Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

Площадь Ленина (Староконная, XX-летия Октября) - главная площадь Воронежа
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#1

Сообщение Наталия Серова »

Воронежский государственный театр оперы и балета - Воронеж, площадь Ленина, 7

В теме: 🏠 История и архитектура театрального здания

Год постройки: 1961
Автор проекта: Ефимович Б.В. ("Теапроектмонтаж", 1939), не завершено / "Облпроект" (1957, внутренняя планировка, технологическая часть, интерьеры, детали фасадов)

Строительство здания театра (как Областного театра драмы) началось в довоенное время, с началом Великой Отечественной войны приостановлено, возобновилось в 1957 г. Открытие состоялось в 1961 г. - в новое здание переехал Воронежский музыкальный театр.
grm3 писал(а): 14 авг 2017, 09:38 Первым спектаклем, ознаменовавшим рождение нового воронежского театра, стала опера П. Чайковского «Евгений Онегин», поставленная первым главным дирижером театра В. Тимофеевым. Премьера состоялась 25 февраля 1961 года. Эта дата - фактически день рождения театра оперы и балета.
открытка 1965 г.
открытка 1965 г.

(До 1960 г. назывался Воронежским театром музыкальной комедии. До переезда размещался в бывшем здании кинотеатра "Комсомолец", теперь там Филармония, пл. Ленина, 11А - подробнее в теме).

В 1968 г. музыкальный театр переименован в Воронежский театр оперы и балета.



------------------
Связанные темы
Воронежский театр оперы и балета - Артисты и Постановки - история творческой деятельности театра
Производственно-репетиционный корпус Театра оперы и балета - Плехановская, 11А
Воронежский театр оперы и балета - снос / реконструкция
Филармония - пл. Ленина, 11А - история и архитектура здания (место размещения музтеатра до 1961 г.)
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#2

Сообщение Sergey »

ot2.jpg
ot22.jpg
открытка 1965 г.

to1984.jpg
to1984-2.jpg
открытка 1984 г.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#3

Сообщение Наталия Серова »

img383.jpg
image (1).jpg
t1.jpg
1960-е, фото Юрия Викторова

открытка 1962 г.
открытка 1962 г.
1968 г.
1968 г.
1965 г.
1965 г.

3 (1).jpg
3815-2.jpg
3815-3.jpg
1970-е, фото Эрхарда Ройтера

1980-е:
1982 г.
1982 г.
фото от Николая Ситникова
фото от Николая Ситникова
1986 г.
1986 г.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#4

Сообщение Sergey »

На предыдущих фотографиях пока нет барельефов на фронтоне и скульптурной композиции на крыше. Они были созданы только в 1980-х годах.
Авторы скульптурного оформления - Эльза Пак и Иван Дикунов.

Открытка 1989 г.:
95430924.jpg
95430924.1.jpg

Фрагмент скульптурной композиции, 1988-89 г., алюминий, гипс:
sk1.jpg
sk2.jpg

На этих двух фотографиях фигуры стоят у храма пророка Самуила, где была скульптурная мастерская.

Скульптор Иван Дикунов вспоминает: рядом с соседним величественным зданием бывшей гостиницы «Воронеж» со шпилем (сейчас это здание областного Совета профсоюзов) Театр оперы и балета смотрелся «приплюснутой лягушкой». Перед Иваном Дикуновым и его женой, скульптором Эльзой Пак, поставили задачу: при помощи барельефов и скульптур зрительно вытянуть здание вверх. Так были созданы трубящие на крыше театра музы и барельефы на фронтоне театра. Три музы мастера изготовлены из листового алюминия, внутри фигуры пустотелые. Барельефы на треугольном фронтоне – из гипса.

– Нагружать фронтон тяжелыми фигурами было нельзя – они бетонные. Поэтому сделали их пустотелыми. Если барельеф не сделать пустотелым внутри, то он не высохнет до конца, будет мокнуть и в конце концов развалится, – пояснил Иван Дикунов.

Скульпторов ждал огромный объем работ. Размеры фронтона – 6 м в высоту и 40 м в ширину. Высота муз – 8 м. Барельеф скульпторы делали в мастерской.

– Рельеф состоит из трех частей. Каждая плита была весом 300 кг. Их поднимали на кране, – вспомнил Иван Дикунов.

