Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Последняя чистильщица обуви. Будка стояла рядом со зданием ЦНТИ на Комиссаржевской. Фото октябрь 2006 года.
------------------
Связанные темы:
Передвижные мастерские
------------------
Связанные темы:
Передвижные мастерские
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Долгие годы примерно такой киоск (только поменьше)
стол на углу дома по улице Моисеева (под кондиционерами https://goo.gl/maps/7HEcJhuwzvadbj7u7)
Помимо чистки обуви производился ремонт, продавались шнурки и щетки для чистки обуви.
стол на углу дома по улице Моисеева (под кондиционерами https://goo.gl/maps/7HEcJhuwzvadbj7u7)
Помимо чистки обуви производился ремонт, продавались шнурки и щетки для чистки обуви.
- DavydovaElena
- Сообщения: 307
- Зарегистрирован: 14.06.2017
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
1989 год, фотография Михаила Вязового
- Антон
- Сообщения: 168
- Зарегистрирован: 21.03.2021
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Большинство чистильщиков обуви были Ассирийцами
- Алексей Минаков
- Сообщения: 161
- Зарегистрирован: 24.07.2020
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Судьба. 27 лет чистит обувь в будке на Комиссаржевской ассирийка Нина
Мало кто вспоминает сейчас о ростовщиках, гончарах. Не бродят по улицам Воронежа и шарманщики. Не слышится зычная реклама: «Точу ножи!». Не встретишь нынче в городе будки чистильщиков обуви. Впрочем, на улице Комиссаржевской, рядом с «Коммуной», приютилась голубая будка, где чистят обувь. Хозяйка ее, Нина Ивановна Беньяминова, можно сказать, всю жизнь в Воронеже.
Уходят век за веком. И уходят с ними многие профессии. Мало кто вспоминает сейчас о ростовщиках, например, гончарах. Шарманщики не бродят по улицам нашего города. Не слышится зычная реклама: «Точу ножи!». Не встретишь нынче в городе будки чистильщиков обуви. Хотя, стоп! На улице Комиссаржевской, рядом с «Коммуной», я увидела голубую будку, где чистят обувь. И познакомилась с ее хозяйкой.
Нина Ивановна Беньяминова, можно сказать, всю жизнь в Воронеже. Ее родители еще до революции эмигрировали в Россию из Сирии. Они вместе с другими ассирийцами работали в артели имени Микояна – чистили обувь. Нина училась в школе, пела в хоре при Дворце пионеров, хотела поступать в хореографический кружок.
В 1938 году она потеряла отца – его расстреляли. Как знать, может быть, молодой Юхан Ханапов в предсмертный час пожалел о своем решении поменять когда-то жаркую Сирию, где даже зимой плюсовая температура, на «холодную» Россию.
Потом – война. Мама Нины, Зинаида Мерзаева, была мобилизована на уборку урожая куда-то под Воронеж. И девочка осталась с девяностолетней бабушкой. Фашисты наступали на город, Нина с бабушкой хотели эвакуироваться через Чернавский мост, но не успели. Мост взорвали. Немцы вошли в Воронеж. И бабушка с внучкой вернулись к себе в бомбоубежище на улице Мясная гора (сейчас улица Театральная).
7 июля 1942 года Нине исполнилось 14 лет. И в этот же день внучку с бабушкой увели в плен, где вместе с другими ассирийцами хотели расстрелять. Немцы приняли их за евреев. Но расстрел не состоялся, так как среди пленных оказались иранские поданные. Впоследствии пленных отправили в Киев на разборку завалов разрушенных домов.
А в 1943 году их освободили. По возвращении в Воронеж Нину ждала радостная новость: мама жива!
И тут встал вопрос поиска своего дела. Нина Ивановна работала на игрушечной фабрике, в привокзальной прачечной, в магазине, проводницей в поезде и, к слову, первая поездка была в Киев. А к пятидесяти годам вдруг заговорили родительские профессиональные гены. С 1977 года начала чистить обувь. За дело взялась с интересом. Для чистки стала использовать ассирийский крем, который готовила сама по старинному рецепту.
И по сей день работает. В день у нее выходит рублей тридцать. Не густо, но хоть какая-то подработка к скромной пенсии. Зимой работать холодно, и Нина Ивановна ждет тепла, чтобы, как она говорит, «выйти в люди». Муж умер около года назад, и теперь ей особенно в радость общение с нечастыми клиентами в будке чистильщика обуви. Быть с людьми – для нее лучшее счастье.
