Церковь Святого Духа и кладбище на Терновой поляне
Добавлено: 20 янв 2021, 21:44
Церковь на самой восточной окраине дореволюционного Воронежа имела еще два названия – Троицкая и Терновая.
В XIX - начале XX века Троицкая слобода разрослась от границы с Воронежем по Грачиному логу (сейчас ул. Кавалерийская) до нынешнего Северного моста. В канун крестьянской реформы здесь значилось 55 дворов казенных поселян, в них проживали 530 человек. В 1868 году местность рассекло полотно железной дороги. В административном отношении Троицкая слобода входила в Чижовскую волость Воронежского уезда.
На восточной окраине Воронежа с 1702г. находился Покровский женский монастырь. На незастроенном участке между Архиерейской рощей и женской обителью в 1775 году было основано кладбище, одно из двух «всеобщих» в городе (наряду с Предтеченским). Место выбрали не случайно. Д. И. Самбикин упоминал в этой связи о принятии указа 10.10.1723 года. Еще в тот момент по воле императора Петра I было запрещено хоронить усопших при городских церквях в окружении жилья. Воронеж приказано было разделить на две половины, одну из которых обязывали погребать покойников за Покровским монастырем. Но существование кладбища в тот момент оказалось кратковременным (если его вообще успели создать): со смертью Петра I в январе 1725 года указ утратил силу.
Местность за монастырем по зарослям плодового кустарника получила название Терновой поляны. Само кладбище тоже именовалось Терновым. Видимо, вначале кладбище предназначалось для простолюдинов, для городской бедноты. В «Синодике купцов Елисеевых» нет ни одного упоминания о похоронах здесь последней четверти XVIII века. Первые полвека покойников должны были отпевать в приходских храмах, а сюда привозили только погребать.
Церковь на Терновой поляне у края кладбища была построена в 1838 году. Она находилась на городской земле и имела совместный пригородный и воронежский приход. Храм сложился многопрестольным, в ряд с главным алтарем стояли пределы Казанской иконы Божией Матери, святителя Митрофана Воронежского, в трапезной – Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона.
Можно предположить, что храм строился по проекту воронежского архитектора Соколова С. И. (1802-1868), автора целого ряда городских зданий, в числе которых духовная консистория. Здание близко по стилю к его постройкам. Есть и еще одно обстоятельство, которое дает возможность высказать такое предположение. С. И. Соколов, живший в центре города, был погребен у церкви на Терновом Кладбище.
В конце 1880-х годов у церкви не было земли, не имелось и подцерковных домов: священники жили в собственных владениях или в нанятых квартирах. При храме состояли каменная о двух покоях богадельня и деревянный дом, пожертвованный госпожой Бесчастною (он сохранился на улице Мало-Терновой, 9). Прихожан у церкви столетие назад насчитывалось более тысячи ста душ; это были жители окрестных улочек и вся Троицкая слобода. В храме Сошествия Святого Духа на апостолов содержались два штата, им на проживание шли проценты с капитала в 1910 рублей, плата за исполнение треб и доброхотные подаяния паствы.
Горожан и жителей Троицкой слободы хоронили на Терновом кладбище весь XIX век и первую треть XX-го. Счесть все могилы невозможно. Краеведы Н. И. Поликарпов и В. В. Литвинов в столетний юбилей Отечественной войны 1812 года упоминали о том, что на этом погосте были погребены многие участники великой войны. В числе их назывался: генерал-майор Дмитрий Иванович Халютин (1796-1862), возглавлявший с 1833 года Комиссариатское депо (интендантство). Он владел особняком на Большой Девиченской, и упиравшаяся в него улица получила название Халютинской (ныне Батуринская). Возле его могилы в 1895 году упокоился сын. На этом же кладбище был похоронен участник Бородинской битвы И. С. Мягков. Надпись на надгробной плите гласила: «Под сим памятником покоится тело моего доброго родителя капитана Ивана Саввича Мяхкова, который скончался 1871 года апреля 30 в 6 часов на 91 году своей жизни». Тут же был захоронен участник суворовских походов отставной полковник Яков Михайлович Старков (1775-1856).
Сейчас на заброшенном погосте (книга издана в 1994 году) по самым скрупулезным подсчетам обнаруживается 15 могил. Отчетливо я мог разобрать надпись на одной плите: «Алексей Васильевич Борзенков, скончался 1904 года. Жития его было…». Дворянская семья Борзенковых обитала неподалеку, на Мало-Терновой.
Кладбище закрыли почти шестьдесят лет назад, еще до войны, но даже в начале 1950-х годов здесь изредка хоронили окрестных жителей на свободных клочках земли или на месте утерянных могил. Вскоре, опасаясь сноса кладбища, многие воронежцы перенесли отсюда прах своих близких. Постепенно была разобрана ограда, захламлена и перекопана территория. Ныне часть ее отведена под застройку.
Нам самое время вернуться к истории церкви Сошествия Святого Духа. Накануне революции в храме на Терновой поляне было три священника: Георгий Снесарев, П. Кочемировский и протоиерей М. Ключанский. Судьба отца Георгия оказалась трагической. В 1919 году он был замучен в губернской чрезвычайке. В октябре 1919 года, когда Воронеж оказался в руках армии генерала А. Г. Шкуро, его тело было отрыто в усадебном саду ЧК и вместе с другими священниками и монахами, разделившими его участь, погребено на территории Митрофановского монастыря епископом Тихоном IV.
Жизнь оставшихся священников в 1920-ее годы тоже была нелегкой: они лишались избирательных прав и защиты перед новой властью. Они и их семьи превратились в парий. Да еще маячила перспектива Соловков…
До Святодуховской церкви добрались в начале 1930-х Секретариат обисполкома 31.10.1932г. утвердил предложение комиссии по церковным делам, которое гласило; «Учитывая многочисленное ходатайство 6189 граждан города Воронежа о закрытии Терновской церкви и переоборудовании церковного здания под диспансер, в котором ощущается большая необходимость со стороны населения и имея в виду, что в городе Воронеже имеются другие церкви и верующие могут отправлять религиозные обряды – решение горсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под диспансер – утвердить».
Трудно сейчас сказать, было ли это решение реализовано сразу или с определенным промедлением, свойственным российской бюрократии во все времена. В справке Центрального райисполкома, составленной летом 1944 года, отмечается, что Троицкая Терновая Церковь закрыта в 1934 году, техническое состояние после военных событий оценивается как удовлетворительное, требовался только ремонт кровли. Диспансера в церкви не было и в помине, похоже, решение комиссии использовалось как предлог для прекращения деятельности религиозного объединения. В 1944 году в трапезной находилось общежитие рабочих завода имени Дзержинского, в храмовой части – складское помещение треста «Сортсемовощ».
В 1938 году перед церковью и на месте ее колокольни была построена школа №67. В 1962 году школа заказала проект приспособления церкви под свои учебно-производственные мастерские. В архитектурно-планировочном задании предусматривалась возможность соединения храма со школой утепленным крытым переходом и использование барабана под куполом нефа для размещения в нем дополнительных этажей и даже площадки для астрономических наблюдений. Новый генплан участка должен был включить в школьный двор и бывшее кладбище.
Жильцов из церкви постепенно выселили, какие-то подготовительные работы начали, но в 1964 году всякую мысль об использовании культового сооружения отбросили. Церковь довольно быстро разобрали на стройматериалы. В сем преуспели окрестные жители, чьи предки сооружали ее.
Акиньшин А. Н./ Храмы Воронежа – Воронеж: Воронежский университет, 1994 – с.90-94.
В 1992 году Терновое кладбище поставлено на государственную охрану как памятник истории.
Чесноков Г. А./Каменная летопись. Архитектура и строительство : в 2 т. – Т1 – Воронеж, ТОО «Альбом», 2011, с.110.
