Где находился: на улице Плехановской, у перекрестка с ул. Орджоникидзе
--------
Виктор Силин. Цирковые истории, часть I
22 июня 1929 года Воронеж обзавёлся новым зданием стационарного цирка, которое возвели за рекордно короткий срок за 34 дня.
Постройка обошлась государству в 100 тысяч рублей. Цирку дали имя героя Гражданской войны и будущего Маршала Советского Союза Семёна Михайловича Будённого. Можно предположить, что, присваивая имя военачальника учреждению культуры, местное начальство руководствовалось двумя причинами (чтобы хоть как-то притянуть Будённого к цирку): во-первых, конница Будённого освобождала Воронеж в октябре 1919 года от белогвардейцев; во-вторых, Семён Михайлович очень любил конный спорт и цирковое искусство.
Первые месяцы на представлениях аншлаг следовал за аншлагом. Главная особенность нового цирка, - сообщала областная газета Коммуна, - отсутствие традиционной галёрки. Все места в цирке сидячие и пронумерованные.
Вторая особенность - обширные обслуживающие площади: вестибюль, фойе, буфет, артистические уборные, конюшни. Особые комнаты выделены для месткома и под красный уголок.
Всем этим большим хозяйством управляет директор цирка Роман Сергеевич Гамсахурдия.
На торжественное открытие ожидали заместителя директора Центрального управления государственными цирками Александра Морисовича Данкмана (директором он стал в 1949 году). По каким-то причинам он не приехал.
Читать далее:
► Показать
О Гамсахурдии и о Данкмане следует сказать хотя бы несколько слов, ибо оба они были по-настоящему преданные цирку люди , как сказали бы в то время, подлинные организаторы творческого процесса.
Роман Сергеевич начинал администратором в Баку в труппе итальянца Безано, который с 1880 года постоянно жил в России. А позднее, с 1917 года, судьба свела Гамсахурдия с представителем другой очень известной итальянской цирковой династии Александром Чинизелли, наездником и дрессировщиком, который в ту пору был директором Варшавского цирка. Уже в советское время Гамсахурдия принимал участие в строительстве новых цирковых зданий в Казани, Свердловске, Иваново и в Воронеже.
А вот Александр Морисович Данкман, хотя ещё до Октябрьской революции окончил юридический факультет Московского университета, но с первых же дней своей карьеры оказался связан с цирком. В актёрской среде он пользовался уважением не только потому, что был классным администратором и руководителем, но ещё и потому, что со знанием дела писал о цирковом искусстве. Его статьи на протяжении многих лет появлялись в журнале Цирк и эстрада.
И года не проработал Роман Сергеевич Гамсахурдия директором Воронежского цирка (новый руководитель приехал уже во второй половине сезона), а его перевели на ту же самую должность в Тбилиси. Дело в том, что в столице Грузии затевали масштабный проект строительство нового здания цирка и для его реализации требовались проверенные кадры. Поэтому без Гамсахурдия было никак не обойтись.
Первые итоги деятельности Воронежского цирка - творческие и экономические подводили без его первого директора. Пост же директора занял товарищ по фамилии Миловидов.
Воронежцы на представления в новое здание шли с большим желанием. Конечно, хотелось само здание посмотреть, как там внутри, как проведена отделка помещений, какие кресла (жёсткие, по типу венских, но удобные), заглянуть в буфет. Кстати, самые дорогие билеты были в первом ряду и за место приходилось отдавать 1 рубль 75 копеек, а самое дешевое стоило 20 копеек. За сезон на цирковых представлениях побывали свыше 196 тысяч человек, а в предыдущем же, в цирке Шапито, - лишь 158 тысяч зрителей. Наблюдался явный прогресс посещаемости.
Да и представлений состоялось больше, чем планировалось: 123 против плановых 84.
И вот 25 июля 1930 года в помещении, отданному под красный уголок, собралась конференция так называемого организованного рабочего зрителя. На неё пришли представители воронежских заводов, горсовета, газет Коммуна и Молодой коммунар, областные руководители культуры.
Но уже в первой фразе, прозвучавшей на конференции, представитель артистического сообщества товарищ Эдвинов выразил неудовольствие: Наличие такого незначительного количества делегатов, собравшихся сегодня на нашу конференцию, очень ярко свидетельствует о том бездумном и совершенно безразличном отношении к цирку. Да и среди тех, кто пришёл, есть такие, кто, к сожалению, используют свой активный приход в цирк за тем, чтобы посмотреть программу, а не за тем, чтобы принять участие в улучшении работы творческого коллектива.
Собственно, разговор на конференции и предполагалось вести о том, как поставить работу, чтобы зритель валом повалил на представления.
Здесь и руководители творческого коллектива, и артисты возлагали большие надежды на помощь со стороны профсоюзных организаций и местных комитетов предприятий. Как сказал всё тот же Эдвинов, мы созвали сюда актив для того, чтобы приблизить себя к общественности и к массам.
Из общего числа побывавших за год на представлениях дневных и вечерних, - а это, как уже упоминалось, 196 тысяч человек, так называемого организованного зрителя оказалось чуть более 82 тысяч, а неорганизованного, то есть купившего билеты непосредственно в кассе цирка, 114 тысяч воронежцев и гостей областного центра. Так вот руководство цирка и артисты как раз и были не удовлетворены тем, что организованный рабочий зритель оказался в меньшинстве.
Далее на конференции Эдвинов заметил: Для привлечения организованного зрителя мы попытались проводить целевые представления. Но система эта себя не оправдала. Получилось, что возьмёт завод, скажет, у нас 700 билетов, а накануне представления возвращает 650 и этим самым срывалась вся работа. Тогда мы ввели систему талонов. С талонами, стоящими 20 копеек, рабочий зритель приходил в цирк и получал в кассе билет. Таким образом было распределено 45 тысяч билетов и, почти все их мы распространяли сами. К нам приходили рабочие и требовали талоны, а они, оказывается, без движения лежали в столе или портфеле председателя фабзавкома. К большим недочётам следует отнести совершенное отсутствие культпоходов. Это как раз то, к чему мы должны идти. Культурный поход это когда предприятия всем своим составом отправляются в цирк.
В начале сезона мы сделали два выезда на заводы. Привлекли к этой работе и драматический театр. Потом наблюдался упадок в данном деле. И только в последнее время выезды на предприятие начинают приобретать более системный характер. Уже сделано десять выездов на заводы и обслужено 15 тысяч тружеников. Помимо этого, в цирке бесплатно посмотрели представление 15 тысяч красноармейцев, дано два шефских спектакля, приняли участие в культурном обслуживании работников потребительской кооперации в день их профессионального праздника. Наши артисты участвовали в программе по содействию уборочной сельскохозяйственной кампании: на утреннике побывало 1300 детей и 300 человек взрослых. Весь сбор в сумме 357 рублей передан на нужды уборочной кампании.
Вы думаете, что крылатый лозунг: Догнать и перегнать Америку!, прозвучавший в конце 50-х на весь СССР, принадлежит Первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущёву? Ошибаетесь. Нечто подобное, но применительно к цирковому искусству было озвучено все на той же воронежской конференции организованного рабочего зрителя из уст всё того же Эдвинова почти на тридцать лет раньше: Наши артисты работают под лозунгом Догнать и перегнать иностранный цирк.
Дело здесь не столько в политических амбициях, сколько в прозе жизни. Сейчас взята нами твёрдая установка на советского циркача, - слышалось с трибуны конференции. - Если ещё в прошлом году мы имели подавляющий процент заграничных номеров, то в этом мы от такого правила отказались. Во-первых, наш советский цирк очень вырос, много мы позаимствовали из техники зарубежных артистов. Во-вторых, нам никак не с руки платить за номера, привезённые из-за границы. Нам самим нужна валюта на машины, на трактора, на строительство заводов и фабрик.
