Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

Воронежские вокзалы, железная дорога, ж/д станции, железнодорожные артефакты
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#1

Сообщение Sergey »

Воронежский ордена трудового Красного Знамени тепловозоремонтный завод имени Ф. Э. Дзержинского – филиал ОАО «Желдорреммаш», г.Воронеж, ул.Свердлова, д.5

Во второй половине ХIХ столетия в России происходило интенсивное строительство железных дорог. Одновременно создавались предприятия по ремонту паровозов и вагонов.

В августе 1866 года Воронежское губернское земство получило от правительства разрешение на постройку железной дороги от Козлова (ныне Мичуринск) до Воронежа, как продолжения только что построенной железной дороги Москва – Рязань – Козлов. В плане строительства этой железной дороги предусматривалось сооружение на ее конечной станции Воронеж мастерских для ремонта паровозов и вагонов. Мастерские были сданы в эксплуатацию 28 июля 1868 года.

В 1928 году мастерские были переименованы в Воронежский паровозоремонтный завод. В 1929 году заводу присвоено имя Ф.Э.Дзержинского.

Будучи одним из первых крупных промышленных предприятий в городе Воронеже и на железнодорожном транспорте, завод быстро рос и в довоенные годы стал «кузницей» кадров, как для города, так и для транспорта. Ему поручали капитальный ремонт самых мощных из серийных паровозов серии ФД и ИС. На смену паровозам приходит новый вид тяги – тепловозы. Без остановки производства заводчане своими силами производят реконструкцию и перевод предприятия на ремонт самого мощного в то время тепловоза ТЭ3.

Накануне Великой Отечественной войны Воронежский паровозоремонтный завод был одним из самых крупных на транспорте, оснащенный новой техникой. На нем работало более 7500 человек. Годовой выпуск паровозов составлял уже несколько сотен единиц.

В первые годы войны более 1300 работников завода ушли на фронт, в том числе в составе первого полка народного ополчения. Оставшиеся самоотверженно трудились над выполнением заказов фронта. Завод начал выпускать многие виды вооружения, боеприпасов и военного снаряжения. Затем дошла очередь и до "чудо-оружия" - знаменитых "катюш". В августе 1941г. дзержинцами был построен бронепоезд. Его боевая команда была укомплектована рабочими завода, главным образом теми, кто его строил.

26 августа 1960 года из ворот завода уходит первый отремонтированный тепловоз ТЭ3 № 057; и с этого момента началась новая страница заводской истории. Из года в год наращивается выпуск тепловозов из ремонта, осваивается капитальный ремонт роторных снегоочистителей БРС, передвижных электростанций ПЭ1, маневровых тепловозов венгерского производства ВМЭ1. За высокие производственные показатели предприятию многократно в 60 – 70 годы присваиваются первые места среди заводов отрасли.

В 1968 году за трудовые заслуг, успехи и большой вклад в работу железнодорожного транспорта завод награждается орденом Трудового Красного Знамени.

В 1983 году завод освоил капитальный ремонт грузовых тепловозов 2ТЭ116, а с 1998 года – капитальный ремонт пассажирских тепловозов ТЭП70. Более 18 тысяч тепловозов прошли капитальный ремонт на заводе и получили продление жизни.
ГТ1-001

В 2002 году введен в эксплуатацию новый участок по изготовлению венцов зубчатой передачи и отделение по ремонту роликовых подшипников, оснащенные современной техникой и технологией.

Впервые в России в 2007 году на заводе в сотрудничестве с ВНИКТИ был построен и сдан на испытание опытный образец нового газотурбовоза ГТ-1 мощностью 8300кВт с газовой турбиной НК-361, работающей на сжиженном природном газе, с электрической передачей переменно-постоянного тока с поосным регулированием силы тяги, который может стать прообразом локомотива будущего.

В настоящее время завод производит капитальный ремонт тепловозов серий 2ТЭ116, ТЭП70, ТЭМ2. Завод производит для железных дорог и промышленного транспорта ремонт электрических машин, колесных пар и др. узлов тепловозов, обеспечивает их потребности в запасных частях.

источник: АО "Желдорреммаш" - сеть локомотиворемонтных заводов
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#2

Сообщение Наталия Серова »

Митинг рабочих и служащих завода им. Дзержинского, посвященный началу Великой Отечественной войны (ГАВО, Ф. 9306. Оп. 1. Д. 211):
Митинг 1942.jpg

Воронежский паровозоремонтный завод им.Ф.Дзержинского. Перед отправкой на фронт, 1941г.:
1dz.jpg
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#3

Сообщение grm3 »

Из книги "История завода из девятнадцатого в двадцать первый век".
2dz.jpg
 
3dz.jpg
4dz.jpg
5dz.jpg
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#4

Сообщение Red Cat »

