История храма Рождества Христова в с. Малышево
На высоком пригорке в центре старинного села Малышево стоит храм Рождества Христова. Эта красивая и строгая церковь притягивает к себе взоры как прихожан, спешащих в родной храм на службу, так и всех, кто проезжает или проходит мимо него. История этого храма неразрывно связана с историей поселения Малышево, начало которой уходит в XVII век, когда воронежский край стал только заселяться и в наших местах была приграничная зона растущего Московского государства. На охрану этой границы отовсюду ехали служилые люди разного звания. В возникавших поселениях строились храмы, в землю ложились усопшие родственники, и некогда ничейная земля становилась своей, кровной.
Одно из первых упоминаний о Малышеве мы встречаем в древних Воронежских актах XVII в. за 1625 г. в росписи сторожевых постов от набегов татар: «Первая сторожа на Червленом юру у Дону от г. Воронежа верст восемь, а стоят на той стороже по десять человек пеших в судах, вторая сторожа на устье Воронежа от города верст семь, а стоят на ней стороже по три человека, а проезжают к Малышевской стороже версты две. Третья сторожа в Малышеве от города верст десять, стоят на ней по три человека, а проезжают к Девицкой стороже версты с три, да на той же стороже по вестям для приходу воинских людей стоит сотня»
Как видно из документа, в Малышево в ту пору находилось всего три человека, и это не было поселение, а небольшой сторожевой пункт, в котором вряд ли была церковь. Однако среди современных местных жителей села Малышево устойчиво предание о том, что время существования церкви в этом селе насчитывает 400 лет, то есть она появилась с первым его упоминанием в воронежских документах. Надо отметить, что дата «1625» для малышевского храма обозначена и в «Хронологическом указателе церквей Воронежской епархии», изданном в Воронеже в 1886 г. Но в данном справочном издании есть оговорка, что дата предположительна: церковь могла здесь быть,
поскольку Малышево упомянуто этим годом.
Читать далее:
► Показать
В 1646 г. в Переписной книге Воронежского уезда обозначены две деревни: Верхняя и Нижняя Малышева, но храмы в них не значатся.
В начале XVIII столетия здесь уже точно есть село, заселенное однодворцами, а в селе – Христорождественская деревянная церковь. Из
архиерейских дел того времени видно, что в 1730 г. в селе Малышево был священник Симеон, следовательно, уже к этому времени церковь
в Малышево тоже была.
Самой поздней датой появления храма в этом селе можно считать 1733 г., который обозначает исследователь XIX в. Г.Германов в записках Русского географического общества за 1857 г.
Село с XVIII в. было заселено однодворцами – бывшими служилыми людьми, охранявшими в прошлом границу государства. В самом начале XIX столетия в Малышево было 140 дворов, в которых проживали 621 мужчина и 628 женщин.
Первая деревянная церковь, которая, по преданию, находилась немного ниже современной, за век своего существования сильно обветшала, поэтому к концу XVIII в. прихожане решили перестроить ее в каменную. Из ведомостей о церковном причте г. Воронежа и уезда за 1805 г. известно, что с 1795 г. в храме Рождества Христова служил молодой священник Иродион Иванов. На служение этого батюшки выпало строительство (или завершение строительства) нового каменного храма, постройка которого была закончена в 1801 г. В близлежащем губернском городе Воронеже во второй половине XVIII в. повсеместно перестраивались храмы из деревянных в каменные, а самым распространенным храмовым архитектурным стилем было барокко. Жители села Малышево не были оригинальными: они построили свой храм в лучших традициях тогдашней воронежской храмовой
архитектуры – в стиле позднего барокко. Предположительно в 1801 г.храм Рождества Христова выглядел следующим образом. Престол в то время у храма был один, современных приделов в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радости и Святителя Дмитрия Ростовского тогда еще не было, за счет чего церковь в основной своей части была уже современной. Скорее всего, храм стоял отдельно от колокольни, что на сегодняшний день является большей частью предположением. Верхняя часть храма представляла собой восьмигранник (восьмерик) с полукруглым подъемистым куполом и высокими полуциркульными окнами. Восьмерик был поставлен на четырехугольное основание (четверик) – излюбленный прием в воронежском храмовом зодчестве того времени. Восьмерик с куполом и окнами мы наблюдаем и в наши дни, но как изначально выглядел четверик, увидеть трудно, поскольку к нему пристроены приделы и трапезная. Храмовая колокольня, вероятнее всего, сохранила свой первоначальный облик: легкий верхний четверик завершается четырехлотковым куполом и фигурным шпилем. Пропорции колокольни еще более говорят о времени постройки храма: в ней просматриваются черты классицизма, следующего за барокко архитектурного стиля, который утвердился в русском храмовом зодчестве в первой трети XIX столетия.
Церковь Рождества Христова была одноштатной. В 1805 г. в ней служили: священник Иродион Иванов (41 год), который был достаточно образован для того времени и «способный поучать народ», дьякон Прокопий Григорьев (23 года), дьячок Иоанн (22 года), пономарь Никита Филиппов (20 лет). Весь причт был образован и знал катехизис. Просфорницей была матушка Агафья Григорьева, ровесница отца Иродиона, у которых к тому времени было шестеро детей – 5 девочек и один мальчик. При церкви было 33 десятины церковной земли для пропитания причта.
История последующих пятидесяти лет остается неизвестной из-за отсутствия каких-либо источников. Скорее всего, приход жил обычной патриархальной жизнью. Малышевцы, живущие в пригороде губернского города, требовавшего большого количества продуктов питания, стали поставщиками к столу горожан огурцов, капусты, картофеля и других овощей. Особенно славилась капуста, которую выращивали на пойменных лугах: она росла здесь «в несметном количестве и отменной величины».
