Церковь Иоанна Богослова

Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#1

Сообщение Sergey »

Иоанна Богослова церковь - Воронеж / не сохранилась

Спускаясь к реке по овражной улице Чернышевского при ее пересечении с улицей Софьи Перовской (прежде Большая Успенская) еще три десятилетия назад мы увидели бы возвышающуюся одинокую звонницу.
Это были остатки церкви Иоанна Богослова, которой улица обязана своим прежним, отнюдь не революционно-демократическим названием - Богословская.

Евангелист Иоанн Богослов, как и родной брат его Иаков, был родом из Вифсаиды. Вскоре после своего крещения Иисус Христос призвал братьев вместе с Андреем Первозванным к апостольскому служению. Иоанн Богослов последовал за Спасителем и стал возлюбленным и ревностным Его учеником. Распятый на кресте, Иисус Христос поручил попечению Иоанна свою мать, Пречистую Деву Марию, которая стала жить в его доме вплоть до блаженного Успения. После ее смерти Иоанн Богослов разделял труды благовествования с апостолом Петром, затем переселился в Малую Азию, в город Эфес, где опекал христианские церкви.

В царствование императора Домициана (81-96 годы) Иоанна в оковах отвели в Рим, где долго истязали, а затем сослали на остров Патмос. В ссылке апостол написал Апокалипсис («откровение»), ставший одной из книг Нового завета. Апокалипсис содержит пророчества о конце света, о борьбе между Христом и Антихристом, о Страшном суде и грядущем воскресении верующих.
В 97 году Иоанн Богослов вернулся в Эфес и умер здесь в царствование императора Траяна, имея от роду более ста лет. Поминовение его отмечается в день кончины, 26 сентября (9 октября).

Апостолу Иоанну Богослову была посвящена церковь на берегу реки Воронеж. Основание ее относится к 1676 году, когда часть приречных дворов воронежцев решила отделиться от церкви Успенского мужского монастыря. Рязанский митрополит Иосиф (тогда собственная епархия еще не была учреждена) разрешил построить помимо существовавшей монастырской приходскую церковь Успения Пресвятой Богородицы с приделом во имя апостола Иоанна Богослова. В благословенной грамоте упоминался уже и священник, отец Василий. Как предполагал архимандрит Димитрий (Самбикин), в 1676 году началось строительство не всей церкви, а только придела, который десять лет спустя превратили в главную церковь; тогда же был достроен новый алтарь во имя иконы Богоматери «Всех скорбящих радости». В Переписной книге Воронежского уезда за 1678 год храм упомянут так: «В Успенской слободе на посаде ж церковь Иоанна Богослова, у церкви поп Василий Терентьев».

Наверное, постройка не пришлась по душе окрестным обитателям, и они ее продали на своз в пригородную Троицкую слободу. Осталось неизвестным, почему желание жителей тамошней слободы иметь собственный храм переменилось и они отказались от его строительства. Здание перепродали в село Богословское, где он стоял еще в конце позапрошлого века. Вместо него горожане построили у реки новую, тоже деревянную, церковь, сгоревшую несколько десятилетий спустя. В ночь с 9 на 10 мая 1748 года в Воронеже произошел сильный пожар. В пепел превратилась вся приречная часть города, Немецкая слобода, жилые дома и казенные
здания, почти все деревянные храмы.

В том же 1748 году началось строительство каменной церкви. Прежде всего наскоро был устроен придел во имя иконы Скорбящей Божией Матери, освященный 25 октября 1748 года. Через десять лет была достроена и стала действовать вся церковь Иоанна Богослова, освященная 25 сентября 1759 года. В 1799 году расширили придел в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих радости» (праздник установлен в память об исцелении от этого образа сестры патриарха Иоакима, Евфимии), для работы был употреблен кирпич от разобранной тесной колокольни. Ее же к 1807 году возвели вновь. Звонница стояла отдельно, не соединяясь с трапезной, была четырехъярусной и намного выше самого храма. В нижнем этаже разместились кладовая и лавка.

