Дом расположен в конце улицы, вдоль нее.
Жилой дом и
служебный флигель (№23а) построены одновременно, в 1909 г., для купца, потомственного почетного гражданина Ивана Павловича Кораблинова, владевшего “фабрикой тертых масляных, химических и обойных красок и масляных лаков”. Участок с видом на реку террасирован и укреплен подпорными стенками. Служебный флигель, где располагалась мастерская, перестроен в 1920-е гг. и приспособлен под жилье.
П.А. Попов, Е.Н. Чернявская. Улица Сиреневая, дом 23 // Историко-культурное наследие Воронежа, 2009
В книге В. Митина постройки усадьбы называются иначе, в соответствии с проектом и планом: в центре усадьбы - главный хозяйский дом
(не сохранился),
Сиреневая, 23 - флигель (сохранившийся дом с башенками), рядом -
сарай-конюшня. Два последних строения - симметричны и по красной линии улицы, между ними - ажурные ворота. Что, в общем-то, соответствует виду на дореволюционной открытке:
Проект постройки флигеля, сарая-конюшни и ворот между ними, 1909 г.:
Усадьба купца И. П. Караблинова
Недалеко от Никольской церкви, на улице с поэтичным названием "Сиреневая", под номером 23 расположена усадьба, принадлежавшая в начале ХХ столетия потомственному почетному гражданину города, купцу Ивану Павловичу Кораблинову. Он владел фабрикой тёртых масляных, химических, и обойных красок и масляных лаков, занимался их сбытом, а также имел магазин по продаже москательных товаров.
На случайно сохранившемся проекте (ил.), в его правом нижнем углу помещен план усадьбы.На нем просматривается главный хозяйский дом, стоявший почти в центре усадьбы. Сам же проект предназначался для возведения по красной линии застройки улицы флигеля, сарая-конюшни и ворот между ними. Всё задуманное хозяином и намеченное проектом было осуществлено в согласии с последним, пережило бурный на потрясения ХХ век и дожило до настоящего времени. Утраченным оказался лишь старый хозяйский дом.
Особо отметим: это один из самых ярких примеров в усадебной застройке Воронежа начала прошлого столетия. Флигель, сарай-конюшня и ворота были выстроены в единой стилистической манере, присущей тому времени. Флигель со стороны улицы был задуман одноэтажным, а со стороны двора, за счет резкого перепада рельефа, вышел полутораэтажным. Полуэтаж сложили из кирпича, а всё остальное было выполнено в дереве. Деревянные стены флигеля обшиты вагонкой в разных направлениях и украшены пропильной резьбой. Особо нарядно декорирован фасад, обращённый к ул. Сиреневой и боковой фасад, глядящих в сторону ул. Декабристов. Ранее этот фасад, имел обширный балкон ‚ но теперь он утрачен.
Центральная ось всей этой, почти симметричной, композиции уличного фасада акцентировалась ажурными воротами. Они были украшены стилизованными головами лошадей, выполненными в пропильной технике. Хозяин усадьбы очень любил лошадей, знал в них толк и имел весьма приличный по тем временам выезд. Второй слабостью И. П. Кораблинова были голуби, поэтому со стороны двора в сарае на чердаке была устроена голубятня с ажурной наружной лестницей. Симметрию фасадной композиции поддерживали одинаковые по длине и высоте четырехгранные шатровые крыши, примыкавшими к воротам, и далее одинаковыми двухскатными крышами сарая и флигеля. Эту общую симметрию немного нарушала лишь декоративная башенка с шатром-восьмериком, установленная со стороны бокового фасада на крыше флигеля.
В. Митин. Усадьбы Воронежа, 2004