Помню мама рассказывала про своего брата, моего дядю, что он в детстве пролазил то ли на Дзержинский, то ли рядом, то ли их от школы туда водили, и купался в бассейне на Дзержинском. Причем она называла то "бассейн" (у меня сразу в сознании всплывало, что то типа "бассейна" Спартака), то "пруд" тут я терялся так как не понимал, что там за пруд. Потом, намного позже, на гш картах смотрел, где там мог быть пруд или озеро, или хотя бы по горизонталям определить, где котловина. Так и не понял, что там было. Котлован с дождевой водой, что ли, но он же грязный должен быть, или остатки карьера?
Только потом прочитав на бвф про котел от паровоза с водой понял, что легенда про пруд наверное, как то связана с ним, просто прошла через много "рук" и сильно трансформировалась.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#5

Сообщение Sergey »

О первой электростанции в Воронеже:

Еще в 1891 году в железнодорожных мастерских (ныне тепловозоремонтный завод имени Ф.Э.Дзержинского) была построена первая в истории нашего края электростанция постоянного тока с двумя паровыми машинами по 40 лошадиных сил и дуговыми фонарями, освещающими мастерские и железнодорожный вокзал. Как писали в то время в газете "Воронежские губернские новости", это событие произвело ошеломляющее впечатление. Каждый вечер на вокзале собирались сотни горожан, чтобы полюбоваться на электрическое чудо.

Через восемь лет, 20 ноября 1899 года, в Воронеже была принята в эксплуатацию первая электростанция однофазного переменного тока. На станции были установлены три электрических генератора по 100 кВт каждый, а в качестве первичных двигателей использовались паровые поршневые машины.

И только спустя 18 лет, 25 октября 1917 года – в самый канун Октябрьской революции, в нашем городе была запущена первая электростанция трехфазного переменного тока. Правда, пока только с одним турбогенератором.

Однако уже к 1926 году проектная мощность этой станции была полностью исчерпана, и перед городом вновь возникла проблема нехватки электроэнергии. Ее удалось частично решить лишь к 1933 году, с вводом в строй Воронежской ТЭЦ-1 и параллельным включением городской электростанции ГЭС-1 по только что построенной ЛЭП - 35кВ.
Аватара пользователя
Kovalski
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 24.01.2017
Откуда: Москва

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#6

Сообщение Kovalski »

Red Cat писал(а): Только потом прочитав на бвф про котел от паровоза с водой понял, что легенда про пруд наверное, как то связана с ним, просто прошла через много "рук" и сильно трансформировалась.
Котел был врыт в землю?
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#7

Сообщение Red Cat »

Kovalski писал(а):Котел был врыт в землю?
Да, писали был врыт в землю, причем вертикально.
Аватара пользователя
Kovalski
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 24.01.2017
Откуда: Москва

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#8

Сообщение Kovalski »

Red Cat, глубина значит немалой была
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#9

Сообщение Red Cat »

В 2006-2007 на заводе, кстати, изготовлен достаточно уникальный локомотив. Правда бесполезный.
Газотурбовоз ГТ1 (позднее ГТ1h) — российский опытный газотурбовоз (тепловоз с газотурбинным двигателем). На нём используется электрическая передача: газотурбинный двигатель, работающий на сжиженном природном газе, соединён с генератором переменного тока, а вырабатываемый последним ток выпрямляется и подаётся на тяговые электродвигатели, которые и приводят локомотив в движение.

Разработка началась в декабре 2006 года после подписания соглашения между РЖД и Самарским научно-техническим комплексом имени Н. Д. Кузнецова, специалисты которого к тому времени создали действующий газотурбинный двигатель НК-361 на базе двигателя НК-32 и силовой блок тяговой секции газотурбовоза.

В 2007 году изготовлен опытный газотурбовоз на базе электровоза ВЛ15-008. Двигатель изготовлен в Самаре, сборка локомотива осуществлена на Воронежском тепловозоремонтном заводе.

4 июля 2008 года ГТ1-001 впервые провёл грузовой состав. Масса состава была равна 3 тыс. т, а испытания проходили на участке «Кинель — Жигулёвское море» Куйбышевской ЖД. Планируется, что первые газотурбовозы будут эксплуатироваться в районах Сибири, где имеются большие запасы природного газа.
Википедия.
6dz.jpg
7dz.jpg
8dz.jpg
фото с сайта Паровоз ИС. Первые два снимка на территории Дзержинского.
Аватара пользователя
Kovalski
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 24.01.2017
Откуда: Москва

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#10

Сообщение Kovalski »

Red Cat писал(а): Правда бесполезный.
А почему бесполезный?
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#11

Сообщение Red Cat »

Kovalski писал(а): А почему бесполезный?
Под газотурбовозы надо развивать газохранилища большой емкости у станций. Он не совсем двухсекционный, одна из секций по большей части емкость хранения СПГ. КПД у них низкое на малых скоростях, не говоря уже про маневрирование и холостой ход. В нем кажется есть небольшой двигатель (не турбина) для собственного маневрирования. Проблемы начинаются при долгой стоянке в заправленном состоянии, кабы не газ надо стравливать периодически. Обслуживание из за СПГ более строгое.
Газотурбовозы эффективны таскать тяжелые составы без остановок, или с минимальными. Ну это как нам говорили инженеры и конструкторы ВНИКТИ (Коломна), которые его проектировали. Когда мы с ними встречались в Смышляевке (Самара) они открыто говорили, что это распил денег, сам я не жд.
Аватара пользователя
Kovalski
Сообщения: 577
Зарегистрирован: 24.01.2017
Откуда: Москва