Что ж, явно просматривалось правильное понимание текущего момента. Политически подкованным был у нас артистический состав.
Но, правда, до конца отказываться от зарубежных приглашённых звёзд не стали, да и не смогли. Всё-таки в менталитете отечественного зрителя ещё сильна была уверенность в том, что итальянцы, немцы и австрийцы нас на арене за пояс заткнут. Поэтому решено было, чтобы повысить зрительский интерес, включать в афишу звучные иностранные имена и фамилии. Но пойди там разбери, кто на самом деле скрывается за иностранной фамилией: укротитель бенгальских тигров Тальман, велосипедисты-эксцентрики Нароу, канатоходцы Рельмут, воздушный гимнаст Требиллис...
Нашли же возможность приглашать иностранцев за счёт взаимообмена (натурооплата получалась): мы им бесплатно зверей поставляли для дрессировки, а они ехали к нам с отработкой со своими аттракционами.
Источник: газета «Коммуна» № 134 (26156), 13.09.2013 г.
Роман Сергеевич начинал администратором в Баку в труппе итальянца Безано, который с 1880 года постоянно жил в России. А позднее, с 1917 года, судьба свела Гамсахурдия с представителем другой очень известной итальянской цирковой династии Александром Чинизелли, наездником и дрессировщиком, который в ту пору был директором Варшавского цирка. Уже в советское время Гамсахурдия принимал участие в строительстве новых цирковых зданий в Казани, Свердловске, Иваново и в Воронеже.
А вот Александр Морисович Данкман, хотя ещё до Октябрьской революции окончил юридический факультет Московского университета, но с первых же дней своей карьеры оказался связан с цирком. В актёрской среде он пользовался уважением не только потому, что был классным администратором и руководителем, но ещё и потому, что со знанием дела писал о цирковом искусстве. Его статьи на протяжении многих лет появлялись в журнале Цирк и эстрада.
И года не проработал Роман Сергеевич Гамсахурдия директором Воронежского цирка (новый руководитель приехал уже во второй половине сезона), а его перевели на ту же самую должность в Тбилиси. Дело в том, что в столице Грузии затевали масштабный проект строительство нового здания цирка и для его реализации требовались проверенные кадры. Поэтому без Гамсахурдия было никак не обойтись.
Первые итоги деятельности Воронежского цирка - творческие и экономические подводили без его первого директора. Пост же директора занял товарищ по фамилии Миловидов.
Воронежцы на представления в новое здание шли с большим желанием. Конечно, хотелось само здание посмотреть, как там внутри, как проведена отделка помещений, какие кресла (жёсткие, по типу венских, но удобные), заглянуть в буфет. Кстати, самые дорогие билеты были в первом ряду и за место приходилось отдавать 1 рубль 75 копеек, а самое дешевое стоило 20 копеек. За сезон на цирковых представлениях побывали свыше 196 тысяч человек, а в предыдущем же, в цирке Шапито, - лишь 158 тысяч зрителей. Наблюдался явный прогресс посещаемости.
Да и представлений состоялось больше, чем планировалось: 123 против плановых 84.
И вот 25 июля 1930 года в помещении, отданному под красный уголок, собралась конференция так называемого организованного рабочего зрителя. На неё пришли представители воронежских заводов, горсовета, газет Коммуна и Молодой коммунар, областные руководители культуры.
Но уже в первой фразе, прозвучавшей на конференции, представитель артистического сообщества товарищ Эдвинов выразил неудовольствие: Наличие такого незначительного количества делегатов, собравшихся сегодня на нашу конференцию, очень ярко свидетельствует о том бездумном и совершенно безразличном отношении к цирку. Да и среди тех, кто пришёл, есть такие, кто, к сожалению, используют свой активный приход в цирк за тем, чтобы посмотреть программу, а не за тем, чтобы принять участие в улучшении работы творческого коллектива.
Собственно, разговор на конференции и предполагалось вести о том, как поставить работу, чтобы зритель валом повалил на представления.
