Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь

Ответить
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь

#1

Сообщение Наталия Серова »

Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь, Воронеж - не сохранилась

Где находилась: район улиц Цюрупы, Вайцеховского, Каляева

рисунок из книги Г. Чеснокова
рисунок из книги Г. Чеснокова

Из истории:
Улочки Вайцеховского (прежде Вигелевская) и Цюрупы (прежде Сахаровская, потом Петропавловская) сходятся к улице Каляева (прежде: вторая Петропавловская) под острым углом, и трудно поверить, что на стесненном пространстве между ними мог поместиться церковный двор. И тем не менее это так: почти два века здесь стояла церковь. Сейчас никаких зримых примет ее на местности обнаружить невозможно, следы сохранились лишь в старых публикациях и архивных документах.

Официально церковь именовалась Крестовоздвиженской, но в обиходе употреблялось ее более раннее имя, по которому и улица Цюрупы прежде была Петропавловской. Соединение имен святых Петра и Павла в названии одного храма было делом привычным (Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге). Петр, чье имя означает на древнегреческом «камень», получил его за непоколебимость в христианской вере. Он - один из любимейших учеников (апостолов) Иисуса Христа. Фарисей Савл был ярым гонителем христиан, но сам Господь призвал его к апостольскому служению, и тот, принявший имя Павла, стал неутомимым проповедником новой религии. Превращение Савла в Павла с тех пор служит олицетворением быстрой смены человеком своих убеждений на диаметрально противоположные. Жизни Петра и Павла оборвались в Риме в 67 году.

Петропавловская церковь в Воронеже была построена в 1730 году и освящена 26 февраля 1731 года. Ее приход составляли казенные мастеровые суконной мануфактуры Максима Сергеевича Тулинова (1682 - после 1763), расселившиеся от Поповорыночной улицы (ныне улица Степана Разина) до Акатова монастыря. Первоначально церковь была деревянной, она находилась между усадьбами промышленников Сахаровых и Тулиновых, ближе к пересечению с теперешней улицей Каляева. В 1758 году сколотивший большое состояние фабрикант начинает строительство на свои средства каменной церкви немного выше прежней. Тулиновы на протяжении многих десятилетий жертвовали большие суммы на ремонт и благоустройство храма, который, по сути дела, стал для них родовым духовным очагом. В августе 1765 года св. епископ Тихон Задонский освятил церковь в честь апостолов Петра и Павла. Придел в трапезной предназначили Димитрию, митрополиту Ростовскому, незадолго перед тем канонизированному (вторично освящен 17 сентября 1805 года).

Из «Синодика купцов Елисеевых» видно, что в XVIII веке у Петропавловской церкви были похоронены купцы Глумовы, Титовы, Клочковы, Сахаровы. Здесь же, неподалеку от собственного жилья, находили вечный покой и сами Тулиновы: в октябре 1763 года - Ирина Борисовна, жена фабриканта Василия Максимовича; в сентябре 1771 года - ее невестка Елизавета Федоровна. А похороны молодого хозяина мануфактуры произвели впечатление на весь город: «1764 года мая 3 дня представися раб Божий воронежский купец и суконной фабрики содержатель Иван Васильев сын Тулинов и погребен сего ж мая 5 дня в день Преполовения Господня в приходе верховных апостолов Петра и Павла Преосвященным епископом Тихоном со всеми соборными и приходскими священниками, а жития его было от роду 31 год; гроб был покрыт голубым цветным штофом; крышка - малиновым глазетом; а на погребении было народу так много, что хотя в большом ходу столько и не возможно было одному человеку проминовать, чтобы не плакать о таких честных людях в г. Воронеже, нельзя сказать, чтоб был кто с таким состоянием жил, как он, упокойник; а на который день он погребен, тот день и рождение его, да и того ж дня покойная матушка его Ирина Борисовна была именинница, а во гроб положен в голевом кофейном кафтане».

В 1801 году церковь сменила своего небесного покровителя. Богатый и набожный купец Семен Андреевич Аникеев преподнес храму крест, в котором находились частицы ризы и древа Креста Господня и мощей 86 святых угодников. Ради такого ценного дара церковь переосвятили в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, алтарь же Петра и Павла перенесли во второй придел и освятили 26 января 1802 года. Храм стал именоваться Крестовоздвиженским. Новая реликвия завоевала уважение верующих: со всего города приглашали священников с чудотворным крестом для водосвятных молебствий.

Отмечаемый 14 (27) сентября праздник Воздвижения Креста Господня установлен в память его обретения императрицей Еленой в 326 году. По распятии Иисуса Христа крест был зарыт иудеями в землю. Во II веке при императоре Адриане на Голгофе воздвигли храм Венеры с целью посрамления христиан. Языческое капище разрушили по приказу Елены, и под ним обнаружили нетленный крест. Весть об обретении Животворящего Древа Господня привлекла многих христиан, желавших увидеть его воочию. Чтобы удовлетворить это желание, патриарх Макарий поднялся с крестом на возвышенное место и, воздвигая его вверх, показывал народу и осенял все страны света. Отсюда и наименование праздника Воздвижением (поднятие креста вверх), и обряд поклонения ему. Обряд свершается на всенощном бдении так: священник выносит из алтаря крест на амвон и то опускает его до земли, то возвышает, причем клир беспрерывно поет «Господи, помилуй!». Священное действо свершается четыре раза на все стороны света и означает освящение стран земли.

Спустя несколько лет после превращения церкви в Крествоздвиженскую, в 1805 году была построена трехъярусная 27-метровая колокольня. На протяжении XIX века интерьер храма неоднократно изменялся: подновлялся иконостас, переписывалась роспись стен, появлялись новые иконы. Шесть из них были написаны в 1876 году местным изографом М.И. Боковым (1828-1884). В 1897 году в здании появилось водяное отопление, около двух тысяч рублей на эти цели пожертвовал купец Митрофан Кабаргин (1837-1913), староста прихода. В конце позапрошлого века живший по соседству Кабаргин как бы подхватил эстафету благотворительности по отношению к Петропавловской церкви, выпавшую из рук угасшего рода Тулиновых. Похоже, и в 1832 году намечались какие-то ремонтные работы; по этому случаю архитектор Семен Соколов «снял с натуры» план и фасад существующей церкви, послуживший основой для позднейшей иллюстрации.

В 1893 году при храме было учреждено попечительство, оказывавшее материальную помощь малосостоятельным прихожанам за счет частных пожертвований. В 1895 году открылась одноклассная приходская школа, несколько лет спустя для нее было построено специальное помещение. Школьные расходы покрывал в основном все тот же Митрофан Кабаргин. В 1916 году занятия вели священник отец Феодосий Игнатов и учительница М.М. Львова.

Штат церкви состоял из трех человек. Сорок четыре года в ней прослужил (с 1792 года) протоиерей Петр Семенович Кутепов, пять лет - его сын Симеон. В 1805 году приход насчитывал 140 дворов, где проживали 525 душ мужского пола и 636 женского. С 1842 года вплоть до начала XX века у Петра и Павла утвердилась священническая династия Лукиных - Орловых. Более чем за семьдесят лет сменилось всего три человека: с 1842 по 1871 год служил протоиерей Иоанн Лукин (1808-1876), до 1893 года - зять его Александр Орлов (1831-1898), затем сын последнего Николай Орлов (1855-1910).

В 1906 году в приходе насчитывалось 68 дворов и около 400 человек здесь регулярно исповедывались и причащались. В 1911 году приход немного вырос: 85 домов, 450 прихожан. Здесь служили священник Феодосий Игнатов и псаломщик Михаил Кмита. Церковь по городским меркам была довольно бедной: она не имела в своем владении никаких построек, ни домов для причта, ни земли, а на жалованье священнику, дьякону и псаломщику шли банковские проценты с капитала в шестнадцать тысяч рублей. Храм окружала каменная ограда протяженностью
более двухсот метров. От прежде обширного погоста в 1910-е годы налицо было только четыре могилы - тулиновского зятя фабриканта Филиппа Вигеля (1805-1877), священников Иоанна Лукина и Александра Орлова и генерала от инфантерии Павла Юнеева (1826-1907).

О самой Петропавловской церкви, памятнике архитектуры XVIII века, рассказывал в 1922 году искусствовед Юрий Успенский: «Церковь представляет из себя плане сложный латинский крест, боковые части которого образуют низенькие пристройки с портиками классического характера, быть может, несколько поздней обработки. Интересен главный неф церкви обычного для Воронежа характера: на большом четверике стоит стройный восьмерик, покрытый выгнутой, барочного типа, крышей. На крыше стоит изящный восьмериковый барабан, отделанный
по углам пилястрами с небольшими выгнутыми волютами; барабан увенчан стройной главкой. Алтарная пристройка пятигранного типа также увенчана маленькой главкой. Маленькая главка имеется и на трапезной, и эти две главки вместе с большой главой главного нефа, расположенные в одну линию, являют традиционное малороссийское трехглавие и свидетельствуют о том, что и во второй половине XVIII века малороссийские влияния не потеряли своей силы в Воронеже.
Главной особенностью храма являются наличники его окон. Сложный, замысловатый рисунок широких наличников, очевидно, свидетельствует о намерении зодчего придать особую выразительность оконным пятнам».

В революционные бури власть нашла время, чтобы учесть драгоценные металлы в чужих карманах. В конце 1918 года священник Феодосий Игнатов составил подробнейшую опись по своему храму, включив не только всю утварь, но и указав вес риз каждой из 28 икон. Шесть наиболее значимых икон содержали в окладе 107 фунтов 6 золотников серебра. Значилось в перечне и Евангелие, окованное в серебро, вес его (с бумагой) равнялся 24 фунтам. В 1921-1922 годах значительная часть ценностей была изъята под маркой помощи голодающим крестьянам
Поволжья.

Все эти события оказались не концом, а лишь началом тяжелых испытаний. В 1920-х годов храмы в Воронеже закрывали один за другим. Летом 1929 года пошли слухи об изъятии у верующих Петропавловской церкви. Священник Василий Сребрянский решил направить в органы власти петицию от своих прихожан с просьбой не трогать общину и не лишать ее молитвенного здания. Он обошел большинство домов в округе и собрал сотни подписей в поддержку ходатайства. Не знаю, каково пришлось «подписантам», но батюшку Василия весь август 1929 года таскали на допросы, хорошо хоть, не в О ГПУ, а в милицию, но обвиняли-то все равно в контрреволюции.

Церковь все же один год продержалась; ее закрыли по решению облисполкома в январе 1931 года и передали под «культпросветнадобности»: для школы фабрично-заводского ученичества маслозавода. Наверное, не очень уютно чувствовали себя юные «фабзайчата» в громадном промерзшем храме. Продержались они тут все тридцатые годы или церковь перешла еще в одни руки - я не знаю. В годы Великой Отечественной войны постройка была сильно повреждена, и хотя с 1944 года в ней находились жилые квартиры, в конце 1950-х годов ее снесли. На этом месте вырос пятиэтажный жилой дом по улице Цюрупы напротив воинской части; часть его занята служебными помещениями.

А. Акиньшин. Храмы Воронежа, 2003
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь

#2

Сообщение Sergey »

Похоже, и в 1832 году намечались какие-то ремонтные работы; по этому случаю архитектор Семен Соколов «снял с натуры» план и фасад существующей церкви, послуживший основой для позднейшей иллюстрации.
Фасад Крестовоздвиженской церкви, "снятый с натуры", 1832 г.:
92p.jpg
93p.jpg
Еще из истории:
Деревянный храм Петра и Павла поставили в начале 1730-х годов между усадьбами Сахаровых и Тулиновых, но ближе к реке, возле перекрестка с теперешней улицей Каляева. В 1758–1765 годах Тулиновы, долголетние покровители церкви, перестраивают ее из камня. При этом храм ставят, судя по планам города, немного выше и ближе к Сахаровской.
...Увы, воронежцы не сберегли Петропавловский храм, выразительное сооружение стиля барокко, несмотря на то, что его не разрушила война, и в 1948 году он был включен в список охраняемых памятников. Церковь начали разбирать в 1950-х годах. В начале 1960-х участок с полуразрушенным храмом отвели под застройку. В 1963 году трест «Спецэлеватормельмонтаж» завершил сооружение жилого дома для своих работников. Этот «хрущевский» дом (№ 16) тянется по краю бывшей церковной усадьбы.

П. Попов "Энциклопедия воронежских улиц"
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь

#3

Сообщение Наталия Серова »

Фото В. К. Быстржинского, 1925-30 гг., вид со стороны перекрестка Вайцеховского/Каляева:
Petr_c2.jpg
Petr_c3.jpg
из фондов ВОКМ

Еще один вариант того же фото на открытке:
Petr_c4.jpg
Тот же вид, что и на фото Быстржинского, в 2015 г. и дом, построенный в 1960-х на месте Петропавловской церкви:
Petr_c6.jpg
Petr_c5.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь

#4

Сообщение Наталия Серова »

Фото 1944 г. с видом Петропавловской церкви с улицы Сакко и Ванцетти - ссылка:

Изображение


Колокольня и храмовая часть в 1944 г.:
(эскизы архитектора Ткаченко И.В., из серии зарисовок разрушенного в годы войны Воронежа)
petr_c10.jpg
petr_c11.jpg
ALBORMOROZOV
Сообщения: 1
Зарегистрирован: 19.01.2023
Откуда: ВОРОНЕЖ

Петропавловская (Крестовоздвиженская) церковь

#5

Сообщение ALBORMOROZOV »

Мальчишкой играл в её развалинах, т.к. бабушка, у которой я часто гостил, жила точно напротив остатков этой церкви (Каляева,17)
Ответить