Строительная хроника Богословской церкви на этом не заканчивается. Около 1820 года в трапезной появился придел во имя апостола Андрея Первозванного. В 1860 году на средства старосты Дмитрия Анохина соорудили новый иконостас для главного алтаря. Цеховой Тихон Тарасович Шахов (t 1848) завещал на его устроение сто рублей серебром. В 1864 году церковную усадьбу опоясала каменная ограда. С восточной стороны церкви, против главного алтаря, находилась каменная часовня, устроенная над колодцем, в который впадал родник. Часовня с колодцем появились в 1847 году вследствие божественного видения одной из прихожанок.

Главной достопримечательностью Богословского храма считалась икона праведной Богородицы «Всех скорбящих Радость». Икона была «весьма древней живописи», начало ее чествования восходило ко времени пребывания в Воронеже Петра Великого. В 1835 году икону покрыли 14-фунтовой позлащенной ризой со множеством драгоценных каменьев. Икона участвовала во многих крестных ходах, ее брали для молебнов городские торговцы в магазины и лавки, жители в свои дома. В Ильинской и Пятницкой церквах имелись сделанные с этой иконы копии.

Как и при всех приходских церквах, у Иоанна Богослова существовало небольшое кладбище. «Синодик купцов Елисеевых» упоминает там несколько погребений купцов Нечаевых, Сахаровых, Чеботаревых, а также мелких чиновников губернской канцелярии, которая находилась тогда в приречной части города. Вот несколько записей: «1764 года апреля 15 дня представися раб Божий Воронежской губернской канцелярии секретарь Роман Григорьев сын Пахомов, то есть об святой неделе и погребен в приходе Иоанна Богослова в субботу об святой неделе Преосвященным Тихоном епископом; гроб был покрыт кофейною парчею, из которой сшит саккос в соборе». В 1921 году у алтаря церкви еще сохранялась на каменном фундаменте чугунная плита с текстом: «Под сею доскою телеса умерших родителей Воронежской канцелярии секретаря Романа Григорьева сына Пахомова».

Особо торжественными, с участием всего городского духовенства, были похороны купца Нечаева: «1759 года генваря 6 дня представися раб Божий воронежский купец Стефан Федоров сын Нечаев и погребен в приходе святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова сего ж генваря 10 дня Преосвященным епископом Кириллом со всеми соборными и приходскими священниками, а гроб был покрыт зеленым люстрином, а жития его было от роду 90 лет».

Из числа священников Богословской церкви (а в ней с 1818 года были два штата) в анналах остался белорус Спиридон Ильич Шимкевич (1775-1830), беженец из Могилева, оказавшийся в наших краях в дни наполеоновского нашествия. С 1820 года и до конца жизни был иереем Богословской церкви. Сын его Федор (1802-1843), преподававший одно время философию в духовной семинарии, стал крупным ученым-лингвистом. Составленный им «Корнеслов русского языка, сравненного с главнейшими славянскими наречиями и с двадцатью четырьмя иностранными языками» был удостоен Демидовской премии в 1842 году. Возможно, к той же фамилии принадлежал и настоятель Алексеевского Акатова монастыря, викарный епископ, а затем глава Воронежской епархии в 1923-1926 годах митрополит Владимир (Шимкович).

По ревизии 1815 года в Богословском храме служили: священник Иаков Иванович Климентов (ок. 1774 - 1824), священник на диаконском месте Ермил Ефимович Ефимов (ок. 1779 - после 1827), диакон на дьячковской вакансии Михаил Борисович Демидов (ок. 1789 - после 1827), пономарь Михаил Иванович Перов (ок. 1779 - после 1827). В 1809 году «отослан за непорядочные поступки в военную службу» прежде служивший здесь пономарь Антон Яковлевич Ключанский. В XVIII веке в церкви долго священствовал протоиерей Иоанн Симеонов (ок. 1729 - 1811), в 1800 году он вышел за штат.