Здесь и руководители творческого коллектива, и артисты возлагали большие надежды на помощь со стороны профсоюзных организаций и местных комитетов предприятий. Как сказал всё тот же Эдвинов, мы созвали сюда актив для того, чтобы приблизить себя к общественности и к массам.
Из общего числа побывавших за год на представлениях дневных и вечерних, - а это, как уже упоминалось, 196 тысяч человек, так называемого организованного зрителя оказалось чуть более 82 тысяч, а неорганизованного, то есть купившего билеты непосредственно в кассе цирка, 114 тысяч воронежцев и гостей областного центра. Так вот руководство цирка и артисты как раз и были не удовлетворены тем, что организованный рабочий зритель оказался в меньшинстве.
Далее на конференции Эдвинов заметил: Для привлечения организованного зрителя мы попытались проводить целевые представления. Но система эта себя не оправдала. Получилось, что возьмёт завод, скажет, у нас 700 билетов, а накануне представления возвращает 650 и этим самым срывалась вся работа. Тогда мы ввели систему талонов. С талонами, стоящими 20 копеек, рабочий зритель приходил в цирк и получал в кассе билет. Таким образом было распределено 45 тысяч билетов и, почти все их мы распространяли сами. К нам приходили рабочие и требовали талоны, а они, оказывается, без движения лежали в столе или портфеле председателя фабзавкома. К большим недочётам следует отнести совершенное отсутствие культпоходов. Это как раз то, к чему мы должны идти. Культурный поход это когда предприятия всем своим составом отправляются в цирк.
В начале сезона мы сделали два выезда на заводы. Привлекли к этой работе и драматический театр. Потом наблюдался упадок в данном деле. И только в последнее время выезды на предприятие начинают приобретать более системный характер. Уже сделано десять выездов на заводы и обслужено 15 тысяч тружеников. Помимо этого, в цирке бесплатно посмотрели представление 15 тысяч красноармейцев, дано два шефских спектакля, приняли участие в культурном обслуживании работников потребительской кооперации в день их профессионального праздника. Наши артисты участвовали в программе по содействию уборочной сельскохозяйственной кампании: на утреннике побывало 1300 детей и 300 человек взрослых. Весь сбор в сумме 357 рублей передан на нужды уборочной кампании.
Вы думаете, что крылатый лозунг: Догнать и перегнать Америку!, прозвучавший в конце 50-х на весь СССР, принадлежит Первому секретарю ЦК КПСС Никите Сергеевичу Хрущёву? Ошибаетесь. Нечто подобное, но применительно к цирковому искусству было озвучено все на той же воронежской конференции организованного рабочего зрителя из уст всё того же Эдвинова почти на тридцать лет раньше: Наши артисты работают под лозунгом Догнать и перегнать иностранный цирк.
Дело здесь не столько в политических амбициях, сколько в прозе жизни. Сейчас взята нами твёрдая установка на советского циркача, - слышалось с трибуны конференции. - Если ещё в прошлом году мы имели подавляющий процент заграничных номеров, то в этом мы от такого правила отказались. Во-первых, наш советский цирк очень вырос, много мы позаимствовали из техники зарубежных артистов. Во-вторых, нам никак не с руки платить за номера, привезённые из-за границы. Нам самим нужна валюта на машины, на трактора, на строительство заводов и фабрик.
Что ж, явно просматривалось правильное понимание текущего момента. Политически подкованным был у нас артистический состав.
Но, правда, до конца отказываться от зарубежных приглашённых звёзд не стали, да и не смогли. Всё-таки в менталитете отечественного зрителя ещё сильна была уверенность в том, что итальянцы, немцы и австрийцы нас на арене за пояс заткнут. Поэтому решено было, чтобы повысить зрительский интерес, включать в афишу звучные иностранные имена и фамилии. Но пойди там разбери, кто на самом деле скрывается за иностранной фамилией: укротитель бенгальских тигров Тальман, велосипедисты-эксцентрики Нароу, канатоходцы Рельмут, воздушный гимнаст Требиллис...
