Усмань
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Усмань
Усмань - Липецкая область / общая тема
У́смань - город (с 1779) в России, административный центр Усманского района Липецкой области, образует городское поселение город Усмань.
Расположен в 75 км от Липецка. Население - 19 805[1] чел. (2016).
В 1645 году на месте нынешнего города была построена оборонительная крепость Усмань (в некоторых источниках указывается 1646 год). Её строил воевода С. М. Вельяминов. Через 30 лет укрепления обветшали, но опасность с юга сохранялась. Поэтому в 1684 году они были восстановлены. Кроме того, по соседству построили город Демшинск.
Семьи служилых людей жили в окрестных слободах — Стрелецкой, Пушкарской и Казачьей.
К 1780-м годам креспостные укрепления снова обветшали: от них остались лишь земляной вал и неглубокий ров.
Позже, в 1779 году, Усмань стала городом — центром Усманского уезда.
В 1790-х годах на Базарной площади построили каменную соборную Богоявленскую церковь. Это было первое кирпичное здание Усмани. Ранее, в 1778 году, на этой площади возвели каменную Пятницкую, а в 1788 году — каменную Никольскую церковь.
Не позднее 1763 года в Усмани существовала деревянная Космодамианская церковь. В 1825 году она сгорела, а в 1828 году на прежнем месте начали строить новую. Но завершить работы не удалось: когда здание соорудили до купола, на нём появились трещины; пришлось разобрать все до фундамента. Новое строительство закончилось в конце 1864 года.
В советское время были снесены Богоявленская, Пятницкая, Никольская, Покровская и Космодамианская церкви. Говоря о Церкви, стоит упомянуть и то, что в Усмани существовал и функционировал "Тюремный замок", который на своей территории также имел церковь. Из церковной архитектуры в Усмани осталась только Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Город получил своё название по реке Усмани. Гидроним, по предположению топонимистов, происходит от индоевропейского корня со значением «камень» (ср. иранское асман, русское яшма от греч. ἴασπις). «Это название было перенесено от р. Осмонь в Черниговской земле, откуда в X—XII вв. приходили в Подонье переселенцы-славяне».
------------------
Связанные темы: - ТЕМЫ подраздела
У́смань - город (с 1779) в России, административный центр Усманского района Липецкой области, образует городское поселение город Усмань.
Расположен в 75 км от Липецка. Население - 19 805[1] чел. (2016).
В 1645 году на месте нынешнего города была построена оборонительная крепость Усмань (в некоторых источниках указывается 1646 год). Её строил воевода С. М. Вельяминов. Через 30 лет укрепления обветшали, но опасность с юга сохранялась. Поэтому в 1684 году они были восстановлены. Кроме того, по соседству построили город Демшинск.
Семьи служилых людей жили в окрестных слободах — Стрелецкой, Пушкарской и Казачьей.
К 1780-м годам креспостные укрепления снова обветшали: от них остались лишь земляной вал и неглубокий ров.
Позже, в 1779 году, Усмань стала городом — центром Усманского уезда.
В 1790-х годах на Базарной площади построили каменную соборную Богоявленскую церковь. Это было первое кирпичное здание Усмани. Ранее, в 1778 году, на этой площади возвели каменную Пятницкую, а в 1788 году — каменную Никольскую церковь.
Не позднее 1763 года в Усмани существовала деревянная Космодамианская церковь. В 1825 году она сгорела, а в 1828 году на прежнем месте начали строить новую. Но завершить работы не удалось: когда здание соорудили до купола, на нём появились трещины; пришлось разобрать все до фундамента. Новое строительство закончилось в конце 1864 года.
В советское время были снесены Богоявленская, Пятницкая, Никольская, Покровская и Космодамианская церкви. Говоря о Церкви, стоит упомянуть и то, что в Усмани существовал и функционировал "Тюремный замок", который на своей территории также имел церковь. Из церковной архитектуры в Усмани осталась только Церковь Успения Пресвятой Богородицы.
