История школы:
► Показать
В 1885 году в Гремячье существовала начальная школа и параллельно с ней церковно-приходская. До 1930г. были надомные школы. В 1935-1936 годах здание школы находилось в районе ветлечебницы с.Гремячье; директором школы был Символоков Борис Николаевич.
Первая средняя была построена в 1937 году. Это было деревянное здание, расположенное н углу улиц Ленина и Советской. Выход из школы был на улице Советскую.
Директором школы был Кошеленко Владимир Ильич, а первыми учителями – Лубяновский Иван Васильевич – учитель иностранного языка, Харькин Александр Иванович – учитель истории, Бибо Раиса Митрофановна (его жена) – учитель химии, Кошеленко Вера Ивановна – учитель русского языка и литературы (жена директора школы). Учился в этой школе и их сын, Юрий, - погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Вера Ивановна пользовалась в пед.коллективе заслуженным уважением, вела большую культмассовую работу: пела, танцевала, читала стихи. Сам Кошеленко Владимир Ильич руководил школьным струнным оркестром. Художественная самодеятельность была организована на высоком уровне. В школе была импровизирована сцена – это позволяло проводить праздничные встречи, на которые собирались все жители села. Работал в школе драматический кружок. Школу любили не только дети, но и родители.
Первый выпуск учащихся относится к 1939-1940 годам. Их, первых выпускников, было всего 19: 11 девушек и 8 юношей: Порядин Павел, Пополитов Олег, Гусев Николай, Королева Александра, Хрипушина Анна, Баутина Анастасия, Плащук Мария, Четкин Алексей, Петрикеева Анастасия, Дробышева Анна, Комарова Мария, Косарев Иван, Баутин Иван, Иванова Анна, Черенков Иван, Чернушкина Клавдия, Кукуева Вера, Быкова Галина, Барышникова Елена.
Окончив школу, они пошли учиться в институты, работать, но мирная жизнь была прервана войной. Все 8 юношей и одна девушка (Барышникова Елена) ушли на фронт добровольцами защищать свою Родину от немецких захватчиков. Двое из них не вернулись с войны: Толоконников Николай и Чеботарев Иван.
В самые трудные, голодные и холодные годы все оставшиеся в живых не опустили рук: продолжили учебу и стали настоящими людьми, получили образование: Пожидаев Петр Анатольевич – журналист, редактор газеты «Ленинская смена», Чеботарев Михаил Васильевич – геолог, много ездил по свету, побывал в Японии, Китае, на Кубе, в настоящее время работает в Министерстве цветных металлов; Щербаков Николай – учитель восьмилетней школы; Иванов Петр – учитель; Плащук Мария – учитель; Чеботарева Анна – работает в институте народного хозяйства; Мохова Анна – ветработница; Корчагина Раиса, Воротникова Прасковья – счетные работники; Чеботарева Анна – учитель; Воротникова Александра – библиотекарь; Брамберг Нина – врач-терапевт; Барышникова Елена – учитель. Вернувшись с фронта, Барышникова Елена Ильинична, получив образование, 32 года своей жизни посвятила школе, учила детей грамоте, отличник народного просвещения, человек всесторонне развитый: рисует, пишет стихи. В ее семье три поколения прошли эту школу: она, дочь Серафима, внук Александр.
После освобождения с.Гремячье от фашистских захватчиков 25 января 1943 года здание средней школы, построенное в 1936 году, было разрушено и впоследствии размещено на территории с. Рудкино. Это было одноэтажное здание восьмилетней школы, состоящее из восьми классных комнат, помещения бухгалтера и квартиры директора школы.
Но и это здание было разрушено прямым попаданием бомб: не было крыши, правой части здания, выломаны полы, окна, продырявлен потолок. Директором школы в этот период был Путилин Николай Филиппович (1943 – 1944 годы).
Для ремонта школы были привлечены пленные венгры, которые сделали ремонт: поставили крышу, заложили кирпичами пробоины, окна, оставив по одному в каждом классном помещении. Однажды, во время урока, крыша школы целиком сползла в сторону близлежащего ручья, к счастью, дети не пострадали. Несмотря на проведенный ремонт, позже потолок стал обваливаться кусками, вследствие чего были травмированы некоторые учителя и учащиеся. Пленных венгров заставили вновь поставить крышу, но инцидент повторился еще раз. Пришлось для ремонта школы привлекать жителей села и учителей школы. Вручную копали возле школы землю для засыпки ее под полы. После ремонта школа начала работать. На уроках дети писали на стенах, т.к. фашисты при отступлении облили все стены горючими веществами, после чего они стали черными. Черные стены заменяли классную доску. Не было школьных парт, дети сидели на самодельных длинных лавках за столами, сделанными из досок на козлах.
Вернувшиеся с фронта люди потеряли все. Но мужество и труд постепенно помогли им войти в необходимый ритм жизни.
Дело Путилина Н.Ф, продолжили следующие директора школы Егоров Константин Тихонович (1944-1945 годы) и Панина Нина Пантелеевна (1945-1946 годы).
В школе не было ни единого листка бумаги, чернил. Писали на клочках старых газет, книг. Учебники были только в единственном экземпляре и учителя. Чернила изготавливали сами учителя и учащиеся из красной свеклы и скорлупы черных семечек подсолнечника. Года через три селяне из оставшихся развалин здания школы сделали хаты. И т.к. классных комнат было мало, школе приходилось арендовать комнаты жителей села в трех хатах. Одна находилась рядом с пекарней, другая – на ул. Новой, третья – рядом с автостанцией (адреса настоящего времени). Школа работала в три смены: с утра – начальные классы, которых было по 3 параллели, с обеда – старшие классы, а в третью смену работала вечерняя школа, начиная с 5 класса. Наравне с детьми, которые не учились во время оккупации и отстали по учебной программе, в вечерней школе обучались пришедшие с фронта раненые ребята, желавшие получить среднее образование. Обучение велось по программе общеобразовательной школы. В вечерней школе обучались Мохов Николай и Григоров Михаил из колхоза «Красный колос» и другие, дети из колхозов «9 января» и «Крестьянино» с 4 по 10 классы учились тоже в этой школе.
С 1946 по 1952 годы директором школы был Пономарев Валентин Трофимович. Несмотря на тяжелейшие материальные условия жизни, ученики учились с большой охотой и интересом. В нашей школе учились 2 Героя Советского Союза: Добросоцких Владимир Митрофанович и Чурсанов Иван Михайлович. Трудились дети тоже хорошо. Рядом со школой находилась ферма колхоза «Ворошилов», в которой выращивали уток. Коллектив учителей и старшеклассников сутками дежурили на ферме вместе с колхозницами, выполняя все необходимые работы: приготавливали корм, кормили уток, производили чистку помещений.
Кроме того, учащиеся систематически работа на полях колхозов (их было 5), помогая колхозникам выращивать урожай овощей. Каждый класс имел свой опытный участок, на котором производились все необходимые по учебной программе сельхозопыты.
В школе размещался интернат для учащихся 8-10 классов, которые жили в селах Дмитриевка и Ивановка. Комсомольская и пионерская организации давали возможность жить детям интересной, насыщенной жизнью. Большое внимание уделялось тимуровской работе. Проводились вечера художественной самодеятельности, смотры, соревнования, выпускались классные и общешкольные газеты. Ежедневно выходила в свет сатирическая газета «Колючка», редактором которой была Ефимова Валентина Викторовна(ныне Григорова). Много учащихся принимало активное участие в работе кружков, секций, было много учеников – спортсменов, выпускников – медалистов. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Школа была укомплектована работоспособными, творческими кадрами. Поэтому она много лет являлась опорно-показательной школой всего Гремяченского района. Каждый учитель возглавлял районную предметную секцию. В любое время на уроки могли приехать учителя других школ, чтобы посмотреть и поучиться методически правильному проведению урока.
С 1952 п 1962 годы школу возглавляла Ляшенко Евдокия Васильевна. Она прошла большую школу жизни от учителя начальных классов, секретаря по кадрам Алексеевского райкома партии, заведующей учебной частью Садык-Ушунского детского дома в Казахстане, директора Алексеевского детского дома, секретаря Алексеевского, Садовского райкомов партии Воронежской области до директора Гремяченской средней школы №1.
