Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

Ответить
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#1

Сообщение Sergey »

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА) - г. Воронеж, ул. Ворошилова, 20

В июле 1940 г. на Московском авиационном карбюраторном заводе N33 создается конструкторское бюро (КБ-2) по разработке агрегатов непосредственного впрыска (НВ) топлива в цилиндры авиационных моторов. Начальником КБ и заместителем главного конструктора завода назначается Семен Ариевич Косберг.

13 октября 1941 г. КБ было преобразовано в самостоятельную организацию и эвакуировано в город Бердск Новосибирской области на завод N296, эвакуированный из Харькова. С.А. Косберг был назначен главным конструктором завода. По прибытии на место коллектив ОКБ (29 человек) в неприспособленных помещениях, в суровых сибирских условиях продолжил работы по созданию агрегатов НВ, а работники завода приступили к подготовке производства для изготовления агрегата НБ-ЗУ.

В 1942 г. агрегат НБ-ЗУ в составе авиационного мотора М-82 успешно прошел заводские испытания, на самолете Су-2 - летные испытания, и с сентября 1942 года завод начал его серийное изготовление. Летные испытания показали, что замена карбюратора агрегатом НБ-ЗУ дала прирост мощности мотора М-82 на ~70 л.с. при значительном снижении удельного расхода топлива, что позволило повысить летно-технические характеристики самолетов Ла-5, Ла-7, Ту-2, Ту-2Д — скороподъемность, маневренность, скорость, дальность полета, что обеспечило им преимущество над лучшими немецкими боевыми самолетами. Преимущество агрегатов НВ над карбюраторной системой оценили практически все основные разработчики авиационных моторов (генеральные конструкторы А.Д. Швецов, А.А. Микулин, В.Я. Климов, В.А. Добрынин), для которых в течение 1941-1952 г.г. ОКБ разработало около 50 вариантов агрегатов НВ и их модификаций.

Читать далее:
► Показать
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#2

Сообщение Наталия Серова »

Испытательный стенд "Химавтоматики", фотография начала 1990-х.
34.jpg
Огневые испытания ЖРД на стенде КБХА
35.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#3

Сообщение Sergey »

Жидкостный ракетный двигатель РД-0110, разработанный КБХА в 1963-1967 г.
36.jpg
РД-0110 (11Д55 по классификации ГРАУ) - четырёхкамерный жидкостный ракетный двигатель, работающий на керосине и жидком кислороде. Создан в Конструкторском бюро химавтоматики (КБХА), используется на третьей ступени ракет-носителей «Союз» и «Молния-М» (Блок И).

Семейство двигателей РД-107, РД-108 и РД-0110 создавалось на базе отработанного ранее ракетного двигателя РД-106, использовавшегося на второй ступени МБР Р-9А. Ведущим конструктором этих двигателей был Я. И. Гершкович. РД-0110 стал последним и наиболее совершенным в семействе, его разработка началась в 1963 году, первые лётные испытания прошли в 1965 году, а в 1967 году двигатель был пущен в серию.

Производится РД-0110 на Воронежском механическом заводе.

В конце 2013 года состоялось первое лётное испытание модифицированного РД-0110 — рулевого двигателя РД-0110Р главного конструктора Горохова В. Д.. Этот двигатель с укороченными («земными») соплами и отклонением основных камер входит в состав первой ступени ракеты «Союз-2.1в» вместе с двигателем НК-33.

В 1993 году стартовала программа разработки замены двигателю РД-0110. В 2006 она успешно завершилась созданием РД-0124. Этот двигатель похож на РД-0110 только присоединительными размерами, количеством основных камер (четыре) и величиной тяги. Из-за того, что новый двигатель существенно дороже, и из-за недостаточной статистики реальной надёжности, старый и новый двигатели будут выбираться в зависимости от задач каждого конкретного пуска.

