В 1909 году завершилось сооружение первого моста из железобетона; заказчиком столь ответственного строительства выступало земство, в чьем ведении в конце XIX – начале XX века находились все загородные шоссейные дороги с мостами. Этот крепкий девятипролетный мост служил городу до 1942 года, когда был частично взорван бойцами отступавших советских войск.
После освобождения Воронежа от оккупантов мост восстановили: взорванные железобетонные конструкции заменили на деревянные. Продолжала действовать и старая Чернавская дамба – с деревянными мостиками, перекинутыми через луговые заводи, – она подводила к центральной улице бывшей слободы Придачи. Поврежденная в военное время, дамба была укреплена в 1946–1947 годах. Но быстро развивавшийся город эти сооружения не устраивали. В 1959 году вступили в строй и новая дамба, которая соединяет два берега кратчайшим путем, и красивый арочный мост (по сравнению со старым его поставили немного ниже по течению).
П. Попов "Энциклопедия воронежских улиц"
дореволюционные открытки
Уцелевшие остатки (несколько пролетов) старого Чернавского моста можно было увидеть всего пару десятилетий назад.
Остатки моста:
И здесь за построенным в 1959г. мостом - остатки старого:
Фото из областного краеведческого музея.
1909 год, строительство Чернавского моста.
Могу ошибаться, но, кажется, что среди тех, кто изображен на первом фото - Хрщанович, один из строителей моста?
Чернавский мост, поврежденный во время весеннего ледохода 1907 г., оказался в критическом положении. Срочно были мобилизованы денежные средства губернского и уездного земства, составившие в общей сложности 61 тысячу рублей.
После оживленных дискуссий было принято неординарное решение: вместо деревянного строить железобетонный мост. Это было последнее слово строительной техники. Практика США и западноевропейских стран показала, что постройки из железобетона, произведенные 20-30 лет назад, не дают оснований сомневаться в надежности нового материала. Тем более, что его постройка не требовала сложных машин и материалов. Цемент, песок, гравий, сортовое железо можно было достать повсюду без особых затруднений. Цены же на лесные материалы значительно выросли.
В России начала ХХ века на рынке железобетонных сооружений предложение еще не опережало спрос. Тем не менее, земцы после наведения соответствующих справок выбрали из нескольких фирм Черноморское строительное общество железобетонных построек по системе «Геннебик». Было дано добро на подписание контракта на строительство железобетонного балочного моста на железобетонных же сваях. Длина его должна была составить 81,7 саженей, а ширина вместе с тротуарами 4 сажени. Особенностью нового моста являлось наличие четырех ледорезов из железобетона и девяти арочных пролетов. Условия контракта устраивали обе стороны. Фирма за работу получала 97,3 тысячи рублей, земство могло выплачивать эту сумму в рассрочку в течение нескольких лет (до октября 1911 г.) без уплаты процентов. Мост должен был начать функционировать осенью 1907 г. В некоторых изданиях указывается другая дата — 1909 г. Возможно, какие-то обстоятельства помешали уложиться в указанный срок; пока не удалось найти документального подтверждения, что «Черноморское строительное общество» выполнило все необходимые работы по строительству моста.
Первая мировая война, революция, разруха не содействовали поддержанию в идеальном состоянии и Чернавского моста, и Придаченской дамбы. Известно, что еще в 1915 г. Воронежское уездное земство вело переговоры с некоторыми фирмами о замене обветшавших деревянных мостов на дамбе. Однако момент был выбран неудачно. «Черноморское строительное общество», а также «Артель Харьковских инженеров», не отказываясь от этого предложения, предлагали произвести работы по окончании войны.
В 1926 г. «Воронежская коммуна» писала: «Пять мостов разделяют Придачу и город. И на всех пяти надписи: «Езда по мосту шагом». И все пять трясутся старыми столбами, когда по ним скачут ретивые извозчики».
Особая страничка в истории моста связана с Великой Отечественной войной. В Воронеже оставалось много мирных жителей, когда фронт начал стремительно приближаться к городу. По свидетельствам очевидцев, только 4 июля 1942 г. на улицах появились люди, кричавшие: «Граждане! Внимание! Объявлена эвакуация! Покиньте город в 24 часа!». Вначале жители хватали их как паникеров. Потом по радио передали то же сообщение, указав маршрут через Чернавский мост. Через два дня мост взорвали. Для многих воронежцев последняя надежда уйти из города пешком и тем самым избавить себя от оккупации исчезла в одно мгновение. Восстановили мост в 1943 г.
Natalia писал(а): ...земцы после наведения соответствующих справок выбрали из нескольких фирм Черноморское строительное общество железобетонных построек по системе «Геннебик».