Талантливый руководитель, педагог, прекрасной души человек, она смогла укомплектовать школу передовыми кадрами, успешно организовать учебно-воспитательный процесс в школе. Евдокия Васильевна не только вела за собой педколлетив, но и была наставником молодежи. Опыт ее работы неоднократно обобщался как передовой. Она создала и воспитала один из лучших коллективов, объединенный единством взглядов и действий. Человек высокой выдержки, мужества, потерявшая мужа в период Великой Отечественной войны, а в 1959 году сына, летчика-испытателя, погибшего во время испытательного полета, она не дрогнула и всю себя без остатка отдала благородному делу – воспитанию и обучению подрастающего поколения.
В начале 1962 года школу возглавил Семен Дмитриевич Киселев. Это было время, когда молодежь с энтузиазмом осваивала сельские профессии механизатора, животновода, полевода. Сам влюбленный в землю, Семен Дмитриевич вплотную занимался вопросами производственного обучения школьников. На полях ученической производственной бригады, которую возглавлял Иванов Василий Иванович, по рекомендации Воронежского сельхозинститута проводилась опытническая работа по выращиванию зерновых культур, а в школьной теплице росла прекрасная рассада помидоров и капусты. Овощное поле ученической бригады давало рекордные урожаи. В 1970-е годы бригада славилась на весь Советский Союз, она даже оказалась представленной на ВДНХ. У нее был свой выставочный стенд в павильоне юннатов, у которого постоянно дежурили и давали пояснения посетителям учащиеся школы. Многие из них стали лауреатами, получив ценные подарки и серебряные медали.
Директор школы С.Д.Киселев и руководитель производственной бригады Комаров Александр Гаврилович (ныне директора Гремяченской школы №2 основного общего образования) с группой юннатов – участников ВДНХ в августе 1974 года на базе Гремяченской средней школы №1 Облоно и области институт повышения квалификации учителей проводили научно-практическую конференцию по изучению опыта работы по производственному обучению учащихся. По итогам соцсоревнования ученических производственных бригад за 1976 год бригада нашей школы заняла I место в РСФСР и получила первый приз – автобус.
Но сельскими специальностями в ту пору овладели не только ученики, но и их наставники. С таким почином и выступили учителя школы во главе со своим директором. В 1963 году на страницах газеты «Коммуна» они обратились к своим коллегам с призывом овладеть специальностью механизатора. Базовое хозяйство – колхоз «Тихий Дон» - передало школе новые тракторы ДТ-75, МТЗ-50 зерноуборочный комбайн. Курсы по обучению учителей профессиям тракториста-машиниста, комбайнера возглавлял увлеченный этим делом бывший агроном колхоза Комаров А.Г. В разгар уборочной страды учителя принимали непосредственное участие в уборке урожая. Кисилев С.Д. на школьной автомашине ГАЗ-53 отвозил зерно из-под комбайна на колхозный ток, завуч школы Белозерских Василий Ильич делал то же самое на школьном тракторе с прицепной тележкой. Учитель трудового обучения Федоренко Петр Алексеевич убирал урожай зерновых на комбайне, его помощником был учитель трудового обучения Шуленин И.Д.
В августе 1975 года Академия педагогических наук СССР на базе Гремяченской и Костенской средних школ провела научно-практическую конференцию, участниками которой были работники народного образования многих регионов СССР. Руководили конференцией академики Иванович К.А. и Зверев.
Большое внимание в школе уделялось физическому воспитанию учащихся. Огромная заслуга в том, что в школе была создана уникальная по своим стандартам, оборудованию и эффективности спортивная база, принадлежит учителю физкультуры (ныне продолжающему работать) Кукуеву Валентину Федоровичу (работает в школе с 1956 года). Человек неуемной энергии, активности, Валентин Федорович за годы своего педагогического труда воспитал не одно поколение физически развитых учащихся. Под его наставничеством учащиеся – спортсмены постоянно занимали призовые места в различных соревнованиях районного, областного, всесоюзного масштабов. В 1978 году спортсмены школы заняли I место по военно-спортивной игре «Орленок», а затем приняли участие во всесоюзных играх в г. Днепропетровске, где заняли 15 место из 96 команд-участниц.
В 1975 году по итогам спортивно-массовой работы, внедрению комплекса ГТО в жизнь учащихся и создания спортивной базы школа заняла I место во всесоюзном смотре – соревновании среди школ сельской местности и была награждена Вымпелом ЦК ВЛКСМ.
В 1962 году на месте нынешнего школьного стадиона был заросший бурьяном пустырь с грудами мусора, с многочисленными канавами. Весной 1963 года по инициативе учителя физкультуры Кукуева В.Ф. началось строительство спортивного комплекса школы. В течение многих лет день за днем работали ребята 4-10 классов под руководством преподавателя. Помогали им и взрослые. Постепенно стали появляться беговые дорожки, игровые площадки, прыжковые ямы. И теперь школа располагает прекрасным споргородком. Вот несколько цифр, которые говорят о поистине титаническом труде для создания спортивной базы школы:
Для планировки и выравнивания спортплощадок было завезено 393 грузовых машин и тракторных тележек грунта;
Перенесено вручную носилками на расстояние от 30 до 150 метров 43 тысячи носилок грунта;
Перевезено вручную на расстояние 100-200 метров 615 тачек (емкость одной тачки 20 ведер) и 500 возов грунта;
Посажено и выращено 720 деревьев;
Приготовлено и уложено 10куб.метров бетонного раствора;
Построен забор площадью 112 кв.м. и гимнастические стенки площадью 34 кв.м.;
Изготовлено и размещено спортивное оборудование 29 наименований, в т.ч. различные приспособления, беговые дорожки, прыжковые ямы и т.д.;
Затрачено 710 погонных метров металлических труб, 114 п.м. железобетонных столбов, 9 куб.м. леса-кругляка.
Большую помощь школе в создании такой спортивной базы оказали хозяйства, организации села и их руководители. Так, главная заслуга в грунтовых работах, когда было перемещено 400 куб.м. грунта общей стоимостью работ в 110 тыс. рублей принадлежит бывшему председателю колхоза «Тихий Дон» Агибалову Степану Георгиевичу. 15 организаций оказали помощь в создании школьного спорткомплекса, среди них завод им.Коминтерна и 2-ая передвижная мехколонна (г.Воронеж), воинская часть, Яблоченское лесничество и другие. Большую помощь оказали родители учащихся, бывшие ученики школы, добровольные помощники из числа жителей села.
За свой безупречный, бескорыстный труд на педагогическом поприще Кукуев В.Ф. был награжден знаком «Отличник народного проивещения», грамотами ЦК ДОСААФ СССР, Облоно. Его методика и организация работы по физическому воспитанию учащихся была рекомендована для практического применения Министерством просвещения РСФСР, обобщена и освещена в журнале «Физкультура в школе».
Киселев С.Д. возглавлял школу долгих 16 лет (до августа 1977 года). Под его руководством в школе эффективно функционировала кабинетная система (кабинеты были оснащены всем необходимым учебным оборудованием); он сумел создать сильный по творческому потенциалу педколлектив, который успешно решал поставленные учебно-воспитательные задачи.
С августа 1977 года по март 1981 года школу возглавлял Пруцких Анатолий Тихонович. Следуя лучшим традициям школы, А.Т.Пруцких направил усилия педколлектива на дальнейшее совершенствование трудового и профессионального обучения, воспитания учащихся. Был построен школьный лагерь труда и отдыха для учащихся на базе колхоза «Тихий Дон2, продолжала функционировать производственная ученическая бригада, возглавляемая Комаровым Александром Гавриловичем. Бригада на протяжении многих лет добивалась высоких производственных показателей, оцененных по достоинству наградами и премиями.
В 1977 году 22 выпускника школы остались трудиться в родном селе, в колхозе. Они стали хорошими бригадирами, механизаторами, механиками. За высокие производственные показатели школе была вручена денежная премия, на средства которой были куплены музыкальные инструменты для школьного эстрадного ансамбля, пианино. Огромная заслуга Пруцких А.Т. заключалась в том, что благодаря его усилиям значительно была укреплена материальная база школы. Был благоустроен пришкольный участок, на котором выращивали урожай, проводились опыты с сельхозкультурами. В 1979 году под руководством военрука школы Семерникова Петра Васильевича лучшие ученики школы вошли в состав областной команды по веонно-спортивной игре «Орленок» и были отмечены среди десяти лучших участников.
С марта 1981 года по сентябрь 1984 года директором школы был Семерников Петр Васильевич. Цель которую поставил перед собой педколлектив во главе с директором – сделать школу достойным и желанным учебным заведением, укрепить материальную базу школы, обеспечить учащихся горячим питанием. Без дополнительного увеличения бюджета и штата работников школы была оборудована и открыта школьная столовая. Это дало возможность рассматривать круг внеклассных мероприятий, сохранить здоровье школьников. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию учащихся. Усилиями учителей трудового обучения и школьников были оборудованы мастерские в здании-пристройке школы: завезены станки по металлу и дереву, столярное и слесарное оборудование, что позволило более эффективно проводить уроки трудового обучения.
Для начальной военной подготовки учащихся старших классов был оборудован военный кабинет, стрелковый тир в помещении бывшего овощехранилища колхоза «Тихий Дон».
Для создания необходимых условий при проведении уроков физкультуры, спортивных мероприятий с большим трудом удалось «выбить» и переоборудовать аварийный Дом культуры под школьный спортзал (ныне здание Хохольской районной ДЮСШ). Огромную помощью в этом деле оказали райком партии и райисполком, учреждения и хозяйства села. Учителя и учащиеся школы разбирали завалы, выносили мусор, землю, чистили, готовили материалы и участвовали в строительстве до последнего дня. А мастерами, подарившими детям такой чудесный спортзал, были родители учащихся – колхозники «Тихого Дона». Открытие спортзал было поистине большим радостным событием и праздником.
В решении вопросов учебно-воспитательной деятельности главным стержнем была готовность во всем: что имеет школа, что необходимо и каким образом нужно сделать для улучшения школьной жизни, каков результат. Все это осуществлялось посредством педсоветов, классных собраний, пионерских сборов и общешкольных линеек. Школа жила единым дыханием, все было на виду: осуждение и похвала, возмущение и восхищение, наказы и пожелания, отчеты и итоги.
Немало внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию школьников. Учащиеся были постоянными участниками игры «Зарница» и «Орленок», в активе школы было 6 кубков по разным видам военно-прикладного спорта. На память об участии в игре «Орленок», в г.Днепропетровске, где учащиеся школы вошли в состав областной команды, осталась фотография с командующим игрой – генерал – лейтенантом, известным советским космонавтом Береговым.
Велась огромная кропотливая работа по переписке с родственниками воинов, погибших при освобождении с.Гремячье от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Благодаря этой работе, на праздник Победы приезжали сотни родственников погибших воинов, чтобы поклониться праху своих близких, сложивших свои головы на гремяченской земле.
Результатом активной военно-патриотической работы явилось то обстоятельство, что многие юноши, по окончании школы, связали свою жизнь со службой в Вооруженных Силах страны: это Белодед Михаил, Стрыгин Александр, Константинов Анатолий, Швецов Виктор, Ильинов Николай, Казьмин Анатолий, Рукин Василий, Дробышев Виктор, Тимофеев Александр и другие.
В 1984 году на должность директора школы была назначена Милованова Наталия Степановна, которая до этого 12 лет работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этой же школе она закончила 11 классов, поступила и окончила исторический факультет ВГПИ. Два года проработала учителем истории в школе г.Стерлитамак Башкирской АССР и вернулась по зову сердца в родное село, в родную школу. По натуре человек энергичный, работоспособный, неординарно мыслящий, творчески относящийся к порученному делу, Наталия Степановна все свои помыслы, силу, энергию отдала школе. Продолжая славные традиции школы, заложенные Киселевым С.Д. и его последователями, молодой директор направила усилия педколлектива на приоритетные стороны учебно-воспитательной деятельности школы: обучение школьников с шестилетнего возраста по программе 1-4, военно-патриотическое и физическое воспитание учащихся, введение в учебный процесс новым методик, трудовое и профессиональное обучение, создание рабочих мест для учащихся в базовом хозяйстве колхоза «Тихий Дон».
Огромную помощь в решении этих вопросов директору школы оказывала завуч школы Авдеева Лидия Павловна (работала завучем с 1984 по 1991 годы), которая сумела добиться стабильного качества знаний в учебной деятельности учащихся, рационального и эффективного использования учебного времени, явилась хорошим наставником молодых кадров.
Наталия Степановна сумела улучшить работу педколлектива путем анализа работоспособности коллектива: совместно с аспирантами кафедры социологии и психологии ВГПИ директор школы организовала социологическое анкетирование, которое показало, что успехов можно добиться, обновив коллектив молодыми кадрами. Много терпения, настойчивости проявила она в решении кадрового вопроса: ездила на распределение выпускников ВГПИ, ввела в практику систему обновления кадров через целевое обучение выпускников школы с последующим трудоустройством в родной школе. Так появились в школе по рекомендациям деканов факультетов ВГПИ семья учителей русского языка и литературы Маткасымовых Кубанычбека Карыбековича и Людмилы Петровны, Улеватая Валентина Васильенва – учитель географии, выпускники школы: Клочкова Лилия Павловна – учитель биологии и химии, Кукуев Александр Иванович – учитель ОБЖ, Хитрова Светлана Владимировна – старшая вожатая, Каратыгина Елена Валерьяновна – учитель истории, Тараканова Марина Анатольевна – учитель начальных классов, Каратыгин Владимир Николаевич – мастер производственного обучения, Трушина Альбина Владимировна – учитель начальных классов, Карташов Владислав Александрович – социальный педагог.
Педколлектив во главе с директором школы в течение нескольких лет проводит профориентационную работу, основной упор делается на ориентацию учащихся к педагогической деятельности. В связи с этим в настоящее время по целевым направлениями в ВГПУ обучаются 5 выпускников школы, в педучилище – 1 выпускница.
Под руководством Миловановой Н.С. шла реконструкция здания для обучения детей шестилетнего возраста, в котором были созданы прекрасные условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Обучение шестилеток началось с 1986 года. Это была хорошая практика, которая дала свои положительные результаты: возможность раздвинуть временные рамки для более глубокого и осмысленного изучения программы начальной школы; возможность обеспечить индивидуальный подход к учащимся; быстрое адаптирование малышей к условиям школы, меньшая доля психических травм при переходе из детского сада или семьи в школу; возможность больше времени уделять всем видам деятельности ребенка, которые способствуют развитию творческих способствуют развитию творческих способностей учащихся. Первым учителем шестилеток была Сурина Вера Михайловна.
В 1993 году в силу обстоятельств – подготовки площадки под строительство нового здания школы на месте здания шестилеток – обучение по программе 1-4 было прекращено и заменено программой 1-3.
В силу того, что здание школы аварийное и опасное для жизни и здоровья учителей и учащихся, Милованова Н.С. и учителя – энтузиасты Кукуев В.Ф,, Маткасымов К.К., Трушина С.В. много сил и энергии отдали на то, чтобы вопрос о строительстве нового здания школы нашел практическое воплощение. И вот, благодаря усилиям этих людей в 1993 году было начато строительство нового здания школы. Большое влияние на решение этого вопроса оказал бывший председатель колхоза «Тихий Дон» Трепалин Анатолий Михайлович. Но в 1995 году по причине отсутствия финансовых средств строительство было прекращено. В настоящее время директор школы, несмотря на трудное решение вопроса строительства нового здания школы, добивается положительного результата в этом направлении.
Одной из главных Милованова Н.С. и педколлектив считает работу по военно-патриотическому и физическому воспитанию школьников.
Продолжается переписка с родственниками погибших и захороненных в Братской могиле №111 с.Гремячье, работает группа «Поиск», едегодно, 9 мая, в день Победы, стало традиционным проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Хороший контакт налажен с военно-патриотическим клубом «Искорка» г.Воронежа; группа следопытов ездила в г.Нововоронеж на встречу с ветеранами-воинами 141 стрелковой дивизии с обобщением опыта работы; лучшие учащиеся школы во главе с директором и некоторыми учителями побывали в городах-героях Киеве, Минске, Севастополе, Волгограде, Бресте; регулярно проводятся в школе уроки мужества, встречи с ветеранами войны, ведется тимуровская работа. Команда школы из числа учащихся неоднократно занимала I место в соревнованиях по пулевой стрельбе под руководством военрука школы Рашитова Раиса Габдулхаковича (ныне учитель физкультуры), по зимнему многоборью комплекса ГТО среди молодежи допризывного и призывного возраста; была призером районных соревнований «А ну-ка, парни!», посвященных дню Советской Армии и Военно-морского флота.
