Храмы и монастыри Воронежа
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Храмы и монастыри Воронежа
20 января 1918 года Советом Народных Комиссаров РСФСР был принят Декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», устанавливающий светский характер государственной власти и провозглашающий свободу совести и вероисповедания.
Имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием, церковь теряла права собственности и права юридического лица. Этот декрет положил начало так называемой церковной революции и атеистической пропаганде в РСФСР.
В 1921 году в Воронеже было создано Общество Атеистов, нацеленное на разъяснительную работу с населением и распространением антирелигиозных взглядов. Общество просуществовало недолго, но уже в 1924 году Организационное бюро Центрального Комитета поддержало проект создания Всесоюзного общества безбожников. СВБ (Союз Воинствующих Безбожников) использовал партийные, комсомольские, профсоюзные, колхозные и другие областные совещания, конференции и пленумы для привлечения внимания к безбожной работе.
В 1920-1930 годах осуществлялись массовые преследования представителей духовенства. Стоит заметить, что не все священнослужители нашли в себе силы для отстаивания своих взглядов. Для некоторых строительство нового мира стало проверкой на прочность их религиозных убеждений. В КУВО «Государственный архив общественно-политической истории» хранится стенограмма областного съезда бывших священнослужителей от 15 августа 1928 года, где снявшие сан священники выступали с антирелигиозной пропагандой. Привожу слова одного из участников съезда: «Проверив несколько раз себя, я официально порываю всякую связь с духовенством, охотно вступаю в ряды безбожников и пользуясь моим опытом, надеюсь принести пользу и исправить мои ошибки, тем самым помочь советской власти прийти к социалистическому строительству».
В апреля 1929 года было издано Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РФССР «О религиозных объединениях», по которому устанавливалась процедура регистрации религиозных обществ и запрещалось преподавание религии (кроме специальных учебных заведений).
С 1932 года начинается период, вошедший в историю под названием «Безбожная пятилетка». В целях усиления антирелигиозной пропаганды в селах и колхозах Облсоветом Союза Воинствующих Безбожников в течение года было направлено 19 квалифицированных лекторов в 24 района, которыми было прочитано 79 массовых лекций и докладов. В Лево-Россошанском и Рождественско-Хавском районах были проведены трехдневные научные антирелигиозные конференции, организовывались антирелигиозные кружки. В стенограмме IПервой областной конференции союза воинствующих безбожников от второго февраля 1939 года говорилось: «Антирелигиозные кружки мы должны сохранить как форму антирелигиозной пропаганды. Кружки иметь там, где есть квалифицированные и теоретически грамотные пропагандисты, а где пропагандистов нет, – лучше не создавать. Занятия кружков необходимо строить на основе живой, развернутой беседы и товарищеской дискуссии». Через районные радиоузлы было организовано массовое слушанье антирелигиозных и естественно-научных докладов. В программы театров и цирков были внедрены антирелигиозные номера, в фойе кинотеатров устанавливались антирелигиозные выставки.
Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) и аэроклуб совместно с Союзом Воинствующих Безбожников организовывали агитвылеты в отдаленные районы Воронежской области с целью антирелигиозной пропаганды; самолеты использовали для сбрасывания на села антирелигиозных листовок.
В школах проводилась глубокая работа по воспитанию у учащихся материалистического мировоззрения. Наряду с массовыми формами внеклассной работы в школе практиковалась и индивидуальная работа, в первую очередь с теми школьниками, которые могли оказаться под влиянием религиозных родителей.
Областные и районные архивы занялись организацией помощи Облсовету Союза Воинствующих Безбожников в деле изучения архивных материалов о деятельности религиозных организаций. В это время наблюдалось усиление репрессий по отношению к церковным организациям и духовенству, достигшее в 1937 году своего апогея. В октябре-декабре 1937 года в Воронеже, в районе поселка Дубовка, многие представители духовенства были расстреляны.
