Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского - г.Воронеж, пр. Революции, 18
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского» под современным названием существует с 1984 года. Создан в 1933 году как Музей изобразительных искусств на основе объединения художественных коллекций бывшего Губернского музея и Музея древностей и изящных искусств ВГУ.
С 1947 года музей располагается в здании, построенном в 1777–1779 годах в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н.Н. Иевского (1740–1779) и являющимся памятником истории и культуры федерального значения. Оно было построено по заказу воронежского губернатора генерал - поручика Ивана Алексеевича Потапова на Большой Дворянской улице. После смерти Потапова его вдова Елена Антоновна, переехавшая в своё имение Семидубравное Землянского уезда, продала здание генерал—майору Сандбергу, который в свою очередь в 1803 году продал дом Воронежской комиссариатской комиссии.
Первоначально, здание окружала аркада и одноэтажные каменные службы, образовавшие обширный двор, за которым был разбит парк. На протяжении 19 века «Воронежский дворец» неоднократно ремонтировался, однако основной облик здания оставался без изменений.
В 1911 году здание перешло Воронежскому губернскому музею, который после 1917 года назывался музеем краеведения. После Великой Отечественной войны в нём разместился вернувшийся из эвакуации музей изобразительных искусств. Во время войны здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1952–1953 годах под наблюдением архитектора Г. В. Здебчинского. Историческая внутренняя планировочная структура здания сохранилась до настоящего времени. В 1984 году к тыльной стороне северного ризалита здания был пристроен выставочный зал.
В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 22 тысяч единиц хранения по разделам древнеегипетского и античного искусств, живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.
Сохраняя старые ценности, музей ведет научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, собирательскую деятельность, произведениями из своего собрания участвует в выставках крупнейших музеев страны.
Музейный фонд состоит из коллекций: Живопись, Графика, Скульптура, Археология, Древний Восток, Нумизматика, Декоративно–прикладное искусство, Фарфор.
Экспозиционные площади основного здания - 832,4 м2 / Экспозиционная площадь выставочного зала - 724,7 м2
источник - mkram.ru
Государственное бюджетное учреждение культуры Воронежской области «Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского» под современным названием существует с 1984 года. Создан в 1933 году как Музей изобразительных искусств на основе объединения художественных коллекций бывшего Губернского музея и Музея древностей и изящных искусств ВГУ.
С 1947 года музей располагается в здании, построенном в 1777–1779 годах в стиле барокко по проекту губернского архитектора Н.Н. Иевского (1740–1779) и являющимся памятником истории и культуры федерального значения. Оно было построено по заказу воронежского губернатора генерал - поручика Ивана Алексеевича Потапова на Большой Дворянской улице. После смерти Потапова его вдова Елена Антоновна, переехавшая в своё имение Семидубравное Землянского уезда, продала здание генерал—майору Сандбергу, который в свою очередь в 1803 году продал дом Воронежской комиссариатской комиссии.
Первоначально, здание окружала аркада и одноэтажные каменные службы, образовавшие обширный двор, за которым был разбит парк. На протяжении 19 века «Воронежский дворец» неоднократно ремонтировался, однако основной облик здания оставался без изменений.
В 1911 году здание перешло Воронежскому губернскому музею, который после 1917 года назывался музеем краеведения. После Великой Отечественной войны в нём разместился вернувшийся из эвакуации музей изобразительных искусств. Во время войны здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1952–1953 годах под наблюдением архитектора Г. В. Здебчинского. Историческая внутренняя планировочная структура здания сохранилась до настоящего времени. В 1984 году к тыльной стороне северного ризалита здания был пристроен выставочный зал.
В настоящее время музейный фонд насчитывает свыше 22 тысяч единиц хранения по разделам древнеегипетского и античного искусств, живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства.
Сохраняя старые ценности, музей ведет научно-исследовательскую, культурно-просветительскую, собирательскую деятельность, произведениями из своего собрания участвует в выставках крупнейших музеев страны.
Музейный фонд состоит из коллекций: Живопись, Графика, Скульптура, Археология, Древний Восток, Нумизматика, Декоративно–прикладное искусство, Фарфор.
Экспозиционные площади основного здания - 832,4 м2 / Экспозиционная площадь выставочного зала - 724,7 м2
источник - mkram.ru
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
---------------
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
I слет пионеров ЦЧО в Воронеже в 1929 г. Экскурсия пионеров в антирелигиозный отдел краеведческого музея
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Трактор и другие сельскохозяйственные машины во дворе музея Революции ЦЧО в Воронеже. 1927-1929 гг.
