением Малышевской улицы сделали вторую ветвь дороги: там начали строить воинские казармы, многие из которых сохранились и по сей день. Здесь – целый комплекс зданий, небольшой городок (д. № 99, 103, 105, 107, 109, 111, 113, 167, 171 и др.). Первоначально казармы строились для трех полков 5-го армейского корпуса. В 1913 году, когда отмечали 300-летие царской династии, по предложению командира корпуса – генерала от кавалерии А.И. Литвинова – новым казармам дали официальное наименование «Романовская слободка», или «слобода Царская Романовка». Но оно плохо прижилось в обиходе. В советское время утвердилось название «Военный городок», которое распространилось и на всю местность, окружающую казармы, на новые жилые и административные постройки военного ведомства. В исторической литературе казармы принято именовать Чижовскими.
Все тот же неутомимый генерал А.И. Литвинов уже в 1913 году добивался проведения линии городского трамвая к казармам. Он доказывал, что в военном поселке в будущем «будет жить около 5000 человек (то есть больше, чем в некоторых уездных городах Воронежской губернии)» и что трамвай потребуется многим жителям Чижовки – «местность кругом казарм уже и сейчас быстро застраивается именно вследствие постройки там казарм». Но мечтательного командира не поддержали. Город находился в тяжелом финансовом положении, а сельское правление Чижовки выставило требование: в первую очередь обеспечить удобствами иную – главную улицу слободы. Трамвай был пущен мимо казарм только в советское время, в первую пятилетку...
Другие заметные дореволюционные сооружения стояли у развилки дорог, над верховьем огромного лесистого оврага (который спускался к реке): там действовало несколько промышленных предприятий. Во второй половине XIX века работал скотобойный и салотопенный завод купца А.Н. Клочкова. При сыне-наследнике Н.А. Клочкове в 1890-х годах открылось производство по выделке кож. В конце 1900-х годов он преобразовал кожевенный завод в восковой завод «Пчела», а в 1914 году продал заводские корпуса городу для устройства в них паровой прачечной. Поблизости производила масляные краски и олифу фабрика «А.Г. Просвиркина и Ко», основанная в 1888 году («красочная фабрика»). До сих пор действует в реконструированном виде бывший завод «Эгго» (д. № 57, 1910–1911 гг.), открытый английским акционерным обществом «Эгго Лимитед». Это была единственная в Европе компания, которая вырабатывала яичный порошок. Ныне старинные заводские постройки занимает АО «Воронежский птицекомбинат»; в центральном корпусе, как и прежде, яйцесушильное производство...
Улица дважды меняла имя. После революции в казармах разместились части Красной Армии, и улица получила тогда название «Красноармейская». Позже, после присоединения к Воронежу пригородов, она оказалась одноименной с другими Красноармейскими улицами, поэтому в начале 1930-х годов ее переименовали в Краснознаменную.
Судя по плану города 1937 года, Краснознаменная улица удлинилась так, что ее конец был возле нынешней улицы Матросова. Здесь же оканчивался город и в августе 1942 года, когда его заняли гитлеровские оккупанты. Немецкое командование издало приказ всему населению: покинуть город под угрозой расстрела. Многотысячные толпы шли по нескольким крупным улицам и в конце концов стекались на одну улицу – Краснознаменную, которая выводила за город, превращалась в дорогу на запад, шедшую через Дон, в сторону Хохла. Часть городского населения была вывезена фашистами на автомашинах и расстреляна на территории Хохольского района. Все оставшиеся в живых запомнили как самую кошмарную дорогу в своей жизни путь через Краснознаменную под дулами немцев, речную переправу под дождем и под бомбежками Красной Армии, раскисший подъем на крутой берег Дона с пожитками в руках…
В послевоенные 1940–1950-е годы улицу еще больше продлили. В 1940-х годах сформировался Краснознаменный переулок. Он отходит от улицы, а затем, поворачивая, идет параллельно ей и выводит в переулок Летчиков.
Доныне на улице остается много одноэтажных частных домиков. Из новых сооружений наиболее заметно длинное многоэтажное здание, вклинившееся в старый «Военный городок». Оно, еще не достроенное, предназначено для военного института радиоэлектроники. Пока институт размещается в соседних зданиях.
Источник - Энциклопедия Воронежских улиц, П.Попов
------------------
Связанные темы: - подраздел Комплекс зданий "Чижовские казармы"
а также:
Воронежский завод Пластмасс
Бывшая школа - Краснознаменная, 33
Сквер имени Челюскинцев
Стадион Чайка
ФГКУ "416 военный госпиталь"
Воронежский военный институт радиоэлектроники
Трамвайная линия по улице Краснознаменной
Улица образовалась на Чижовке, на территории Новой Слободки. Называлась Малышевской, потому что по ней выезжали в сторону села Малышево. Ее небольшой участок, примыкавший к нынешней улице 20-летия Октября (Большой Чижовской), возник в первой половине XIX века. Дальнейшее продолжение дороги вплоть до конца столетия проходило среди «ямок», небольших карьеров, в которых добывали глину полукустарные кирпичные заводы. В начале XX века начали застраивать и «ямки», частично выравнивая местность с заброшенными карьерами. Улица приобретала криволинейные очертания, так как повторяла старые изгибы дороги. Доныне здесь можно увидеть несколько жилых дореволюционных домов, например, бывший дом крестьян Уксусовых (№ 28). А за домами остались углубления – следы бывших, теперь уже полностью застроенных карьеров.
