Где находилась: на участке в районе современной гостиницы "Феникс"/кинотеатра "Луч" (ул. 9 Января)
"Кирпичный" стиль здания мельницы - один из образцов воронежской промышленной архитектуры тех лет.
Паньшины, семья предпринимателей, общественных деятелей.
Никифор Никифорович (29.01.1820, город Воронеж - 27.02.1897, город Воронеж), из семьи ямщика Ямской слободы Воронежа, в середине XIX века перешел в купеческое сословие Воронежа, развернул в губернии производство и продажу орловских рысаков. Владелец имения Михайловка Воронежского уезда с конным заводом. Гласный Воронежской горской думы (1883-1891). С 1885 года в должности старосты Вознесенской церкви, руководил благоустройством Чугуновского кладбища.
Сын Иван Никифорович (15.08.1852, город Воронеж - 14.08.1938, город Воронеж), купец, расширил коннозаводское дело отца. В Воронеже имел конный манеж, построил крупную паровую мельницу (1899-1900, сгорела в 1912 году). Гласный Воронежской городской думы (1901-1909).
"Воронежская энциклопедия"
В 1899 году крупнейшим сооружением улицы стала четырехэтажная паровая мельница купца И.Н. Паньшина. Ее построили на участке, расположенном рядом с нынешним зданием игорного дома (кинотеатра «Луч»). В 1912 году мельницу обуял колоссальный пожар. Пламя безуспешно пытались потушить все пожарные силы города, содержимое всех паньшинских этажей проваливалось вниз вслед за обвалами перекрытий.
П. Попов "Энциклопедия воронежских улиц"
В советское время здание реконструировали: восстановили и надстроили, рядом пристроили огромный элеватор для хранения зерна (в 1930-х).Паньшины, в отличие от многих своих современников-конкурентов, происходили из семьи простых ямщиков. Но это не какая-нибудь далекая, иногородняя семья, а по-настоящему воронежская. В середине XIX века Никифор Никифорович Паньшин, обитатель Ямской слободы, записался в гильдию. Бывший ямщицкий промысел определил вид семейного бизнеса; он и его сын Иван стали коннозаводчиками, развернули продажу орловских рысаков. Иван, расширив отцовское дело, торговал высокоценными породистыми лошадьми. Он имел в городе конный манеж да еще в 1899–1900 годах построил крупную паровую мельницу (но она сгорела в 1912 году).
П. Попов "Старый Воронеж : из истории городского быта XVIII – начала XX века"
Интересная фотография военного времени (немецкая, 1942 г.), на которой хорошо видно здание мельницы (но уже без элеватора, от которого остались лишь руины):
Современный вид того же участка улицы: