Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

Воронежские вокзалы, железная дорога, ж/д станции, железнодорожные артефакты
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#1

Сообщение Sergey »

Довоенный железнодорожный вокзал станции Воронеж - не сохранился

Станция Воронеж (ныне - Воронеж-I) была сооружена в 1867-1868 годах как конечный пункт Козлово-Воронежской линии железной дороги. Для ее размещения городом был выделен узкий пустырь между территорией Воронежского Михайловского кадетского корпуса и усадьбой Бринкманов «Елизавет-Красовкой». Неудобный для развития станции участок явился следствием конфликта между городом и строителями дороги, возникшем из-за того, что запланированное продолжение дороги на юг по левому берегу превращало станцию в тупиковую.

6 мая 1867 года на торжественном обеде, в честь закладки станционного здания в городе Воронеж, присутствовали: Воронежский губернатор князь В.А. Трубецкой, начальник по изысканиям Воронежско-Ростовской линии генерал-майор Г.М. Толстой, многие чиновники, избранное местное купечество, а так же подрядчики и инженеры.

Станционные сооружения в Воронеже возводились «строителем дороги» С.С. Поляковым. При приближении к станции рельсовые пути проложили в глубокой искусственной выемке, вдоль берега реки Воронеж, для прокладки путей сделали значительную насыпь.

20 декабря 1867 года в Воронеж прибыл первый "пробный поезд". В этот день тысячи воронежцев пришли к линии железной дороги, чтобы своими глазами увидеть одно из замечательных достижений XIX века. Следует отметить, что прибытие первого поезда в Воронеж по новому стилю приходится на 1 января следующего, 1868 года (разница между юлианским и григорианским календарями составляла тогда 12 дней). 30 января 1868 года в Воронеже состоялось торжественное открытие железнодорожной станции и дороги, на которое прибыли гости из Москвы и Петербурга, а через два дня - 1 февраля 1868 года из Воронежа в Москву отправился первый пассажирский поезд. На станции действовал телеграф.

Главными сооружениями станции были: вокзал и корпуса железнодорожных мастерских. В начале 1870-х годов были спланированы привокзальная площадь и подъезд к вокзалу.

v3.jpg
Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. (1867 - 1868 год)

v1.jpg
v2.jpg
Воронеж. Вокзал Ю.В.ж.д. Выход на перрон (1867 - 1868 год)

После сооружения железной дороги Воронеж-Ростов (1871 год), в связи с образованием в 1873 году единой Козлово-Воронежско-Ростовской линии, на станции Воронеж было размещено ее управление. В 1890-е годы станция расширилась на запад, к Задонскому шоссе. В 1891 году в железнодорожных мастерских построили электростанцию. Мастерские и вокзал были первыми сооружениями в городе, получившими электрическое освещение. В 1893 году в связи с разделением управления развитой сетью линий, принадлежавших акционерному обществу Юго-Восточных железных дорог, на два отделения, на станции Воронеж было оставлено только одно южное отделение. Сооружение в 1894 году товарной станции Воронеж-Курский (ныне - Воронеж-II) увеличило не только грузооборот, но и пассажиропотоки станции Воронеж-I, поскольку пассажирские поезда обеих линий отправлялись только со станции Воронеж-I.

В 1895 году старый вокзал был заменен более вместительным. Здесь существовали залы для пассажиров первого и второго классов с буфетом, книжной лавкой («книжным шкафом»), в боковых крыльях находились помещения для пассажиров третьего и четвертого классов (открытые в сторону платформы), работало почтовое отделение.


Вокзал Ю.В.ж.д. "Воронеж" на дореволюционных открытках:
v4.jpg
v5.jpg
 
v6-2.jpg
v6.jpg

Из путеводителя 1900-х гг.:
v7.jpg

К началу XX века обширная территория станции с многочисленными рельсовыми путями была занята железнодорожными мастерскими и складами. В середине привокзальной площади, в небольшом сквере, располагалась часовня (1880 г., архитектор А.М. Баранов),

Изображение

поставленная служащими железнодорожной станции в память об избавлении от гибели императора Александра II при покушении на него.

В 1879 году привокзальную площадь с двух сторон ограничивали ряды служебных и жилых (для ведущих специалистов станции) зданий. За постройками с востока проходили пути конно-железной дороги, с запада - проезд на товарную часть станции. Принадлежавшие станции постройки распространялись и за ее пределы. Так, на улице Грузовой (Студенческой) размещались двухэтажное здание центрального счетоводства, техническое железнодорожное трехклассное училище, медицинская служба (приемный покой и аптека), а также юрисконсульство Управления.

Источник части текста - Историко-культурное наследие Воронежа, 2009


Конка у железнодорожного вокзала, 1914 г.:
kn.jpeg
Здесь начинался один из самых протяженных маршрутов конно-железной дороги - Вокзал - Новостроящееся кладбище.