К 1940 году в Воронежской области были закрыты или разрушены большая часть имеющихся храмов и молельных домов. С формулировкой «из-за отсутствия верующих и средств содержать и производить ремонт» закрыли одну из старейших церквей города Воронежа - Успенскую церковь на Монастырщенке. Здание Покровской церкви было отдано под Антирелигиозный музей, а Богоявленская церковь – передана горпромкомбинату. Последним действующим храмом города Воронежа стал Никольский храм, но и его отдали под трикотажную мастерскую артели в 1940 году.
В документах КУВО «Государственный архив общественно-политической истории» хранятся протоколы общих собраний граждан о закрытии церквей по Россошанскому району ВКП(б) за 1938 год, которые наглядно показывают настроения рабочего класса в отношении института церкви. В протоколе общего собрания при Россошанской школе тракторных бригадиров говорится: «Заслушав доклад о начале религии и ее вреде для общества, мы – курсанты Россошанской школы тракторных бригадиров в количестве 123 человек, постановили просить вышестоящие организации закрыть церковь, как очаг мракобесия и дурмана, и построить на этом месте хороший театр, где мы могли бы культурно и разумно проводить свой отдых».
В годы Великой Отечественной войны Правительство СССР сменило курс в отношении верующих и религиозных организаций. 5 февраля 1942 года в Воронеже вновь заработал Никольский храм. 14 сентября 1943 года при СНК СССР был создан Совет по делам Русской Православной Церкви, регламентирующий взаимоотношения между церковью и государством, а в 1944 для работы с неправославными религиозными организациями был создан Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.
Как следует из информационного доклада Совета по делам РПЦ о деятельности Православной Церкви в Воронежской области за 1945 год: «Всего на территории области открыто 103 церкви. В отчетном году открыто 19 церквей, против 6-ти в 1944 году. Открытые церкви находятся в 46 районах области и в городе Воронеже. Нет действующих церквей в 33 районах...». При рассмотрении ходатайств об открытии храмов учитывалось количество верующих среди окружающего населения, проявляющих желание к организованному удовлетворению своих религиозных нужд и отсутствие действующих молитвенных зданий в радиусе 25 километров от места жительства верующих.
С окончанием Великой Отечественной войны между религиозными организациями и советской властью наступило временное перемирие. Священники получили право направлять жалобы в Совет по делам Русской Православной Церкви, были снижены тарифы на электроэнергию для религиозных учреждений, Министерство торговли СССР принялось снабжать продовольствием духовные семинарии. Война не только способствовала подъёму патриотизма и сплочению народных масс, но и смогла примирить церковь и власть. Правда, с приходом к власти Н.С.Хрущева начался новый виток агрессивной политики в отношении религиозных учреждений, но это уже отдельная глава в истории института церкви в СССР.
Анна ГОНЧАРОВА, ведущий архивист КУВО «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области».
Коммуна, 2 мая 2020 г.
Имущество церковных и религиозных обществ объявлялось народным достоянием, церковь теряла права собственности и права юридического лица. Этот декрет положил начало так называемой церковной революции и атеистической пропаганде в РСФСР.
В 1921 году в Воронеже было создано Общество Атеистов, нацеленное на разъяснительную работу с населением и распространением антирелигиозных взглядов. Общество просуществовало недолго, но уже в 1924 году Организационное бюро Центрального Комитета поддержало проект создания Всесоюзного общества безбожников. СВБ (Союз Воинствующих Безбожников) использовал партийные, комсомольские, профсоюзные, колхозные и другие областные совещания, конференции и пленумы для привлечения внимания к безбожной работе.