Легенды Воронежа. Советские барельефы // riavrn.ru, 07.12.2018
murawey
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#5

Сообщение murawey »

П. Попов упоминает А. В. Миронова как соавтора проекта театра, но откуда эта информация? От Г. Чеснокова? Но его данные слишком часто ошибочны. В списке работ Миронова, когда-то висевшем на выставке ГАВО его не было, в других (современных постройке) источниках тоже.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#6

Сообщение Наталия Серова »

murawey писал(а): П. Попов упоминает А. В. Миронова как соавтора проекта театра, но откуда эта информация? От Г. Чеснокова? Но его данные слишком часто ошибочны. В списке работ Миронова, когда-то висевшем на выставке ГАВО его не было, в других (современных постройке) источниках тоже.
Вероятно, есть еще какой-то первоисточник.
Чесноков Г.А. конкретного автора (авторов) окончательного проекта не указывет, только о приглашении Миронова в "Теапроект":
В конце 1930-х годов состоялся конкурс на лучший проект музыкального театра. В первом туре одержал победу Н. Я. Неведров, во втором принимали участие также архитекторы московского института «Теапроект», из воронежских проектов был признан лучшим проект А. В. Миронова и А. В. Данилова, из московских — Б. В. Ефимовича. Для создания окончательного проекта Миронов был приглашён в «Теапроект». Строительство началось в 1940 году и было прервано войной. Только в 1961 году театр был открыт.

Театр занимает островное положение. Он решён как цельный величественный и симметричный объём. На фасаде размещено шесть колонн коринфского ордера, которые поддерживают мощный, во всю ширину здания треугольный фронтон. Боковые фасады оформлены спаренными полуколоннами. Изначально планировалось размещать зрителей только в партере с уклоном и амфитеатре, но после войны было решено добавить бельэтаж и балконы. Внутренняя планировка и отделка интерьеров были разработаны архитекторами воронежского «Облпроекта» В. Н. Казанцевым, Л. С. Сизовым, Р. В. Березиной и др.

Чесноков Г. А. Архитектура Воронежа: история и современность, 1999
П. А. Попов - пишет об объединении проектов Ефимовича и Миронова:
Строительство театра началось в 1940 г. по проекту, в котором были объединены проектные предложения московского зодчего Б.В.Ефимовича и знаменитого воронежского архитектора А.В. Миронова (одно только его имя чего стоит!). Искусные интерьеры были разработаны в воронежском «Облпроекте» В.Н. Казанцевым, Л.С. Сизовым, Р.В. Березиной и др. Сооружение было прервано войной, завершилось в 1961 г., когда здесь был открыт Воронежский музыкальный театр, позже переименованный в театр оперы и балета.

Из-за начала компании по борьбе с излишествами в архитектуре СССР несколько зданий на площади Ленина не удалось завершить во всей красоте. Театр не увенчали первоначально задуманными скульптурами. Но в 1989 г. здесь добавили аллегорические фигуры муз, созданные скульпторами И.П. Дикуновым и Э.Н. Пак. Теперь же площадь не ждет подобных улучшений...

П.А. Попов. Гибнущие памятники Воронежа. Под снос... Театр оперы и балета?
Из статьи-биографии архитектора Миронова:
Архитектор (с 1930), главный архитектор (с 1937) треста «Облпроект» в Воронеже. Разработал схему распределения территории города Воронежа (1933), ставшую основой для составления проекта «Большого Воронежа» - генерального плана города (1939). После получения 1-й премии в конкурсе за проект драматического театра для Воронежа (1939) Миронова пригласили в Московский «Теапроект». В 1940 году возвратился в Воронеж.

Имена Воронежа
Троицкий называет автором проекта архитектора Б. В. Ефимовича:
Монументально здание музыкального театра. Его стены построены еще в довоенные годы по проекту архитектора Б. В. Ефимовича. Высокий портик из шести колонн, расположенных между фланкирующими пилонами с пилястрами на углах, образует большую лоджию, перекрытую треугольным фронтоном во всю ширину здания, и подчеркивает главный вход в театр со стороны площади.