------------------
Связанные темы:
Ж/д вокзал Воронеж-1
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#2

Сообщение Наталия Серова »

Биржа извозчиков у вокзала:
201.jpg

1917:
171.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#3

Сообщение Sergey »

1917 г., митинг у вокзала:
172.jpg

Открытка 1920-х:
v46-n.jpg
v46-n2.jpg
Такая же, но немного отличается (другое издание):
vk51_0.jpg
vk51_1.jpg

Еще две открытки 1920-х, тоже разных изданий:
v41-n.jpg
v42-n.jpg
 
v44-n.jpg
v45-n.jpg

1920 год, участники I съезда ответственных политработников ЮВжд, у вокзала:
(ГАОПИ ВО.Ф.9306.Оп.1.Д.15)
1920g.jpg

В 1920-е гг. территория станции несколько расширилась в сторону Задонского шоссе и приобрела современные границы. Тогда же была снесена часовня.
Появившиеся в 1930-е годы к северу от железнодорожной линии кварталы промышленной и жилой застройки превратили станцию Воронеж из окраинной во внутригородскую, и ее дальнейшее территориальное развитие прекратилось.
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#4

Сообщение Наталия Серова »

Немецкие снимки, лето 1942 г. - оккупированная станция Воронеж:
n1.jpg
n2.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#5

Сообщение Sergey »

Здание вокзала было взорвано немецкими войсками в 1943 году при отступлении:
n4.jpg
 
n5.jpg
img14.jpg
 
c49k.jpg
n6.jpg

В послевоенные годы пристанционная территория была существенно перепланирована. Новый вокзал построили в 1954 г. по проекту архитектора К.С. Алабяна (см. тему Ж/д вокзал Воронеж-1).
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#6

Сообщение Наталия Серова »

Январь-февраль 1943г.
Вложения
фото Лукашевич Марии Андреевны
фото Лукашевич Марии Андреевны
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#7

Сообщение Наталия Серова »

По соцсетям распространяется интересное немецкое фото воронежского вокзала, но с ретушью и подрисовками несуществующих элементов (например, звезда в окне и прочее).

Оригинал фотографии, опубликованный в книге Ника Корниша, лето 1942 г.:
фото
фото
обложка книги
обложка книги
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#8

Сообщение Наталия Серова »

Sergey писал(а): 1917 г., митинг у вокзала:
Изображение

Тот же митинг (также оформлена трибуна), фото подписано: "Группа ответственных работников Ю.В. ж. д. у вокзала ст. Воронеж. В первую годовщину Октябрьской революции 7 Ноября 1916 г.":
content-44.jpg
В подписи опечатка - первая годовщина должна быть в 1918 г., тогда и первое фото 1918 г.
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#9

Сообщение Sergey »

20 декабря 1867 г. в Воронеж прибыл первый "пробный поезд". В этот день тысячи воронежцев пришли к линии железной дороги, чтобы своими глазами увидеть одно из замечательных достижений 19 века. Следует отметить, что прибытие первого поезда в Воронеж по новому стилю приходится на 1 января следующего, 1868 года. Разница между юлианским и григорианским календарями составляла тогда 12 дней...

30 января 1868 года в Воронеже состоялось торжественное открытие железнодорожной станции, а через два дня - 1 февраля 1868 года из Воронежа в Москву отправился первый пассажирский поезд.

В.П.Загоровский. Воронеж - историческая хроника
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#10

Сообщение Наталия Серова »

Natalia писал(а): 24 дек 2019, 18:54 В подписи опечатка - первая годовщина должна быть в 1918 г., тогда и первое фото 1918 г.
Вариант фото с подписью музея с верной датой: "Празднование первой годовщины Октябрьской революции, 1918 г.":
3756029.jpg

И еще одна фотография у вокзала, митинг тот же:
3755974.jpg
из фондов ВОКМ
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#11

Сообщение Sergey »

1940-е
Вложения
3756336.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#12

Сообщение Наталия Серова »

1924г., фото из темы "Траурный митинг в день похорон В.И.Ленина в Воронеже"

Изображение
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#13

Сообщение Наталия Серова »

Прибытие делегации свободомыслящих из США, 1920-е г.г.
3770504.jpg
3770506.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#14

Сообщение Sergey »

Natalia писал(а): 24 дек 2019, 18:54 Тот же митинг (также оформлена трибуна)
Члены Главного и Воронежского районного Революционных комитетов в день 7-го Ноября 1918г.
Изображение
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#15

Сообщение Наталия Серова »

Станционные пути вокзала Воронеж-I, 1930 г.
Вложения
3789605.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#16

Сообщение Sergey »

Железнодорожная станция Воронеж-I после ремонта, 1920-1930-е гг.
Вложения
3800928.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#17

Сообщение Наталия Серова »

Железнодорожная станция Воронеж-I. Начало XX в.
Вложения
3800934.jpg
Аватара пользователя
Sergey
Администратор
Сообщения: 14307
Зарегистрирован: 16.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#18

Сообщение Sergey »

Подпись краеведческого музея: Бойцы Красной Армии проходят по освобожденной территории железнодорожной станции «Воронеж-Курский» (Воронеж-II). Январь 1943 г.
Вложения
3801848.jpg
Аватара пользователя
Наталия Серова
Сообщения: 9008
Зарегистрирован: 17.11.2016
Откуда: Воронеж

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#19

Сообщение Наталия Серова »

Sergey писал(а): 05 июн 2022, 19:29 Бойцы Красной Армии проходят по освобожденной территории железнодорожной станции «Воронеж-Курский» (Воронеж-II).
Только это Воронеж-I - разрушенное здание железнодорожного вокзала.

И фото надо зеркально отразить:
3801848 (1).jpg
adlet
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 14.08.2022

Железнодорожный вокзал "Воронеж" 1895 г. постройки

#20

Сообщение adlet »

Natalia писал(а): 03 окт 2017, 17:261917:
Интересно, на фотографии 1917 года видны провода, которые вроде как проходят над линией конки и очень похожи на трамвайные. Насколько я знаю, хотя трамвайная линия тогда уже была построена (и не работала), но она подходила к вокзалу в другом месте и не совмещалась с линией конки. Тогда почему там провода?
Ответить