Мозаика называется «Прометей несущий огонь людям», год создания - 1968.
Материал: смальта
Автор - Евгений Аблин
Эскизы мозаики: 1 - Бумага, карандаш. 201х289; 2 - эскизный макет, гипс. 130х540х300Образ Прометея, одного из титанов в древнегреческой мифологии, благодаря своему символическому значению стал одним из наиболее значимых для культурного кода 1960-х годов.
Согласно мифу, Прометей похитил огонь у богов и передал его людям, за что был обречен на тысячелетние страдания. Позднее украденный Прометеем огонь стал символическим воплощением всех культурных благ и знаний, сделавших возможными достижения человеческой цивилизации.
В эпоху научно-технической революции в СССР этот миф трансформировался в мотив готовности отдельного человека к самопожертвованию во имя научных открытий, способствующих прогрессу всего человечества. К Прометею как к одному из наиболее созвучных эпохе образов обращались в своем творчестве Евгений Тальберг, Эрнст Неизвестный и другие художники и скульпторы 1960-х.
Евгений Аблин разрабатывал своего Прометея в середине 1960-х годов для кинотеатра «Пролетарий» в Воронеже (1968). Он выбрал не «страдающего» Прометея, терзаемого орлом (к такой трактовке также обращались шестидесятники), но Прометея, несущего огонь в своих ладонях. Несколько эскизов представляют различные подходы художника к решению творческой задачи.
В итоговом варианте Евгений Аблин отказался от дополнительных деталей вроде математических формул, чтобы сосредоточить внимание зрителя на главном – на самом огне, наполненном символическим смыслом, и на огромном усилии, переданном в каждой линии мощной фигуры титана.
ablin.ru
3 - Оргалит, масло. 650х1987; 4 - Картон, темпера. 712х980, здесь видны математические формулы, от которых автор впоследствии отказался;
5 - Бумага, темпера. 450х1600; 6 - Бумага, темпера, карандаш. 703х1592