Триер - зерноочистительная машина во дворе музея Революции ЦЧО в Воронеже. 1927-1929 гг.
Триер - зерноочистительная машина во дворе музея Революции ЦЧО в Воронеже. 1927-1929 гг.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Вид двора перед военным госпиталем, размещенным в здании Воронежского путевого дворца во время Первой мировой войны, 1914-1916 г.г.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Подпись к фото
Офицеры-воспитатели и учителя преподающие в Воронежском Вел. Кн. Михаила Павловича кадетском корпусе у здания корпуса.
Офицеры-воспитатели и учителя преподающие в Воронежском Вел. Кн. Михаила Павловича кадетском корпусе у здания корпуса.
Последний раз редактировалось Sergey 30 мар 2022, 02:30, всего редактировалось 2 раза.
Причина: перемещение из темы Дворянское собрание
Причина: перемещение из темы Дворянское собрание
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
О`Dэ, пока неизвестно
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
-
- Сообщения: 715
- Зарегистрирован: 27.09.2018
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Да, подпись хорошо читаема на обороте. Вид фото с аукциона:
Фотография гуляет по разным сообществам vk и fb
Последний раз редактировалось Sergey 30 мар 2022, 02:32, всего редактировалось 2 раза.
Причина: перемещение из темы Дворянское собрание
Причина: перемещение из темы Дворянское собрание
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Воронежский телеграф, август 1913 года.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
В ЗДАНИИ ВОРОНЕЖСКОГО ОБЛАСТНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИМ. И.Н. КРАМСКОГО ОТРЕСТАВРИРУЮТ ЛЕСТНИЦУ
В Воронежской области начали поиск подрядчика для реставрации лестницы южного ризалита объекта культурного наследия федерального значения «Здание Путевого дворца» по адресу г. Воронеж, пр-т Революции, 18. В здании располагается «Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского». Начальная максимальная цена контракта — 5,4 млн рублей.
Подрядчику предстоит произвести ремонтно-реставрационные работы лестницы, а также провести благоустройство территории.
Работы необходимо завершить к 1 декабря 2022 года.
Заявки на участие в тендере принимаются до 7 ноября. Подрядчика определят 9 ноября.
Источник: Правительство Воронежской области, Управление по охране ОКН Воронежской области.
В Воронежской области начали поиск подрядчика для реставрации лестницы южного ризалита объекта культурного наследия федерального значения «Здание Путевого дворца» по адресу г. Воронеж, пр-т Революции, 18. В здании располагается «Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского». Начальная максимальная цена контракта — 5,4 млн рублей.
Подрядчику предстоит произвести ремонтно-реставрационные работы лестницы, а также провести благоустройство территории.
Работы необходимо завершить к 1 декабря 2022 года.
Заявки на участие в тендере принимаются до 7 ноября. Подрядчика определят 9 ноября.
Источник: Правительство Воронежской области, Управление по охране ОКН Воронежской области.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14318
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Общий вид статуи «Весна» из путевого дворца Петра I в Воронеже (потом в парке Таганского района г. Москвы), 1940 г.
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Люди, которые ценой своей жизни спасали искусство. На третьем этаже музея Крамского открылась документальная выставка-рассказ «Музей в годы войны» (0+). Приурочили её сразу к двум датам: юбилею учреждения и 80-летию освобождения Воронежа. В основу экспозиции легли копии архивных документов, старые фотографии и живые свидетельства участников тех событий. Задача проста – показать, как переживал это тяжелейшее время музей и рассказать о подвиге его сотрудников, которые несмотря ни на что самоотверженно выполняли свой профессиональный долг. Они сутками дежурили под бомбежками, охраняя исторические ценности. Выставку разделили на 4 отдела, чтобы посетителям было удобнее знакомиться с информацией: жизнь до Великой Отечественной, эвакуация, послевоенные годы и утраты. Последний посвящен тому, чего уже не вернуть. А это 1 392 ценнейших экспоната. Фотографии с единицами из них в пустых рамах – напоминание о том, что могло остаться в музее, если бы не война.
