Расшифровка терминов - по ССЫЛКЕ (словарь)
Структура и детали Храма на примере приходской церкви XVIII – XIX века
Фасад представляет собой фотомонтаж из отдельных фотографий, выполненных с дальних точек с минимальным ракурсом и скомпонованных в единый чертеж. Фасад и план даны в одном масштабе, на плане присутствует линейка размеров, что дает возможность представить реальные размеры здания и его деталей.
Для разработки выбран вполне традиционный приходской Храм XVIII – XIX веков - церковь Сергия в Рогожской слободе, в которой можно найти детали нескольких этапов развития русской архитектуры:
Здание представляет собой трехчастную композицию - колокольня, трапезная, храм с апсидой - состоящую из разновременных построек. Наиболее старая часть - трапезная с портиками на фасадах, сооружение эпохи зрелого московского классицизма (конец ХVIII века). Храм выполнен в стиле позднего ампира, кубический, массивный и торжественный (первая половина ХIХ века). Колокольня - в псевдоклассических формах (1864 г).
На плане видна структура здания с четкой осью «запад – восток», объединяющей сооружения в единый комплекс.
На фасаде и плане обозначены 60 терминов, и возможно, что этот список будет дополняться.
Необходимо отметить, что данная работа является только своеобразным «наглядным пособием» для Словаря и ни в коей мере не претендует на обследование самого здания.
Литература:
Памятники архитектуры Москвы. Том 6. – М.: Искусство, 2000.
История русской архитектуры. – М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
Плужников В.И. Термины российского архитектурного наследия. – М.: Искусство, 1995.
Фотографии и графические материалы выполнены автором летом 2010 г.
Автор - Одинцов Григорий Васильевич / odintsof.ru
Словарь архитектурных и церковных терминов / Структура и детали Храма
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Словарь архитектурных и церковных терминов / Структура и детали Храма
При выборе тем для росписи интерьеров художник пользуется определенными канонами. И хотя выбор их довольно широк, можно составить наиболее распространенный вариант композиций. По старой традиции на центральном куполе дается изображение Христа Создателя, Христа Пантократора, то есть, Вседержителя. Ведь Христос - центр и вершина церкви. Реже дается изображение Бога-Отца. В ростовском соборе, например, в подкупольном пространстве - Бог Саваоф и Христос, а на противоположной стороне - Богоматерь с младенцем. Композиции даны в круге - символе единства Вселенной.
Участки покрытия, которыми квадратный храм переходит в барабан купола, называются парусами. На парусах всегда изображаются образы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждый из них - со своим загадочным символом, заимствованным из видения Иоанна Богослова. Эти символы как бы объясняют различные стороны искупительного подвига Христа: Ангел (Матфей) - мессианское посланничество в мир, предсказанное пророками; Лев (Марк) - могущество, царственное достоинство; Телец (Лука) - жертвенное искупительное служение Христа; Орел (Иоанн) - высоту евангельского учения.
Северные и южные стены храма могут быть украшены сценами из Ветхого и Нового Заветов, образами апостолов, мучеников и святых.
Над главным, западным входом в храм обычно расписывают фрески, изображающие "Страшный суд". Если сверху остается место, то там может быть картина "Шестидневное создание мира". По обе стороны входных западных дверей принято помещать сюжеты "Христос и грешница" и "Спасение утопающего Петра" из Нового Завета. Общий смысл фресок на западной стене - начало и конец земной жизни человечества. Нижняя часть стены на высоте плеча обычно покрывается орнаментом, который усиливает красоту и торжественность интерьера.
На колоннах в центральной части храма обычно изображаются святые иерархи, мученики и святые, особо почитаемые в приходе.
Участки покрытия, которыми квадратный храм переходит в барабан купола, называются парусами. На парусах всегда изображаются образы четырех евангелистов: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Каждый из них - со своим загадочным символом, заимствованным из видения Иоанна Богослова. Эти символы как бы объясняют различные стороны искупительного подвига Христа: Ангел (Матфей) - мессианское посланничество в мир, предсказанное пророками; Лев (Марк) - могущество, царственное достоинство; Телец (Лука) - жертвенное искупительное служение Христа; Орел (Иоанн) - высоту евангельского учения.
Северные и южные стены храма могут быть украшены сценами из Ветхого и Нового Заветов, образами апостолов, мучеников и святых.
Над главным, западным входом в храм обычно расписывают фрески, изображающие "Страшный суд". Если сверху остается место, то там может быть картина "Шестидневное создание мира". По обе стороны входных западных дверей принято помещать сюжеты "Христос и грешница" и "Спасение утопающего Петра" из Нового Завета. Общий смысл фресок на западной стене - начало и конец земной жизни человечества. Нижняя часть стены на высоте плеча обычно покрывается орнаментом, который усиливает красоту и торжественность интерьера.
На колоннах в центральной части храма обычно изображаются святые иерархи, мученики и святые, особо почитаемые в приходе.
-
- Сообщения: 1503
- Зарегистрирован: 24.01.2020
Словарь архитектурных и церковных терминов / Структура и детали Храма
grm3, спасибо за интересную информацию.
- Lina
- Сообщения: 410
- Зарегистрирован: 24.01.2017
Словарь архитектурных и церковных терминов / Структура и детали Храма
Фрагмент передачи ТК-Спас "Русский час" от 2010-02-23. На вопросы телезрителей отвечают
о. Дмитрий Смирнов и о. А. Березовский
о. Дмитрий Смирнов и о. А. Березовский