Там, где теперь перекресток с улицей Чапаева, путь разветвлялся на два направления. Основная проселочная дорога на Малышево поворачивала по линии улицы Чапаева, она вела и в сторону Дальней Чижовки, и к бойням с салотопенными и мыловаренными заводами, которые стояли в районе современной Острогожской улицы. Но в 1910-х годах продолжением Малышевской улицы сделали вторую ветвь дороги: там начали строить воинские казармы, многие из которых сохранились и по сей день. Здесь – целый комплекс зданий, небольшой городок (д. № 99, 103, 105, 107, 109, 111, 113, 167, 171 и др.). Первоначально казармы строились для трех полков 5-го армейского корпуса. В 1913 году, когда отмечали 300-летие царской династии, по предложению командира корпуса – генерала от кавалерии А.И. Литвинова – новым казармам дали официальное наименование «Романовская слободка», или «слобода Царская Романовка». Но оно плохо прижилось в обиходе. В советское время утвердилось название «Военный городок», которое распространилось и на всю местность, окружающую казармы, на новые жилые и административные постройки военного ведомства. В исторической литературе казармы принято именовать Чижовскими.
Все тот же неутомимый генерал А.И. Литвинов уже в 1913 году добивался проведения линии городского трамвая к казармам. Он доказывал, что в военном поселке в будущем «будет жить около 5000 человек (то есть больше, чем в некоторых уездных городах Воронежской губернии)» и что трамвай потребуется многим жителям Чижовки – «местность кругом казарм уже и сейчас быстро застраивается именно вследствие постройки там казарм». Но мечтательного командира не поддержали. Город находился в тяжелом финансовом положении, а сельское правление Чижовки выставило требование: в первую очередь обеспечить удобствами иную – главную улицу слободы. Трамвай был пущен мимо казарм только в советское время, в первую пятилетку...
Другие заметные дореволюционные сооружения стояли у развилки дорог, над верховьем огромного лесистого оврага (который спускался к реке): там действовало несколько промышленных предприятий. Во второй половине XIX века работал скотобойный и салотопенный завод купца А.Н. Клочкова. При сыне-наследнике Н.А. Клочкове в 1890-х годах открылось производство по выделке кож. В конце 1900-х годов он преобразовал кожевенный завод в восковой завод «Пчела», а в 1914 году продал заводские корпуса городу для устройства в них паровой прачечной. Поблизости производила масляные краски и олифу фабрика «А.Г. Просвиркина и Ко», основанная в 1888 году («красочная фабрика»). До сих пор действует в реконструированном виде бывший завод «Эгго» (д. № 57, 1910–1911 гг.), открытый английским акционерным обществом «Эгго Лимитед». Это была единственная в Европе компания, которая вырабатывала яичный порошок. Ныне старинные заводские постройки занимает АО «Воронежский птицекомбинат»; в центральном корпусе, как и прежде, яйцесушильное производство...
Улица дважды меняла имя. После революции в казармах разместились части Красной Армии, и улица получила тогда название «Красноармейская». Позже, после присоединения к Воронежу пригородов, она оказалась одноименной с другими Красноармейскими улицами, поэтому в начале 1930-х годов ее переименовали в Краснознаменную.
Судя по плану города 1937 года, Краснознаменная улица удлинилась так, что ее конец был возле нынешней улицы Матросова. Здесь же оканчивался город и в августе 1942 года, когда его заняли гитлеровские оккупанты. Немецкое командование издало приказ всему населению: покинуть город под угрозой расстрела. Многотысячные толпы шли по нескольким крупным улицам и в конце концов стекались на одну улицу – Краснознаменную, которая выводила за город, превращалась в дорогу на запад, шедшую через Дон, в сторону Хохла. Часть городского населения была вывезена фашистами на автомашинах и расстреляна на территории Хохольского района. Все оставшиеся в живых запомнили как самую кошмарную дорогу в своей жизни путь через Краснознаменную под дулами немцев, речную переправу под дождем и под бомбежками Красной Армии, раскисший подъем на крутой берег Дона с пожитками в руках…
В послевоенные 1940–1950-е годы улицу еще больше продлили. В 1940-х годах сформировался Краснознаменный переулок. Он отходит от улицы, а затем, поворачивая, идет параллельно ей и выводит в переулок Летчиков.
Доныне на улице остается много одноэтажных частных домиков. Из новых сооружений наиболее заметно длинное многоэтажное здание, вклинившееся в старый «Военный городок». Оно, еще не достроенное, предназначено для военного института радиоэлектроники. Пока институт размещается в соседних зданиях.
Источник - Энциклопедия Воронежских улиц, П.Попов
------------------
Связанные темы: - подраздел Комплекс зданий "Чижовские казармы"
а также:
Воронежский завод Пластмасс
Бывшая школа - Краснознаменная, 33
Сквер имени Челюскинцев
Стадион Чайка
ФГКУ "416 военный госпиталь"
Воронежский военный институт радиоэлектроники
Трамвайная линия по улице Краснознаменной