Заведующая научно-просветительским отделом Воронежского областного художественного музея им. Крамского Лариса Китаева:
– Это собрание икон, скульптура, это фарфор, это живопись, это собрание довоенных плакатов, часто упоминаемая в прессе утеря произведений русских авангардистов. Выставка прежде всего несет в себе посыл: все-таки помнить об этом времени и помнить о том, чему нас может научить это время, потому что сегодня, готовясь к этой выставке, многие из коллег моих задались вопросом: а как бы повели себя в этой ситуации мы?
Старший научный сотрудник Воронежского областного художественного музея им. Крамского Евгений Сычёв:
– Они сами ломали ящики, сами ломали витрины, искали упаковочные материалы, машины, не было даже места куда можно было бы перевести, и буквально сами сотрудники музея определили, что будет город Омск. Когда поняли, что потребуется 5 вагонов – их было найти невозможно, потому что во время войны вагоны требовались всем. В итоге из 5 вагонов было найдено только 2 и музейную коллекцию пришлось разделять на две части. Был план, что во вторую волну эвакуации их вывезут, но вывезти их к сожалению не удалось.
Причем это сделали всего несколько человек, которые оставались в музее в период боев за Столицу Черноземья. К счастью, была спасена большая часть коллекции, в том числе и предметы из Острогожска – это около 14 тысяч экспонатов. 3 января 42-го их вывезли в Омск, а через 3 года благополучно вернули в Воронеж. Везли коллекцию 80 дней. Сопровождал её один-единственный человек – музейный работник и художник Леонид Митрофанович Афанасьев, который впоследствии восстанавливал экспозицию. Память о нём до сих пор бережно хранят в Омске.
Директор Омского областного музея им. Врубеля Фарида Буреева:
– Перед отправкой в Воронеж стоял вопрос о целесообразности такого шага, ведь город был практически разрушен и говорили о том, что может есть смысл оставить все здесь в Омске. Но было принято абсолютно верное решение и 7 ноября 1945 воронежцы смогли снова увидеть свои сокровища.
ТВ губерния, 07.02.2023
Заведующая научно-просветительским отделом Воронежского областного художественного музея им. Крамского Лариса Китаева:
– Это собрание икон, скульптура, это фарфор, это живопись, это собрание довоенных плакатов, часто упоминаемая в прессе утеря произведений русских авангардистов. Выставка прежде всего несет в себе посыл: все-таки помнить об этом времени и помнить о том, чему нас может научить это время, потому что сегодня, готовясь к этой выставке, многие из коллег моих задались вопросом: а как бы повели себя в этой ситуации мы?
Старший научный сотрудник Воронежского областного художественного музея им. Крамского Евгений Сычёв:
– Они сами ломали ящики, сами ломали витрины, искали упаковочные материалы, машины, не было даже места куда можно было бы перевести, и буквально сами сотрудники музея определили, что будет город Омск. Когда поняли, что потребуется 5 вагонов – их было найти невозможно, потому что во время войны вагоны требовались всем. В итоге из 5 вагонов было найдено только 2 и музейную коллекцию пришлось разделять на две части. Был план, что во вторую волну эвакуации их вывезут, но вывезти их к сожалению не удалось.
Причем это сделали всего несколько человек, которые оставались в музее в период боев за Столицу Черноземья. К счастью, была спасена большая часть коллекции, в том числе и предметы из Острогожска – это около 14 тысяч экспонатов. 3 января 42-го их вывезли в Омск, а через 3 года благополучно вернули в Воронеж. Везли коллекцию 80 дней. Сопровождал её один-единственный человек – музейный работник и художник Леонид Митрофанович Афанасьев, который впоследствии восстанавливал экспозицию. Память о нём до сих пор бережно хранят в Омске.
Директор Омского областного музея им. Врубеля Фарида Буреева:
– Перед отправкой в Воронеж стоял вопрос о целесообразности такого шага, ведь город был практически разрушен и говорили о том, что может есть смысл оставить все здесь в Омске. Но было принято абсолютно верное решение и 7 ноября 1945 воронежцы смогли снова увидеть свои сокровища.
ТВ губерния, 07.02.2023
-
- Сообщения: 4640
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Воронежский областной художественный музей им. И.Н. Крамского
Грозные военные годы стали трагическим временем для многих музеев страны. Не обошла беда стороной и Воронежский художественный музей им. И.Н.Крамского. И всё-таки значительная часть его коллекций была спасена – эвакуирована в сибирский Омск и сохранена благодаря подвижничеству сотрудников музея. Этим событиям и посвящена новая выставка «Музей в годы войны» — эмоциональная история спасения шедевров.