Город получил своё название по реке Усмани. Гидроним, по предположению топонимистов, происходит от индоевропейского корня со значением «камень» (ср. иранское асман, русское яшма от греч. ἴασπις). «Это название было перенесено от р. Осмонь в Черниговской земле, откуда в X—XII вв. приходили в Подонье переселенцы-славяне».
------------------
Связанные темы: - ТЕМЫ подраздела
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Усмань
3 современных аэрофотоснимка (из интернета):
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Усмань
Усмань, ул.Радищева, 165 (фото 1948г.):
фото из семейного архива Алексея Подхалюзина
фото из семейного архива Алексея Подхалюзина
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Усмань
Усмань - конец 50-х, фото Тимофея Петрова:
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Усмань
Фотография с открытия закладного камня, посвященного жертвам репрессий, 7 мая 2000 г. Стоят А.С.Китаев и Н.В.Прохорченко (1921 - 2007) - участница Великой Отечественной войны, дочь секретаря Усманского РК ВКП(б) В.И.Мауснера, репрессированного в 1937 г. Из сборника "Имя твое - Усмань!"
-
- Сообщения: 15
- Зарегистрирован: 03.02.2022
- Откуда: Харьков
Усмань. Про "Детский мир", везение и паровоз
История из далекого восемьдесят затертого года. Железнодорожные моделисты знают, как трудно в те годы было купить ЖД модли, вчастности паровоз Ов Курского завода "Счетмаш". Один мой знакомый из Ленинграда в Курск ездил на мотоцикле (!) просто в надежде, что ему повезет. Не уверен, что ему удалось что-то купить, мне, по крайней мере, в Курске не повезло.
Пребывая в гостях у родственников на станции Графская (мне до сих пор Краснолесный как-то на язык не ложится), обалдев от гостеприимности и одичав в Заповеднике, захотелось "цивилизации", а заодно пройтись по провинциальным магазинам. В то время на периферии попадались дефицитные фотоаппараты ("Зенит TTL" - ура!), электроника и... ЖД модели той же ГДР, а повезет, так и Курские - Россия, все-таки, хоть и в статусе республики. Ближайшая "цивилизация", в Воронеже кроме проката видеокассет ловить было нечего, оказалась Усмань. Уговорив супругу съездить туда я даже не питал никаких надежд на "улов", просто смена обстановки. Усмань встретила нас шикарной водонапорной башней, станция тогда особого впечатления не произвела, и неописуемым амбре, источавшимся местным кожевенным заводом. Быстренько углубившись в город, не помню уж почему мы разделились и я пошел на поиски "Детского мира", это как улица/проспект Ленина, было в каждом городе. И я его нашел! Помню уже смутно, но кажется, возле городского парка. Достаточно большой магазинчик встретил меня безлюдьем и скучающей (пока!) продавщицей. Поздоровавшись и знакомясь с витринами, я в какой-то момент застыл - на витрине была она, вожделенная "овечка" (паровоз серии Ов) стоимостью аж 12 рублей! Я поинтересовался, а сколько их есть в наличии? На лице несчастной женщины отразилось тревожное удивление. Прикинув состояние кошелька и поделив его на 12, я ее добил: "Ну, 6 штук будет?" Было такое впечатление, что она не знает, что делать- звонить в милицию или идти в подсобку, бросив большой пустой магазин на психа. В конце концов, меркантильность победила - целых 72 рубля выручки при не знаю уж каком обороте с 20-30 копеечным товаром, да и очередей что-то не наблюдалось. Став обладателем 6 ценных паровозов, как оказалось, еще и 2- модификаций, я спросил с блаженной улыбкой: "А еще есть?". "Д-да, еще т-три штуки!". Я попрощался и с видом победителя пошел искать отколовшуюся жену. Мне даже не надо было "переспать с идеей", чтобы знать - завтра я на электричку и выкупать остатки.