Двигатель выполнен по открытой схеме. Состоит из одного турбонасосного агрегата, четырёх основных камер сгорания и четырёх рулевых сопел, через которые истекает газ, приводящий в действие турбонасосный агрегат.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#4

Сообщение Наталия Серова »

Многоразовая космическая система "Энергия - Буран"
b1.jpg
b2.jpg
b3.jpg
 
b4.jpg
b5.jpg
b6.jpg
 
b7.jpg
b8.jpg
b9.jpg
Аватара пользователя
tram36
Сообщения: 262
Зарегистрирован: 08.10.2019

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#5

Сообщение tram36 »

Испытательный комплекс образован в 1958 году и представляет собой комплекс стендов для огневых и «холодных» (гидродинамических, прочностных, балансировочных, климатических) испытаний перспективных установок для народного хозяйства и ракетно-космической отрасли, в т.ч. ЖРД, их агрегатов и узлов с максимальной имитацией натурных эксплуатационных условий и обеспечением требований по экологии и безопасности.

Испытательный комплекс позволяет проводить испытания энергоустановок и ЖРД практически на всех видахкомпонентов топлива, используемых в настоящее время в промышленности и ракетно-космической отрасли (амил - гептил, жидкий кислород - керосин, жидкий кислород - жидкий водород, жидкий кислород - сжиженный природный газ (метан), газообразный кислород - газообразный водород, газообразный кислород - природный газ (метан)).

В среднем в год проводится 90 - 120 огневых испытаний перспективных промышленных энергоустановок и ЖРД и 160-180 «холодных» испытаний их узлов, агрегатов и деталей по различным программам, в том числе Федеральным целевым, а именно:
- огневые испытания доводочных и товарных двигателей РД0110Р (14Д24) для РН «Союз 2-1б», РД0124А для РН «Ангара»;
- огневые испытания товарных двигателей РД0110Р (14Д24) для РН «Союз - 2.1.в»;
- огневые испытания доводочных двигателей РД0146Д для разгонных блоков РН «Ангара»;
- огневые испытания серийных двигателей РД-0110 для РН «Союз»;
- огневые испытания серийных двигателей РД-0210, РД-0211, РД-0212 для РН «Протон»;
- огневые испытания перспективных электроракетных двигателей - магнитоплазмодинамического двигателя РД0300 и ионного двигателя РД0310
- водородно-кислородных парогенераторов с тепловыми мощностями 50-200 кВт и 20-25 МВт для промышленной теплоэнергетики;
- огневые и холодные испытания водородных паротурбинных энергоустановок с мощностями 1-5 МВт для промышленной теплоэнергетики;
- огневые и холодные испытания генератора горячих газов и установки для проведения нейтрализации дренажных газов окиси углерода методом сжигания для оборонной промышленности;
- испытания экспериментальных установок для исследования свойств сверхпроводящих криогенных систем в интервалах температур 19-26 К для электроэнергетического комплекса;
- огневые и холодные испытания других перспективных высокоэффективных установок и их элементов для различных отраслей промышленности, в том числе новых разрабатываемых ЖРД.

Испытания ЖРД 2-3 ступеней ракет производятся достаточно редко.

Обычно огневые испытания проводят примерно в 5 утра (колориметрические измерения температуры пламени удобнее проводить в темное время суток), длятся они 10-15 минут.

После огневого испытания двигатель полностью разбирают и отправляют на дефектоскопию
78.jpg
79.jpg
80.jpg
Wikimapia
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#6

Сообщение Sergey »

Современный вид испытательного комплекса
Вложения
Автор фото - tolokonnikov_vrn
Автор фото - tolokonnikov_vrn
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#7

Сообщение Наталия Серова »

Сегодня отмечается День космонавтики, установленный указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года. Поэтому вспомним, что:

12 апреля 1999 года, в День космонавтики, и в ознаменование 60-летия Конструкторского бюро химавтоматики на территории КБХА был открыт мемориальный комплекс, состоящий из обелиска в форме ракеты, макета земного шара и бронзовых бюстов С. П. Королёва, Ю. А. Гагарина и С. А. Косберга.