Из вестибюля первого этажа с вместительным гардеробом по удобным широким лестницам зрители проходят в главное фойе театра. Это самое обширное и парадное помещение для отдыха зрителей в антрактах (арх. Р. В. Березина). Большой двусветный зал изнутри окружают колонны, поддерживающие балкон, который опоясывает все фойе; высоко над балконом простерся пятнадцатиметровой ширины красивый плафон.

Из фойе можно пройти в зрительный зал, который включает партер и два яруса балконов с ложами у авансцены. Он вмещает 1200 зрителей.
Новый музыкальный театр по своему объему и содержанию не уступает современным столичным театрам. Все в нем продумано и тщательно выполнено, все подчинено удобству зрителей, созданию подлинно культурного отдыха. Со всех мест зрительного зала отлично слышно и видно, в зале много воздуха, удобны его широкие кресла. Отлично организованы комнаты отдыха (гостиные) и помещения буфетов на всех этажах.
Зрительской части театра не уступает и его сцена, оборудованная всеми устройствами и приспособлениями современной театральной техники. Артистам театра предоставлены все возможности для успешной подготовки спектаклей и выступлений на сцене.
Внутренняя планировка театра, его технологическая часть и отделка интерьеров, детали фасадов в послевоенные годы были разработаны бригадой архитекторов и инженеров воронежского "Облпроекта" под руководством архитекторов В. Н. Казанцева и Л. С. Сизова.

Н. Троицкий. Вот он, наш город, 1967 г.
Кстати, по поводу даты начала строительства - в источниках выше указывается, что это был 1940 год. Однако на 12.01.1940 уже было построено 2 этажа, не за 12 дней же их возвели. Очевидно, что строительство началось раньше.

"Коммуна", 12.01.1940:
12,01,1940.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#7

Сообщение Наталия Серова »

Недостроенное здание театра, вид в период немецкой оккупации, 1942 г.:

ИзображениеИзображение Изображение Изображение
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#8

Сообщение Наталия Серова »

Из истории строительства театра и авторах проектов - довоенного и послевоенного восстановления:
Особое место в моей проектной работе занимало проектирование и ведение авторского надзора за строительством зрительного зала Воронежского музыкального театра. Строительство театра началось еще в довоенное время по проекту архитектора Б.В. Ефимовича. Были возведены стены, междуэтажные перекрытия, балконы, портал стены, сценические коробки.

С началом Отечественной войны строительство было приостановлено, и только в 1957 г. появилась возможность возобновить его. К этому времени вышли нормы по проектированию театров. что повлекло необходимость корректировки ранее выпущеной проектной документации. Выяснилось, что в зрительном зале было запроектировано большое количество мест с ограниченной видимостью, размеры портала сцены и оркестровой ямы были занижены. После доклада руководства города и обкома партии, последовало указание корректировку проекта выполнить силами "Облпроекта". Узнав об этом, Б.В. Ефимович поспешил приехать из Москвы в Воронеж с авторским требованием передачи корректировки проекта ему, но получил отказ...
....Для работы над театром была сформирована группа во главе с главным архитектором И.А. Ильевским. В нее вошли Р.В. Березина, Л.С. Сизов, В.А. Казанцев и Л.Б. Целярицкая.

Дело в том, что в проекте Б.В. Ефимовича фойе по архитектуре очень было похоже на фойе уже построенного кинотеатра "Спартак" (архитектор Неведров). Естественно, в театре хотелось иметь фойе с иной архитектурой. Разработав несколько вариантов, Березина и Левицкий поехали в Москву на консультацию к академику архитектуры И.В. Жолтовскому. Прием был назначен на ночное время: Иван Владиславович работал всегда ночью. В результате обсуждения был одобрен вариант с колоннадой высотой на один этаж несущей антресоли, который и был реализован.
Прежде чем приступить к дальнейшей работе, был организован архитектурный совет в стенах строящегося театра. Присутствовали главный архитектор города А.С. Плотников, главный архитектор "Облпроекта" И.А. Ильевский, начальник первого строительного отдела Л.В. Мордухович, архитекторы Н.В. Александров, Ю.В. Львов, В.А. Казанцев, представители областного отдела культуры и другие.
Архитектор Александров внес предложение соединить амфитеатром партер зрительного зала с фойе второго этажа. После обсуждения этого предложения все одобрили его и рекомендовали принять к руководству по корректировке проекта.