Экспозиция необычна по содержанию: в качестве экспонатов здесь представлены копии документов, писем и воспоминаний одного из главных действующих лиц эвакуации – замдиректора музея Леонида Афанасьева. Вместе с тем выставка оказывает невероятно сильное эмоциональное воздействие. В особенности, когда видишь пустые рамы, в которых вместо полотен размещены списки безвозвратно утраченных шедевров. В их числе – работы Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова. Кроме этого, музей лишился богатого собрания икон, скульптур, фарфора, коллекции довоенного плаката – всего более 1300 предметов. Речь идёт о тех сокровищах, которые погибли под бомбёжками и остались лишь на страницах каталогов и фотографиях.
15 тысяч экспонатов в трёх вагонах поезда
– В тяжёлые для страны 1941 – 1942 годы спасение культурных ценностей было задачей трудной и опасной, — рассказал один из кураторов выставки, историк Евгений Сычёв. — Ещё летом 1941 года музей продолжал функционировать. Как только линия фронта приблизилась к Воронежу, началась эвакуация предприятий.
Удивительно, но художественный музей не попал в первоначальный план эвакуации. К ней приступили благодаря инициативе и усилиям музейных сотрудников. Они по очереди дежурили на крыше здания музея (он размещался тогда в Доме губернатора по адресу: проспект Революции, 22), сбрасывали вниз зажигательные бомбы. Сами искали ящики и даже сколачивали их из того, что попадалось под руку, а затем тщательно упаковывали в них картины, скульптуры, другие экспонаты.
Далеко не сразу стало известно, куда будет эвакуирован музей. Также до последнего не было ясно, сколько ему выделят вагонов, которые были буквально нарасхват.
«Только в первых числах октября удалось добиться решения об эвакуации ценностей и музея, – писал позднее в письме родным Леонид Афанасьев. — Проявить в этом отношении личную инициативу, тем более что директора мобилизовали на войну… А я с утра и до поздней ночи, а иногда и ночью, неся дежурство по 8 ночей подряд, укладывал всё ценное… Иногда за плотника мастерил ящики, ломал для них стеллажи, витрины и шкапы».
В середине ноября 1941 года в три вагона вместо пяти удалось уложить 14888 экспонатов (в первую очередь отбиралось всё самой ценное) и отправить в сопровождении работников музея в Омск. 80 дней в пути. Прибытие. Выгрузка. Размещение 101 запечатанного ящика во Дворце генерал-губернатора Западной Сибири (там находился Омский государственный музей изобразительных искусств).
В Воронеже после наступления фашистов оставшиеся в городе сотрудники музея буквально под бомбёжками закрывали здание, которому было суждено превратиться в руины вместе со значительной частью ценностей.
«Люди хотели убедиться, что музей не погиб»
Спасённые коллекции вернулись в Воронеж только в 1945 году. До этого времени они так и хранились в запечатанных ящиках. Сотрудники музея в эвакуации вели просветительскую работу, читая лекции в госпиталях и институтах Омска.
«В августе 1945 года пришло распоряжение вернуть музей в Воронеж, – вспоминал Леонид Афанасьев. Вагоны подали на ту же железнодорожную ветку. 15 сентября двинулись домой. Утром 30 сентября были в Воронеже».
По словам Афанасьева, родной город было не узнать: кругом громоздились остовы разрушенных, обгоревших зданий. Развалины поглощал зловещий мрак. Впечатлённого страшной картиной замдиректора накрыли сомнения: удастся ли в сложившихся обстоятельствах восстановить музей? Да и нужен ли он людям в почти полностью уничтоженном городе?
Первоначально культурные ценности разместили в Покровском соборе, где находился музей атеизма. Позднее под коллекции выделили помещения областной партшколы (здание по адресу: ул.Орджоникидзе, 39). К 7 ноября 1945 года в честь годовщины Октябрьской революции здесь была развёрнута первая послевоенная экспозиция, в которую вошли полотна Ивана Крамского, Карла Брюллова, Фёдора Рокотова, Ильи Репина, Ивана Шишкина и др.