Авторами мемориального комплекса являются архитектор Л. И. Пахунов и скульпторы И. П. Дикунов и Э. Н. Пак.
QKZE7CZ2Drk.jpg
Кононов, В. Воронеж : история города в памятниках и мемориальных досках, 2005 г.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#8

Сообщение Sergey »

Техническое описание двигателя 11Д122 (РД-0120), разработанного КБ Химавтоматика, 1986 г.
33.jpg
23.jpg
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#9

Сообщение Red Cat »

1986 г.
Еще телетайп во всю использовали.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#10

Сообщение Sergey »

12 апреля – 60 лет со дня первого полета человека в космос. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин на ракете-носителе «Восток» и корабле «Восток-1» отправился туда с космодрома Байконур. Его полёт продлился всего 108 минут, которые изменили мировую историю. И немалый вклад в освоение космоса внесли воронежцы.

Кроме легендарной фразы «Поехали», Юрий Гагарин, произнес и сверхсекретную для того времени: «Косберг сработал». Так звали главного конструктора и основателя ОКБ-154 – ныне КБХА. Треть ракеты-носителя «Восток» собрали в Воронеже.
Эдуард Манулиц – один из тех, кто создавал ту самую третью ступень для «Востока» и лично настраивал камеру сгорания этого двигателя. Вспоминает – проблем при производстве было довольно много. Например, сотрудникам конструкторского бюро нужно было найти подходящие материалы для двигателя, что нелегко – температура в камере сгорания превышала две тысячи градусов. Всю работу до нюансов главный конструктор Семён Косберг контролировал лично.

Если первым лётчиком-космонавтом стал уроженец Смоленщины Юрий Гагарин, первым «гражданским» космонавтом стал воронежец Константин Феоктистов. Именно он был среди тех, кто под руководством Сергея Королёва создал первый многоместный космический корабль «Восход». А после – вошёл в состав его экипажа. Первый и единственный полёт Феоктистова продлился сутки и 17 минут. Прежде, чем отправится на орбиту Земли, конструктору пришлось привести себя в хорошую физическую форму.

Среди воронежских космонавтов были и командиры космических кораблей. Первый из них – Анатолий Филипченко – впервые в космос отправился в октябре 1969 года. Тогда он стал руководителем отряда ракеты-носителя СОЮЗ-7. Это был также первый групповой полёт трёх космических кораблей – два из них должны были совершить стыковку. Однако, из-за проблем электронной системы этого не произошло. О подготовке к полёту Анатолий Филипченко рассказывал с нескрываемой радостью.

Нынешний пенсионер, пасечник и садовод Анатолий Малахов – личный знакомый многих космонавтов. Будучи главным инженером института электромеханики и директором Опытного завода, он тоже участвовал в создании космических кораблей, а также станции «Мир». Многие детали – например, электромашинные преобразователи и множество двигателей – для отечественных спутников, станций и луноходов создал его коллектив. Впрочем, об этом никто, кроме самих работников, долгое время не знал – деятельность была строго засекречена. По легенде, на предприятии производили посуду. Также для «алиби» рядом с космическими разработками создавали миксеры и фены для волос. Даже родные Анатолия Малахова правду узнали только три года назад – тогда закончилось действие подписки о неразглашении. Тогда же он наконец смог надеть ордена и медали, которые ему вручили за годы работы.



ВЕСТИ-Воронеж
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#11

Сообщение Sergey »

Ворошилова, 22 (август 2022г.):
IMG_0286.JPG
IMG_0285.JPG
Mikhafromvrn
Сообщения: 1061
Зарегистрирован: 05.02.2017
Контактная информация:

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#12

Сообщение Mikhafromvrn »

Воронежский застройщик – Домостроительный комбинат – выкупит непрофильный актив КБХА площадью примерно 40 тыс. кв. м. Цена сделки – 208,4 млн рублей, следует из материалов торгов.
Объектом сделки является производственная площадка № 3 на улице Острогожской 162а и 162б, в состав которой входят два земельных участка площадью 18 тыс. и 19,8 тыс. кв. м, производственный (2,1 тыс. кв. м) и административный корпуса, промышленная база, очистные сооружения и другие объекты.

De Facto


Что за отделение КБХА (пока еще) там?
Аватара пользователя
Korn
Сообщения: 40
Зарегистрирован: 30.06.2017

Конструкторское бюро химавтоматики (КБХА)

#13

Сообщение Korn »

График работы КБХА на 1969 год
Вложения
289591958.jpg
28959195.jpg
Ответить