Работу распределили следующим образом:Р.В. Березиной - фойе, Л.С. Сизову - фасады, И.А. Ильевскому и Л.Б. Целярицкой - главный вестибюль, В.А. Казанцеву - зрительный зал с прилегающими помещениями. Вариант, предложенный архитектором Александровым, был выполнен и представлен иллюстративный материал на архитектурный совет при Главном архитекторе города. На этот совет по инициативе областного отдела культуры был приглашен из "Гипротеатра" (г. Москва) архитектор Наприенко. В ходе рассмотрения некоторые выступающие высказали сомнение по поводу надобности амфитеатра. Наприенко их поддержал и рекомендовал проработать вариант без него. Предложение было принято. После выполнения мной эскизного проекта материал был рассмотрен снова на совете и вариант был принят к разработке рабочих чертежей.
Проектирование и строительство театра велось одновременно, спешили все закончить к приезду Хрущева, который хотел провести в нем совещание по сельскому хозяйству Черноземья. В связи с этим областное и городское руководство запретило выполнять роспись потолка и лепные декоративные детали на барьерах балконов, боялись, что это будет архитектурным излишеством...

"Город нашей мечты", воспоминания В.А. Казанцева "Как мне работалось архитектором..." , текст из книги от В. Вырыпаевой
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#9

Сообщение grm3 »

Коммуна, 27 марта 1939 года.
Вложения
27 марта - проект театра.jpg
murawey
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#10

Сообщение murawey »

А иллюстрации в книге Г. А. Чеснокова не в счёт?:) Картинка с театром подписана "авторы проекта архитекторы Б. В. Ефимович и А. В. Миронов. П. А. Попов это повторяет, только другими словами "...были объединены проектные предложения московского зодчего Б.В. Ефимовича и знаменитого воронежского архитектора А.В. Миронова".
А какие у Г.А. Чеснокова источники, кто знает. Может и нет их. В книге ошибка на ошибке. Проект драматического театра заказали "Теакинопроекту" ещё в 1938 году, первый вариант арх. Гончарова забраковали и отправили на доработку. Наша архитектурная общественность заволновалась (не в первый раз, кстати, по поводу театра) и объявила конкурс. Сформировали пять бригад, к началу 1939 года проекты были готовы. Теапроект тем временем передал проектирование Б. В. Ефимовичу, потому что есть заказ и деньги уплочены, он его и сделал. В Воронеже победила бригада под руководством А. В. Миронова, союз архитекторов ветвистая организация и кого-то из Москвы, конечно, на конкурс присылали, может и Бархина. Миронова заметили и пригласили в Теапроект, но это тут он ведущий архитектор, а в большом мире обычный (хоть и бригадир). Жилья не дали, скорее всего больших перспектив не было, он помыкался и вернулся. Есть ощущение, что он был интравертом и что-то доказывать, толкаться локтями было не в его натуре. Так была ли проектная связь Ефимович/Миронов? Если и была, то явно до соавторства не дотягивающая.
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#11

Сообщение grm3 »

murawey писал(а): Есть ощущение, что он был интравертом и что-то доказывать, толкаться локтями было не в его натуре.
- плюсуюсь. Кстати, Троицкий отмечал в своих мемуарах, что А.В. Миронов был человеком "очень своеобразным, замкнутым и не очень любящий передавать свое мастерство и умение другим. .. Работая в облпроекте, он никогда не исполнял там основных своих чертежей и рисунков, делал черновые наброски, кое-какие схемы планов, некоторые несложные графические расчеты, а основную работу (чертежи и рисунки фасадов, построение и отмывку перспектив и тому подобное) делал дома, так что никто не видел, как он работает кистью, рисует антураж и т.п. ...Однажды ему предложили переехать в Москву для работы в Теапроекте. Он согласился, но не проработав там и года, возвратился в Воронеж, так как ему не разрешили работать дома, требовали, чтобы он всю работу исполнял в мастерской. На это он никак не согласился. "
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#12