Запасшись деньгами, на следующий день я снова стоял в магазине. Уже радушно улыбаясь, фея прилавка" вынесла мне из подсобки три соскучившихся за 3 года, как оказалось, паровозика. Я даю 48 рублей, она не понимает. "А что, товар с витрины не продается?". (Это была нередкая практика в то время). "Да нет, почему же? Просто там дефекты...". "Ну я же не прошу скидку!". Короче, я стал счастливым обладателем 10 паровозов Ов, часть из которых эмигрировала в Германию, принеся мне взамен модели в моем масштабе, а 4 остались со мной, как память о том времени и славном городке Усмань, в котором я стал "Почетным покупателем". (Шутка)
Пребывая в гостях у родственников на станции Графская (мне до сих пор Краснолесный как-то на язык не ложится), обалдев от гостеприимности и одичав в Заповеднике, захотелось "цивилизации", а заодно пройтись по провинциальным магазинам. В то время на периферии попадались дефицитные фотоаппараты ("Зенит TTL" - ура!), электроника и... ЖД модели той же ГДР, а повезет, так и Курские - Россия, все-таки, хоть и в статусе республики. Ближайшая "цивилизация", в Воронеже кроме проката видеокассет ловить было нечего, оказалась Усмань. Уговорив супругу съездить туда я даже не питал никаких надежд на "улов", просто смена обстановки. Усмань встретила нас шикарной водонапорной башней, станция тогда особого впечатления не произвела, и неописуемым амбре, источавшимся местным кожевенным заводом. Быстренько углубившись в город, не помню уж почему мы разделились и я пошел на поиски "Детского мира", это как улица/проспект Ленина, было в каждом городе. И я его нашел! Помню уже смутно, но кажется, возле городского парка. Достаточно большой магазинчик встретил меня безлюдьем и скучающей (пока!) продавщицей. Поздоровавшись и знакомясь с витринами, я в какой-то момент застыл - на витрине была она, вожделенная "овечка" (паровоз серии Ов) стоимостью аж 12 рублей! Я поинтересовался, а сколько их есть в наличии? На лице несчастной женщины отразилось тревожное удивление. Прикинув состояние кошелька и поделив его на 12, я ее добил: "Ну, 6 штук будет?" Было такое впечатление, что она не знает, что делать- звонить в милицию или идти в подсобку, бросив большой пустой магазин на психа. В конце концов, меркантильность победила - целых 72 рубля выручки при не знаю уж каком обороте с 20-30 копеечным товаром, да и очередей что-то не наблюдалось. Став обладателем 6 ценных паровозов, как оказалось, еще и 2- модификаций, я спросил с блаженной улыбкой: "А еще есть?". "Д-да, еще т-три штуки!". Я попрощался и с видом победителя пошел искать отколовшуюся жену. Мне даже не надо было "переспать с идеей", чтобы знать - завтра я на электричку и выкупать остатки.
Запасшись деньгами, на следующий день я снова стоял в магазине. Уже радушно улыбаясь, фея прилавка" вынесла мне из подсобки три соскучившихся за 3 года, как оказалось, паровозика. Я даю 48 рублей, она не понимает. "А что, товар с витрины не продается?". (Это была нередкая практика в то время). "Да нет, почему же? Просто там дефекты...". "Ну я же не прошу скидку!". Короче, я стал счастливым обладателем 10 паровозов Ов, часть из которых эмигрировала в Германию, принеся мне взамен модели в моем масштабе, а 4 остались со мной, как память о том времени и славном городке Усмань, в котором я стал "Почетным покупателем". (Шутка)
- Валерий
- Сообщения: 337
- Зарегистрирован: 13.02.2019
Усмань. Про "Детский мир", везение и паровоз
LocomoTT,
зря про скидку не спросили
зря про скидку не спросили
- Валентин
- Сообщения: 94
- Зарегистрирован: 14.12.2021
- Откуда: Воронеж
Усмань. Про "Детский мир", везение и паровоз
а сейчас что в этом магазине?
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018