Священник Александр Смирнов 22 сентября 1824 года внес в метрическую книгу Богословской церкви запись о рождении днем ранее у «мещанина Савелия Евтеева сына Никитина от жены его Параскевы Ивановой сына Ивана». При крещении восприемниками младенца от купели были купец Федор Тимофеев сын Бухонов и коллежская регистраторша Елизавета Финогенова дочь Кутянская. Семья будущего поэта жила тогда в начале тихой Богословской улочки недалеко от церкви. Случайно уцелевшая метрическая книга Богословской церкви за 1814-1817 годы дает нам статистику жизни прихода: число браков за эти годы колебалось от 5 до 15, рождений от 41 до 75, смерти от 15 до 60. Наиболее неблагоприятными для жителей были 1822 год (5 браков, родились 61 человек, умерли 60) и 1824 год (10 браков, родились 55 человек, умерли 56).

В 1842-1847 годах настоятелем Богословского храма был отец Павел Эсманский (1808-1863), ставший позднее кафедральным протоиереем в Смоленском соборе. В 1851-1885 годах в церкви служил протоиерей Феодор Никонов
(1822-1885), публиковавший историко-церковные статьи и редактировавший «Воронежские епархиальные ведомости». В течение двадцати лет церковным старостой был купец Дмитрий Анохин (1807-1878).

Революционную годину в храме Иоанна Богослова встречали священники Иоанн Путилин (служил с 1887 года) и Петр Таиров (служил с 1893 года) и псаломщики Евгений Попов (служил с 1897 года) и Евфимий Перепелицын (служил с 1908 года). Приход здесь был небольшим - 58 дворов, 184 души мужского пола и 191 душа женского пола. В ограде храма стояла каменная богадельня, где призревались восемь-десять стариков на добровольные пожертвования верующих. Сама церковь не имела ни земли, ни домов для причта.

В конце 1918 года священники Иоанн Путилин и Петр Таиров и псаломщик А. Метальников составили весьма краткий отчет о наличии в церкви предметов с содержанием золота и серебра. Иконы в нем не значились вовсе, а числились напрестольные кресты (84 и 72 золотника серебра), сосуд с ажурной резьбой с прибором (360 золотников), кадила да лампады.

В архитектурном отношении церковь Иоанна Богослова не представляла особого интереса, никто из исследователей воронежской старины не уделил ей внимания. Трудно описать ее и мне: чертежи не сохранились, есть лишь изображения разного времени на открытках и послевоенных фотографиях. Строение имело размеры 34 на 18 аршин (24 на 13 метров), храмовая часть была низкой, боковые фасады украшали портики. Над окрестными частными домишками возвышалась колокольня со строгими фасадами. Четыре ее яруса свечой устремлялись вверх. Церковь стояла на бойком месте, на пересечении нескольких улиц - Богословской (ул. Чернышевского), Большой Богоявленской (улица 25 Октября), Большой Успенской (улица Софьи Перовской) и Вознесенской (улица Таранченко).

В начале 1930-х годов церковь закрыли. Снаряды и бомбы ее, укрытую в приречье, почти миновали. В 1944 году в здании значилась ремонтная мастерская Волго-Донского пароходства, возможно, она была там и в прежние тридцатые годы. На рубеже 1950-1960-х годов храмовую часть и трапезную взорвали, уцелела на десятилетие только отдельно стоявшая звонница. В начале 1970-х годов, когда начали прокладку теплотрассы от ТЭЦ вверх по Большой Богоявленской, взорвали и ее. Церковная усадьба так и осталась незастроенной: место не очень удобное. До недавнего времени здесь стоял пивной ларек, но потом и его передвинули метров на сто, к переулку Мордовцева, а затем и совсем убрали. Если копнуть землю на этом пятачке, можно сразу наткнуться на фундаменты церковных построек - в глубине земли они избежали превратностей судьбы.

А.Н. Акиньшин. Храмы Воронежа, 2003

Вид на Богословскую церковь с восточной стороны, 1909-1910 г.:
1ib0.jpg

Еще один вариант фото, подписано 1913 г.:
1ib.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#2

Сообщение Наталия Серова »

Дореволюционная открытка:
3ib.jpg

Фото:
4ib.jpg

1920-е г.:
2ib.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#3

Сообщение Sergey »

1970-е:
5ib.jpg

1970-е (фото от Виктории Вырыпаевой):
7ib.JPG
6ib.JPG
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#4

Сообщение Наталия Серова »

Е.Е.Лансере "Уголок провинциального города (Воронежъ)":
Лансере.jpg

Полный вид открытки (изд. - Община св. Евгении):
открытка1.jpg
открытка2.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#5

Сообщение Sergey »

Перекресток, где стояла церковь
9ib.jpg

сейчас выглядит так:
фото 2010 г.
фото 2010 г.
Отойти немного дальше назад не получается - позади павильон, контейнеры и трубы...


Общий вид на перекресток:
11ib.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#6

Сообщение Наталия Серова »

Еще одна фотография:
Вложения
12ib.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#7

Сообщение Sergey »

У храма, дореволюционный вид:
hr2.jpg
hr1.jpg

Еще вариант фото:
hr.JPG
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#8

Сообщение Наталия Серова »

Существовавшая ранее Богословская церковь в г. Воронеже. Первоначальное основание этой церкви относят к 1676 г. Благословенная грамота Рязанского митрополита Иосифа на построение в Воронеже в Успенской слободе церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы с приделом св. Иоанна Богослова имеет отношение именно к Богословской церкви, а не к Успенской церкви. Дозволение дано строить церковь эту на новом месте, а не на прежнем, где с 1616 г. была Успенская монастырская церковь. При том назначено этой церкви быть приходскою: «в приходе у той церкви быть, которые дворы от монастыря подале 60 дворов, а покамест та новая церковь построится, служить священнику в монастыре и жеребей иметь по прежнему».

Побуждением к постройке новой и именно для жителей Успенской слободы церкви были несогласия, возникшие между монастырской братией и приходским церковным причтом из-за требоисправлений, чему подтверждением служат жалобы тех и других св. Митрофану.

Неизвестно в каком году была построена новая Успенская церковь с приделом Иоанна Богослова, но доказательством посвящения первого храма в честь Успения Божией Матери представляются древние иконы Спасителя и Успения Богоматери, находящиеся в Богословской церкви на столбах, эти иконы, говорят, были местными в древней Успенско-Богословской церкви.

Не позже 1686 г. Успенская церковь была переименована в Богословскую, вероятно, потому, что прихожане этой церкви – крестьяне Успенского монастыря вблизи своих домов имели уже монастырскую в то же наименование церковь, а потому существование двух храмов, посвященных одному и тому же празднику, казалось неудобным.

Может быть, на переименование из Успенской в Богословскую послужило почитание чудотворной иконы Богоматери Всех скорбящих Радости, бывшей в этом храме, и прихожане ново-Успенской церкви при возобновлении или значительной перестройке решились главный престол посвятить св. апостолу Иоанну Богослову, а бывший придел Богословский – Богоматери Всех скорбящих Радости.

Вторая деревянная церковь в честь Иоанна Богослова была в XVII ст., как видно из надписи по листам пролога – подал сию книгу в церковь св. Иоанна Богослова в 1686 г. поп Ермил. Эта церковь, существовавшая с 1686 г. была продана жителям Терновой (Троицкой) слободы, а по мнению других, она была передана в собственность Воронежских преосвященных, так как стояла в Троицкой архиерейской роще, откуда вскоре была продана жителям села Богословского.

На место этой была построена (год построения неизвестен) новая деревянная церковь в честь св. апостола Иоанна Богослова, которая 10 мая 1748 г. сгорела. В том же году на ее месте начата постройкою новая каменная, и прежде был устроен придел в честь Божией Матери Всех скорбящих Радости, этот придел был освящен 25 октября 1748 г.

Настоящая же церковь была построена и освящена 25 сентября в 1759 г. Не позже 1820 г. устроен с левой стороны в трапезной придел в честь св. апостола Андрея первозванного. При сей церкви отдельно построена в 1807 г. очень высокая каменная колокольня о 4-х этажах, она гораздо выше церкви, в нижнем этаже колокольни находятся кладовая и лавка. До 1807 г. была колокольня также каменная; в 1749 г. по распоряжению преосвящ. Мефодия, епископа Воронежского, она была разобрана и кирпич был употреблен на устройство придела Божией Матери Всех скорбящих Радости.

Богословская церковь впоследствии была распространена; в 1860 г. церковным старостою Дмитрием Анохиным был устроен новый иконостас в главном алтаре, церковь была вновь оштукатурена и расписана священными изображениями. В 1853 г. были устроены каменные ворота. Длина церкви 34 арш., ширина 18 арш.; в 1864 г. построена каменная ограда.

С восточной стороны против алтаря в ограде каменная часовня, покрытая железом; часовня эта устроена над колодцем, вода которой истекает из-под главного алтаря. Устроен этот колодезь в 1847 г., вследствие видения во сне одной женщине, болевшей глазами. Ей повелелось идти к Богословской церкви, против алтаря поднять камень и умыть лицо свое водою из находившейся под камнем лужи. По исцелении своем женщина рассказала об этом о. П. Эсманскому. Слух об этом распространился по городу и на месте этой лужи выкопан был колодезь, устроена часовня, в которой находятся иконы Божией Матери Всех скорбящих Радости, св. Митрофана и Тихона. В 1861 г. эта часовня устроена в самой ограде, а до того времени она находилась среди улицы и ею затруднялся проезд мимо алтаря Богословской церкви. Главную святыню Богословского храма составляет местно чтимая чудотворная икона Божией Матери Всех скорбящих Радости.

В ограде Богословской церкви находится богадельня, в которой призреваются от 8 до 10 человек, содержится на добровольные пожертвования. Первоначально при этой церкви был один штат, затем в 1818 г. прибавлен второй штат. Прихожан при этой церкви свыше 300 душ. Земли усадебной и пахотной нет. Причт получает % с капитала в 1870 руб., в пользу церкви % с 600 руб.

«Указатель храмовых празднеств в Воронежской епархии» выпуск 1, Воронеж. Типография В. И. Исаева, 1884 г.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#9

Сообщение Sergey »

О сносе храма Иоанна Богослова.

В 1958 или 59 году случилось очередное православное чудо - обновилась церковь Иоанна Богослова. Лично я это событие не видел, но оно обсуждалось на каждом шагу, также и в нашей коммунальной квартире из трёх семей. Говорили про крест на куполе, который стал светлым. Весть быстро облетела город и у храма собирались толпы народа. Появились ясновидящие, которые смотрели на крест через закопчённое стёклышко и предсказывали всем желающим их будущее. Местные власти долго не раздумывали и храм взорвали. Спецтехники в то время не хватало, разбор завалов представлял трудности и церковь отдали бесплатно всем желающим. Горожане с руинами справились.
Э.Д.С.69, bvf.ru
Э.Д.С.
Сообщения: 643
Зарегистрирован: 26.02.2017

Церковь Иоанна Богослова

#10

Сообщение Э.Д.С. »

Со слов женщины, в детские годы жившей на улице Софьи Перовской рядом с церковью, взрывали храм в два этапа. Каждый раз жителей близлежащих домов эвакуировали на безопасное расстояние.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#11

Сообщение Наталия Серова »

Барабан купола храма Иоанна Богослова:
ib52.jpg
из архива В. Елецких
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#12

Сообщение Sergey »

Фото от Бориса Агафонова:
012.jpg

1961г., фото из темы "Улица 25 Октября"
Изображение
Ольга
Сообщения: 24
Зарегистрирован: 18.02.2017

Церковь Иоанна Богослова

#13

Сообщение Ольга »

Перед сносом мальчишки забрались на самый верх колокольни и обнаружили там пулемёт и скелет бойца. Пулемёт спустили вниз и доставили в Краеведческий музей, где он сейчас находится. Рассказ от воронежского фотографа Михаила Квасова, который и затеял всю эту историю.
grm3
Сообщения: 4638
Зарегистрирован: 17.11.2016

Церковь Иоанна Богослова

#14

Сообщение grm3 »

Ольга писал(а): Перед сносом мальчишки забрались на самый верх колокольни и обнаружили там пулемёт и скелет бойца.
- примерно в 1970-е годы колокольня была уничтожена. Что-то с трудом верится, что почти 30 лет пулемет и скелет бойца не могли обнаружить.
Ольга писал(а): Рассказ от воронежского фотографа Михаила Квасова, который и затеял всю эту историю.
- какую именно историю?
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#15

Сообщение Наталия Серова »

1943 г.:
из фондов музея архитектуры им. Щусева
из фондов музея архитектуры им. Щусева

Эскиз архитектора Ткаченко И.В., из серии зарисовок разрушенного в годы войны Воронежа.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#16

Сообщение Sergey »

Sergey писал(а): 1970-е (фото от Виктории Вырыпаевой):
Тот же вид, 1955-1957г.
Вложения
фотоархив ‎Сергея Лыжова
фотоархив ‎Сергея Лыжова
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9022
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#17

Сообщение Наталия Серова »

Начало 1950-х:
Вложения
фото от Галина Галина
фото от Галина Галина
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14318
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#18

Сообщение Sergey »

Начало ХХ в.
Вложения
3779716.jpg
Скорость Света
Сообщения: 129
Зарегистрирован: 19.12.2021
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#19

Сообщение Скорость Света »

Sergey писал(а): 18 фев 2022, 10:05Начало ХХ в.
Старый Воронеж с булыжными мостовыми, украшенный куполами Церквей был очень красивый.
Иринна
Сообщения: 44
Зарегистрирован: 27.12.2021
Откуда: Воронеж

Церковь Иоанна Богослова

#20

Сообщение Иринна »

Настоятель протоиерей Иоанн (Путилин) - родной брат моего прапрадеда.

Путилин Иван Иванович, протоиерей

Дата рождения: 1851
Дата смерти: не ранее 1918

Награды

4.11.1889 — право ношения набедренника
30.1.1891 — право ношения скуфьи
12.4.1895 — право ношения камилавки
1895 — благословение Святейшего Синода, с выдачей установленной грамоты за «труды по народному образованию»
19.4.1900 — право ношения наперсного креста
3.2.1904 — орден св. Анны 3-й степени, награжден за «25-летнее прохождение должности члена епархиального попечительства о бедных духовного звания»
14.5.1910 — орден св. Анны 2-й степени
— серебряная медаль «В память царствования Императора Александра III» для ношения на груди на Александровской ленте
— медаль «В память 25-летия церковно-приходских школ»
6.5.1913 — орден св. Владимира 4-й степени
1915 — право ношения палицы

Образование

Бирюченское духовное училище окончил
1871 Воронежская духовная семинария окончил по 1-му разряду

Места служения / Должности

22.9.1872 Воронежская и Задонская епархия, г. Воронеж, Спасская тюремная церковь, псаломщик, учитель тюремной школы
22.9.1872 - 11.9.1887 г. Воронеж, Воронежское духовное училище, надзиратель.
С 22.3.1873 — учитель русского языка, с 22.11.1873 — помощник смотрителя Воронежского духовного училища.
В нояб. 1886 упоминается исполняющим обязанности смотрителя Воронежского духовного училища
11.9.1887 - не ранее 1918 Воронежская и Задонская епархия, г. Воронеж, Иоанно-Богословская церковь, протоиерей (до 1908 — священник).
С 15.3.1888 — учитель русского и церковно-славянского языка в Воронежском духовном училище.
С 12.8.1889 — смотритель Воронежского духовного училища, член училищного совета.
С 26.5.1895 — председатель управления свечного завода. Казначей и член Воронежского отделения епархиального училищного совета и заведующим книжным складом (в 1896).
Член епархиального попечительства о бедных духовного звания.
15.8.1898, по выслуге лет, оставил должность преподавателя Воронежского духовного училища.
В 1898 — член комитета по сооружению Владимирского собора в Воронеже.
В 1900 — член епархиального комитета православного миссионерского общества (он же и делопроизводитель)
С 1.2.1908 — сверхштатный член Воронежской духовной консистории, с 8.4.1913 — штатный член Воронежской духовной консистории.
Ответить