Сообщение Наталия Серова »

murawey писал(а): А иллюстрации в книге Г. А. Чеснокова не в счёт?:)
Но из всех приведенных данных пока ничего не опровергает то, что какая-либо связь была (соавторства, либо более легкая - в виде объединения каких-то идей). :) Тем более, что "Теакинопроект" был создан: "В целях концентрации опыта в области проектирования театрально-зрелищных предприятий и для объединения, сохранения и рационального использования кадров специалистов в этой области проектирования". (РГАЛИ, приказ ВКПДИ от 1938 г.). Почему бы было не объединить кадры в лице Миронова и Ефимовича, да и воронежский конкурс зря что-ли проводили? Но я вообще не против и единоличного авторства Б. Ефимовича - без документов тщетно что-либо утверждать, и откуда информация у Чеснокова - тоже неизвестно.
Вероятно, какие-то документы по нашему театру сохранились где-то в РГАНТД, где хранится документация в том числе того времени по проектированию именно театрально-зрелищных предприятий.
murawey писал(а): Картинка с театром подписана "авторы проекта архитекторы Б. В. Ефимович и А. В. Миронов. П. А. Попов это повторяет, только другими словами "...были объединены проектные предложения московского зодчего Б.В. Ефимовича и знаменитого воронежского архитектора А.В. Миронова".

Статья П. Попова, кстати, написана прежде всего в защиту здания театра оперы и балета и о ситуации, при которой театр не состоит под госохраной; авторство приводится как справка, скорее в соответствии с общепринятой информацией. Тут, чтобы до авторов наверняка докопаться, нужно уж полархива перевернуть - 80 лет прошло.
murawey
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#13

Сообщение murawey »

Зачем его переворачивать, фонд Миронова в ГАВО хранится. К сожалению, страницу с машинописным списком (составленным прижизненно) его работ не сохранил с архивной выставки. Но там не было ни проекта театра драмы (оперы и балета) в осуществлённых, ни, тем более кинотеатра Родина, который Г.А. Чесноков тоже А. В. Миронову приписал. Мне не обидно за Ефимовича, только хочу узнать, почему один Г.А. Чесноков пишет про соавторство, не зная, при этом, даты начала строительства, фантазирующий "Первоначально зрителей предполагалось размещать только в партере с уклоном и амфитеатре. Бельэтаж и балкон появились позже, в ходе послевоенной доработки проекта", что говорит о том, что довоенный проект он не видел, равно как и подписи под ним.
Ничем не подтверждённая информация про двойное авторство вместе с новостью разлетелась широко, риторически хотелось бы знать, "откуда деньги"(данные)?
П. Попов, к слову, защищает больше не театр, а ансамбль площади Ленина: "Законодательство об охране наследия разумно включает оформление предмета охраны. В случае необходимости можно отнести к таковому предмету только главный фасад – со входным портиком, с эффектной колоннадой. В таком случае можно пожертвовать тыльной частью здания, демонтировать её, значительно увеличить объём.Главное: сохраним фасад площади!"
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#14

Сообщение Наталия Серова »

murawey писал(а): Зачем его переворачивать, фонд Миронова в ГАВО хранится.
А причем здесь фонд Миронова и ГАВО, если довоенный автор, по версии выше, только Ефимович? И довоенная документация "Теакинопроекта", по идее, должна была бы быть в Самаре (РГАНТД)?
pic_2 (1).jpg
murawey писал(а): К сожалению, страницу с машинописным списком (составленным прижизненно) его работ не сохранил с архивной выставки. Но там не было ни проекта театра драмы (оперы и балета) в осуществлённых, ни, тем более кинотеатра Родина, который Г.А. Чесноков тоже А. В. Миронову приписал.
Список - это только вторичный документ, косвенный свидетель. А первичные - проект театра 1939 г. с подписями авторов видели? Того же Ефимовича?
murawey писал(а): Ничем не подтверждённая информация про двойное авторство вместе с новостью разлетелась широко, риторически хотелось бы знать, "откуда деньги"(данные)?
Данные Г. А. Чеснокова о соавторстве есть в книге, спокойно признаются ВГАСУ, используются в альбоме Союза архитекторов - уж куда надежнее то... Всем идти в архивы что ли и досконально перепроверять всю информацию из имеющихся книг на предмет подтверждения ? Новая статья или хотя бы пост с данными, опровергающими соавторство, и данные Чеснокова в этом вопросе - неактуальны. Да только нет пока такой статьи, и брать информацию по-прежнему будут у Чеснокова, раз уж есть такая книга. А откуда он что брал - это только у него можно узнать)))
murawey писал(а): П. Попов, к слову, защищает больше не театр, а ансамбль площади Ленина: "Законодательство об охране наследия разумно включает оформление предмета охраны.
Мне показалось, что П. Попов защищает и театр, и ансамбль, а отсутствие здания театра в списке объектов культурного наследия рассматривает как вопиющее явление.