В XIX - начале XX века Троицкая слобода разрослась от границы с Воронежем по Грачиному логу (сейчас ул. Кавалерийская) до нынешнего Северного моста. В канун крестьянской реформы здесь значилось 55 дворов казенных поселян, в них проживали 530 человек. В 1868 году местность рассекло полотно железной дороги. В административном отношении Троицкая слобода входила в Чижовскую волость Воронежского уезда.
На восточной окраине Воронежа с 1702г. находился Покровский женский монастырь. На незастроенном участке между Архиерейской рощей и женской обителью в 1775 году было основано кладбище, одно из двух «всеобщих» в городе (наряду с Предтеченским). Место выбрали не случайно. Д. И. Самбикин упоминал в этой связи о принятии указа 10.10.1723 года. Еще в тот момент по воле императора Петра I было запрещено хоронить усопших при городских церквях в окружении жилья. Воронеж приказано было разделить на две половины, одну из которых обязывали погребать покойников за Покровским монастырем. Но существование кладбища в тот момент оказалось кратковременным (если его вообще успели создать): со смертью Петра I в январе 1725 года указ утратил силу.
Местность за монастырем по зарослям плодового кустарника получила название Терновой поляны. Само кладбище тоже именовалось Терновым. Видимо, вначале кладбище предназначалось для простолюдинов, для городской бедноты. В «Синодике купцов Елисеевых» нет ни одного упоминания о похоронах здесь последней четверти XVIII века. Первые полвека покойников должны были отпевать в приходских храмах, а сюда привозили только погребать.
Церковь на Терновой поляне у края кладбища была построена в 1838 году. Она находилась на городской земле и имела совместный пригородный и воронежский приход. Храм сложился многопрестольным, в ряд с главным алтарем стояли пределы Казанской иконы Божией Матери, святителя Митрофана Воронежского, в трапезной – Николая Чудотворца и великомученика Пантелеимона.
Можно предположить, что храм строился по проекту воронежского архитектора Соколова С. И. (1802-1868), автора целого ряда городских зданий, в числе которых духовная консистория. Здание близко по стилю к его постройкам. Есть и еще одно обстоятельство, которое дает возможность высказать такое предположение. С. И. Соколов, живший в центре города, был погребен у церкви на Терновом Кладбище.
В конце 1880-х годов у церкви не было земли, не имелось и подцерковных домов: священники жили в собственных владениях или в нанятых квартирах. При храме состояли каменная о двух покоях богадельня и деревянный дом, пожертвованный госпожой Бесчастною (он сохранился на улице Мало-Терновой, 9). Прихожан у церкви столетие назад насчитывалось более тысячи ста душ; это были жители окрестных улочек и вся Троицкая слобода. В храме Сошествия Святого Духа на апостолов содержались два штата, им на проживание шли проценты с капитала в 1910 рублей, плата за исполнение треб и доброхотные подаяния паствы.
Горожан и жителей Троицкой слободы хоронили на Терновом кладбище весь XIX век и первую треть XX-го. Счесть все могилы невозможно. Краеведы Н. И. Поликарпов и В. В. Литвинов в столетний юбилей Отечественной войны 1812 года упоминали о том, что на этом погосте были погребены многие участники великой войны. В числе их назывался: генерал-майор Дмитрий Иванович Халютин (1796-1862), возглавлявший с 1833 года Комиссариатское депо (интендантство). Он владел особняком на Большой Девиченской, и упиравшаяся в него улица получила название Халютинской (ныне Батуринская). Возле его могилы в 1895 году упокоился сын. На этом же кладбище был похоронен участник Бородинской битвы И. С. Мягков. Надпись на надгробной плите гласила: «Под сим памятником покоится тело моего доброго родителя капитана Ивана Саввича Мяхкова, который скончался 1871 года апреля 30 в 6 часов на 91 году своей жизни». Тут же был захоронен участник суворовских походов отставной полковник Яков Михайлович Старков (1775-1856).