В 1920-1930 годах осуществлялись массовые преследования представителей духовенства. Стоит заметить, что не все священнослужители нашли в себе силы для отстаивания своих взглядов. Для некоторых строительство нового мира стало проверкой на прочность их религиозных убеждений. В КУВО «Государственный архив общественно-политической истории» хранится стенограмма областного съезда бывших священнослужителей от 15 августа 1928 года, где снявшие сан священники выступали с антирелигиозной пропагандой. Привожу слова одного из участников съезда: «Проверив несколько раз себя, я официально порываю всякую связь с духовенством, охотно вступаю в ряды безбожников и пользуясь моим опытом, надеюсь принести пользу и исправить мои ошибки, тем самым помочь советской власти прийти к социалистическому строительству».
В апреля 1929 года было издано Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров РФССР «О религиозных объединениях», по которому устанавливалась процедура регистрации религиозных обществ и запрещалось преподавание религии (кроме специальных учебных заведений).
С 1932 года начинается период, вошедший в историю под названием «Безбожная пятилетка». В целях усиления антирелигиозной пропаганды в селах и колхозах Облсоветом Союза Воинствующих Безбожников в течение года было направлено 19 квалифицированных лекторов в 24 района, которыми было прочитано 79 массовых лекций и докладов. В Лево-Россошанском и Рождественско-Хавском районах были проведены трехдневные научные антирелигиозные конференции, организовывались антирелигиозные кружки. В стенограмме IПервой областной конференции союза воинствующих безбожников от второго февраля 1939 года говорилось: «Антирелигиозные кружки мы должны сохранить как форму антирелигиозной пропаганды. Кружки иметь там, где есть квалифицированные и теоретически грамотные пропагандисты, а где пропагандистов нет, – лучше не создавать. Занятия кружков необходимо строить на основе живой, развернутой беседы и товарищеской дискуссии». Через районные радиоузлы было организовано массовое слушанье антирелигиозных и естественно-научных докладов. В программы театров и цирков были внедрены антирелигиозные номера, в фойе кинотеатров устанавливались антирелигиозные выставки.
Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) и аэроклуб совместно с Союзом Воинствующих Безбожников организовывали агитвылеты в отдаленные районы Воронежской области с целью антирелигиозной пропаганды; самолеты использовали для сбрасывания на села антирелигиозных листовок.
В школах проводилась глубокая работа по воспитанию у учащихся материалистического мировоззрения. Наряду с массовыми формами внеклассной работы в школе практиковалась и индивидуальная работа, в первую очередь с теми школьниками, которые могли оказаться под влиянием религиозных родителей.
Областные и районные архивы занялись организацией помощи Облсовету Союза Воинствующих Безбожников в деле изучения архивных материалов о деятельности религиозных организаций. В это время наблюдалось усиление репрессий по отношению к церковным организациям и духовенству, достигшее в 1937 году своего апогея. В октябре-декабре 1937 года в Воронеже, в районе поселка Дубовка, многие представители духовенства были расстреляны.
К 1940 году в Воронежской области были закрыты или разрушены большая часть имеющихся храмов и молельных домов. С формулировкой «из-за отсутствия верующих и средств содержать и производить ремонт» закрыли одну из старейших церквей города Воронежа - Успенскую церковь на Монастырщенке. Здание Покровской церкви было отдано под Антирелигиозный музей, а Богоявленская церковь – передана горпромкомбинату. Последним действующим храмом города Воронежа стал Никольский храм, но и его отдали под трикотажную мастерскую артели в 1940 году.
В документах КУВО «Государственный архив общественно-политической истории» хранятся протоколы общих собраний граждан о закрытии церквей по Россошанскому району ВКП(б) за 1938 год, которые наглядно показывают настроения рабочего класса в отношении института церкви. В протоколе общего собрания при Россошанской школе тракторных бригадиров говорится: «Заслушав доклад о начале религии и ее вреде для общества, мы – курсанты Россошанской школы тракторных бригадиров в количестве 123 человек, постановили просить вышестоящие организации закрыть церковь, как очаг мракобесия и дурмана, и построить на этом месте хороший театр, где мы могли бы культурно и разумно проводить свой отдых».