murawey писал(а): 11 фев 2019, 09:58 А иллюстрации в книге Г. А. Чеснокова не в счёт?:) Картинка с театром подписана "авторы проекта архитекторы Б. В. Ефимович и А. В. Миронов.
У Троицкого в книге "Облик будущего Воронежа", 1953 г. есть такой проект, с указанием автора - только Ефимович:
pic_32 (1).jpg
Вот эта картинка - это та самая из книги Чеснокова? (нет под руками этой книги, не уверена):
11.jpg

Проект и там, и там, кстати, - один и тот же, только вторая картинка - уже с двумя авторами Б. В. Ефимович, А. В. Миронов. Но это же, конечно, послевоенный проект? Тогда в целом над проектной документацией работала уже группа архитекторов (+из "Облпроекта").
murawey
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#15

Сообщение murawey »

«По оси здания Обкома ВКП(б) и Облисполкома, на противоположной стороне площади, в1940 году начали возведение еще одного очень интересного объекта - Воронежского музыкального театра/ ныне Театр оперы и балета, площадь Ленина, 7»


Строительство театра началось не в 1940-м, а в июне 1939 года (к концу 1939 уже были выложены стены двух этажей) и строился не музыкальный, а Областной драматический театр.
«На строительстве нового театра драмы в этом году отпущено 1500 тыс. рублей. К 15 июня будет полностью подготовлена строительная площадка и начнутся земляные работы. Кладку стен намечено закончить в декабре» Коммуна 12 мая 1939

«Проектирование театра на 1200 зрительских мест велось на конкурсной основе. На первый тур было представлено 10 работ. Горожане могли ознакомиться с ними в фойе драматического театра. Общественный просмотр осуществлялся под руководством заслуженного артиста республики А. Полякова. Тем не менее, роль верховного арбитра была отведена специалисту в области архитектуры - доктору архитектуры профессору Г.Б. Бархину, которому в Москву были доставлены все варианты»


Не десять, а шесть работ было представлено, от шести бригад.
«ШЕСТЬ ПРОЕКТОВ НОВОГО ВОРОНЕЖСКОГО ТЕАТРА
Закончился прием на конкурс работ по проектированию нового театра в Воронеже. Проекты театра на 1200 мест представили шесть бригад, руководимых доцентом Н.В. Троицким, арх. Н.Я. Неведровым, арх. Н.В. Александровым, арх. В.С. Левицким, инж. Н.П. Грибановым и арх. А.В. Мироновым. Сейчас проекты рассматриваются экспертизой...» Коммуна 14.01.1939



«Первый тур принёс успех архитектору Н. Я. Неведрову. Второй тур из-за градостроительной значимости проектируемого здания по предложению председателя правления Воронежского Союза архитекторов Р. Т. Лапшина решено было проводить с участием архитекторов московского института «Теапроект».


Опять не так, «Теапроект» получил заказ на проект нового театра, а воронежское отделение Союза архитекторов приступило к формированию бригад для конкурса, «Теапроект» в конкурсе не участвовал.
«РАБОТА НАД ПРОЕКТОМ НОВОГО ТЕАТРА
Воронежское управление по делам искусств заключило с трестом «Теакинопроект» (Москва) договор на составление проекта нового театра в Воронеже. Архитектора Воронежа так же приступили к работе над эскизным проектом. Составление его ведется бригадным методом<...>» Коммуна 22.08.1938


«По его результатам из воронежских проектов лучшим был признан вариант архитекторов А.В. Миронова и А.В. Данилова. Из московских - предпочтение было отдано проекту архитектора Б.В. Ефимовича.»