Также на левом берегу Дона располагались прекрасные сенокосные луга. Торговля приносила неплохую прибыль, и жители села считались достаточно зажиточными. Однако погоня за житейским благополучием несколько затянула жителей Малышева, что выразилось в небрежении к своей церкви. Но самое печальное, что это, говоря современным языком, стало достоянием гласности.
В cередине XIX в. с 1847 по 1850 г. воронежскую кафедру возглавлял архиепископ Игнатий (Семенов). Это был деятельный и строго следящий за порядком во вверенной ему епархии архипастырь. Он совершал поездки по епархии с целью знакомства и улучшения ее управления. Был известен как очень строгий владыка. В одну из таких поездок архиепископ Игнатий прибыл в Малышево в церковь Рождества Христова и был возмущен ее содержанием. По сохранившимся описаниям этой поездки архиепископ Игнатий был поражен, в какой нечистоте и грязи находится малышевская церковь, блохи, по словам первосвященника «едва не съели его».
Итогом этой поездки в Малышево стал указ архиепископа для всего воронежского духовенства о приличном содержании храмов, и, как негативный пример, был приведен храм Рождества Христова в Малышево. Судя по всему, эта поездка пришлась на 1847 г., когда Игнатий только вступил в должность.
После такого «прославления» на всю епархию малышевцы собирались даже построить новую церковь, но потом решили ограничиться только ее расширением: стали строить приделы и трапезную часть, которая соединила храм с колокольней. Скорее всего, трапезную построили раньше, чем приделы, поэтому именно в ней первоначально соорудили престолы: в честь святителя Дмитрия Ростовского – слева, а справа – придел иконы Божией Матери всех скорбящих Радость. Ее строительство шло с 1873 по 1875 г.
Так в последней трети XIX в. в селе Малышево стало три престольных праздника.
Икона Божией Матери всех скорбящих Радость была особо почитаема на воронежской земле: помимо общероссийского празднования этой иконы 24 октября в Воронеже и округе празднование совершалось еще на 3-й день после Пасхи. Сама чудотворная икона находилась в Воронеже в Богословской церкви. Это была икона древнего письма и в серебряном окладе, украшенном драгоценными камнями.
Начало чествования этой иконы восходило ко времени Петра I и его пребывания в Воронеже в 1696-1710 гг. Народная память сохранила
следующее предание. В петровские времена в Воронеже стало жить много иноземцев и иноверцев, образ жизни и взгляды которых повлияли на ослабление православной веры у воронежцев, особенно у знати. «В это время в Воронеже воеводою был человек, не отличавшийся религиозностью. Однажды этот воевода (из русских) отправлялся со своим адъютантом в цейхгауз, где хранились казенные деньги, и проезжал мимо Богословской церкви во время совершения литургии; адъютант предложил своему начальнику взойти в церковь и поклониться чудотворной иконе Божией Матери всех скорбящих Радости, на что воевода с усмешкой сказал: «У вас все чудотворно» – и проехал к берегу, где ожидала их лодка. Погода была тихая, и они уже были на половине реки (на пути к цейхгаузу), как вдруг поднялась буря, завертела лодку, так что вода стала заливаться на дно; в безмолвном ужасе начальник и подчиненный смотрели друг на друга, и адъютант, опомнившись первый, решился предложить воеводе заехать прежде в церковь и помолиться Божией Матери, оба молили Бога как-нибудь добраться обратно до берега. Не без труда переплыли они на большое
пространство реки и немедленно пришли в церковь, где перед чудотворным образом был отслужен молебен Божией Матери, а за тем благополучно они переехали реку»
Икона очень почиталась у воронежцев. В третий день Троицы, когда в городе было много приезжих богомольцев из окрестных слобод, сел и деревень, праздник в честь этой иконы был особенно торжественный. После этого праздника в течение всего лета городские торговцы, по очереди, после литургии в Богословской церкви брали ее к себе в ряды и лавки. «Святую икону торжественно при звоне колоколов, в преднесении больших свечей, в сопровождении народа несут священнослужители для молебствий в магазины, причем певчие поют церковные песнопения в честь Пресвятой Богородицы. Молебствие совершается с чтением акафистов и освящением воды, которою затем окропляют лавки. Нередко благочестивые жители Воронежа берут эту святую икону в свои дома для служения молебнов».
В некоторых церквях города (Пятницкой, Ильинской) были списки с этой чудотворной иконы, находящейся в Богословской церкви, которые также были окружены народным почитанием. Надо предполагать, что жители Малышева, жившие в близлежащем пригородном селе, также почитали икону и чтили этот местный обычай устраивать ее чествования на третий день Троицы. В Малышеве этот день был престольным праздником и, следовательно, нерабочим днем, и нарушение этой традиции в глазах людей XIX в. выглядело серьезным ослушанием. Современные жители Малышева
хранят память об одном сильном пожаре в селе, когда практически все дома сгорели. Мы предполагаем, что событие это могло произойти где-то между 1884 и 1911 гг., хотя все подтверждения этого предположения на сегодняшний день лишь косвенные. Но гораздо важнее точной даты пожара его причина. А причина, если полагаться на рассказы старожилов села, заключалась в следующем: однажды после праздника Троицы и следующего за ним Духова дня, в день чествования иконы Божией Матери всех скорбящих Радость, в свой престольный праздник жители решили отправиться на сенокос. В селе почти никого не осталось, и пожар уничтожил многие дома. Поняв свою ошибку и раскаявшись в содеянном, малышевцы решили поскорее закончить строительство придела в честь иконы Божией Матери всех скорбящих Радость, который и был достроен последним, а храм приобрел современный облик.