В годы Великой Отечественной войны Правительство СССР сменило курс в отношении верующих и религиозных организаций. 5 февраля 1942 года в Воронеже вновь заработал Никольский храм. 14 сентября 1943 года при СНК СССР был создан Совет по делам Русской Православной Церкви, регламентирующий взаимоотношения между церковью и государством, а в 1944 для работы с неправославными религиозными организациями был создан Совет по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.
Как следует из информационного доклада Совета по делам РПЦ о деятельности Православной Церкви в Воронежской области за 1945 год: «Всего на территории области открыто 103 церкви. В отчетном году открыто 19 церквей, против 6-ти в 1944 году. Открытые церкви находятся в 46 районах области и в городе Воронеже. Нет действующих церквей в 33 районах...». При рассмотрении ходатайств об открытии храмов учитывалось количество верующих среди окружающего населения, проявляющих желание к организованному удовлетворению своих религиозных нужд и отсутствие действующих молитвенных зданий в радиусе 25 километров от места жительства верующих.
С окончанием Великой Отечественной войны между религиозными организациями и советской властью наступило временное перемирие. Священники получили право направлять жалобы в Совет по делам Русской Православной Церкви, были снижены тарифы на электроэнергию для религиозных учреждений, Министерство торговли СССР принялось снабжать продовольствием духовные семинарии. Война не только способствовала подъёму патриотизма и сплочению народных масс, но и смогла примирить церковь и власть. Правда, с приходом к власти Н.С.Хрущева начался новый виток агрессивной политики в отношении религиозных учреждений, но это уже отдельная глава в истории института церкви в СССР.
Анна ГОНЧАРОВА, ведущий архивист КУВО «Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области».
Коммуна, 2 мая 2020 г.
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
Храмы и монастыри Воронежа
у меня вопрос к посвящённым:
с какого перепуга, вдруг, церкви - место сбора и совершения обряда исключительно христиан - стали именовать обобщающим названием - храмами? почему их лишили исконного названия, как принято было исстари у православных, в то же время не подвергли лексической чистке другие конфессии? костёлы и кирхи с синагогами никто не "обобщал"
с какого перепуга, вдруг, церкви - место сбора и совершения обряда исключительно христиан - стали именовать обобщающим названием - храмами? почему их лишили исконного названия, как принято было исстари у православных, в то же время не подвергли лексической чистке другие конфессии? костёлы и кирхи с синагогами никто не "обобщал"
- Истреб
- Сообщения: 768
- Зарегистрирован: 08.11.2021
- Откуда: Voronezh
Храмы и монастыри Воронежа
а что, церковь храмом не является?О`Dэ писал(а): ↑11 фев 2022, 11:06 у меня вопрос к посвящённым:
с какого перепуга, вдруг, церкви - место сбора и совершения обряда исключительно христиан - стали именовать обобщающим названием - храмами? почему их лишили исконного названия, как принято было исстари у православных, в то же время не подвергли лексической чистке другие конфессии? костёлы и кирхи с синагогами никто не "обобщал"
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Храмы и монастыри Воронежа
На мой взгляд, слово "храм" используют больше в уважительном отношении, особенно священнослужители, а слово "церковь" - в научных работах по истории здания церкви.
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
-
- Сообщения: 1502
- Зарегистрирован: 24.01.2020
Храмы и монастыри Воронежа
По-моему, Церковь отличается от Храма масштабом строения. К примеру Благовещенский собор - это тоже Церковь, но величественная и большая. Названия разные, но СУЩНОСТЬ одна.
-
- Сообщения: 129
- Зарегистрирован: 19.12.2021
- Откуда: Воронеж
Храмы и монастыри Воронежа
5 января 2014 года на 88 году жизни мирно отошел ко Господу старейший клирик Воронежской и Борисоглебской епархии, многолетний настоятель и клирик храма протоиерей Митрофан Чаркин.