Уже сказано, что «Теапроект» не участвовал в конкурсе,других "московских" проектов не было, в этот период (февраль 1939 года) проектом занимался не Ефимович, а архитектор Гончаров.
«ПРОЕКТ НОВОГО ТЕАТРА В ВОРОНЕЖЕ
Научно-технический совет Всесоюзного комитета по делам искусств принял для технической разработки проект нового театра в Воронеже, представленный трестом «Теапроект» (автор -- архитектор тов. Гончаров). «Теапроекту» предложено в месячный срок переработать оформление фасада здания.<...>» Коммуна 27.03.1939



«Для создания окончательного варианта решено было объединить достоинства двух проектов. В связи с этим А.В. Миронов был приглашён на работу «Теапроект», где и был создан тот вариант, по которому и началось строительство, вскоре прерванное войной.»


А.В. Миронов действительно уезжал работать в «Теапроект» на должность «руководителя архитектурной группой» и вернулся в 1940 году по причине жилищной неустроенности, но какими проектами он там занимался, неизвестно. «В 1939 году после получения первой премии в конкурсе на проект драматического театра для г. Воронежа я был приглашен на работу в Трест по проектированию театральных зданий «Теапроект» в гор. Москва на должность руководителя архитектурной группой. Из-за отсутствия жилой площади в Москве и начавшейся войной с финнами, по приглашению ...далее неразборчиво» Архив А.В. Миронова, ГАВО
Во всяком случае, до соавторства не дотянул. Его фамилии нет на довоенном проекте и в статье архитектора Михаила Осиповича Барща «ПРОЕКТЫ ТЕАТРОВ
Работы треста Теапроектмонтаж
Проект здания театра в Воронеже (архитектор Б. В. Ефимович) подкупает ясностью и цельностью композиции, простым объемом, удобным, четким планом<...>» Иллюстрированное приложеник к «Строительной газете» октябрь 1939 г. № 29 (41)
1.JPG
И в «Коммуне» 9.05.1941 года Миронов не упомянут: «Исполком областного Совета депутатов трудящихся утвердил тематическое задание на художественное оформление нового театра драмы в Воронеже, разработанное автором проекта театра арх. Ефимовичем».

«Первоначально зрителей предполагалось размещать только в партере с уклоном и амфитеатре. Бельэтаж и балкон появились позже, в ходе послевоенной доработки проекта»
Откуда эта фантазия, теряюсь в догадках. На довоенном проекте и бельэтаж, и балкон присутствуют, на аэрофото и в воспоминаниях архитектора В.А. Казанцева тоже: «Строительство театра началось ещё в довоенное время по проекту архитектора Б.В. Ефимовича. Были возведены стены, междуэтажные перекрытия, балконы, портал сцены, сценические коробки».
2.JPG
3.jpg

На этой иллюстрации download/file.php?id=18743&mode=view набросок, он сделан с проекта и подписан: «Конкурсный проект / арх. Г. В. Здебчинский, 1938-1939 гг./». Но на нем отображен недавно снесённый дом (площадь Ленина, 6) уже реконструированный после войны и театр Ефимовича только с изменённым рисунком фасада. Значит это проект 1950-х гг., когда местное архитектурное сообщество хотело придать театру «новое звучание».

Приведены выдержки из книги Г.А. Чеснокова «Архитектура Воронежа: история и современность», которые не находят подтверждения в открытых источниках. Так что не обязательно обращаться в архивы и перепроверять каждый факт. И автору, увы, уже не верится на слово. Видимо, он сопоставил то что Миронов и Ефимович работали над проектами театра, каждый над своим, а потом в одном тресте, где проектировался в том числе и воронежский театр, отсюда вывод: Миронов и Ефимович -- соавторы, пока у меня нет другого объяснения. Это хорошо как версия, но не факт. В «Вестнике архивиста» за 2012 год №10 есть статья Н.В. Четкиной - главного архивиста ГАВо «Градостроитель (к 110-летию со дня рождения А.В. Миронова)». Статья написана на основе фонда А.В. Миронова, вот цитата об особенно интересующем меня периоде: «В 1939-1940 гг. А.В. Миронов жил в Москве и работал старшим архитектором - бригадиром «Теапроекта», занимался проектированием театральных зданий. В 1940 г. по причине отсутствия жилья в столице архитектор возвратился в Воронеж.
В 1940-1943 гг. А.В. Миронов являлся главным архитектором Юго-Восточного филиала института «Гипроавиапром».
murawey
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#16