Нашли же возможность приглашать иностранцев за счёт взаимообмена (натурооплата получалась): мы им бесплатно зверей поставляли для дрессировки, а они ехали к нам с отработкой со своими аттракционами.
Источник: газета «Коммуна» № 134 (26156), 13.09.2013 г.
► Показать
В первый сезон зимой в новом цирковом здании было холодно. Но в июле 1930 года горсовет принял-таки решение провести центральное отопление. Это позволило новому учреждению культуры работать круглогодично. А планы намечались большие. С наступлением осенних холодов начинался и новый цирковой сезон. Когда же прекращался отопительный сезон, то цирк становился мюзик-холлом.
«Все эстрадные площадки, которые имеются в Воронеже, перейдут к нам – вынашивало планы руководство цирка. – И мы будем строить работу таким образом, чтобы в садах и парках был массовый вид развлечений.
Мы поможем завести и установить всякие аттракционы: колесо смерти, таинственную комнату, карусели, словом, сделаем так, чтобы получились народные гулянья».
Действительно, воронежская арена увидела не только цирковые представления, но и, например, балетные спектакли.
В июне 1932 года здесь проходили гастроли Московского государственного театра драматического балета под руководством Н.С.Гремина. Воронежцы смогли увидеть постановки, осуществленные признанными балетмейстерами Касьяном Голейзовским и Асафом Мессерером (родной дядя Майи Плисецкой). А за год до этого вышел на арену сам Нарком просвещения СССР Анатолий Васильевич Луначарский с лекцией «Европа. Итоги личных наблюдений». Произошло это 15 июля 1931 года.
А вот долго и настойчиво рекламируемые выступления поэтов А.Безыменского и А.Жарова не состоялись (их планировали на 12 декабря 1932 года). Литературный вечер переносили несколько раз, но, увы, поэты в Воронеж так и не приехали.
В первый сезон нового цирка в августе 1929 года начались гастроли внука Анатолия Леонидовича Дурова, Владимира Дурова-Шевченко. Это были первые гастроли молодого артиста и будущего Народного артиста СССР в родном городе.
Анонсируя предстоящие выступления, газета «Коммуна» сообщила: «Владимир Дуров-Шевченко – племянник Анатолия Анатольевича Дурова, трагически скончавшегося от случайного выстрела на охоте, и унаследовавшего его животных. Самый молодой дрессировщик в СССР (к тому времени Владимиру ДуровуШевченко исполнилось всего лишь 20 лет. – В.С.). В его дрессуре – полное отсутствие кнута, нет никакого террора по отношению к животным, а есть только вкусовые поощрения. Везёт Дуров-Шевченко в Воронеж восемь вагонов животных: индийского слона, морских львов, медведей, волков, обезьян. А ещё среди его питомцев – барсуки, хорьки, дикобразы, гиены».
Дуров-Шевченко старался чаще бывать на своей родине. В сезоне 1936-1937 годов его выступления получили массу благожелательных отзывов у публики и у критиков. На этот раз он показал сцену с дрессированными животными «Сон охотника».
«С того времени, как воронежцы в последний раз видели у себя Владимира Дурова, - писал рецензент, - он значительно вырос и как дрессировщик, и как артист. На его примере можно наглядно проследить, как постепенно обнаруживается у нас новый советский стиль циркового искусства… Дуров (можно заодно вспомнить и укротителя хищников Эдера) держит себя на арене просто, а его шутливые разговоры со своими друзьями - собаками, морскими львами, слоном Макси – никогда не сбиваются на дешёвые остроты. Что же касается «друзей», то они по мере своих сил стараются не подвести наставника: работают превосходно, что называется не за страх, а за совесть. Выступление Дурова, занимающее всё третье отделение, бесспорно, самое интересное в новой программе».
