Где находилась: Воронеж, ул. Ленина, 12
Далее - немного из истории мастерской (статья автора Savransky, источник - christmasheaven.ru/articles.php?article_id=299):
upd по ссылке того сайта уже нет
Новогодние карнавальные маски из папье-маше, созданные в Мастерской Спорткомбината Воронежского областного совета Динамо
В СССР карнавальные маски были неотъемлемым атрибутом новогодних елок, утренников, карнавалов. Они производились во Ржеве, Вышнем Волочке, Ленинграде, Каунасе, Саратове, Ярославле, Липецке, Воронеже и других городах. Лучшие маски очень выразительны. Эти яркие образы придуманы и созданы талантливыми людьми.
Нам почти ничего не известно о том, кто и как создавал советские новогодние маски. Но Мастерской Спорткомбината Воронежского областного совета Динамо повезло. Память о мастерской сохранилась благодаря статьям воронежского журналиста Людмилы Николаевны Сурковой. Она впервые рассказала о воронежском производстве карнавальных новогодних масок в своих статьях:
- Заяц и волк - родом из "Динамо"
Пришлите Айболита!
Воронежское предприятие по производству масок
Мастерская Спорткомбината Воронежского областного совета Динамо выделяется среди других предприятий, производивших маски. Это было, возможно, самое плодовитое по количеству изделий и разнообразию ассортимента производство карнавальных масок в СССР. Мастерская выпускала новогодние маски с 50-х по 90-е годы 20 века и отправляла их во все концы страны. Многие жители бывшего СССР помнят из своего детства воронежские маски тигра, зайца, волка, лисы, медведя, кота, обезьянки, клоуна, Айболита, Деда Мороза и многие другие.
Производство существовало по одним данным - с 1951, по другим – с 1956 года. Располагалось на территории городского парка со столетними дубами в небольшом одноэтажном здании при Дворце спорта Динамо. На этикетках воронежских масок написано «мастерская», но сами работники именуют его «фабрика». Работали на фабрике, в основном, женщины. Многие - из пригородов Воронежа и окрестных деревень.
Мастер-бутафор С. М. Нюхин, как его называли «художник-бутафорщик», придумывал образы карнавальных масок. Своими руками лепил образцы. «Формы делал вручную, … старые газеты комкал, рукой лепил. Потом высушивал, сам раскрашивал».
Затем изготавливались гипсовые формы. Были «лепщицы», которые делали копии из папье-маше (бумага, клейстер). Потом эти заготовки расставляли на полках, просушивали бытовыми электрообогревателями. Обрезали края. Пробивали глаза и рты. Шпаклевали. Далее заготовки грунтовали раствором, состоящим из олифы, мела и столярного клея. Затем «разрисовщицы» расписывали маски, сверяясь с образцами, созданными художником-бутафором. Сушили. После раскраски маска шла на лакировку. Ее покрывали бесцветным нитролаком. А в конце процесса приклеивали этикетки и прикрепляли резинки.
С 70-х гг. появились алюминиевые формы, и маски стали штамповать из картона, но расписывали, по-прежнему, вручную. К этому периоду относятся маски «Обезьянка с очками», «Дед Мороз», «Доктор Айболит», «Лиса» и другие.
Сотрудники Мастерской "Динамо"
Количество сотрудников Мастерской составляло до 30 человек.
Назовем имена некоторых из них:
Елена Тимофеева – первый директор фабрики
Анна Михайловна Коровякова – директор фабрики
Нелли Петровна Высоцкая – раскрасчица, раскрашивала первые образцы для других раскрасчиц. «Назвали художниками, но они раскрасчицами были». «Колер составляла лицевой, разводы щечки…», «она не очень много красила, но очень качественно»
Анна Шабановна Максимова – старший мастер, работала с самого начала
Ускова Клавдия Васильевна – «работала давно, еще на ручной лепке и мастером была». Проработала 55 лет. Помогала С.М. Нюхину при изготовлении форм, корректировала
Наталья Николаевна – старший мастер
разрисовщицы карнавальных масок Александра Паринова, Мария Корчагина, Валентина Огонькова, Валентина Кортнева
Опытные работницы, передовики: Анна Николаевна Мирошник, Татьяна Константиновна Шевырева, Зоя Ивановна Скорнякова, Зоя Кузнецова, лакировщица Нина Щетинина
и, конечно, главный автор этих выразительных масок - художник-бутафор Сергей Митрофанович Нюхин.
Непосредственное отношение к развитию фабрики имел Александр Андреевич Авдеев – зам. Председателя Общества Динамо
Эти люди подарили нескольким поколениям наших соотечественников незабываемые впечатления чудесных новогодних перевоплощений на маскарадах, елках, утренниках.
Характерна для истории нашей страны биография одного из авторов новогодних карнавальных масок.
Сергей Митрофанович Нюхин (Кузовлев) (1916-1992), сын столбового дворянина Георгия Кузовлева, полного георгиевского кавалера. В годы гражданской войны отец был расстрелян большевиками. Мама, Мария Федоровна, - дочь Ф.И. Неронова, управляющего имением Гардениных, выпускница Воронежской гимназии. После смерти мужа она осталась с тремя детьми на руках. Позже вышла замуж за рабочего-«двадцатипятитысячника» Митрофана Прохоровича Нюхина, который и дал пасынку новое отчество и фамилию.
Сергей закончил только среднюю школу, специального художественного образования не получил. Его мама хорошо рисовала, выкладывала из цветов портреты вождей на клумбах в одном из Воронежских домов отдыха. И Сергей с детства тоже прекрасно рисовал, а особенно хорошо – лепил. В результате несчастного случая стал инвалидом. Еще до Великой Отечественной войны начал работать бутафором в Воронежском Театре музкомедии. После возвращения из эвакуации из Казахстана, продолжил работу в театре. В 50-е гг., с момента создания Мастерской облсовета Динамо, стал работать там художником-бутафором. Сказывалась инвалидность, не всегда слушались руки. Но главное было придумать образы, а в финальном воплощении творческих замыслов ему помогали коллеги: мастер К. В. Ускова иногда корректировала формы масок, а раскрасчица Н. П. Высоцкая завершала раскраску образцов под руководством Сергея Митрофановича.
В настоящее время в Казани живет сын С.М. Нюхина Георгий.
Напоследок хочу процитировать фрагмент беседы со старейшей работницей Мастерской Спорткомбината Динамо Клавдией Васильевной Усковой:
«Работа интересная была, … я человек из деревни приехала, для меня было очень интересно!
… как-то на работу шли, как на какой праздник… Все-таки красивые были маски, вообще красиво было. И сами люди, мне кажется, жизнерадостные были, а сейчас злые, прямо невозможно. Добрые были, как-то между собой у нас все было так хорошо…».
Продолжение ниже.