Сообщение murawey »

Цитаты, выделенные желтым, перепечатаны, тк невозможно вставить столько картинок в один пост. Делить на несколько постов тоже не получалось. Если есть желающие, могу одним блоком сгруппировать заметки.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#17

Сообщение Наталия Серова »

murawey писал(а): Приведены выдержки из книги Г.А. Чеснокова «Архитектура Воронежа: история и современность», которые не находят подтверждения в открытых источниках. Так что не обязательно обращаться в архивы и перепроверять каждый факт. И автору, увы, уже не верится на слово.
Спасибо! Отличная статья :good: . В книге Чеснокова, действительно, ошибки в изобилии (и не только по этой теме). Проверка фактов по приведенным данным, опубликованным по совершенно разным датам и местам, и перепроверка где-то в архиве - почти одно и то же, тянет на научную работу, и статья выше именно таковой и является. Странно, что при написании книги автор сим не озаботился.

А про Ефимовича попадались какие-то сведения: почему его проект дорабатывался не им самим после войны, а "Облпроектом"? По рассказу Казанцева: "Б.В. Ефимович поспешил приехать из Москвы в Воронеж с авторским требованием передачи корректировки проекта ему, но получил отказ...". Интересно, соответствует ли это действительности (отказ). Не вникала в этот вопрос, но вроде бы Ефимович попал в опалу при Хрущеве - из-за излишней роскошности санатория "Украина", как раз после 1955 г.
murawey
Сообщения: 237
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#18

Сообщение murawey »

Спасибо за похвалу! С Ефимовичем как-то нехорошо вышло, на мой взгляд (если и правда отказали). Но могли,
он был уже как хромая утка, лишён всего, старичок. Вестибюль попортили какими-то невнятными капителями (у Б.В. Ефимовича были коринфские). И объяснялось это тем, что изначальный проект (довоенный) слишком напоминает вестибюль кинотеатра Спартак постройки 1955 года.
И куда арх. Гончаров делся? В марте его работу (по фасадам) забраковали, а (судя по заметкам), в мае уже какой-то проект был.
Стройтрест ждал проектно-сметную документацию от Теапроекта в апреле (1939), но получил лишь частично, поэтому с подготовкой земляных работ вышла задержка на пару месяцев. Уже во время строительства театра драмы из Москвы приходили поправки: "...по строительству театра рабочие чертежи фундаментов и цокольного этажа изменялись проектной организацией уже после того, как часть работы была уже выполнена, вследствие чего имели место переделки", что тоже задержало строительство. Вот и не успели коробку за 39 год построить, как собирались.
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#19

Сообщение grm3 »

murawey писал(а): И куда арх. Гончаров делся? В марте его работу (по фасадам) забраковали, а (судя по заметкам), в мае уже какой-то проект был.
- плюсуюсь к вопросу. Пыталась найти в интернете про арх. Гончарова, но выдает совсем другого, умершего в 1935 году. К сожалению, не известны даже инициалы этого архитектора.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Театр оперы и балета - пл. Ленина, 7

#20

Сообщение Наталия Серова »

murawey писал(а): Но могли, он был уже как хромая утка, лишён всего, старичок.
Ну не совсем уж и старичок - в 1955 ему только 60 лет исполнилось.
murawey писал(а): Статья написана на основе фонда А.В. Миронова, вот цитата об особенно интересующем меня периоде: «В 1939-1940 гг. А.В. Миронов жил в Москве и работал старшим архитектором - бригадиром «Теапроекта», занимался проектированием театральных зданий. В 1940 г. по причине отсутствия жилья в столице архитектор возвратился в Воронеж.
Это по автобиографии самого Миронова, как я поняла, а Троицкий вон вообще про другое рассказывал - будто бы Миронов вернулся из-за того, что в Москве ему не разрешали работать дома. А как все на самом деле было...
grm3 писал(а): Однажды ему предложили переехать в Москву для работы в Теапроекте. Он согласился, но не проработав там и года, возвратился в Воронеж, так как ему не разрешили работать дома, требовали, чтобы он всю работу исполнял в мастерской. На это он никак не согласился. "
Ответить