На мой вопрос, нравится ли ей жить среди русских, Нина Ивановна ответила «да» и что «все люди хорошие». А может, ей помогает и то, что у русских и ассирийцев одна вера – христианское православие.
Была ли у нее мечта? Нина Ивановна призналась, что до войны больше всего хотела научиться играть на аккордеоне. Сейчас это звучит наивно. Не успела научиться играть. А потом немцы убили в ней все желания.
Такая вот судьба. Ольга Леонтьева, студентка факультета журналистики ВГУ.
КОММУНА, 2006
Мало кто вспоминает сейчас о ростовщиках, гончарах. Не бродят по улицам Воронежа и шарманщики. Не слышится зычная реклама: «Точу ножи!». Не встретишь нынче в городе будки чистильщиков обуви. Впрочем, на улице Комиссаржевской, рядом с «Коммуной», приютилась голубая будка, где чистят обувь. Хозяйка ее, Нина Ивановна Беньяминова, можно сказать, всю жизнь в Воронеже.
Уходят век за веком. И уходят с ними многие профессии. Мало кто вспоминает сейчас о ростовщиках, например, гончарах. Шарманщики не бродят по улицам нашего города. Не слышится зычная реклама: «Точу ножи!». Не встретишь нынче в городе будки чистильщиков обуви. Хотя, стоп! На улице Комиссаржевской, рядом с «Коммуной», я увидела голубую будку, где чистят обувь. И познакомилась с ее хозяйкой.
Нина Ивановна Беньяминова, можно сказать, всю жизнь в Воронеже. Ее родители еще до революции эмигрировали в Россию из Сирии. Они вместе с другими ассирийцами работали в артели имени Микояна – чистили обувь. Нина училась в школе, пела в хоре при Дворце пионеров, хотела поступать в хореографический кружок.
В 1938 году она потеряла отца – его расстреляли. Как знать, может быть, молодой Юхан Ханапов в предсмертный час пожалел о своем решении поменять когда-то жаркую Сирию, где даже зимой плюсовая температура, на «холодную» Россию.
Потом – война. Мама Нины, Зинаида Мерзаева, была мобилизована на уборку урожая куда-то под Воронеж. И девочка осталась с девяностолетней бабушкой. Фашисты наступали на город, Нина с бабушкой хотели эвакуироваться через Чернавский мост, но не успели. Мост взорвали. Немцы вошли в Воронеж. И бабушка с внучкой вернулись к себе в бомбоубежище на улице Мясная гора (сейчас улица Театральная).
7 июля 1942 года Нине исполнилось 14 лет. И в этот же день внучку с бабушкой увели в плен, где вместе с другими ассирийцами хотели расстрелять. Немцы приняли их за евреев. Но расстрел не состоялся, так как среди пленных оказались иранские поданные. Впоследствии пленных отправили в Киев на разборку завалов разрушенных домов.
А в 1943 году их освободили. По возвращении в Воронеж Нину ждала радостная новость: мама жива!
И тут встал вопрос поиска своего дела. Нина Ивановна работала на игрушечной фабрике, в привокзальной прачечной, в магазине, проводницей в поезде и, к слову, первая поездка была в Киев. А к пятидесяти годам вдруг заговорили родительские профессиональные гены. С 1977 года начала чистить обувь. За дело взялась с интересом. Для чистки стала использовать ассирийский крем, который готовила сама по старинному рецепту.
И по сей день работает. В день у нее выходит рублей тридцать. Не густо, но хоть какая-то подработка к скромной пенсии. Зимой работать холодно, и Нина Ивановна ждет тепла, чтобы, как она говорит, «выйти в люди». Муж умер около года назад, и теперь ей особенно в радость общение с нечастыми клиентами в будке чистильщика обуви. Быть с людьми – для нее лучшее счастье.
На мой вопрос, нравится ли ей жить среди русских, Нина Ивановна ответила «да» и что «все люди хорошие». А может, ей помогает и то, что у русских и ассирийцев одна вера – христианское православие.
Была ли у нее мечта? Нина Ивановна призналась, что до войны больше всего хотела научиться играть на аккордеоне. Сейчас это звучит наивно. Не успела научиться играть. А потом немцы убили в ней все желания.
Такая вот судьба. Ольга Леонтьева, студентка факультета журналистики ВГУ.