Большое внимание уделяется физическому воспитанию школьников. Накоплен огромный материал, школа славиться высокими спортивными показателями, имеет хорошую спортивную базу, которую создал ветеран педагогического труда Кукуев Валентин Федорович. Ныне его дело продолжает учитель физкультуры Рашитов Раис Габдулхакович.
Под его руководством школьники принимают активное участие в различных соревнованиях районного и областного масштабов. В 1984 году команда учащихся школы заняла I место в военно-спортивной комбинированной эстафете на областном финале игры «Орленок». Осенью 1986 года спортивная команда школы участвовала в областных соревнованиях по кроссовому бегу. Двое учащихся – Яковлева Ольга и Толоконников Андрей – заняли призовые места. В 1987 году команда школы занял I место в районном финале военно-спортивной игры «Орленок». В июне 1993 года в областных соревнованиях по туризму призерами стали учащиеся школы Куликов Игорь, Грачев Сергей. В январе 1993 года команда школы заняла первое место на районных соревнованиях по зимнему туризму. Принимая участие во всех районных соревнованиях, по спортивным показателям школа была всегда на уровне призеров.
Милованова Н.С, понимала важность и значение личного примера для молодого коллектива, поэтому постоянно работала над повышением своего теоретического и научно-методического уровня преподавания. По итогам аттестации она имеет I квалификационную категорию (XIII разряд по ЕТС) как директора школы и как учитель. Уроки сделала открытыми для всех педагогов района.
Коллектив, возглавляемый Миловановой Н.С., творческий и работоспособный с достаточно высоким уровнем квалификации. По итогам аттестации один учитель имеет XIV разряд (высшую категорию), 5 учителей соответствуют 1 категории (XIII разряду), 11 учителей имеют XII разряд (вторую категорию). Учителя Григорова Валентина Викторовна и Кукуев Валентин Федорович имеют звания – «Отличник народного просвещения», Трушина Светлана Владимировна – звания «Учитель методист», Бердникова Валентина Дмитриевна – «Старший учитель».
Опираясь на творчество этих учителей, директор школы уделила много внимания внедрению новых методик в учебный процесс.
Так, в 1991 – 1992 учебном году, учителем начальных классов Трушиной С.В. был начат эксперимент по обучению младших школьников по системе коллективного перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенковой. Учителем была разработана новая технология данной методики, составлено тематическое планирование уроков русского языка и математики, составлено тематическое планирование уроков русского языка и математики для 4-летней начальной школы. Возможность попутного прохождения трудной темы путем приближения ее к изучаемому в данный момент материалу дало фактическое опережение в прохождении учебной программы ан 1-2 четверти.
Интересуясь новыми методическими открытиями последних лет, С.В.Трушина использует в своей практике некоторые приемы и методы оригинальных технологий педагогов-новаторов: Е.Н.Потаповой, В.Н.Зайцевой, П.С.Тоцкого, знакомит учащихся с основами поэтического творчества. Лучшие детские стихи вошли в рукописный сборник «Радуга». Учителем-методистом Трушиной С.В. разработаны и изготовлены интересные наглядные пособия. Все это позволяет добиваться ей высоких показателей в творческой учебной деятельности.
Другим творческим работающим учителем является Бердникова Валентина Дмитриевна – учитель русского языка и литературы. В течение многих лет у нее сложилась своя система подходов к вопросам организации учебной деятельности учащихся: повышение эффективности учебного процесса через комплексное использование наиболее рациональных методов и приемов обучения (уроки-зачеты, семинары, консультации, интегрированные уроки, уроки-лекции, уплотненные опросы); сочетание наглядных и технических средств обучения, работа с учебником, дидактическим материалом, опорными схемами позволяет учителю добиваться полной занятости всех учащихся на уроке. Бердникова В.Д. принимала участие в конкурсе «Учитель года – 90», на котором стала лауреатом и ей было присвоено звание «Старший учитель»; в течение многих лет она является наставником молодежи, которой передает свой опыт педагогической работы.
В настоящее время в школе трудятся следующие учителя: Габриелян Лариса Александровна – зам.директора по воспитательной работе, Сидельникова Татьяна Васильевна – учитель физики, Чеботарев Александр Михайлович – учитель английского языка, Ложкина Галина Викторовна – учитель математики, Рашитова Флера Галиакбаровна – учитель начальных классов, Ложкин Валентин Павлович – мастер производственного обучения, Сухорукова Нина Ивановна – учитель математики. Трофимов Николай Дмитриевич – учитель основ информатики и вычислительной техники, Токарева Елена Петровна – учитель начальных классов, Дедова Наталья Николаевна, Панина Светлана Николаевна – воспитатели ГПД, Самойлова Любовь Яковлевна – лаборант.
Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса оказывает Маткасымов Кубанычбек Карыбекович, зам.директора по учебно-воспитательной работе, который назначен на эту должность с 1991 года. Обладая организаторскими способностями, энергичный, трудолюбивый, творческий по натуре человек, Маткасымов К.К. за этот период времени сумел создать определенную систему организации учебно-воспитательного процесса в школе. Нашла практическое применение система диагностики результатов учебной работы учителей. Большое значение уделил самообразовательной работе учителей через методические семинары, которые проводились нетрадиционно, в системе стали проходить открытые уроки, налажена внеклассная работа по предметам. За это время повысился интерес к учебной работе, уровень творческих знаний учителей, их педагогическое мастерства, изменился тон и стиль работы коллектива. С 1991 года школа выпустила 13 медалистов. Стали традиционными творческие отчеты учителей перед родителями и общественностью. Маткасымов К.К., являясь талантливым организатором, создал в школе эстрадный ансамбль, в который были привлечены учителя школы и учащиеся. Неоднократно выступали на различных праздниках, мероприятиях школы, села.
Ими гордится школа:
Добросоцких Владимир Митрофанович – Герой Советского Союза.
Чурсанов Иван Михайлович – Герой Советского Союза.
Тараканов Николай Дмитриевич – генерал-майор Гражданской обороны.
Косарев Вячеслав Иванович – генерал-майор, заместитель командующего 20 армейским гвардейским корпусом.
Белодед Михаил Акимович – генерал-майор, работает в ООН.
Ильинов Николай Николаевич – генерал-майор, командующий дальневосточным военным округом.
Ефимов Юрий Викторович – генерал-майор ЖДТ.
Кашкин Виктор Николаевич – ведущий конструктор кораблестроения, лауреат Государственной премии СССР.
Рукина Нина Михайловна – профессор, доктор медицинских наук
Шапкин Владимир Михайлович – профессор, доктор медицинских наук.
Школдина Любовь Сергеевна – заслуженный работник культуры РСФСР.
Варгузина Валентина Васильевна – отличник народного просвещения.
Ляшенко Евдокия Васильевна – отличник народного просвещения.
Семерникова Зинаида Петровна – отличник народного просвещения.
Семерников Петр Васильевич – отличник народного просвещения.
Киселев Семен Дмитриевич – отличник народного просвещения.
Барышникова Елена Ильинична– отличник народного просвещения.
Стародубцева Екатерина Ефимовна– отличник народного просвещения.
Григорова Валентина Викторовна– отличник народного просвещения.
Кукуев Валентин Федорович– отличник народного просвещения.
Белозерских Василий Ильич– отличник народного просвещения.
Комаров Александр Гаврилович– отличник народного просвещения, директор Гремяченской школы №2 основного общего образования.
Варгузина Надежда Ивановна – бывший председатель Гремяченского сельсовета.
Хрипунова Светлана Ивановна – ветеран педагогического труда.
Провоторова Ольга Ильинична – директор Гремяченской школы №1 основного общего образования.
Милованова Наталия Степановна – директор Гремяченской школы №1 среднего полного общего образования.
Черных Мария Александровна – заведующая детским отделением Гремяченской больницы.
Пуляева Александра Ивановна – ветеран труда.
Тамбовцева Александра Егоровна – экономист ТОО «Тихий Дон».
Хрюкин Сергей Гаврилович – председатель ТОО «Путь рыбака».
Петрикеева Зоя Васильевна – оператор машинного доения ТОО «Тихий Дон».
Чеботарева Любовь Михайловна – долгое время работала председатель Яблоченского сельсовета, директором Хохольской СШ №1.
Чеботарев Виктор Федорович – директор СМУ,
Клочкова Галина Викторовна – следователь Гремяченского отделения милиции.
Первая средняя была построена в 1937 году. Это было деревянное здание, расположенное н углу улиц Ленина и Советской. Выход из школы был на улице Советскую.
Директором школы был Кошеленко Владимир Ильич, а первыми учителями – Лубяновский Иван Васильевич – учитель иностранного языка, Харькин Александр Иванович – учитель истории, Бибо Раиса Митрофановна (его жена) – учитель химии, Кошеленко Вера Ивановна – учитель русского языка и литературы (жена директора школы). Учился в этой школе и их сын, Юрий, - погиб на фронте во время Великой Отечественной войны. Вера Ивановна пользовалась в пед.коллективе заслуженным уважением, вела большую культмассовую работу: пела, танцевала, читала стихи. Сам Кошеленко Владимир Ильич руководил школьным струнным оркестром. Художественная самодеятельность была организована на высоком уровне. В школе была импровизирована сцена – это позволяло проводить праздничные встречи, на которые собирались все жители села. Работал в школе драматический кружок. Школу любили не только дети, но и родители.
Первый выпуск учащихся относится к 1939-1940 годам. Их, первых выпускников, было всего 19: 11 девушек и 8 юношей: Порядин Павел, Пополитов Олег, Гусев Николай, Королева Александра, Хрипушина Анна, Баутина Анастасия, Плащук Мария, Четкин Алексей, Петрикеева Анастасия, Дробышева Анна, Комарова Мария, Косарев Иван, Баутин Иван, Иванова Анна, Черенков Иван, Чернушкина Клавдия, Кукуева Вера, Быкова Галина, Барышникова Елена.
Окончив школу, они пошли учиться в институты, работать, но мирная жизнь была прервана войной. Все 8 юношей и одна девушка (Барышникова Елена) ушли на фронт добровольцами защищать свою Родину от немецких захватчиков. Двое из них не вернулись с войны: Толоконников Николай и Чеботарев Иван.
В самые трудные, голодные и холодные годы все оставшиеся в живых не опустили рук: продолжили учебу и стали настоящими людьми, получили образование: Пожидаев Петр Анатольевич – журналист, редактор газеты «Ленинская смена», Чеботарев Михаил Васильевич – геолог, много ездил по свету, побывал в Японии, Китае, на Кубе, в настоящее время работает в Министерстве цветных металлов; Щербаков Николай – учитель восьмилетней школы; Иванов Петр – учитель; Плащук Мария – учитель; Чеботарева Анна – работает в институте народного хозяйства; Мохова Анна – ветработница; Корчагина Раиса, Воротникова Прасковья – счетные работники; Чеботарева Анна – учитель; Воротникова Александра – библиотекарь; Брамберг Нина – врач-терапевт; Барышникова Елена – учитель. Вернувшись с фронта, Барышникова Елена Ильинична, получив образование, 32 года своей жизни посвятила школе, учила детей грамоте, отличник народного просвещения, человек всесторонне развитый: рисует, пишет стихи. В ее семье три поколения прошли эту школу: она, дочь Серафима, внук Александр.
После освобождения с.Гремячье от фашистских захватчиков 25 января 1943 года здание средней школы, построенное в 1936 году, было разрушено и впоследствии размещено на территории с. Рудкино. Это было одноэтажное здание восьмилетней школы, состоящее из восьми классных комнат, помещения бухгалтера и квартиры директора школы.
Но и это здание было разрушено прямым попаданием бомб: не было крыши, правой части здания, выломаны полы, окна, продырявлен потолок. Директором школы в этот период был Путилин Николай Филиппович (1943 – 1944 годы).
Для ремонта школы были привлечены пленные венгры, которые сделали ремонт: поставили крышу, заложили кирпичами пробоины, окна, оставив по одному в каждом классном помещении. Однажды, во время урока, крыша школы целиком сползла в сторону близлежащего ручья, к счастью, дети не пострадали. Несмотря на проведенный ремонт, позже потолок стал обваливаться кусками, вследствие чего были травмированы некоторые учителя и учащиеся. Пленных венгров заставили вновь поставить крышу, но инцидент повторился еще раз. Пришлось для ремонта школы привлекать жителей села и учителей школы. Вручную копали возле школы землю для засыпки ее под полы. После ремонта школа начала работать. На уроках дети писали на стенах, т.к. фашисты при отступлении облили все стены горючими веществами, после чего они стали черными. Черные стены заменяли классную доску. Не было школьных парт, дети сидели на самодельных длинных лавках за столами, сделанными из досок на козлах.
Вернувшиеся с фронта люди потеряли все. Но мужество и труд постепенно помогли им войти в необходимый ритм жизни.
Дело Путилина Н.Ф, продолжили следующие директора школы Егоров Константин Тихонович (1944-1945 годы) и Панина Нина Пантелеевна (1945-1946 годы).
В школе не было ни единого листка бумаги, чернил. Писали на клочках старых газет, книг. Учебники были только в единственном экземпляре и учителя. Чернила изготавливали сами учителя и учащиеся из красной свеклы и скорлупы черных семечек подсолнечника. Года через три селяне из оставшихся развалин здания школы сделали хаты. И т.к. классных комнат было мало, школе приходилось арендовать комнаты жителей села в трех хатах. Одна находилась рядом с пекарней, другая – на ул. Новой, третья – рядом с автостанцией (адреса настоящего времени). Школа работала в три смены: с утра – начальные классы, которых было по 3 параллели, с обеда – старшие классы, а в третью смену работала вечерняя школа, начиная с 5 класса. Наравне с детьми, которые не учились во время оккупации и отстали по учебной программе, в вечерней школе обучались пришедшие с фронта раненые ребята, желавшие получить среднее образование. Обучение велось по программе общеобразовательной школы. В вечерней школе обучались Мохов Николай и Григоров Михаил из колхоза «Красный колос» и другие, дети из колхозов «9 января» и «Крестьянино» с 4 по 10 классы учились тоже в этой школе.
С 1946 по 1952 годы директором школы был Пономарев Валентин Трофимович. Несмотря на тяжелейшие материальные условия жизни, ученики учились с большой охотой и интересом. В нашей школе учились 2 Героя Советского Союза: Добросоцких Владимир Митрофанович и Чурсанов Иван Михайлович. Трудились дети тоже хорошо. Рядом со школой находилась ферма колхоза «Ворошилов», в которой выращивали уток. Коллектив учителей и старшеклассников сутками дежурили на ферме вместе с колхозницами, выполняя все необходимые работы: приготавливали корм, кормили уток, производили чистку помещений.
Кроме того, учащиеся систематически работа на полях колхозов (их было 5), помогая колхозникам выращивать урожай овощей. Каждый класс имел свой опытный участок, на котором производились все необходимые по учебной программе сельхозопыты.
В школе размещался интернат для учащихся 8-10 классов, которые жили в селах Дмитриевка и Ивановка. Комсомольская и пионерская организации давали возможность жить детям интересной, насыщенной жизнью. Большое внимание уделялось тимуровской работе. Проводились вечера художественной самодеятельности, смотры, соревнования, выпускались классные и общешкольные газеты. Ежедневно выходила в свет сатирическая газета «Колючка», редактором которой была Ефимова Валентина Викторовна(ныне Григорова). Много учащихся принимало активное участие в работе кружков, секций, было много учеников – спортсменов, выпускников – медалистов. Большое внимание уделялось военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Школа была укомплектована работоспособными, творческими кадрами. Поэтому она много лет являлась опорно-показательной школой всего Гремяченского района. Каждый учитель возглавлял районную предметную секцию. В любое время на уроки могли приехать учителя других школ, чтобы посмотреть и поучиться методически правильному проведению урока.
С 1952 п 1962 годы школу возглавляла Ляшенко Евдокия Васильевна. Она прошла большую школу жизни от учителя начальных классов, секретаря по кадрам Алексеевского райкома партии, заведующей учебной частью Садык-Ушунского детского дома в Казахстане, директора Алексеевского детского дома, секретаря Алексеевского, Садовского райкомов партии Воронежской области до директора Гремяченской средней школы №1.
Талантливый руководитель, педагог, прекрасной души человек, она смогла укомплектовать школу передовыми кадрами, успешно организовать учебно-воспитательный процесс в школе. Евдокия Васильевна не только вела за собой педколлетив, но и была наставником молодежи. Опыт ее работы неоднократно обобщался как передовой. Она создала и воспитала один из лучших коллективов, объединенный единством взглядов и действий. Человек высокой выдержки, мужества, потерявшая мужа в период Великой Отечественной войны, а в 1959 году сына, летчика-испытателя, погибшего во время испытательного полета, она не дрогнула и всю себя без остатка отдала благородному делу – воспитанию и обучению подрастающего поколения.
