Наверное многие у кого старшешкольные годы пришлись на 80е застали УПК Учебно-производственные комбинаты (или комплексы). Один день в неделю ученик не ходил в школу, а посещал, это самое УПК, где получал профессиональные навыки. Навыки были разные от мало желанных крутить гайки, до новомодных оператор ЭВМ, часто было, что учили автоделу с получением прав. Как правило эти УПК организовывали при заводах, но не обязательно на самой территории завода, ПТУ, техникумах. Автодело могли организовать и при школе в помещение, где были труды. Как правило эти школы при строительстве уже имели отдельно стоящие труды с боксами под автомобили, в 00 во многих этих помещениях открылись чисто коммерческие автошколы.Учебно-производственные комбинаты появились в СССР в середине 70-х годов XX века. Постановление об их организации было принято Советом Министров СССР в 1974 году. В 1975 году было утверждено "Типовое положение о межшкольных учебно-производственных комбинатах трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся".
Основными задачами УПК являлось ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации учащихся с целью подготовки их к сознательному выбору профессии, обучение учащихся первоначальным навыкам труда по избранной профессии. Согласно «Положению об организации общественно полезного, производительного труда учащихся общеобразовательных школ» учащиеся старших классов общеобразовательных школ были обязаны проходить профессиональное обучение (в размере четырёх часов в неделю) и заниматься общественно полезным трудом (до четырёх часов в неделю). Обеспечением этого процесса и занимались учебно-производственные комбинаты. Для этого один день в неделю старшеклассники занимались не в школе, а проходили обучение в УПК. По окончании обучения ученики сдавали квалификационные экзамены и получали свидетельство об овладении трудовой специальностью.
Как правило, имхо, с кем я общался к УПК относились положительно. Во первых один день можно было не посещать школу, во вторых обстановка на УПК была более демократическая, взять хотя бы отсутствие обязательного ношения школьной формы, плюс общались со школьниками из других школ. Особенно если был разнополый коллектив, пубертатный возраст сказывался, межшкольные заигрывания процветали. Крайне отрицательное отношение к УПК я встречал либо у идейных противников "рабского" труда. Либо что чаще, если домашние ребята попадали в какое-нибудь явно хулиганско-гопнический коллектив, где их обижали, а мастер, руководство УПК смотрело на это сквозь пальцы. Хотя в принципе руководство школ старалось так сказать проводить сегрегацию.
У себя в школе помню, самым минусом было попасть на истинные рабочие специальности токарь, слесарь и т.п., не из за специальности, а из за того, что, туда отсеивали двоишников и хулиганье. По крайней мере был такой слух, кстати не всегда подтверждающийся потом. "Элитная" профессия были оператор ЭВМ, там скорее больше было делопроизводство на ЭВМ, но и что то из программирования видать преподавали. Но туда брали только с пятерками по математике, да и вообще отличников. А основная масса попадала в радиопромышленность, ведь тогда Воронеж был крупным центром радио и микро электроники. По этому направлению у нас направляли на завод Полюс и Электросигнал. Полюс считался более престижным, хотя, имхо, по факту учили одному и тому же. У меня УПК было на Дружинников 4, воспоминания остались только положительные и учеба, и работа нравилась, и общение в коллективе.
УПК как правило было по четвергам или средам.