Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога

Ответить
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога

#1

Сообщение Sergey »

Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога - село Коротояк, Воронежская область, Острогожский район

не сохранилась - ж/д линию Коротояк-Копанище разобрали после войны, осталась насыпь

Что за станция такая: Коротояк или Степная?

В 90-е годы XIX века Россия на протяжении десятка лет подряд ежегодно вводила в эксплуатацию более трёх тысяч километров железнодорожного пути.

Одна из возведённых в те годы дорог была широтная магистраль Харьков – Балашов. 17 декабря 1895 года железная дорога была принята в эксплуатацию, и с этого дня небольшая станция Лиски, расположенная на действующей линии Воронеж – Ростов, стала узловой. Начинается её бурный рост, а вместе с ней растёт и пристанционный посёлок железнодорожников, возникший вблизи слободы Новая Покровка и ставший в последующем одной из составляющих современного города Лиски.

Но такого развития событий могло бы и не быть. Ещё на стадии проектирования Харьково-Балашовской дороги дворянство и земство Коротоякского уезда, проявив завидную напористость, добились того, чтобы трасса намечаемой дороги прошла через Коротояк. По проекту предусматривалась врезка строящейся дороги в действующую Воронеж – Ростов между станциями Лиски и Давыдовка (ближе к Давыдовке). Здесь было запланировано строительство большой узловой станции, получившей наименование «Степная». От станции Степная дорога по ровной местности должна была подойти к Дону в районе Коротояка, здесь планировали соорудить новый высоководный мост, и далее дорога по ровной местности следовала на Острогожск. Проект строительства был высочайше утверждён, причём в перечне поселений, через которые должна была пройти железная дорога, особо был выделен Коротояк.

Но когда строители приступили к воплощению намеченного, было подсчитано, что сооружение высоководного железнодорожного моста в районе Коротояка обойдётся в несколько раз дороже, чем вариант строительства с использованием уже существующего моста у станции Лиски и прокладки обводного пути по береговой кромке Дона и Тихой Сосны. Вопреки проекту, строительство пошло по более экономичному варианту, а для смягчения отклонения от утверждённого царём проекта строители при впадении Тихой Сосны в Дон устроили станцию, назвав её Коротояк. В действительности станция была в семи верстах от города Коротояк, даже находилась в другом уезде и была отделена от города заливной поймой Тихой Сосны, так что в весенний паводок до неё добраться не было никакой возможности.

Коротоякцы, конечно же, возмутились таким решением, подняли громкий скандал и подали на Высочайшее имя прошение, которое начиналось словами: «Вопреки повелению Вашего Императорского Величества…» Прошение возымело действие: государь Александр III приказал, чтобы интересы жителей города Коротояк были соблюдены. К тому же первым весенним паводком была размыта возведённая насыпь железнодорожного полотна, что дало коротоякцам повод утверждать, что такие размывы будут повторяться ежегодно.

Но строители стояли на своём. Они так пересмотрели технологию укрепления насыпи меловыми блоками, булыжником и плетёными фашинами, что в последующие годы только однажды, в 1947 году, при высоком подъёме воды и штормовом нагонном ветре произошёл размыв железнодорожного пути, прервавший движение поездов и потребовавший больших материальных затрат на восстановление.

Пустив строящуюся железную дорогу через мост у станции Лиски, строители, чтобы выполнить волю царя, провели сложные переговоры с руководством Коротоякского уезда, и в результате по заливной пойме Тихой Сосны была проложена семиверстовая железнодорожная ветка до города Коротояк. В первый же год она была уничтожена полой водой, но её восстановили, укрепили. Регулярное движение двух поездов по этой ветке вполне обеспечило нужды города Коротояк, и котороякцы сняли свои претензии. Станция Лиски стала развиваться как узловая.

gudok.ru
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога

#2

Сообщение Наталия Серова »

Схема железной дороги на дореволюционной карте:
от Валерия Волошина
от Валерия Волошина

Железнодорожная станция в начале XX века:
11.jpg
12.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога

#3

Сообщение Sergey »

Из дореволюционного путеводителя:
...Пройдя 15 верстъ отъ станцін Острогожскъ по ровной, но богатой болотистыми топями мѣстности (на этомъ 15-ти-верстномъ промежуткѣ 15 искусственныхъ, для пропуска воды, сооруженій), поѣздъ останавливается на 313 верстѣ отъ Харькова, у станціи Копонище, служащей въ настоящее время узловымъ пунктомъ семиверстной вѣтки желѣзной дороги до уѣзднаго города Воронежской губерніи Коротояка, въ которомъ расположена и станція того же имени - Коротоякъ.

Не смотря па свое положеніе при уѣздномъ городѣ, станція въ коммерческомъ движеніи работаетъ чрезвычайно тихо; такъ въ 1898 году станція отправила за весь годъ 310.437 пуда разныхъ грузовъ, изъ коихъ больше всего приходится на долю сѣмянныхъ выжимокъ, и прибыло разныхъ грузовъ 147-378 пуда. Городъ Коротоякъ и по количеству народонаселенія 1.534 человѣкъ и мизерности своихъ городскихъ (если слово городъ вообще применимо къ Коротояку) занимаетъ послѣднее мѣсто, хотя въ городѣ существуютъ четыре маслобойныхъ завода, изъ коихъ послѣдній, только что отстроенный, братьевъ Петровыхъ,- освѣщается электричествомъ.

Ежели принять во вниманіе, что пріѣзжему туристу, случайно или по дѣламъ, негдѣ, въ буквальномъ смыслѣ этого слова, пообѣдать въ Коротоякѣ, за отсутствіемъ какого бы то ни было кулинарная учреждения, то появленіе электрическаго свѣта въ такомъ мрачномъ мѣстѣ - какое-то печальное недоразумѣніе, какая-то смѣсь французскаго съ нижегородскимъ.

Городъ расположенъ на правомъ берегу р. Дона; берегъ рѣки вверхъ отъ города - возвышенъ и обрывистъ, внизъ же, по теченію рѣки, быстро понижаясь, образуетъ, до самаго устья Тихой Сосны, мѣстность ровную и низменную, иересѣкаемую рѣчкой Коротоякомъ, лѣтомъ совершенно пересыхающей. Меньшая часть города лежитъ на низменной равнинѣ, большая же - на скатѣ возвышенная берега рѣки, благодаря чему, глядя на Кротооякъ со станціи Копонище, городъ кажется весьма жпвописнымъ уголкомъ, но чѣмъ ближе вы приближаетесь къ нему, тѣмъ болѣе подтверждается старая истина, что «наружность иногда обманчива бываетъ».
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога

#4

Сообщение Наталия Серова »

Железная дорога на Копанище (разрушенная в 1942-43г). Сейчас там насыпь:
Вложения
44542.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога

#5

Сообщение Sergey »

Мост через речку Коротояк (разрушен 1942-43 г)
Вложения
most.jpg
Аватара пользователя
Lord
Сообщения: 56
Зарегистрирован: 26.01.2023

Ж/д станция Коротояк, коротоякская железная дорога

#6

Сообщение Lord »

Железнодорожный вокзал
Вложения
853269476.jpg
Ответить