kork (из bvf.ru)
А кто нибудь ездил в детстве на крыше трамвая?
Я расскажу как это было у нас, на маршруте 20 в студгородок. Это примерно с 1982 по 1986 год.
Собирались мы вечером в 19.00, обычно это зимой было, на трамвайной остановке у Птичьего, или на следующей, пересечение Лизюкова и 60-й армии. Собирались пацаны из Старого Северного (это по Хользунова, между Жукова и 60-й армии) и из Нового Северного (это дальше по Хользунова, между 60-й армии и Невского), ученики 7-й и 87 школы.
Освоили сначала поздки на "колбасе" - это у трамвая заднее прицепное устройство, мы еще называли это "крюком". На КТМ 5, у всех крюки были. А у Татр, не было, но там была ниша сзади, куда можно было просунуть ноги по пояс.
Потом экстрим стали развивать дальше. Я одним из первых, если не первый, попробовал залезть на крышу. На 20-м маршруте точно первый.
Залезали на крышу из салона, из последнего бокового окна с левой стороны по ходу. На 20-ке зимой вечером пассажиров мало было. У КТМ 5 на крыше поперечные ребра были, а у Татр вдоль крыши с этой стороны шла какая то труба. Цеплялись за них и подтягивались на крышу. На КТМ можно было и сзади с улицы залезть.
Вообще в то время, зимой, вечером, на крыше 20-ки ездить было интересно. Трамвай шел шесть остановок по лесу. Снег, морозец, сосны, звездное небо. Красота.
На кольце, у Студгородка, ссаживались и придумывали еще чего нибудь. Например. У трамваев спереди, с улицы под кабиной, крепился лом, чтоб стрелки трамвайщицы переводили. Ну мы этот лом изымали, и вот трамвай уже на кольце развернулся и ждет пассажиров, а трамвайщица ущла отмечаться в диспетчерскую. Мы стрелку переводили на повторный круг. Ну вот, трамвай тронулся и пошел на второй круг, трамвайщица еще пока не понимает, что произошло, и едет. Проедет, второй раз круг, с матюками вылезет из трамвая, а лома нет, чтоб перевести стрелку. И стоит трамвай, ждет следующего, чтобы лом у него попросить. Вот такой быдлоюмор был тогда. Время такое было. СССР уже закатывался, ориентиров, ценностей каких то культурных или идеологических уже не было.
Пошли пацаны дальше куролесить. Сейчас открылся подземный переход у Олимпика. Кольцо 20-ки не далеко от него было. Но он открылся повторно. В 70-е, 80-е он работал. . Только по нем никто не ходил. Это глухомань была. Люди боялись. Но лампы дневного света, длинные такие, там всегда были.
Ну, мы их снимали, брали с собой на крышу трамвая. И вот едешь на крыше, темнота, навстречу едет другой трамвай. И этой лампой по лобовому стеклу встречного трамвая бац. Трамвайщицы, насколько мы знали, так и не понимали, что с ними происходило. Но я представляю, что им стоило вечером зимой ездить по этому маршруту. А мы тогда ничего этого не осознавали, безбашенные какие то были.
А еще у нас в Северном тогда много пацанов "копачей" было. Сейчас их черными копателями называют. А тогда этим занимались пацаны 10-14 лет . Достать тол, тротил, проблем не было. И его помню на рельсы под 20-ку подкладывали. Думали сдетонирует. Правда подкладывали чуть-чуть, для эксперимента. Но ничего не произошло.
Сейчас, конечно, немного с ужасом вспоминаю, а тогда это воспринималось нормально. Другие пацаны в школе нашим похождениям завидовали.
Годами это продолжалось, массово, и ни одного несчастного случая не произошло. И никто нас не ловил. Один раз было, и последний, увидел я, что дружинники на остановке с собакоми стоят. Тогда собаководов привлекали к охране правопорядка. Ну я перед остановкой спрыгнул с крыши на ходу, упал, и подбородком о рельсы ударился. Но ничего, не сильно.
Вот такая история трамвайного маршрута 20. А вообще маршрут был интересный. Глухой лес, и трамвай. Кто то здесь правильно написал, воспринимался он как луноход...
о 21 маршруте:
20-й маршрут ходил до Студгородка, но был еще маршрут, не помню какой, кажется 3-ка, его продлили от 45-й стрел. в середине 80-х (на этом маршруте ходили только Татры, КТМов не было). И вот он ходил только до Подгорного, там действительно построили для него новое кольцо. А потом и 20-ка в позднее время не стала ходить до студгородка, и разворачивалась в Подгорном.
Новый маршрут мы не любили, он всего две остановки по лесу шел.
И еще одна подробность. Трамвай КТМ 5 на нашем сленге мы называли "Русский", а Татру "Чех". Тем кто был маленького роста, на крышу Чеха из форточки залезать было трудно, до трубы не доставали. Поэтому на Чеха всегда первым залезал кто повыше, или у кого руки подлинее, а потом других вытаскивал.
У меня детство и юношество было тесно связано с маршрутом 20-ки. На маршруте, на остановке областная больница с конца семидесятых стоял заброшенный вагон (сейчас его конечно там нет). Не знаю модель, но такие трамваи в 70-х ходили по Воронежу, еще у него в задней части салона было какое-то колесо и педаль (наверное тормоз). Этот вагон тогда как бы заменял крытую остановку. Потом остановку перенесли на 100 м в сторону студгородка, а вагон остался.
Убрали его, когда благоустраивали здание и территорию роддома, он вид портил. Было это наверное на рубеже 90-х. Знаю точно, что еще до начала охоты за металлами. Как то, проезжая с друганами, я воскликнул: "Во, трамвай убрали". И помню мне кто то ответил, что его забрал то ли местный, то ли дачник. Это было время страшного дефицита на стройматериалы, любую вещь найденную на помойке люди тащили в хозяйство. Были сараи, домики, туалеты из обшитых остовов автобусов, троллейбусов, кабин грузовиков, рефрижераторов.
Чем черт не шутит, может стоит навести справки в округе у старожилов, работников роддома, глядишь и стоит вагон у кого нибудь на участке. В принципе готов оказать содействие в опросе.