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
Храмы и монастыри Воронежа
царствие небесное батюшке.Скорость Света писал(а): ↑12 фев 2022, 12:475 января 2014 года на 88 году жизни мирно отошел ко Господу старейший клирик
может быть это тот, с кем меня бабушка знакомила
но сайт конечно зашибись инфу даёт. какие гонения? самолично помню, какие толпы там были на подступах в дни праздников. однажды вечерню стояла, там впритирку народ набивался, а на Пасху люди в давке умирали
а батюшка хороший был, благообразный. кагором с золотой ложечки поил - ах два раза, как мне понравилось. а потом бабушка плюнула и больше не дали )
-
- Сообщения: 129
- Зарегистрирован: 19.12.2021
- Откуда: Воронеж
Храмы и монастыри Воронежа
При Хрущёве опять возобновлялись гонения на Церковь
При Брежневе так же власть была против Бога
и так до Горбачёва.
Сталин на малое время только повернул время назад.
Последний раз редактировалось Sergey 12 фев 2022, 18:56, всего редактировалось 1 раз.
Причина: перемещение из другой темы
Причина: перемещение из другой темы
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
Храмы и монастыри Воронежа
мели Емеля, твоя неделя
-
- Сообщения: 129
- Зарегистрирован: 19.12.2021
- Откуда: Воронеж
Храмы и монастыри Воронежа
Мелите вы
Спросите любую старушку или старика какие гонения при Хрущёве были
Он в открытую обещал показать последнего попа по телевизору
А у Гагарина спрашивал видел ли он там Бога
Гагарин ему сказал нет
А после Хрущёвских гонений остаток Церквей КГБ строго контролировало вплоть до 1988 года
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Церковь Казанской иконы Божией Матери
- а что это такое?
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
Церковь Казанской иконы Божией Матери
голубь, вот ты у меня спроси. я как раз та старушка, другие все померли ))
-
- Сообщения: 129
- Зарегистрирован: 19.12.2021
- Откуда: Воронеж
-
- Сообщения: 1502
- Зарегистрирован: 24.01.2020
Храмы и монастыри Воронежа
При Хрущеве были действительно очень сильные гонения на Церковь. Мне в советское время довелось быть в очень красивой не просто старинной, но древней Церкви в Костромской области. Меня поразила необыкновенная роспись всей Церкви ввиде фресок с изображением Сюжетов из Евангелия - и стены, и потолок под куполом. Роспись произвели художники из бывшего Ленинграда. Были там и фотографии какой была эта Церковь до реставрации - взорванная изнутри и в плачевном состоянии. Местные рассказали, что Церковь в революцию не пострадала, но все Церкви в этом небольшом городе были разрушены по приказу Хрущева. Так что Хрущев действительно был гонителем веры.
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
- V.Peleev
- Сообщения: 207
- Зарегистрирован: 30.09.2020
-
- Сообщения: 129
- Зарегистрирован: 19.12.2021
- Откуда: Воронеж
Храмы и монастыри Воронежа
Елец так же очень сильно пострадал,все храмы взорваные и до сих пор много во взорванном состоянии стоятЛюдмила-С писал(а): ↑13 фев 2022, 16:54 При Хрущеве были действительно очень сильные гонения на Церковь. Мне в советское время довелось быть в очень красивой не просто старинной, но древней Церкви в Костромской области. Меня поразила необыкновенная роспись всей Церкви ввиде фресок с изображением Сюжетов из Евангелия - и стены, и потолок под куполом. Роспись произвели художники из бывшего Ленинграда. Были там и фотографии какой была эта Церковь до реставрации - взорванная изнутри и в плачевном состоянии. Местные рассказали, что Церковь в революцию не пострадала, но все Церкви в этом небольшом городе были разрушены по приказу Хрущева. Так что Хрущев действительно был гонителем веры.
Рекомендую посетить Воскресенскую Церковь у каменного моста.
Там всё расписано очень красиво.