«С утра до вечера в зале толпились люди, – отписывал события Леонид Афанасьев. – Все хотели воочию убедиться, что музей не погиб. Что он вернулся и живёт, спасённый и возрождённый».
tv-gubernia.ru
Экспозиция необычна по содержанию: в качестве экспонатов здесь представлены копии документов, писем и воспоминаний одного из главных действующих лиц эвакуации – замдиректора музея Леонида Афанасьева. Вместе с тем выставка оказывает невероятно сильное эмоциональное воздействие. В особенности, когда видишь пустые рамы, в которых вместо полотен размещены списки безвозвратно утраченных шедевров. В их числе – работы Казимира Малевича, Натальи Гончаровой, Петра Кончаловского, Михаила Ларионова. Кроме этого, музей лишился богатого собрания икон, скульптур, фарфора, коллекции довоенного плаката – всего более 1300 предметов. Речь идёт о тех сокровищах, которые погибли под бомбёжками и остались лишь на страницах каталогов и фотографиях.
15 тысяч экспонатов в трёх вагонах поезда
– В тяжёлые для страны 1941 – 1942 годы спасение культурных ценностей было задачей трудной и опасной, — рассказал один из кураторов выставки, историк Евгений Сычёв. — Ещё летом 1941 года музей продолжал функционировать. Как только линия фронта приблизилась к Воронежу, началась эвакуация предприятий.
Удивительно, но художественный музей не попал в первоначальный план эвакуации. К ней приступили благодаря инициативе и усилиям музейных сотрудников. Они по очереди дежурили на крыше здания музея (он размещался тогда в Доме губернатора по адресу: проспект Революции, 22), сбрасывали вниз зажигательные бомбы. Сами искали ящики и даже сколачивали их из того, что попадалось под руку, а затем тщательно упаковывали в них картины, скульптуры, другие экспонаты.
Далеко не сразу стало известно, куда будет эвакуирован музей. Также до последнего не было ясно, сколько ему выделят вагонов, которые были буквально нарасхват.
«Только в первых числах октября удалось добиться решения об эвакуации ценностей и музея, – писал позднее в письме родным Леонид Афанасьев. — Проявить в этом отношении личную инициативу, тем более что директора мобилизовали на войну… А я с утра и до поздней ночи, а иногда и ночью, неся дежурство по 8 ночей подряд, укладывал всё ценное… Иногда за плотника мастерил ящики, ломал для них стеллажи, витрины и шкапы».
В середине ноября 1941 года в три вагона вместо пяти удалось уложить 14888 экспонатов (в первую очередь отбиралось всё самой ценное) и отправить в сопровождении работников музея в Омск. 80 дней в пути. Прибытие. Выгрузка. Размещение 101 запечатанного ящика во Дворце генерал-губернатора Западной Сибири (там находился Омский государственный музей изобразительных искусств).
В Воронеже после наступления фашистов оставшиеся в городе сотрудники музея буквально под бомбёжками закрывали здание, которому было суждено превратиться в руины вместе со значительной частью ценностей.
«Люди хотели убедиться, что музей не погиб»
Спасённые коллекции вернулись в Воронеж только в 1945 году. До этого времени они так и хранились в запечатанных ящиках. Сотрудники музея в эвакуации вели просветительскую работу, читая лекции в госпиталях и институтах Омска.
«В августе 1945 года пришло распоряжение вернуть музей в Воронеж, – вспоминал Леонид Афанасьев. Вагоны подали на ту же железнодорожную ветку. 15 сентября двинулись домой. Утром 30 сентября были в Воронеже».
По словам Афанасьева, родной город было не узнать: кругом громоздились остовы разрушенных, обгоревших зданий. Развалины поглощал зловещий мрак. Впечатлённого страшной картиной замдиректора накрыли сомнения: удастся ли в сложившихся обстоятельствах восстановить музей? Да и нужен ли он людям в почти полностью уничтоженном городе?
Первоначально культурные ценности разместили в Покровском соборе, где находился музей атеизма. Позднее под коллекции выделили помещения областной партшколы (здание по адресу: ул.Орджоникидзе, 39). К 7 ноября 1945 года в честь годовщины Октябрьской революции здесь была развёрнута первая послевоенная экспозиция, в которую вошли полотна Ивана Крамского, Карла Брюллова, Фёдора Рокотова, Ильи Репина, Ивана Шишкина и др.
«С утра до вечера в зале толпились люди, – отписывал события Леонид Афанасьев. – Все хотели воочию убедиться, что музей не погиб. Что он вернулся и живёт, спасённый и возрождённый».
tv-gubernia.ru