КОММУНА, 2006
- Red Cat
- Сообщения: 2294
- Зарегистрирован: 07.12.2016
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Чаще эти киоски кажется имели непрозрачные боковины, и цвет чаще был, как на первой фотке - синий. Но их не так много было, в 80е уже часто были просто киоски ремонта обуви или в службе быта был ремонт. Не помню точно, но возможно как идти к центральному рынку, был подобный киоск. К дому примыкал напротив троллейбусной остановки у улицы Ф. Энгельса.
На этом они по моему и имели основной доход, а не на чистке.
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
А в наши дни кто-нибудь видел чистильщиков обуви? Или коммерческие киоски по этому направлению? Вот недавно относила в киоск по ремонту молний сумку на починку, увидела, что помимо ремонта обуви, сумок, внутри киоска продавались и шнурки, кремы для обуви. Знаю, что при замене молний в сапогах иногда чистят кремом обувь) но, видимо, это от мастера зависит)
-
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 26.02.2017
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
В 1950-х годах киоски были деревянными и работали там армяне. Торговали они ещё одним самым желанным для пацанов товаром, красной резинкой для рогаток. Она представляла из себя квадратный шнур миллиметров 7-8. Это была самая лучшая резина для игрушки того времени.
- Red Cat
- Сообщения: 2294
- Зарегистрирован: 07.12.2016
- Nina
- Сообщения: 144
- Зарегистрирован: 21.03.2021
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Возможно, они теперь переключились на парикмахерское искусство.
Парикмахерская "Ассирия". Я, кстати, туда заходила ради любопытства. И да, внешность мастеров явно не славянская.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Не знаю, как там на самом деле, но вот любопытная статья про ассириийскую диаспору и про то, что промысел чистки обуви в России был занят представителями этой народности аж с 1920-х годов.
Михайлов С.С. Ассирийцы в исторической памяти жителей городов Центральной России // Этнография и историческая антропология, 2018
Я помню такую будочку-киоск в арке у Кольцовского сквера. Вспоминают, что чистильщика обуви звали дядя Вася Унанов (ассириец).В разных городах их этническую принадлежность идентифицировали по-разному. Как правило, об истинной ассирийской принадлежности представителей маленьких городских восточных диаспор ведали люди, которые жили рядом с ними, знали по работе, были хорошо знакомы лично. Остальные горожане чаще всего считали, что на «точках» чистильщиков обуви работают армяне. В некоторых городах была несколько иная идентификация. Например, в Муроме ассирийцев считали грузинами, в Рязани – цыганами, в Твери и Серпухове – греками. ...
Как правило, ассирийцев путали именно с представителями восточнохристианских народов. Это объясняется и их христианскими именами, а также более всего тем, что представителей диаспоры регулярно видели в православных храмах, которых в городах в советское время оставались открытыми единицы и не заметить в них постоянных прихожан из числа жителей небольшого городка было невозможно. Ассирийцы же, будучи народом, сохранившимся среди многолюдных и агрессивных соседей, будь то арабы, турки, курды, персы, даже в условиях безбожного строя старались обязательно крестить всех родившихся детей, обвенчать молодых и отпеть усопших.
-
- Сообщения: 26
- Зарегистрирован: 15.03.2021
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
На ул. 25 октября стояла будка, рядом с телеграфом.
-
- Сообщения: 643
- Зарегистрирован: 26.02.2017
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Natalia, спасибо, с ассирийцами всё понятно.
В 1950 годах будочка чистильщика стояла у здания Госбанка напротив Драматического театра. Видимо перед спектаклем зрители чистили обувь. В начале 50-х ещё носили парусиновую, которую чистили зубным порошком.
В 1950 годах будочка чистильщика стояла у здания Госбанка напротив Драматического театра. Видимо перед спектаклем зрители чистили обувь. В начале 50-х ещё носили парусиновую, которую чистили зубным порошком.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
-
- Сообщения: 1067
- Зарегистрирован: 05.02.2017
- Контактная информация:
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Блин, спасибо за фото, из раннего детства эта будка запомнилась "волнистой" обшивкой, но было интересно, для чего на служила, и что находилась у ЦНТИ. И как-то смутно помнится, что такая была не одна в городе, наравне с киосками по продаже билетов на транспорт.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Киоски "Чистка обуви" в Воронеже
Таких было много в разных районов города, одна из них - по ссылке в посте №2 темы.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж