Год постройки: 1900
Автор проекта: А.М. Баранов
История завода с бывшего сайта:
В Воронеже промышленное производство спиртных напитков началось в XVII веке, когда были построены две винокурни: Верхняя (находившаяся на холме) и Нижняя. Нижняя имела в длину десять сажен, а в ширину шесть сажен, непрерывность производства обеспечивалась наличием во дворе «мельничной избы» и колодца, а также «сушила» с крыльцом и лестницей и помещением для работников. Хлебное вино (водка по нынешней терминологии) готовилось как из пшеницы, так и из ячменя или риса. В ассортименте воронежских кабаков были также хмельные меды, неизменно восхищавшие иностранцев, и пиво. Государство, имевшее от производства и реализации алкоголя стабильные доходы, на протяжении столетий заботилось о строгом контроле и лучшей организации питейного промысла.
На рубеже XIX-XX веков было предпринято наиболее решительное правительственное мероприятие: по всей стране была введена государственная винная монополия и построены казенные заводы, составившие костяк отрасли на целое столетие. Благодаря этим предприятиям было не только налажено изготовление вина гарантированной очистки из спирта-ректификата, но также сосредоточена в руках государства продукция частных винно-водочных заводов. Одним из таких структурообразующих предприятий отрасли стал Воронежский водочный завод (имевший вначале название винного склада), построенный в 1898-1900 г.г. по проекту городского архитектора А. М. Баранова. Разумеется, предприятие имело иной масштаб по сравнению со старинными винокурнями: склады вмещали 500 тысяч ведер, на производстве было занято более 120 человек, плюс немалый гужевой «транспортный цех» благодаря которому продукция развозилась по всей губернии.
Поначалу на заводе выпускалась только 40-градусная водка марки «Пшеничная», которую разливали в деревянные бочки. Только с 1905 года начался розлив в стеклянную посуду: от четверти (3,07 л) до шкалика (0,0615 л). Процесс был крайне трудоемким: мыли, разливали, укупоривали пробками и осмолкой вручную.
В 1917 году развитие остановилось: начался сухой закон. Но в 1925 году не только возобновился водочный конвейер, но и было освоено производство горьких («Зверобой», «Зубровка», «Полынная») и сладких настоек («Спотыкач», «Запеканка», «Неженская рябина») на основе местного сырья. 1941 год явился еще одним испытанием завода на прочность. Продолжая выпуск водки по заказам военного ведомства, здесь пришлось быстро освоить и производство горючей смеси на нужды войны: Воронежский ЛВЗ стал по сути оборонным предприятием. В 1942 году завод был частично демонтирован и переправлен в Бийск, откуда ничего не возвратилось обратно. Но почти сразу после освобождения Воронежа завод возобновил выпуск водки по нарядам Минобороны, а с 1945 года в круглосуточном режиме началось полномасштабное восстановление предприятия. В 1950 году здесь была проведена техническая реконструкция: установлены посудомоечные машины, розливные, укупорочные, этикетировочные автоматы, причем часть этого достаточно сложного оборудования изготовлялась силами местных рационализаторов. 50-е годы стали периодом подъема на Воронежской «ликерке»: увеличился выпуск водки и ликеров, начал работать соко-морсовый цех. «Сухой закон» 1959 года обернулся резким сокращением выпуска водочных изделий, переходом на слабоградусные напитки и даже постановкой вопроса о закрытии завода. Но уже в 1960 году начался очередной этап модернизации ЛВЗ с переходом на емкости из нержавеющей стали, а вслед за этим - новый подъем производства. До середины 80-х годов завод выпускал порядка 60 наименований продукции ежегодно, практически не имея рекламаций, осваивая розлив водки на экспорт, постоянно экспериментируя и обновляя ассортимент…
Современные процессы расширения ассортимента потребовали реконструкции производства, к которой завод приступил, войдя в объединение «ВИСАНТ». Это вертикально интегрированная с учетом лучшего современного опыта холдинговая компания обладает большим инвестиционным потенциалом. Развернута реконструкция основного производства, которая включает реставрацию старых помещений, и установку новых линий розлива от лучших производителей - новые линии позволят быстро переналаживать автоматику под ту или иную тару, укупорку, этикетку и т. п. Бизнес-планом предполагается расширение сувенирного цеха и развертывание новых производств. Этот проект по масштабам можно сравнить лишь со строительством самого завода, предпринятого сто лет назад.
Насколько понимаю закрыт, и вроде производство "перенесено" в область. На его месте постоянно планируют что то строить. Видать строительству слегка "мешают" исторические здания. Но наших строителей впрочем это редко останавливает .В ассортименте Воронежского ликеро-водочного завода около 50 видов ликеро-водочных изделий. В каждом из них чистота натурального продукта сочетается с неповторимым вкусом, и каждый хранит в себе тайны, рожденные вековым опытом предков и талантами специалистов завода. Четыре пятых продукции АО приходится на разные сорта водки.
Водка особая «Воронеж». Одна из самых заслуженных среди современных марок ЛВЗ. Считается визитной карточкой завода. Имеет обширную наградную историю: Гран-При Петербургской ярмарки вин и водок-2000; 4 золотые медали (в том числе Сочинской Международной выставки «Вино-Водка-Табак» за 1999-й и 2000-й годы); диплом «Сто лучших товаров России-99» (Золотой логотип). Обладая чистым, мягким вкусом. Характерным ярко выраженным ароматом пряностей, водка пользуется стабильной популярностью у воронежцев.
Водка особая «Кольцовская». Как правило, соседствует с «Воронежем» на прилавках. Навеянное поэтической историей края название напитка созвучно его оригинальной рецептуре с ароматом черной смородины. Простота и благородство вкуса привлекают к нему широкие круги потребителей.
Водка особая «Флотская». Кристально чистая водка. Завоевала репутацию по-настоящему «мужского» напитка за акцентированную резкость, облагороженную тонким хвойным ароматом. Золотой медалист конкурса Росспиртпрома (Москва-99), Международных выставок «Гурман-98» и «World food-99», Лауреат конкурса «Сто лучших товаров России-99» (Золотой логотип).
Водка особая «Колыбель Российского флота». Представляет собой пример удачного сочетания простоты и качества. Мягкий водочный вкус сочетается с легким яблочным ароматом. Лауреат выставки «Продэкспо-90», конкурса «Сто лучших товаров России» (Золотой логотип).
Водка особая «Петр I». Дань великому реформатору, а также знатоку и ценителю крепких напитков, которого воронежцы почитают почти своим земляком. Качество «Петра» получило убедительное признание: пять медалей, в том числе золото Международной выставки «Продэкспо-99». Лауреат конкурса «Сто лучших товаров России-99» (Золотой логотип). Водка обладает легким ароматом аниса, душицы, мягким вкусом.
Водка особая «Терновая». Украшение коллекции особых водок завода. Обладатель шести медалей престижных конкурсов и ярмарок (в том числе 3-х золотых). Лауреат конкурса «Сто лучших товаров России-99» (Золотой логотип). Оригинально сочетает компоненты терна, горько-миндального масла, мягкий водочный вкус.
Праздничными напитками, украшающими столы воронежцев в дни торжеств, являются горькие настойки: «Воронежская», «Целитель», сладкие: «Рябиновый букет», «Клюквенная», «Зимняя вишня». Именно сладкие настойки чаще всего закупаются за пределами области, а в ликерном цехе трудятся лучшие технологи завода, хранящие тончайшие секреты мастерства.
Всего воронежские изделия за последние три года завоевали на престижных выставках и ярмарках, в том числе международных, 42 медали и множество дипломов. Новая номенклатурная политика предполагает в будущем выпуск под маркой «ВИСАНТ» преимущественно классических водок. Но можно не сомневаться, что нашедшего своего потребителя водки 90-х годов долго будут занимать почетное место на прилавках воронежских магазинов.