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#12

Сообщение Kovalski »

Red Cat, понятно
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#13

Сообщение grm3 »

Я не знаю, относится ли это к вопросу про пруд (бассейн) или котел завода, но вот что мне сегодня рассказал ветеран завода им. Дзержинского, который проработал на данном предприятии 56 лет: Рядом с заводоуправлением была такая емкость, ее называли "градирня", в которой горячая вода охлаждалась и поступала в энергоцех. Примерные размеры емкости - ширина 30 м, длина - 50 м, глубина где-то 2-3 м. Емкость была огорожена.
Аватара пользователя
Red Cat
Сообщения: 2294
Зарегистрирован: 07.12.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#14

Сообщение Red Cat »

grm3 писал(а): Я не знаю, относится ли это к вопросу про пруд (бассейн) или котел завода, но вот что мне сегодня рассказал ветеран завода им. Дзержинского, который проработал на данном предприятии 56 лет: Рядом с заводоуправлением была такая емкость, ее называли "градирня", в которой горячая вода охлаждалась и поступала в энергоцех. Примерные размеры емкости - ширина 30 м, длина - 50 м, глубина где-то 2-3 м. Емкость была огорожена.
Конечно, интересно. Как минимум уже два объекта фигурируют в воспоминаниях, которые подтверждают рассказ моей мамы. А то до этого я терялся в догадках, что там вообще могло быть. Если вода была не совсем кипяток и смотря какое ограждение, то "градирня" даже больше подходит. Остается только понять, как мой дядька туда попадал, на территорию, и почему его не отлавливали.
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#15

Сообщение grm3 »

Коммуна, 30 июля 1968 года
Вложения
1968.jpg
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#16

Сообщение grm3 »

Молодой Коммунар, 7 ноября 1950 г.
Вложения
7 ноября 1950.jpg
grm3
Сообщения: 4639
Зарегистрирован: 17.11.2016

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#17

Сообщение grm3 »

Фото взято из книги П.А. Кабанова "Воронежская область. 1945-2015"
Вложения
10002.JPG
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#18

Сообщение Sergey »

Тот же снимок хранится в РГАКФД:
file.jpeg
Подпись: "Вид депо восстановленного вагоноремонтного завода им.Дзержинского в г.Воронеже, 1943-45 гг."

и в архиве РИА Новости:
865643_preview_wm.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#19

Сообщение Наталия Серова »

Фотографии от В. Вырыпаевой:

Середина 1960-х годов. Часть сотрудников кузнечного цеха сфотографировалась на память:
dz3.jpg

Ориентировочно - май 1963-1964 года, работники завода им. Дзержинского в день первомайской демонстрации:
dz2.jpg

Фото до 1982 г., рабочие и служащие завода перед первомайской демонстрацией , на заднем плане - цех старый и новый строящийся корпус цеха:
dz1.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Воронежский тепловозоремонтный завод им.Ф.Э.Дзержинского

#20

Сообщение Sergey »

Из доклада департамента железных дорог министру путей сообщения о проекте Воронежских железнодорожных мастерских:
24 февраля 1868 г.

Инспектор работ от общества железной дороги земства Воронежской губернии 27 мая минувшего года представил на утверждение проект мастерских для Воронежской станции Козловско-Воронежской железной дороги

По рассмотрении проекта сего оказалось: здание это заключает в себе: сборную для паровозов и тендеров с подвижной м и жкой и 12-ю стойлами для паровозов и тендеров, расположенных по 6-ти с каждой стороны ямы тележки, механическое и столярное отделение, кузницу... и двухэтажную жилую пристройку, в нижнем этаже коей поместится контора мастерских, а в верхнем — квартира мастера...

Подле здания мастерских расположится паровозный сарай, с двухэтажною пристройкой, в нижнем этаже коей помещены контора, дежурная комната и магазины для складывания принадлежностей паровоза. А во втором этаже устроены жилые квартиры для служащих.

Фундамент мастерских полагается из бутовой кладки... Стены выведутся из кирпича. Пол мастерских полагается кирпичей сложенный на слое песку. Черный потолок мастерских полагается из наката, настланного по брускам, прибитым к балкам, отделение парового котла покроется сводом...

Заключение. На основании вышеизложенного департамент железных дорог полагает:

Представленное инспектором работ от общества Козловско-Воронежской железной дороги проект мастерских при Воронежской станции утвердить к исполнению.
Воронежские железнодорожные мастерские были сданы в эксплуатацию 28 июля 1868 г. Теперь это Воронежский ордена Трудового Красного Знамени тепловозоремонтный завод им. Ф. Э. Дзержинского.
Ответить