Но был тогда ещё один не менее интересный цирковой номер. Рецензент почему-то о нём не сказал (может, сыграл роль квасной патриотизм – Дуров-то наш, воронежский?). Это эквилибристы на проволоке Марта, Зоя и Клара Кох.
Об их мастерстве свидетельствует один только факт: ещё в 1929 году они представляли советский цирк в Германии, Франции и Испании. Их номер назывался «Двойная проволока» и представлял собой серию воздушно-акробатических упражнений на двух проволоках, которые были натянуты одна от другой на расстоянии 70 сантиметров. Пройдёт 7 лет, и сёстры Кох подготовят один из самых выдающихся, эпохальных отечественных номеров – свой «Семафор-гигант», аттракцион на вращающемся эллипсе.
Однако вернёмся в 1930 год, в 25-й день июля, на конференцию организованного рабочего зрителя. К тому времени, оказывается, при цирке действовал художественно-политический совет.
Заметьте: политический! В октябре 1933 газета «Коммуна» подтвердила: «При цирке не первый год существует художественно-политический совет, регулярно проводящий заседания. В него входят представители «Коммуны», «Молодого коммунара», горкома ВКП(б), ВЛКСМ, облоно, облрабиса, заводов им. Дзержинского, СК-2, им. Коминтерна, им. Ленина, авиатехникума».
В архивных материалах мне удалось разыскать то, как определялись цели и задачи этого общественного органа: «Принципиальной установкой художественно-политического совета является борьба за добротно-ценные номера, борьба за отражение на арене цирка сегодняшнего дня, борьба против всего антиобщественного, разлагающего, порнографического».
И вот тут-то досталось клоунам! Сатирический и признанный к тому времени дуэт Биб – Боб (за этим псевдонимом скрывались артисты Иван Воронцов и Григорий Рашковский) в своих выступлениях на худполитсовете измордовали кто хотел и как хотел. Выступающий на конференции Максимов так и заявил: «Надо сказать, что в выступлениях Биб-Боба были неприемлемые частушки».
А в чём же, собственно, их «неприемлемость»? На это ответил другой выступавший – товарищ Шашкин: «Было несколько фактов с сатириками Биб-Боб, которые в частушках затрагивали конскую колбасу и даже печать.
Против этого мы категорически протестовали и предложили дирекции немедленно устранить подобные мотивы у сатириков. То, что замечалось в номерах не подходящее нашему рабочему зрителю, - все это мы стремились изжить».
Хотя в те же годы уважаемые издания по эстраде и цирку отмечали у этих исполнителей совсем другое: «Мастерство исполнения куплетов и острый репризный диалог выдвинули Биб-Боба в 20-е годы в число известных артистов».
Вот так, не больше и не меньше.
Но этот случай – «цветочки» по сравнению с тем, что произошло с другими известными клоунами - Коко и Редо. Их не только заклеймили, а просто сняли с программы. В объяснительной записке сей факт комментируется так: «Этот номер снят художественно-политическим советом, так как он не предназначен для рабочего зрителя, а есть не что иное, как потреба мещанину, как угождение вкусам обывателя». Заводчанин Смольянов из Отрожки, полный праведного гнева, бросил реплику: - Такие вроде бы безобидные номера, как номер Коко и Редо, – никуда не годятся. Мы сюда приходим с женами и детьми, и нам совершенно не надо слышать то, что нам здесь преподносят.
Пойди, разберись после таких глубокомысленных слов, в чем виноваты клоуны. Что такое «ужасное» преподносили эти два известных клоуна, начинавшие свою артистическую карьеру ещё до Октябрьской революции в бродячих балаганах, - установить не удалось. Но то, что они оба вошли в историю циркового искусства как яркие буффонадные исполнители – это известно точно.
Досталось тогда и «Коммуне». Её поминали недобрым словом: «Коммуна» совершенно не освещала работу цирка, было только 2-3 маленьких заметки. Из-за этого не было создано определенного общественного мнения вокруг цирка».
Не хочу выгораживать родную газету, но могу с полной определенностью заявить: напраслина это, взятая с потолка. На протяжении всей своей истории, начиная с 1919 года, «Коммуна» много и регулярно писала о цирковом искусстве. Да иначе где бы мне было взять многие факты из тех, что привел я в этой статье?
Источник: газета «Коммуна» № 135 (26157), 14.09.2013г.
«Все эстрадные площадки, которые имеются в Воронеже, перейдут к нам – вынашивало планы руководство цирка. – И мы будем строить работу таким образом, чтобы в садах и парках был массовый вид развлечений.
Мы поможем завести и установить всякие аттракционы: колесо смерти, таинственную комнату, карусели, словом, сделаем так, чтобы получились народные гулянья».
Действительно, воронежская арена увидела не только цирковые представления, но и, например, балетные спектакли.
В июне 1932 года здесь проходили гастроли Московского государственного театра драматического балета под руководством Н.С.Гремина. Воронежцы смогли увидеть постановки, осуществленные признанными балетмейстерами Касьяном Голейзовским и Асафом Мессерером (родной дядя Майи Плисецкой). А за год до этого вышел на арену сам Нарком просвещения СССР Анатолий Васильевич Луначарский с лекцией «Европа. Итоги личных наблюдений». Произошло это 15 июля 1931 года.
А вот долго и настойчиво рекламируемые выступления поэтов А.Безыменского и А.Жарова не состоялись (их планировали на 12 декабря 1932 года). Литературный вечер переносили несколько раз, но, увы, поэты в Воронеж так и не приехали.
В первый сезон нового цирка в августе 1929 года начались гастроли внука Анатолия Леонидовича Дурова, Владимира Дурова-Шевченко. Это были первые гастроли молодого артиста и будущего Народного артиста СССР в родном городе.
Анонсируя предстоящие выступления, газета «Коммуна» сообщила: «Владимир Дуров-Шевченко – племянник Анатолия Анатольевича Дурова, трагически скончавшегося от случайного выстрела на охоте, и унаследовавшего его животных. Самый молодой дрессировщик в СССР (к тому времени Владимиру ДуровуШевченко исполнилось всего лишь 20 лет. – В.С.). В его дрессуре – полное отсутствие кнута, нет никакого террора по отношению к животным, а есть только вкусовые поощрения. Везёт Дуров-Шевченко в Воронеж восемь вагонов животных: индийского слона, морских львов, медведей, волков, обезьян. А ещё среди его питомцев – барсуки, хорьки, дикобразы, гиены».
Дуров-Шевченко старался чаще бывать на своей родине. В сезоне 1936-1937 годов его выступления получили массу благожелательных отзывов у публики и у критиков. На этот раз он показал сцену с дрессированными животными «Сон охотника».
«С того времени, как воронежцы в последний раз видели у себя Владимира Дурова, - писал рецензент, - он значительно вырос и как дрессировщик, и как артист. На его примере можно наглядно проследить, как постепенно обнаруживается у нас новый советский стиль циркового искусства… Дуров (можно заодно вспомнить и укротителя хищников Эдера) держит себя на арене просто, а его шутливые разговоры со своими друзьями - собаками, морскими львами, слоном Макси – никогда не сбиваются на дешёвые остроты. Что же касается «друзей», то они по мере своих сил стараются не подвести наставника: работают превосходно, что называется не за страх, а за совесть. Выступление Дурова, занимающее всё третье отделение, бесспорно, самое интересное в новой программе».
Но был тогда ещё один не менее интересный цирковой номер. Рецензент почему-то о нём не сказал (может, сыграл роль квасной патриотизм – Дуров-то наш, воронежский?). Это эквилибристы на проволоке Марта, Зоя и Клара Кох.
