Тер-Паносовы

Ответить
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Тер-Паносовы

#1

Сообщение Наталия Серова »

Всё началось с появления в Воронеже священника армяно-григорианской церкви. Его дети по мужской линии заняли в городе важную нишу торгово-предпринимательского плана.

В апреле 2014 года наш город посетили потомки известного рода Тер-Паносовых: Ольга - правнучка Степана Акимовича, а Анна – правнучка Нерсеса Акимовича, ныне живущие в Москве и занимающиеся наукой. Воронежские краеведы получили от них столько интересной информации и фотографий из дореволюционного прошлого, что рассказать хотя бы толику из деяний этой семьи для Воронежа просто необходимо.

Культурная составляющая и бизнес

akim.jpg

На старинной фотографии Аким Тер-Паносов, а именно так писалась эта уважаемая фамилия в прошлом (Тер - ter, в древнеармянском оригинале tearn, - «владыка», «господин», «хозяин»), выглядит достойно и представительно. Окладистая седая борода, массивный крест (хач) на груди и непременная принадлежность армяно-григорианской общине - головной убор камилавка, благословляемый к ношению истинно верующим христианам, принадлежащим к чину священнослужителей. Возможно, наградная, так как за усердную, продолжительную службу священникам даются в награду и головные уборы - скуфья и камилавка. Несомненно, Аким был не только активным прихожанином воронежской армянской церкви, существовавшей в городе ещё до революции, но и приобщил к ней всё свое многочисленное потомство. Собственно и приставка «тер» к фамилии по традиции армянской диаспоры означает, что кто-то в роду имел церковный сан.Большая армянская семья в Воронеже была заметным явлением. Мужчины и женщины Тер-Паносовы активно занимались предпринимательством. Особенно в этом отличились сыновья Акима: Степан, Нерсес и Иван. По рассказам потомков братьев Ольги и Анны, дореволюционное прошлое в доме никак не обсуждалось. И даже бабушка рассказывала только о детстве. Например, что её, сестру и братьев учил музыке дедушка Мстислава Ростроповича, живший по соседству. Подлинник нот, выпущенных самим Ростроповичем, я увидел у коллекционера Юрия Яковлева и попросил снять копию. Может, именно по такому учились любители музыки у Леопольда Ростроповича. Тогда же мне стало известно, что Тер-Паносовы купили дом у Ростроповичей на Большой Дворянской, рядом со своим торговым домом.

«С 1898 года братья Степан, Нерсес и Иван Тер-Паносовы владели в Воронеже торговым домом по продаже мануфактурных, галантерейных и мелочных товаров «Братья Тер-Паносовы» на Большой Дворянской. Говоря современным языком, магазин был первым городским бутиком французских товаров. Один из братьев регулярно ездил в Париж - чтобы закупить меха, духи, сумочки и шляпки для тогдашних воронежских модниц», – писала газета в статье о приезде потомков Тер-Паносовых на историческую родину. И это действительно было так.
По статусу потомственных почётных граждан, присваиваемому за благотворительность и большой вклад в развитие городской среды, и по богатству их можно было бы причислить к купцам второй гильдии. Торговля, поставки материалов на стройки, которые активизировались в Воронеже в первом десятилетии ХХ века, заседания в городской Думе, - всё это приносило капиталы и известность. В Думе осознавали, что городу необходимы новые рабочие места и реконструкция торговых площадей. На одном из заседаний гласные по предложению В.Е. Лофицкого и Н.А. Клочкова выделили место для базарных площадей на городской окраине. Для нас самое интересное, что было решено построить новые торговые ряды на Митрофановской площади. И здесь, как пишет историк Павел Попов: «В 1908 г. та же комиссия (в составе В.Е. Лофицкого и Н.А. Клочкова – авт.) и дума рассмотрели вопрос о перестройке 2-й и 4-й общественных галерей. В 1909 г. группа арендаторов 4-й галереи – братья Тер-Паносовы и братья Давыдовы – заменили старое полутораэтажное здание на новое двухэтажное». Особенно важное значение компаньоны придавали устройству в галерее парового отопления, чтобы можно было торговать в холодное время года.

В ГАВО (Государственном архиве Воронежской области) исследователь Марина Старкова показала мне дело с документами по этому проекту. Кроме многочисленных документов и переписки, обнаружился прекрасно сохранившийся рисунок будущей галереи, подписанный городским архитектором М.Н. Замятниным. Планы залов и прочие чертежи говорят о масштабности проекта на Московской улице (ныне – Плехановской, в районе месторасположения концерна «Созвездие»). Там же, в деле, имеется любопытное свидетельство о страховании этой галереи, построенной в 1916 году, на сумму в 60 000 рублей!

А 20 августа 1910 г., в 11 часов, рухнула недостроенная казарма на Валовой улице. Созданная Думой специальная комиссия назвала недостатки проекта и отступления от него при строительстве, а ещё указала на недоброкачественность материалов. В частности, плохой кирпич с завода бывшего гласного Ф.И. Кожевникова поставлял С.А. Тер-Паносов. Правда, гласному это сошло с рук, а позднее, возможно, и послужило тому, что братья Тер-Паносовы решили открыть в 1913 году в Ямской слободе собственное производство кирпича. Сумма вклада в торговое предприятие составила 10000 рублей, из которых Степан Акимович внес 6000. Изучив в архиве дело с учреждением торгового дома С. и. Н Тер-Паносовых, стало ясно, что 31 января 1914 года «новоиспечённый» торговый дом «Кирпич» приступил к работе. Наверняка кирпичное производство было современным, так как необходимо было выдержать конкуренцию.

Кинотеатр с вековой историей

Но этим интересы братьев не ограничивались. Когда-то пустующий участок в центре города занимали дровяные склады - тоже полезнейшая, скажу вам, штука для горожан. А рядом с этим местом Леопольдом Ростроповичем был построен двухэтажный особняк для своего семейства. Позднее почти вплотную к купленному у Ростроповичей дому и территории склада братья, потомственные почётные граждане Тер-Паносовы, в 1907 году пристроили новое здание, где разместили модно-галантерейной магазин. Но с пониманием, что склад хорошо, а кинотеатр лучше, владельцы территории откликнулись на предложение мещанина Чахмахова как инвестора, и на месте дровяных складов возникла зажатая высокими доходными домами со встроенными магазинами не очень выразительная постройка.
Вход с колоннами вёл в уютное фойе с бесплатным гардеробом, далее были двери в прекрасный зал. Открыт кинотеатр был 18 декабря 1913 года. По этому случаю газета «Воронежский телеграф писала: «Сегодня на Большой Дворянской ул., против театра «Тауматограф», открывается новый электрический театр «Ампир». Для театра выстроено новое здание, стоящее с внутренним оборудованием до 200 000 руб. Арматура для электричества, стоящая до 10 000 руб., и картины выписаны из-за границы. В театральном зале и фойе художественные лепные украшения. Арматура и лепные украшения в стиле «Ампир». В новом театре устранено неудобство, имеющееся в других наших театрах: для ожидания и гуляния в антрактах имеются два фойе, антре, буфет, курительная и кофейная.
Театр вмещает до 800 человек; цены местами от 25 до 75 коп., ученические 15 коп. Роскошная внутренняя отделка здания, вместительные фойе, удобства, какие не всегда может дать и настоящий театр, несомненно, сделают этот новый кинематограф излюбленным местом развлечения нашей публики. Хранение платья бесплатное; желающие могут не раздеваться». 29072014.jpgС началом Первой мировой войны, Тер-Паносовы часть своего имущества передали на нужды армии, а в своём кинотеатре проводили благотворительные мероприятия. С 1915 года «Ампир» поступил в единоличное распоряжение нахичеванского мещанина Фёдора (Асвадура) Степановича Чахмахова. А в 1917 году «Ампир» стал местом проведения важных политических мероприятий. 29 октября 1917 года именно здесь воронежские рабочие поддержали действия Петроградского Совета.
Сохранилось несколько афиш первых лет советской власти, откуда можно узнать, что в ещё не переименованном кинотеатре «Ампир» 19-20 ноября 1918 года демонстрировались следующие ленты: «Война и мир» - две серии, а ежедневно на первых сеансах (с 17-30 до 18-30) лекция московского лектора А.И. Суджаева «Великая французская революция». А третья серия было обещана на следующие дни. А вот 23-24 ноября тот же лектор читал перед кинопоказом для красноармейцев, учащихся и рабочих лекцию о значении первого, второго и третьего «Интернационала», как указывалось в афише - бесплатно.
А 26-27 ноября 1918 года в кинотеатре шла программа в 8 частях с показом ленты «Сибирская каторга» в пяти частях из жизни каторжан, в продолжение фильм в трех частях «Галька» по Т. Шевченко и на первых сеансах лекция про Америку географа Пиотровского. Конечно, большинству воронежцев название «Ампир» мало о чём говорит. Мы знаем этот любимый горожанами кинотеатр уже как «Спартак».