Сейчас на заброшенном погосте (книга издана в 1994 году) по самым скрупулезным подсчетам обнаруживается 15 могил. Отчетливо я мог разобрать надпись на одной плите: «Алексей Васильевич Борзенков, скончался 1904 года. Жития его было…». Дворянская семья Борзенковых обитала неподалеку, на Мало-Терновой.
Кладбище закрыли почти шестьдесят лет назад, еще до войны, но даже в начале 1950-х годов здесь изредка хоронили окрестных жителей на свободных клочках земли или на месте утерянных могил. Вскоре, опасаясь сноса кладбища, многие воронежцы перенесли отсюда прах своих близких. Постепенно была разобрана ограда, захламлена и перекопана территория. Ныне часть ее отведена под застройку.
Нам самое время вернуться к истории церкви Сошествия Святого Духа. Накануне революции в храме на Терновой поляне было три священника: Георгий Снесарев, П. Кочемировский и протоиерей М. Ключанский. Судьба отца Георгия оказалась трагической. В 1919 году он был замучен в губернской чрезвычайке. В октябре 1919 года, когда Воронеж оказался в руках армии генерала А. Г. Шкуро, его тело было отрыто в усадебном саду ЧК и вместе с другими священниками и монахами, разделившими его участь, погребено на территории Митрофановского монастыря епископом Тихоном IV.
Жизнь оставшихся священников в 1920-ее годы тоже была нелегкой: они лишались избирательных прав и защиты перед новой властью. Они и их семьи превратились в парий. Да еще маячила перспектива Соловков…
До Святодуховской церкви добрались в начале 1930-х Секретариат обисполкома 31.10.1932г. утвердил предложение комиссии по церковным делам, которое гласило; «Учитывая многочисленное ходатайство 6189 граждан города Воронежа о закрытии Терновской церкви и переоборудовании церковного здания под диспансер, в котором ощущается большая необходимость со стороны населения и имея в виду, что в городе Воронеже имеются другие церкви и верующие могут отправлять религиозные обряды – решение горсовета о закрытии церкви и переоборудовании последней под диспансер – утвердить».
Трудно сейчас сказать, было ли это решение реализовано сразу или с определенным промедлением, свойственным российской бюрократии во все времена. В справке Центрального райисполкома, составленной летом 1944 года, отмечается, что Троицкая Терновая Церковь закрыта в 1934 году, техническое состояние после военных событий оценивается как удовлетворительное, требовался только ремонт кровли. Диспансера в церкви не было и в помине, похоже, решение комиссии использовалось как предлог для прекращения деятельности религиозного объединения. В 1944 году в трапезной находилось общежитие рабочих завода имени Дзержинского, в храмовой части – складское помещение треста «Сортсемовощ».
В 1938 году перед церковью и на месте ее колокольни была построена школа №67. В 1962 году школа заказала проект приспособления церкви под свои учебно-производственные мастерские. В архитектурно-планировочном задании предусматривалась возможность соединения храма со школой утепленным крытым переходом и использование барабана под куполом нефа для размещения в нем дополнительных этажей и даже площадки для астрономических наблюдений. Новый генплан участка должен был включить в школьный двор и бывшее кладбище.
Жильцов из церкви постепенно выселили, какие-то подготовительные работы начали, но в 1964 году всякую мысль об использовании культового сооружения отбросили. Церковь довольно быстро разобрали на стройматериалы. В сем преуспели окрестные жители, чьи предки сооружали ее.
Акиньшин А. Н./ Храмы Воронежа – Воронеж: Воронежский университет, 1994 – с.90-94.
В 1992 году Терновое кладбище поставлено на государственную охрану как памятник истории.
Чесноков Г. А./Каменная летопись. Архитектура и строительство : в 2 т. – Т1 – Воронеж, ТОО «Альбом», 2011, с.110.