В начале 1962 года школу возглавил Семен Дмитриевич Киселев. Это было время, когда молодежь с энтузиазмом осваивала сельские профессии механизатора, животновода, полевода. Сам влюбленный в землю, Семен Дмитриевич вплотную занимался вопросами производственного обучения школьников. На полях ученической производственной бригады, которую возглавлял Иванов Василий Иванович, по рекомендации Воронежского сельхозинститута проводилась опытническая работа по выращиванию зерновых культур, а в школьной теплице росла прекрасная рассада помидоров и капусты. Овощное поле ученической бригады давало рекордные урожаи. В 1970-е годы бригада славилась на весь Советский Союз, она даже оказалась представленной на ВДНХ. У нее был свой выставочный стенд в павильоне юннатов, у которого постоянно дежурили и давали пояснения посетителям учащиеся школы. Многие из них стали лауреатами, получив ценные подарки и серебряные медали.
Директор школы С.Д.Киселев и руководитель производственной бригады Комаров Александр Гаврилович (ныне директора Гремяченской школы №2 основного общего образования) с группой юннатов – участников ВДНХ в августе 1974 года на базе Гремяченской средней школы №1 Облоно и области институт повышения квалификации учителей проводили научно-практическую конференцию по изучению опыта работы по производственному обучению учащихся. По итогам соцсоревнования ученических производственных бригад за 1976 год бригада нашей школы заняла I место в РСФСР и получила первый приз – автобус.
Но сельскими специальностями в ту пору овладели не только ученики, но и их наставники. С таким почином и выступили учителя школы во главе со своим директором. В 1963 году на страницах газеты «Коммуна» они обратились к своим коллегам с призывом овладеть специальностью механизатора. Базовое хозяйство – колхоз «Тихий Дон» - передало школе новые тракторы ДТ-75, МТЗ-50 зерноуборочный комбайн. Курсы по обучению учителей профессиям тракториста-машиниста, комбайнера возглавлял увлеченный этим делом бывший агроном колхоза Комаров А.Г. В разгар уборочной страды учителя принимали непосредственное участие в уборке урожая. Кисилев С.Д. на школьной автомашине ГАЗ-53 отвозил зерно из-под комбайна на колхозный ток, завуч школы Белозерских Василий Ильич делал то же самое на школьном тракторе с прицепной тележкой. Учитель трудового обучения Федоренко Петр Алексеевич убирал урожай зерновых на комбайне, его помощником был учитель трудового обучения Шуленин И.Д.
В августе 1975 года Академия педагогических наук СССР на базе Гремяченской и Костенской средних школ провела научно-практическую конференцию, участниками которой были работники народного образования многих регионов СССР. Руководили конференцией академики Иванович К.А. и Зверев.
Большое внимание в школе уделялось физическому воспитанию учащихся. Огромная заслуга в том, что в школе была создана уникальная по своим стандартам, оборудованию и эффективности спортивная база, принадлежит учителю физкультуры (ныне продолжающему работать) Кукуеву Валентину Федоровичу (работает в школе с 1956 года). Человек неуемной энергии, активности, Валентин Федорович за годы своего педагогического труда воспитал не одно поколение физически развитых учащихся. Под его наставничеством учащиеся – спортсмены постоянно занимали призовые места в различных соревнованиях районного, областного, всесоюзного масштабов. В 1978 году спортсмены школы заняли I место по военно-спортивной игре «Орленок», а затем приняли участие во всесоюзных играх в г. Днепропетровске, где заняли 15 место из 96 команд-участниц.
В 1975 году по итогам спортивно-массовой работы, внедрению комплекса ГТО в жизнь учащихся и создания спортивной базы школа заняла I место во всесоюзном смотре – соревновании среди школ сельской местности и была награждена Вымпелом ЦК ВЛКСМ.
В 1962 году на месте нынешнего школьного стадиона был заросший бурьяном пустырь с грудами мусора, с многочисленными канавами. Весной 1963 года по инициативе учителя физкультуры Кукуева В.Ф. началось строительство спортивного комплекса школы. В течение многих лет день за днем работали ребята 4-10 классов под руководством преподавателя. Помогали им и взрослые. Постепенно стали появляться беговые дорожки, игровые площадки, прыжковые ямы. И теперь школа располагает прекрасным споргородком. Вот несколько цифр, которые говорят о поистине титаническом труде для создания спортивной базы школы:
Для планировки и выравнивания спортплощадок было завезено 393 грузовых машин и тракторных тележек грунта;
Перенесено вручную носилками на расстояние от 30 до 150 метров 43 тысячи носилок грунта;
Перевезено вручную на расстояние 100-200 метров 615 тачек (емкость одной тачки 20 ведер) и 500 возов грунта;
Посажено и выращено 720 деревьев;
Приготовлено и уложено 10куб.метров бетонного раствора;
Построен забор площадью 112 кв.м. и гимнастические стенки площадью 34 кв.м.;
Изготовлено и размещено спортивное оборудование 29 наименований, в т.ч. различные приспособления, беговые дорожки, прыжковые ямы и т.д.;
Затрачено 710 погонных метров металлических труб, 114 п.м. железобетонных столбов, 9 куб.м. леса-кругляка.
Большую помощь школе в создании такой спортивной базы оказали хозяйства, организации села и их руководители. Так, главная заслуга в грунтовых работах, когда было перемещено 400 куб.м. грунта общей стоимостью работ в 110 тыс. рублей принадлежит бывшему председателю колхоза «Тихий Дон» Агибалову Степану Георгиевичу. 15 организаций оказали помощь в создании школьного спорткомплекса, среди них завод им.Коминтерна и 2-ая передвижная мехколонна (г.Воронеж), воинская часть, Яблоченское лесничество и другие. Большую помощь оказали родители учащихся, бывшие ученики школы, добровольные помощники из числа жителей села.
За свой безупречный, бескорыстный труд на педагогическом поприще Кукуев В.Ф. был награжден знаком «Отличник народного проивещения», грамотами ЦК ДОСААФ СССР, Облоно. Его методика и организация работы по физическому воспитанию учащихся была рекомендована для практического применения Министерством просвещения РСФСР, обобщена и освещена в журнале «Физкультура в школе».
Киселев С.Д. возглавлял школу долгих 16 лет (до августа 1977 года). Под его руководством в школе эффективно функционировала кабинетная система (кабинеты были оснащены всем необходимым учебным оборудованием); он сумел создать сильный по творческому потенциалу педколлектив, который успешно решал поставленные учебно-воспитательные задачи.
С августа 1977 года по март 1981 года школу возглавлял Пруцких Анатолий Тихонович. Следуя лучшим традициям школы, А.Т.Пруцких направил усилия педколлектива на дальнейшее совершенствование трудового и профессионального обучения, воспитания учащихся. Был построен школьный лагерь труда и отдыха для учащихся на базе колхоза «Тихий Дон2, продолжала функционировать производственная ученическая бригада, возглавляемая Комаровым Александром Гавриловичем. Бригада на протяжении многих лет добивалась высоких производственных показателей, оцененных по достоинству наградами и премиями.
В 1977 году 22 выпускника школы остались трудиться в родном селе, в колхозе. Они стали хорошими бригадирами, механизаторами, механиками. За высокие производственные показатели школе была вручена денежная премия, на средства которой были куплены музыкальные инструменты для школьного эстрадного ансамбля, пианино. Огромная заслуга Пруцких А.Т. заключалась в том, что благодаря его усилиям значительно была укреплена материальная база школы. Был благоустроен пришкольный участок, на котором выращивали урожай, проводились опыты с сельхозкультурами. В 1979 году под руководством военрука школы Семерникова Петра Васильевича лучшие ученики школы вошли в состав областной команды по веонно-спортивной игре «Орленок» и были отмечены среди десяти лучших участников.
С марта 1981 года по сентябрь 1984 года директором школы был Семерников Петр Васильевич. Цель которую поставил перед собой педколлектив во главе с директором – сделать школу достойным и желанным учебным заведением, укрепить материальную базу школы, обеспечить учащихся горячим питанием. Без дополнительного увеличения бюджета и штата работников школы была оборудована и открыта школьная столовая. Это дало возможность рассматривать круг внеклассных мероприятий, сохранить здоровье школьников. Большое внимание уделялось трудовому воспитанию учащихся. Усилиями учителей трудового обучения и школьников были оборудованы мастерские в здании-пристройке школы: завезены станки по металлу и дереву, столярное и слесарное оборудование, что позволило более эффективно проводить уроки трудового обучения.
Для начальной военной подготовки учащихся старших классов был оборудован военный кабинет, стрелковый тир в помещении бывшего овощехранилища колхоза «Тихий Дон».
Для создания необходимых условий при проведении уроков физкультуры, спортивных мероприятий с большим трудом удалось «выбить» и переоборудовать аварийный Дом культуры под школьный спортзал (ныне здание Хохольской районной ДЮСШ). Огромную помощью в этом деле оказали райком партии и райисполком, учреждения и хозяйства села. Учителя и учащиеся школы разбирали завалы, выносили мусор, землю, чистили, готовили материалы и участвовали в строительстве до последнего дня. А мастерами, подарившими детям такой чудесный спортзал, были родители учащихся – колхозники «Тихого Дона». Открытие спортзал было поистине большим радостным событием и праздником.
В решении вопросов учебно-воспитательной деятельности главным стержнем была готовность во всем: что имеет школа, что необходимо и каким образом нужно сделать для улучшения школьной жизни, каков результат. Все это осуществлялось посредством педсоветов, классных собраний, пионерских сборов и общешкольных линеек. Школа жила единым дыханием, все было на виду: осуждение и похвала, возмущение и восхищение, наказы и пожелания, отчеты и итоги.
Немало внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию школьников. Учащиеся были постоянными участниками игры «Зарница» и «Орленок», в активе школы было 6 кубков по разным видам военно-прикладного спорта. На память об участии в игре «Орленок», в г.Днепропетровске, где учащиеся школы вошли в состав областной команды, осталась фотография с командующим игрой – генерал – лейтенантом, известным советским космонавтом Береговым.
Велась огромная кропотливая работа по переписке с родственниками воинов, погибших при освобождении с.Гремячье от фашистских захватчиков в годы Великой Отечественной войны. Благодаря этой работе, на праздник Победы приезжали сотни родственников погибших воинов, чтобы поклониться праху своих близких, сложивших свои головы на гремяченской земле.
Результатом активной военно-патриотической работы явилось то обстоятельство, что многие юноши, по окончании школы, связали свою жизнь со службой в Вооруженных Силах страны: это Белодед Михаил, Стрыгин Александр, Константинов Анатолий, Швецов Виктор, Ильинов Николай, Казьмин Анатолий, Рукин Василий, Дробышев Виктор, Тимофеев Александр и другие.
В 1984 году на должность директора школы была назначена Милованова Наталия Степановна, которая до этого 12 лет работала организатором внеклассной и внешкольной воспитательной работы. В этой же школе она закончила 11 классов, поступила и окончила исторический факультет ВГПИ. Два года проработала учителем истории в школе г.Стерлитамак Башкирской АССР и вернулась по зову сердца в родное село, в родную школу. По натуре человек энергичный, работоспособный, неординарно мыслящий, творчески относящийся к порученному делу, Наталия Степановна все свои помыслы, силу, энергию отдала школе. Продолжая славные традиции школы, заложенные Киселевым С.Д. и его последователями, молодой директор направила усилия педколлектива на приоритетные стороны учебно-воспитательной деятельности школы: обучение школьников с шестилетнего возраста по программе 1-4, военно-патриотическое и физическое воспитание учащихся, введение в учебный процесс новым методик, трудовое и профессиональное обучение, создание рабочих мест для учащихся в базовом хозяйстве колхоза «Тихий Дон».
Огромную помощь в решении этих вопросов директору школы оказывала завуч школы Авдеева Лидия Павловна (работала завучем с 1984 по 1991 годы), которая сумела добиться стабильного качества знаний в учебной деятельности учащихся, рационального и эффективного использования учебного времени, явилась хорошим наставником молодых кадров.
Наталия Степановна сумела улучшить работу педколлектива путем анализа работоспособности коллектива: совместно с аспирантами кафедры социологии и психологии ВГПИ директор школы организовала социологическое анкетирование, которое показало, что успехов можно добиться, обновив коллектив молодыми кадрами. Много терпения, настойчивости проявила она в решении кадрового вопроса: ездила на распределение выпускников ВГПИ, ввела в практику систему обновления кадров через целевое обучение выпускников школы с последующим трудоустройством в родной школе. Так появились в школе по рекомендациям деканов факультетов ВГПИ семья учителей русского языка и литературы Маткасымовых Кубанычбека Карыбековича и Людмилы Петровны, Улеватая Валентина Васильенва – учитель географии, выпускники школы: Клочкова Лилия Павловна – учитель биологии и химии, Кукуев Александр Иванович – учитель ОБЖ, Хитрова Светлана Владимировна – старшая вожатая, Каратыгина Елена Валерьяновна – учитель истории, Тараканова Марина Анатольевна – учитель начальных классов, Каратыгин Владимир Николаевич – мастер производственного обучения, Трушина Альбина Владимировна – учитель начальных классов, Карташов Владислав Александрович – социальный педагог.
Педколлектив во главе с директором школы в течение нескольких лет проводит профориентационную работу, основной упор делается на ориентацию учащихся к педагогической деятельности. В связи с этим в настоящее время по целевым направлениями в ВГПУ обучаются 5 выпускников школы, в педучилище – 1 выпускница.
Под руководством Миловановой Н.С. шла реконструкция здания для обучения детей шестилетнего возраста, в котором были созданы прекрасные условия для осуществления учебно-воспитательного процесса. Обучение шестилеток началось с 1986 года. Это была хорошая практика, которая дала свои положительные результаты: возможность раздвинуть временные рамки для более глубокого и осмысленного изучения программы начальной школы; возможность обеспечить индивидуальный подход к учащимся; быстрое адаптирование малышей к условиям школы, меньшая доля психических травм при переходе из детского сада или семьи в школу; возможность больше времени уделять всем видам деятельности ребенка, которые способствуют развитию творческих способствуют развитию творческих способностей учащихся. Первым учителем шестилеток была Сурина Вера Михайловна.
В 1993 году в силу обстоятельств – подготовки площадки под строительство нового здания школы на месте здания шестилеток – обучение по программе 1-4 было прекращено и заменено программой 1-3.
В силу того, что здание школы аварийное и опасное для жизни и здоровья учителей и учащихся, Милованова Н.С. и учителя – энтузиасты Кукуев В.Ф,, Маткасымов К.К., Трушина С.В. много сил и энергии отдали на то, чтобы вопрос о строительстве нового здания школы нашел практическое воплощение. И вот, благодаря усилиям этих людей в 1993 году было начато строительство нового здания школы. Большое влияние на решение этого вопроса оказал бывший председатель колхоза «Тихий Дон» Трепалин Анатолий Михайлович. Но в 1995 году по причине отсутствия финансовых средств строительство было прекращено. В настоящее время директор школы, несмотря на трудное решение вопроса строительства нового здания школы, добивается положительного результата в этом направлении.
Одной из главных Милованова Н.С. и педколлектив считает работу по военно-патриотическому и физическому воспитанию школьников.
Продолжается переписка с родственниками погибших и захороненных в Братской могиле №111 с.Гремячье, работает группа «Поиск», едегодно, 9 мая, в день Победы, стало традиционным проведение встреч с ветеранами Великой Отечественной войны. Хороший контакт налажен с военно-патриотическим клубом «Искорка» г.Воронежа; группа следопытов ездила в г.Нововоронеж на встречу с ветеранами-воинами 141 стрелковой дивизии с обобщением опыта работы; лучшие учащиеся школы во главе с директором и некоторыми учителями побывали в городах-героях Киеве, Минске, Севастополе, Волгограде, Бресте; регулярно проводятся в школе уроки мужества, встречи с ветеранами войны, ведется тимуровская работа. Команда школы из числа учащихся неоднократно занимала I место в соревнованиях по пулевой стрельбе под руководством военрука школы Рашитова Раиса Габдулхаковича (ныне учитель физкультуры), по зимнему многоборью комплекса ГТО среди молодежи допризывного и призывного возраста; была призером районных соревнований «А ну-ка, парни!», посвященных дню Советской Армии и Военно-морского флота.
Большое внимание уделяется физическому воспитанию школьников. Накоплен огромный материал, школа славиться высокими спортивными показателями, имеет хорошую спортивную базу, которую создал ветеран педагогического труда Кукуев Валентин Федорович. Ныне его дело продолжает учитель физкультуры Рашитов Раис Габдулхакович.
Под его руководством школьники принимают активное участие в различных соревнованиях районного и областного масштабов. В 1984 году команда учащихся школы заняла I место в военно-спортивной комбинированной эстафете на областном финале игры «Орленок». Осенью 1986 года спортивная команда школы участвовала в областных соревнованиях по кроссовому бегу. Двое учащихся – Яковлева Ольга и Толоконников Андрей – заняли призовые места. В 1987 году команда школы занял I место в районном финале военно-спортивной игры «Орленок». В июне 1993 года в областных соревнованиях по туризму призерами стали учащиеся школы Куликов Игорь, Грачев Сергей. В январе 1993 года команда школы заняла первое место на районных соревнованиях по зимнему туризму. Принимая участие во всех районных соревнованиях, по спортивным показателям школа была всегда на уровне призеров.
Милованова Н.С, понимала важность и значение личного примера для молодого коллектива, поэтому постоянно работала над повышением своего теоретического и научно-методического уровня преподавания. По итогам аттестации она имеет I квалификационную категорию (XIII разряд по ЕТС) как директора школы и как учитель. Уроки сделала открытыми для всех педагогов района.
Коллектив, возглавляемый Миловановой Н.С., творческий и работоспособный с достаточно высоким уровнем квалификации. По итогам аттестации один учитель имеет XIV разряд (высшую категорию), 5 учителей соответствуют 1 категории (XIII разряду), 11 учителей имеют XII разряд (вторую категорию). Учителя Григорова Валентина Викторовна и Кукуев Валентин Федорович имеют звания – «Отличник народного просвещения», Трушина Светлана Владимировна – звания «Учитель методист», Бердникова Валентина Дмитриевна – «Старший учитель».
Опираясь на творчество этих учителей, директор школы уделила много внимания внедрению новых методик в учебный процесс.
Так, в 1991 – 1992 учебном году, учителем начальных классов Трушиной С.В. был начат эксперимент по обучению младших школьников по системе коллективного перспективно-опережающего обучения С.Н.Лысенковой. Учителем была разработана новая технология данной методики, составлено тематическое планирование уроков русского языка и математики, составлено тематическое планирование уроков русского языка и математики для 4-летней начальной школы. Возможность попутного прохождения трудной темы путем приближения ее к изучаемому в данный момент материалу дало фактическое опережение в прохождении учебной программы ан 1-2 четверти.
Интересуясь новыми методическими открытиями последних лет, С.В.Трушина использует в своей практике некоторые приемы и методы оригинальных технологий педагогов-новаторов: Е.Н.Потаповой, В.Н.Зайцевой, П.С.Тоцкого, знакомит учащихся с основами поэтического творчества. Лучшие детские стихи вошли в рукописный сборник «Радуга». Учителем-методистом Трушиной С.В. разработаны и изготовлены интересные наглядные пособия. Все это позволяет добиваться ей высоких показателей в творческой учебной деятельности.
Другим творческим работающим учителем является Бердникова Валентина Дмитриевна – учитель русского языка и литературы. В течение многих лет у нее сложилась своя система подходов к вопросам организации учебной деятельности учащихся: повышение эффективности учебного процесса через комплексное использование наиболее рациональных методов и приемов обучения (уроки-зачеты, семинары, консультации, интегрированные уроки, уроки-лекции, уплотненные опросы); сочетание наглядных и технических средств обучения, работа с учебником, дидактическим материалом, опорными схемами позволяет учителю добиваться полной занятости всех учащихся на уроке. Бердникова В.Д. принимала участие в конкурсе «Учитель года – 90», на котором стала лауреатом и ей было присвоено звание «Старший учитель»; в течение многих лет она является наставником молодежи, которой передает свой опыт педагогической работы.
В настоящее время в школе трудятся следующие учителя: Габриелян Лариса Александровна – зам.директора по воспитательной работе, Сидельникова Татьяна Васильевна – учитель физики, Чеботарев Александр Михайлович – учитель английского языка, Ложкина Галина Викторовна – учитель математики, Рашитова Флера Галиакбаровна – учитель начальных классов, Ложкин Валентин Павлович – мастер производственного обучения, Сухорукова Нина Ивановна – учитель математики. Трофимов Николай Дмитриевич – учитель основ информатики и вычислительной техники, Токарева Елена Петровна – учитель начальных классов, Дедова Наталья Николаевна, Панина Светлана Николаевна – воспитатели ГПД, Самойлова Любовь Яковлевна – лаборант.
Большую помощь в организации учебно-воспитательного процесса оказывает Маткасымов Кубанычбек Карыбекович, зам.директора по учебно-воспитательной работе, который назначен на эту должность с 1991 года. Обладая организаторскими способностями, энергичный, трудолюбивый, творческий по натуре человек, Маткасымов К.К. за этот период времени сумел создать определенную систему организации учебно-воспитательного процесса в школе. Нашла практическое применение система диагностики результатов учебной работы учителей. Большое значение уделил самообразовательной работе учителей через методические семинары, которые проводились нетрадиционно, в системе стали проходить открытые уроки, налажена внеклассная работа по предметам. За это время повысился интерес к учебной работе, уровень творческих знаний учителей, их педагогическое мастерства, изменился тон и стиль работы коллектива. С 1991 года школа выпустила 13 медалистов. Стали традиционными творческие отчеты учителей перед родителями и общественностью. Маткасымов К.К., являясь талантливым организатором, создал в школе эстрадный ансамбль, в который были привлечены учителя школы и учащиеся. Неоднократно выступали на различных праздниках, мероприятиях школы, села.
Ими гордится школа:
Добросоцких Владимир Митрофанович – Герой Советского Союза.
Чурсанов Иван Михайлович – Герой Советского Союза.
Тараканов Николай Дмитриевич – генерал-майор Гражданской обороны.
Косарев Вячеслав Иванович – генерал-майор, заместитель командующего 20 армейским гвардейским корпусом.
Белодед Михаил Акимович – генерал-майор, работает в ООН.
Ильинов Николай Николаевич – генерал-майор, командующий дальневосточным военным округом.
Ефимов Юрий Викторович – генерал-майор ЖДТ.
Кашкин Виктор Николаевич – ведущий конструктор кораблестроения, лауреат Государственной премии СССР.
Рукина Нина Михайловна – профессор, доктор медицинских наук
Шапкин Владимир Михайлович – профессор, доктор медицинских наук.
Школдина Любовь Сергеевна – заслуженный работник культуры РСФСР.
Варгузина Валентина Васильевна – отличник народного просвещения.
Ляшенко Евдокия Васильевна – отличник народного просвещения.
Семерникова Зинаида Петровна – отличник народного просвещения.
Семерников Петр Васильевич – отличник народного просвещения.
Киселев Семен Дмитриевич – отличник народного просвещения.
Барышникова Елена Ильинична– отличник народного просвещения.
Стародубцева Екатерина Ефимовна– отличник народного просвещения.
Григорова Валентина Викторовна– отличник народного просвещения.
Кукуев Валентин Федорович– отличник народного просвещения.
Белозерских Василий Ильич– отличник народного просвещения.
Комаров Александр Гаврилович– отличник народного просвещения, директор Гремяченской школы №2 основного общего образования.
Варгузина Надежда Ивановна – бывший председатель Гремяченского сельсовета.
Хрипунова Светлана Ивановна – ветеран педагогического труда.
Провоторова Ольга Ильинична – директор Гремяченской школы №1 основного общего образования.
Милованова Наталия Степановна – директор Гремяченской школы №1 среднего полного общего образования.
Черных Мария Александровна – заведующая детским отделением Гремяченской больницы.
Пуляева Александра Ивановна – ветеран труда.
Тамбовцева Александра Егоровна – экономист ТОО «Тихий Дон».
Хрюкин Сергей Гаврилович – председатель ТОО «Путь рыбака».
Петрикеева Зоя Васильевна – оператор машинного доения ТОО «Тихий Дон».
Чеботарева Любовь Михайловна – долгое время работала председатель Яблоченского сельсовета, директором Хохольской СШ №1.
Чеботарев Виктор Федорович – директор СМУ,
Клочкова Галина Викторовна – следователь Гремяченского отделения милиции.