Семейные тайны из первых уст

Когда грянула революция, средний брат из Тер-Паносовых Нерсес бежал со своей семьей в Москву, что называется, в чём был. По рассказам Анны, дочери Нерсеса, в поезде их обыскивали. У неё проверяли юбки и корсеты, чтобы удостовериться, что члены семьи не взяли с собой ничего ценного.
Ещё в детские годы Анна, внучка Нерсеса Акимовича, гостила у бабушки и нередко старалась выведать семейные тайны. В семье хранился красивый английский ключ, и однажды кто-то из родни проговорился, что это ключ от дома в Воронеже. В доме запрещено было говорить о воронежской жизни, о богатстве и как сложилась жизнь у тех Тер-Паносовых, что покинули Воронеж в смутные годы гражданской войны. Таким образом, юное поколение долгие годы было уверено, что их предки крестьяне или рабочие. Хотя альбомные фотографии говорили о Воронеже, так как на многих из них стояли имена дореволюционных воронежских фотографов.
«У нас никаких домов в Воронеже не было и нет!» - категорично прерывала любопытные вопросы Анны хозяйка дома. Для неё это была такая боль! И только прабабушка, жена Нерсеса Акимовича, украдкой шептала: «Наночка, этот ключ от нашего дома, может, когда-нибудь вернут…»
Кроме ключа в семье хранилось старинное пианино и немного украшений. А ещё прабабушка часто рассказывала о многочисленных родственниках на фотографиях. И детская рука правнучки записывала на обороте фотографий их имена…

Вместо постскриптума
Историк и краевед Павел Попов пишет: «Вблизи дома Резниковой, в начале соседней, улицы Дзержинского, под видом реконструкции двух состыкованных домов-памятников и даже реставрации (!) их фасадов оба дома в 2006-2007 годах снесены подчистую для строительства очередного элитного «небоскрёба», хотя проект предусматривал сохранение их передних стен. Может быть, эти стены возведут заново как «новодел» (да только какой в них смысл?).
Таким образом, Воронеж перенял дурной пример Москвы, где, например, копируют из пластмассы палаты XVII века и мэр столицы называет такую подделку реставрацией… Из двух снесённых домов более ценным в архитектурном отношении было правое здание, построенное купцом Степаном Тер-Паносовым в 1912 году».

В. Елецких. Городское пространство Тер-Паносовых // "Шеф", 2014


Модно-галантерейный магазин Тер-Паносовых из темы "Проспект Революции":

Изображение Изображение
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Тер-Паносовы

#2

Сообщение Наталия Серова »

Воронеж. <br />Семья Степана Тер-Паносова
Воронеж.
Семья Степана Тер-Паносова
Братья Тер-Паносовы <br />в кругу домочадцев<br />.
Братья Тер-Паносовы
в кругу домочадцев
.
Воронеж, Тер-Паносовы<br />.<br />.
Воронеж, Тер-Паносовы
.
.
 
Воронеж. Тер-Паносовы <br />с женами на даче в Сосновке<br />.
Воронеж. Тер-Паносовы
с женами на даче в Сосновке
.
Средний брат Нерсес Акимович, <br />в середине священник – его отец Аким, <br />справа – мл. брат Иван Акимович
Средний брат Нерсес Акимович,
в середине священник – его отец Аким,
справа – мл. брат Иван Акимович
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Тер-Паносовы

#3

Сообщение Наталия Серова »

ts_44.jpg
ts_46.jpg
Ответить