Об их мастерстве свидетельствует один только факт: ещё в 1929 году они представляли советский цирк в Германии, Франции и Испании. Их номер назывался «Двойная проволока» и представлял собой серию воздушно-акробатических упражнений на двух проволоках, которые были натянуты одна от другой на расстоянии 70 сантиметров. Пройдёт 7 лет, и сёстры Кох подготовят один из самых выдающихся, эпохальных отечественных номеров – свой «Семафор-гигант», аттракцион на вращающемся эллипсе.
Однако вернёмся в 1930 год, в 25-й день июля, на конференцию организованного рабочего зрителя. К тому времени, оказывается, при цирке действовал художественно-политический совет.
Заметьте: политический! В октябре 1933 газета «Коммуна» подтвердила: «При цирке не первый год существует художественно-политический совет, регулярно проводящий заседания. В него входят представители «Коммуны», «Молодого коммунара», горкома ВКП(б), ВЛКСМ, облоно, облрабиса, заводов им. Дзержинского, СК-2, им. Коминтерна, им. Ленина, авиатехникума».
В архивных материалах мне удалось разыскать то, как определялись цели и задачи этого общественного органа: «Принципиальной установкой художественно-политического совета является борьба за добротно-ценные номера, борьба за отражение на арене цирка сегодняшнего дня, борьба против всего антиобщественного, разлагающего, порнографического».
И вот тут-то досталось клоунам! Сатирический и признанный к тому времени дуэт Биб – Боб (за этим псевдонимом скрывались артисты Иван Воронцов и Григорий Рашковский) в своих выступлениях на худполитсовете измордовали кто хотел и как хотел. Выступающий на конференции Максимов так и заявил: «Надо сказать, что в выступлениях Биб-Боба были неприемлемые частушки».
А в чём же, собственно, их «неприемлемость»? На это ответил другой выступавший – товарищ Шашкин: «Было несколько фактов с сатириками Биб-Боб, которые в частушках затрагивали конскую колбасу и даже печать.
Против этого мы категорически протестовали и предложили дирекции немедленно устранить подобные мотивы у сатириков. То, что замечалось в номерах не подходящее нашему рабочему зрителю, - все это мы стремились изжить».
Хотя в те же годы уважаемые издания по эстраде и цирку отмечали у этих исполнителей совсем другое: «Мастерство исполнения куплетов и острый репризный диалог выдвинули Биб-Боба в 20-е годы в число известных артистов».
Вот так, не больше и не меньше.
Но этот случай – «цветочки» по сравнению с тем, что произошло с другими известными клоунами - Коко и Редо. Их не только заклеймили, а просто сняли с программы. В объяснительной записке сей факт комментируется так: «Этот номер снят художественно-политическим советом, так как он не предназначен для рабочего зрителя, а есть не что иное, как потреба мещанину, как угождение вкусам обывателя». Заводчанин Смольянов из Отрожки, полный праведного гнева, бросил реплику: - Такие вроде бы безобидные номера, как номер Коко и Редо, – никуда не годятся. Мы сюда приходим с женами и детьми, и нам совершенно не надо слышать то, что нам здесь преподносят.
Пойди, разберись после таких глубокомысленных слов, в чем виноваты клоуны. Что такое «ужасное» преподносили эти два известных клоуна, начинавшие свою артистическую карьеру ещё до Октябрьской революции в бродячих балаганах, - установить не удалось. Но то, что они оба вошли в историю циркового искусства как яркие буффонадные исполнители – это известно точно.
Досталось тогда и «Коммуне». Её поминали недобрым словом: «Коммуна» совершенно не освещала работу цирка, было только 2-3 маленьких заметки. Из-за этого не было создано определенного общественного мнения вокруг цирка».
Не хочу выгораживать родную газету, но могу с полной определенностью заявить: напраслина это, взятая с потолка. На протяжении всей своей истории, начиная с 1919 года, «Коммуна» много и регулярно писала о цирковом искусстве. Да иначе где бы мне было взять многие факты из тех, что привел я в этой статье?
Источник: газета «Коммуна» № 135 (26157), 14.09.2013г.
------------------
Связанные темы:
Цирк-шапито в Первомайском саду
Воронежский цирк