Филипченко А.В.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Филипченко А.В.
Филипченко Анатолий Васильевич
Воинское звание: Генерал-майор ВВС СССР
Экспедиции: Союз-7, Союз-16
Дата рождения: 26 февраля 1928 (89 лет)
Место рождения: пос. Давыдовка, Острогожский уезд, Воронежская губерния, РСФСР, СССР. Родился в семье военнослужащего. Украинец.
Учился в Острогожске в школе № 2. В 1947 окончил 6-ю Воронежскую спецшколу ВВС в Липецке (находилась на улице Ушинского, 8), в 1950 — Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.
После учёбы служил в авиационных частях ВВС СССР. Начинал службу старшим лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи; получил квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В 1961 закончил обучение в Военно-воздушной академии. В 1950—1963 был старшим летчиком-инструктором управления 119-й истребительной авиационной дивизии в Одесском военном округе.
В 1963 был зачислен в отряд космонавтов и прошёл полный курс общекосмической подготовки, а также подготовки к полётам на космических кораблях серии «Союз». В 1969 дублировал Бориса Валентиновича Волынова перед его полётом на «Союзе-5».
Первый полёт Анатолий Филипченко совершил с 12 по 17 октября 1969 на космическом корабле «Союз-7» вместе с Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. В программу полёта входила стыковка с космическим кораблём «Союз-8», которая не состоялась из-за технических неполадок. Общая продолжительность полёта составила 4 дня 22 часа 40 минут и 23 секунды.
В 1970 дублировал Андриана Николаева перед его полётом на «Союзе-9».
В 1973 был назначен командиром экипажа, проходившего подготовку к совместному советско-американскому космическому полёту (ЭПАС).
Второй полёт совершил со 2 по 8 декабря 1974 на космическом корабле «Союз-16» вместе с Николаем Рукавишниковым. Полёт проходил в рамках подготовки к проекту ЭПАС, во время полёта была совершена отработка корабля и стыковочного узла. Общая продолжительность полёта составила 5 дней 22 часа 23 минуты и 35 секунд.
В 1975 дублировал Алексея Леонова перед его полётом на «Союзе-19».
С 1978 — генерал-майор авиации.
В 1978 вышла его книга «Надежная орбита».
В отряде космонавтов находился до 1979.
С 1978 по 1988 работал начальником управления Центра подготовки космонавтов. С 1989 по 1992 работал заместителем директора Харьковского ОКБ средств технического обучения и директором Московского филиала.
Почётный гражданин городов: Калуга, Липецк, Острогожск, Чита, Аркалык и Караганда (Казахстан), Сумы (Украина), Хьюстон (США), пгт Давыдовка, Михайлов.
В 1986 году в Липецке переулок Космонавтов был переименован в улицу Филипченко.
Летчик-космонавт А.В. Филипченко в п/л ,,Кристалл,, 1970г.:
Воинское звание: Генерал-майор ВВС СССР
Экспедиции: Союз-7, Союз-16
Дата рождения: 26 февраля 1928 (89 лет)
Место рождения: пос. Давыдовка, Острогожский уезд, Воронежская губерния, РСФСР, СССР. Родился в семье военнослужащего. Украинец.
Учился в Острогожске в школе № 2. В 1947 окончил 6-ю Воронежскую спецшколу ВВС в Липецке (находилась на улице Ушинского, 8), в 1950 — Чугуевское военное авиационное училище лётчиков.
После учёбы служил в авиационных частях ВВС СССР. Начинал службу старшим лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи; получил квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В 1961 закончил обучение в Военно-воздушной академии. В 1950—1963 был старшим летчиком-инструктором управления 119-й истребительной авиационной дивизии в Одесском военном округе.
В 1963 был зачислен в отряд космонавтов и прошёл полный курс общекосмической подготовки, а также подготовки к полётам на космических кораблях серии «Союз». В 1969 дублировал Бориса Валентиновича Волынова перед его полётом на «Союзе-5».
Первый полёт Анатолий Филипченко совершил с 12 по 17 октября 1969 на космическом корабле «Союз-7» вместе с Владиславом Волковым и Виктором Горбатко. В программу полёта входила стыковка с космическим кораблём «Союз-8», которая не состоялась из-за технических неполадок. Общая продолжительность полёта составила 4 дня 22 часа 40 минут и 23 секунды.
В 1970 дублировал Андриана Николаева перед его полётом на «Союзе-9».
В 1973 был назначен командиром экипажа, проходившего подготовку к совместному советско-американскому космическому полёту (ЭПАС).
Второй полёт совершил со 2 по 8 декабря 1974 на космическом корабле «Союз-16» вместе с Николаем Рукавишниковым. Полёт проходил в рамках подготовки к проекту ЭПАС, во время полёта была совершена отработка корабля и стыковочного узла. Общая продолжительность полёта составила 5 дней 22 часа 23 минуты и 35 секунд.
В 1975 дублировал Алексея Леонова перед его полётом на «Союзе-19».
С 1978 — генерал-майор авиации.
В 1978 вышла его книга «Надежная орбита».
В отряде космонавтов находился до 1979.
С 1978 по 1988 работал начальником управления Центра подготовки космонавтов. С 1989 по 1992 работал заместителем директора Харьковского ОКБ средств технического обучения и директором Московского филиала.
Почётный гражданин городов: Калуга, Липецк, Острогожск, Чита, Аркалык и Караганда (Казахстан), Сумы (Украина), Хьюстон (США), пгт Давыдовка, Михайлов.
В 1986 году в Липецке переулок Космонавтов был переименован в улицу Филипченко.
Летчик-космонавт А.В. Филипченко в п/л ,,Кристалл,, 1970г.:
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Филипченко А.В.
В понедельник, 26 февраля, лётчику-космонавту СССР дважды Герою Советского Союза Анатолию Васильевичу Филипченко исполняется 90 лет.
Свой первый космический полет Анатолий Васильевич совершил в октябре 1969 года, затем, спустя пять лет, еще один. Имя космонавта, родившегося в Давыдовке, учившегося в Острогожске, сразу стало легендой для воронежцев, особенно для молодежи.
И сегодня, приветствуя Анатолия Васильевича по случаю знаменательного юбилея, областной оргкомитет по подготовке к 100-летию комсомола, областная организация «Воспитанники комсомола – моё Отечество» желают ему крепкого здоровья, бодрости духа и неувядаемого долголетия. «Вы для нас были и остаетесь примером беззаветного служения Отечеству», – говорится в праздничном Послании юбиляру.
Источник: газета «Коммуна» | №14 (26761) | Четверг, 22 февраля 2018 года
Свой первый космический полет Анатолий Васильевич совершил в октябре 1969 года, затем, спустя пять лет, еще один. Имя космонавта, родившегося в Давыдовке, учившегося в Острогожске, сразу стало легендой для воронежцев, особенно для молодежи.
И сегодня, приветствуя Анатолия Васильевича по случаю знаменательного юбилея, областной оргкомитет по подготовке к 100-летию комсомола, областная организация «Воспитанники комсомола – моё Отечество» желают ему крепкого здоровья, бодрости духа и неувядаемого долголетия. «Вы для нас были и остаетесь примером беззаветного служения Отечеству», – говорится в праздничном Послании юбиляру.
Источник: газета «Коммуна» | №14 (26761) | Четверг, 22 февраля 2018 года
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Филипченко А.В.
Почётный гражданин Воронежской области, Острогожска, Давыдовки, Лисок, Читы и Калуги, дважды Герой Советского Союза, лётчик-космонавт Анатолий Филипченко 26 февраля отмерил свой 90-й виток по орбитам жизни
Николай КАРДАШОВ, Валерий ТИХОНОВ
Всякий раз, встречаясь с ним, лёгким на подъём, в Звёздном городке, в Лисках, Давыдовке или Острогожске, не перестаёшь удивляться его редчайшим человеческим качествам, свойственным, наверное, лишь русскому человеку, чьи старты к звёздам начинались с просторов нашего Чернозёмного края.
О его земных корнях в Давыдовке, где он родился, напоминает улица, названная именем космонавта, мраморная доска на здании лесхоза, стоящем на месте родительского домика, и музей в местной школе, где на видном месте висит переданный землякам китель с погонами генерал-майора. В городе его детства Острогожске имя космонавта присвоено средней школе №2, а в сквере стоит бронзовый бюст дважды Героя с двумя Золотыми Звёздами на груди.
О небе, о космосе, не раз испытывавших его стойкость, крепкий памятью космонавт вспоминает так, будто всё пережитое происходило с ним вчера. Рассказывает он о пережитом по-мужски сдержанно, что, однако, не лишает нас возможности понимать: за романтикой и героикой покорения неба скрывается тягчайший труд и смертельные риски, остающиеся за рамками газетных репортажей.
– Я как-то подсчитал, – делится Анатолий Васильевич, – что был на краю гибели минимум семь раз. Однажды в ночном тренировочном полёте на малых высотах у моего самолёта-перехватчика отказал один из двигателей. Катапультироваться поздно – высота всего сотня метров. И сажать самолёт невозможно – ночь, видимость нулевая. Запросил разрешения на набор высоты и кое-как посадил машину на одном двигателе. Другой раз на МиГ-19 на заоблачной высоте отказал гидроусилитель элеронов – тяжёлая машина стала неуправляемой, как бревно. Вдвоём с напарником еле-еле удалось её приземлить. А в первом космическом полёте с Владиславом Волковым чуть было не остались в чёрной бездне навсегда. При спуске с орбиты почему-то не прошла команда на разориентирование гироскопа. У нас оставалось всего 15 секунд, чтобы сориентировать гироскоп вручную, включив тумблер. Со временем лётчики и космонавты теряют остроту восприятия опасности, и страх, разумеется, им присущ. Я тоже об опасностях не забывал, но в плен им и страху не сдавался. Вот и у моих товарищей-космонавтов Лазарева и Макарова отказала вторая ступень. Я был тогда у них на связи и понимал их состояние. Но ребята не потеряли хладнокровия, справились с ситуацией, хотя им пришлось приземляться внештатно на краю глубокого обрыва – парашют зацепился и не дал аппарату упасть в пропасть. Свои же полёты в космос я подвигом не считаю – это была моя работа.
Глядя на энергичную, неуёмную, несмотря на возраст, натуру нашего космического земляка (не зря ему присвоили позывной «Буран»), нельзя не восхищаться его остротой восприятия жизни и людских проблем. Два года назад побывал у китайских коллег-космонавтов, по личному приглашению принца слетал в Саудовскую Аравию, с частным визитом был в Америке. Возвращая себя в воронежское детство, на девятом десятке лет решил показать жене Вере Павловне придонские Дивы. По крутым ступеням затяжного подъёма поднялся на верхотуру, прошёлся по подземным лабиринтам мелового храма. И это – после 17 операций и с титановыми суставами ног! «Ничего, – улыбался, – я теперь с «железными» ногами. А суставы невесомость да прыжки с парашютом «съели». Глядя с высоты Дивных гор на излучину Дона и Тихой Сосны, признался в земной страсти – рыбалке.
– Мне эту любовь, – рассказывал, – речка Потудань привила. – В детстве меня отвозили к бабушке и дедушке, живших в Колбино, что в Репьёвском районе. Речка Потудань меня рыбацкой страстью и наградила на всю жизнь.
Впрочем, воронежское Придонье не только к удочке, но и к штурвалу самолета привело Анатолия Филипченко ещё мальчонкой.
– В родных краях я уже третьеклассником хорошо научился водить машину и с закрытыми глазами находил дороги в Шаталовку, Красное, Репьёвку, Алексеевку. Отец работал заготовителем и часто брал меня в поездки по сёлам на служебной «эмке». А тогда как было: куда не приедешь – непременно «угощают». Вот и отец с шофёром Иваном Шафоростовым «наугощался», как возвращаться домой? «Ничего, – сказал Иван. – Толик куда угодно довезёт». Вот я, девятилетний, сел за баранку. А уже в Острогожске увлёкся авиамоделированием: на детской технической станции собирали-клеили самолёты из бамбука и бумаги. Тогда и заболел мечтой стать лётчиком. И уже в 16 лет надел погоны курсанта Воронежской спецшколы. И только в 60 лет, будучи генерал-майором, впервые получил гражданский паспорт. Мечтал ли о космосе после полёта Гагарина? Какой там космос, если я даже стационарное обучение в Военно-воздушной академии «перерос» на полгода – пришлось учиться заочно. А тут вдруг в 62-м, через год после полёта Юрия Алексеевича Гагарина, вызывают меня в Одессу, в штаб воздушной армии. Я к тому времени был майором, инспектором дивизии. Пока ехал, мыслью маялся: «Что ж такого натворил, что в штаб армии вызвали?». Разговор со мной начали вопросами издалека: «Как здоровье? Как переносите перегрузки? А хотели бы летать выше, быстрее?». Да какой же лётчик не хочет этого! «А если на орбиту?», – спрашивают. Ушам своим не верю, даю согласие. «Пишите, – говорят, – рапорт на имя командующего армией». «А как же, – спрашиваю, – командир дивизии: ведь рапорт через голову – это не по уставу…»Отвечают: «Скажите своему комдиву, что вас переводят с повышением на Север». Ну, вернулся в часть, докладываю комдиву по заготовленной «легенде». А он улыбается: «Ты что тут мне лапшу на уши вешаешь? Отобрали в космос? Согласился? Ну и молодец!». Так я и оказался в отряде космонавтов.
Анатолий Васильевич болезненно переживает нынешние неудачи с запуском космических ракет и за бездарно утопленную МКС «Мир».
– Ведь на той станции одной только уникальной аппаратуры, какой у американцев ещё долго не будет, было на 2 миллиарда долларов. С её помощью мы не только аэродромы и базы, заклёпки на самолётах считали из космоса. И это на скорости восемь километров в секунду и с высоты 300 километров! Контролировать весь мир можно было с нашего «Мира». Зачем его нужно было топить, если можно заменить поизносившееся оборудование и поднять орбиту станции – она бы ещё долго нам служила.
Волнуют Анатолия Васильевича и земные проблемы земляков. Позвонив из Звёздного городка в Лиски, как-то попросил: «Посоветуйте, кому из нуждающихся лискинцев я мог бы перечислять денежные средства, выплачиваемые мне по статусу почётного гражданина города и района?». Мы назвали адрес пятилетней девчушки Ульянки Чемизовой, родившейся с тяжелейшей аномалией позвоночника. Девочка ежегодно проходит длительное и дорогостоящее лечение в Институте нейрохирургии в Санкт-Петербурге, и семья нуждается в материальной поддержке. Космонавт тут же прислал заявление о своей безвозмездной помощи девочке. А заканчивается тот документ словами воистину земной душевности: «…до окончательного излечения Ульяны».
Доблестному сыну земли воронежской, лётчику-космонавту СССР,
дважды Герою Советского Союза
Анатолию Васильевичу Филипченко
Дорогой Анатолий Васильевич!
Примите от нас, Ваших давнишних друзей земляков-воронежцев, живущих в Москве, сердечный привет и искренние поздравления с ещё одной взятой Вами космической высотой – 90-летним юбилеем!
Всю свою жизнь Вы посвятили служению Родине, славным свершениям в освоении Космоса на благо человечества. Как в песне: всю-то Вы Вселенную проехали вдоль и поперёк, да не единожды. Вместе со своими боевыми товарищами Вы дали возможность не только землякам, но и всем землянам, испытать чувство гордости за достижения творческой мысли и самоотверженного труда Человека. На Вашем примере формировались и будут формироваться новые поколения людей, стремящихся к познанию и совершенствованию мира.
Ещё раз поздравляем, дорогой Анатолий Васильевич, с юбилеем, желаем счастливого продолжения Вашего звездного полёта!
Правлением Землячества «Воронежцы» принято решение о присвоении Вам, дорогой Анатолий Васильевич, звания «Почетный член Землячества «Воронежцы» с вручением нашей награды почетного знака «Честь и достоинство».
С уважением, президент Землячества «Воронежцы» Владислав ПУТИЛИН.
Лётчик-космонавт Анатолий Васильевич Филипченко. Фото Николая Кардашова.
Источник: газета «Коммуна» | №15 (26762) | Вторник, 27 февраля 2018 года
Николай КАРДАШОВ, Валерий ТИХОНОВ
Всякий раз, встречаясь с ним, лёгким на подъём, в Звёздном городке, в Лисках, Давыдовке или Острогожске, не перестаёшь удивляться его редчайшим человеческим качествам, свойственным, наверное, лишь русскому человеку, чьи старты к звёздам начинались с просторов нашего Чернозёмного края.
О его земных корнях в Давыдовке, где он родился, напоминает улица, названная именем космонавта, мраморная доска на здании лесхоза, стоящем на месте родительского домика, и музей в местной школе, где на видном месте висит переданный землякам китель с погонами генерал-майора. В городе его детства Острогожске имя космонавта присвоено средней школе №2, а в сквере стоит бронзовый бюст дважды Героя с двумя Золотыми Звёздами на груди.
О небе, о космосе, не раз испытывавших его стойкость, крепкий памятью космонавт вспоминает так, будто всё пережитое происходило с ним вчера. Рассказывает он о пережитом по-мужски сдержанно, что, однако, не лишает нас возможности понимать: за романтикой и героикой покорения неба скрывается тягчайший труд и смертельные риски, остающиеся за рамками газетных репортажей.
– Я как-то подсчитал, – делится Анатолий Васильевич, – что был на краю гибели минимум семь раз. Однажды в ночном тренировочном полёте на малых высотах у моего самолёта-перехватчика отказал один из двигателей. Катапультироваться поздно – высота всего сотня метров. И сажать самолёт невозможно – ночь, видимость нулевая. Запросил разрешения на набор высоты и кое-как посадил машину на одном двигателе. Другой раз на МиГ-19 на заоблачной высоте отказал гидроусилитель элеронов – тяжёлая машина стала неуправляемой, как бревно. Вдвоём с напарником еле-еле удалось её приземлить. А в первом космическом полёте с Владиславом Волковым чуть было не остались в чёрной бездне навсегда. При спуске с орбиты почему-то не прошла команда на разориентирование гироскопа. У нас оставалось всего 15 секунд, чтобы сориентировать гироскоп вручную, включив тумблер. Со временем лётчики и космонавты теряют остроту восприятия опасности, и страх, разумеется, им присущ. Я тоже об опасностях не забывал, но в плен им и страху не сдавался. Вот и у моих товарищей-космонавтов Лазарева и Макарова отказала вторая ступень. Я был тогда у них на связи и понимал их состояние. Но ребята не потеряли хладнокровия, справились с ситуацией, хотя им пришлось приземляться внештатно на краю глубокого обрыва – парашют зацепился и не дал аппарату упасть в пропасть. Свои же полёты в космос я подвигом не считаю – это была моя работа.
Глядя на энергичную, неуёмную, несмотря на возраст, натуру нашего космического земляка (не зря ему присвоили позывной «Буран»), нельзя не восхищаться его остротой восприятия жизни и людских проблем. Два года назад побывал у китайских коллег-космонавтов, по личному приглашению принца слетал в Саудовскую Аравию, с частным визитом был в Америке. Возвращая себя в воронежское детство, на девятом десятке лет решил показать жене Вере Павловне придонские Дивы. По крутым ступеням затяжного подъёма поднялся на верхотуру, прошёлся по подземным лабиринтам мелового храма. И это – после 17 операций и с титановыми суставами ног! «Ничего, – улыбался, – я теперь с «железными» ногами. А суставы невесомость да прыжки с парашютом «съели». Глядя с высоты Дивных гор на излучину Дона и Тихой Сосны, признался в земной страсти – рыбалке.
– Мне эту любовь, – рассказывал, – речка Потудань привила. – В детстве меня отвозили к бабушке и дедушке, живших в Колбино, что в Репьёвском районе. Речка Потудань меня рыбацкой страстью и наградила на всю жизнь.
Впрочем, воронежское Придонье не только к удочке, но и к штурвалу самолета привело Анатолия Филипченко ещё мальчонкой.
– В родных краях я уже третьеклассником хорошо научился водить машину и с закрытыми глазами находил дороги в Шаталовку, Красное, Репьёвку, Алексеевку. Отец работал заготовителем и часто брал меня в поездки по сёлам на служебной «эмке». А тогда как было: куда не приедешь – непременно «угощают». Вот и отец с шофёром Иваном Шафоростовым «наугощался», как возвращаться домой? «Ничего, – сказал Иван. – Толик куда угодно довезёт». Вот я, девятилетний, сел за баранку. А уже в Острогожске увлёкся авиамоделированием: на детской технической станции собирали-клеили самолёты из бамбука и бумаги. Тогда и заболел мечтой стать лётчиком. И уже в 16 лет надел погоны курсанта Воронежской спецшколы. И только в 60 лет, будучи генерал-майором, впервые получил гражданский паспорт. Мечтал ли о космосе после полёта Гагарина? Какой там космос, если я даже стационарное обучение в Военно-воздушной академии «перерос» на полгода – пришлось учиться заочно. А тут вдруг в 62-м, через год после полёта Юрия Алексеевича Гагарина, вызывают меня в Одессу, в штаб воздушной армии. Я к тому времени был майором, инспектором дивизии. Пока ехал, мыслью маялся: «Что ж такого натворил, что в штаб армии вызвали?». Разговор со мной начали вопросами издалека: «Как здоровье? Как переносите перегрузки? А хотели бы летать выше, быстрее?». Да какой же лётчик не хочет этого! «А если на орбиту?», – спрашивают. Ушам своим не верю, даю согласие. «Пишите, – говорят, – рапорт на имя командующего армией». «А как же, – спрашиваю, – командир дивизии: ведь рапорт через голову – это не по уставу…»Отвечают: «Скажите своему комдиву, что вас переводят с повышением на Север». Ну, вернулся в часть, докладываю комдиву по заготовленной «легенде». А он улыбается: «Ты что тут мне лапшу на уши вешаешь? Отобрали в космос? Согласился? Ну и молодец!». Так я и оказался в отряде космонавтов.
Анатолий Васильевич болезненно переживает нынешние неудачи с запуском космических ракет и за бездарно утопленную МКС «Мир».
– Ведь на той станции одной только уникальной аппаратуры, какой у американцев ещё долго не будет, было на 2 миллиарда долларов. С её помощью мы не только аэродромы и базы, заклёпки на самолётах считали из космоса. И это на скорости восемь километров в секунду и с высоты 300 километров! Контролировать весь мир можно было с нашего «Мира». Зачем его нужно было топить, если можно заменить поизносившееся оборудование и поднять орбиту станции – она бы ещё долго нам служила.
Волнуют Анатолия Васильевича и земные проблемы земляков. Позвонив из Звёздного городка в Лиски, как-то попросил: «Посоветуйте, кому из нуждающихся лискинцев я мог бы перечислять денежные средства, выплачиваемые мне по статусу почётного гражданина города и района?». Мы назвали адрес пятилетней девчушки Ульянки Чемизовой, родившейся с тяжелейшей аномалией позвоночника. Девочка ежегодно проходит длительное и дорогостоящее лечение в Институте нейрохирургии в Санкт-Петербурге, и семья нуждается в материальной поддержке. Космонавт тут же прислал заявление о своей безвозмездной помощи девочке. А заканчивается тот документ словами воистину земной душевности: «…до окончательного излечения Ульяны».
Доблестному сыну земли воронежской, лётчику-космонавту СССР,
дважды Герою Советского Союза
Анатолию Васильевичу Филипченко
Дорогой Анатолий Васильевич!
Примите от нас, Ваших давнишних друзей земляков-воронежцев, живущих в Москве, сердечный привет и искренние поздравления с ещё одной взятой Вами космической высотой – 90-летним юбилеем!
Всю свою жизнь Вы посвятили служению Родине, славным свершениям в освоении Космоса на благо человечества. Как в песне: всю-то Вы Вселенную проехали вдоль и поперёк, да не единожды. Вместе со своими боевыми товарищами Вы дали возможность не только землякам, но и всем землянам, испытать чувство гордости за достижения творческой мысли и самоотверженного труда Человека. На Вашем примере формировались и будут формироваться новые поколения людей, стремящихся к познанию и совершенствованию мира.
Ещё раз поздравляем, дорогой Анатолий Васильевич, с юбилеем, желаем счастливого продолжения Вашего звездного полёта!
Правлением Землячества «Воронежцы» принято решение о присвоении Вам, дорогой Анатолий Васильевич, звания «Почетный член Землячества «Воронежцы» с вручением нашей награды почетного знака «Честь и достоинство».
С уважением, президент Землячества «Воронежцы» Владислав ПУТИЛИН.
Лётчик-космонавт Анатолий Васильевич Филипченко. Фото Николая Кардашова.
Источник: газета «Коммуна» | №15 (26762) | Вторник, 27 февраля 2018 года
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Филипченко А.В.
«Встреча летчика-космонавта СССР А.В. Филипченко на воронежском аэродроме» (июль 1970 г.)
Взято на сайте архивной службы в Воронежской области.
Взято на сайте архивной службы в Воронежской области.
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Филипченко А.В.
Встреча летчика-космонавта СССР А.В. Филипченко на родине в г. Острогожске, 06.07.1970 г.
-
- Сообщения: 1502
- Зарегистрирован: 24.01.2020
Филипченко А.В.
Sergey, судя по фото, на котором запечатлена очень скромная встреча героя нашего времени такого высокого ранга, складывается впечатление о нем как о человеке простой и скромной души. Такими качествами обычно обладают очень сильные духом и смелые люди.
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Филипченко А.В.
Людмила-С, тоже подумала об этом, как все просто, скромно, но искренне и душевно! Никакого оцепления, перекрытых улиц, мимо топают прохожие, с любопытством поглядывая на происходящее)
-
- Сообщения: 1502
- Зарегистрирован: 24.01.2020
Филипченко А.В.
grm3, так хочется, чтобы такие люди были всегда...
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
-
- Сообщения: 1502
- Зарегистрирован: 24.01.2020
Филипченко А.В.
grm3, вроде бы обычный газетный материал о посещении Воронежа летчиком-космонавтом Филипченко... Но если бы эта встреча произошла сейчас, навряд ли она была бы такой непринужденной, радостной от чистого сердца и без масок на лице.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Филипченко А.В.
В кабинете Ленина в Кремле. Слева направо: В.Н. Кубасов, А.В. Филипченко, В.В. Горбатко, Г.С. Шонин и экскурсовод, 1969г.
В звёздном городке. Слева направо: В.Н. Волков, А.В. Филипченко, В.В. Горбатко, 1969г.
В звёздном городке. Слева направо: В.Н. Волков, А.В. Филипченко, В.В. Горбатко, 1969г.
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Филипченко А.В.
Экипаж Союз-7 на занятиях. Слева направо: В.Н. Волков, А.В. Филипченко, В.В. Горбатко, 1969г.
Экипаж Союз-16. А.В. Филипченко и Н.Н. Рукавишников, 1974г.
Экипаж Союз-16. А.В. Филипченко и Н.Н. Рукавишников, 1974г.
- Наталия Серова
- Сообщения: 9022
- Зарегистрирован: 17.11.2016
- Откуда: Воронеж
Филипченко А.В.
Поздравительная телеграмма, присланная Филипченко А.М., в связи со вторым полётом в космос сына Филипченко А.В. со 2 по 8 декабря 1974 г. из Воронежа от Обкома КПСС и Облисполкома
- Sergey
- Администратор
- Сообщения: 14319
- Зарегистрирован: 16.11.2016
- Откуда: Воронеж
Филипченко А.В.
Телеграмма космонавтам Шаталову Владимиру и Филипченко Анатолию из Воронежа от начальника 6й Воронежской авиаспецшколы Акимова. Коллекции фотографий, документов и вещей лётчика -космонавта Героя Советского Союза, земляка Филипченко Анатолия Васильевича, 1969
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Филипченко А.В.
7 августа 2022 года не стало Анатолия Васильевича Филипченко.
Это был выдающийся человек, летчик-космонавт, дважды Герой СССР, Заслуженный мастер спорта, лауреат Государственной премии Советского Союза.
А.В. Филипченко родился в 1928 году в деревне Давыдовка Лискинского района Воронежской области. Окончил 6-ю Воронежскую спецшколу в Липецке (1947), Чугуевское военное авиационное училище летчиков (1950). После учёбы служил в авиационных частях ВВС СССР. Начинал службу старшим лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи; получил квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В 1961 году закончил обучение в Военно-воздушной академии. Спустя несколько лет (октябрь 1969 года) в качестве командира корабля «Союз – 7», вместе с Владимиром Волковым и Виктором Горобченко совершил первый групповой полет длительностью пять суток. Именно тогда впервые в мире был осуществлен групповой полет 3 космических кораблей совместно с «Союзом – 6» и «Союзом – 8».
Анатолий Васильевич награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, медалью «За заслуги в освоении космоса», и др.
Материал взят со страницы Музей инженерного дела в вконтакте.
Это был выдающийся человек, летчик-космонавт, дважды Герой СССР, Заслуженный мастер спорта, лауреат Государственной премии Советского Союза.
А.В. Филипченко родился в 1928 году в деревне Давыдовка Лискинского района Воронежской области. Окончил 6-ю Воронежскую спецшколу в Липецке (1947), Чугуевское военное авиационное училище летчиков (1950). После учёбы служил в авиационных частях ВВС СССР. Начинал службу старшим лётчиком, потом командиром звена, заместителем командира эскадрильи; получил квалификацию «Военный лётчик 1-го класса». В 1961 году закончил обучение в Военно-воздушной академии. Спустя несколько лет (октябрь 1969 года) в качестве командира корабля «Союз – 7», вместе с Владимиром Волковым и Виктором Горобченко совершил первый групповой полет длительностью пять суток. Именно тогда впервые в мире был осуществлен групповой полет 3 космических кораблей совместно с «Союзом – 6» и «Союзом – 8».
Анатолий Васильевич награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени, медалями «Золотая Звезда» Героя Советского Союза, медалью «За заслуги в освоении космоса», и др.
Материал взят со страницы Музей инженерного дела в вконтакте.
-
- Сообщения: 4639
- Зарегистрирован: 17.11.2016
Филипченко А.В.
«Где бы я ни был – на Родине лучше». Каким был воронежский космонавт Анатолий Филипченко
Освоение космоса — дело всего человечества вне зависимости от гражданства экипажа корабля. Тем не менее приятно знать, что на орбите побывал и твой земляк. Что человек, рассматривая из космоса далёкую Землю, пытался разглядеть на ней Дон и Воронеж. Одним из двух воронежских космонавтов был Анатолий Филипченко. Он не раз давал интервью «Коммуне». К сожалению, мне не довелось с ним общаться. Теперь, увы, беседа не случится – 7 августа Анатолий Филипченко скончался на 95-м году жизни. Но ответы на многие вопросы, которые хотел задать при встрече, нашлись в автобиографии самого космонавта. Книга Анатолия Филипченко «Надёжная орбита» стала основой этого «интервью».
«Увижу самолёт, и сердце замирает»
– Какой город вы считаете своей родиной?
– Я родился 26 февраля 1928 года в селе Давыдовка Воронежской области. Но совсем не помню это село – отца часто переводили с одного места работы на другое, и вся семья кочевала следом за ним. Потому запомнился больше всего город Острогожск, где мы прожили немало лет. Там я окончил семь классов, пошёл работать на завод токарем, а с завода был направлен в спецшколу ВВС. Очень люблю наш городок. Где бы я ни был – на Родине лучше.
– Как вы пережили в Острогожске немецкую оккупацию?
– Во время бомбёжек мы прятались в подвале, который был под домом. После одного из таких полётов, когда самолёты улетели, мы с трудом выбрались наружу, осмотрелись. На месте дома, под которым мы укрывались, были только дымящиеся руины. Мать собрала в узелок нехитрые пожитки и повела нас, четверых детей, за 15 км от Острогожска в лесной хуторок Мусатов, где жила её сестра. Мать хорошо понимала, какая опасность грозит семье коммуниста, комиссара. У тётки была своя большая семья, но жили мы все очень дружно.
– С чего начался ваш путь в небо?
– Начала налаживаться мирная жизнь в Острогожске. Возвращались в родной город беженцы, возвратились и мы. Кое-как устроились с жильём, так как дом был разрушен. Отец – на фронте. Мне пришлось пойти работать на завод и стать как бы главой семьи, кормильцем. Может быть, громко будет сказано – «зов моря», «зов неба». А меня действительно всегда и манило, и влекло к себе небо. Бывало, иду на завод или домой со смены и как увижу самолёт, особенно истребитель, так сердце замирает. И вот узнаю, что идёт набор в специальную школу ВВС. Я оформил всё, что было положено, и получил документ, где указывалось о моём зачислении.Показываю в заводоуправлении эту бумагу, а там и слушать не хотят. Понятное дело: ещё идёт война, кадров – в обрез. Впервые в жизни доказывал, упрашивал, умолял, да так настойчиво и горячо, что руководство в моё положение в конце концов вошло: «Учись, Анатолий. Лётчики тоже стране нужны!»
Не сказал матери о полёте
– А когда появились мечты о космосе?
— Запомнился день 12 апреля 1961 года. Тогда мы услышали сообщение о полёте первого человека в космос. Мы просто не верили, что это реальность. В то время я не думал, что настанет и мой звёдный час собираться в космическую дорогу, и не один раз. Я не давал волю фантазии, так как видел, что в космос посылают молодых ребят, и считал, что не подхожу по возрасту.
Зимой 1962 года заместитель командующего авиацией округавызвал меня в штаб «на беседу».Вопросы обычные: о состоянии здоровья, как летаю, как переношу перегрузки, как идут семейные дела.И только в конце – предложение: «Имеете ли желание поработать на новой технике? На очень больших высотах, с большими перегрузками и с большими скоростями?». Слово «космос» вначале не упоминалось.Я дал своё согласие, и мне здесь же позволили написать рапорт на имя командующего авиацией округа и предупредили, чтобы я ни с кем не делился содержанием разговора, даже с командиром части.
– О чём вы думали перед стартом?
— 12 октября, ровно через пять лет после полёта воронежца Константина Феоктистова, предстояло лететь и мне. Накануне старта сон не шёл. Неприятное ощущение вызывали и специальные датчики, укреплённые под матрацем. Чуть шевельнёшься – и по проводам к дежурному врачу тут же летит сигнал: человек нервничает! Я думал о том, что всё же хорошо сделал, не сообщив в Острогожск своей матери-старушке о предстоящем полёте. На её долю и так выпало вдоволь всяких бед и напастей. Да и не хотелось выглядеть в её строгих глазах нескромным хвастуном.Конечно, о начале полёта она узнает подробно. А увидев меня по телевидению, хоть немного успокоится.
– Чем запомнился первый полёт?
– Освещённая солнцем голубая наша планета, покрыта тонкой нежной вуалью. На ночной её стороне, если нет сплошной облачности, можно заметить большие и малые города, мерцающие, словно горящие угли. Когда восходит или заходит солнце, – космонавтами на корабле это наблюдается чаще, чем на Земле, – неизгладимое впечатление оставляют космические зори.
– С какими трудностями пришлось столкнуться в невесомости?
– Чувствуешь себя так, словно тебя подвесили за ноги. Смотришь в зеркало – лицо одутловатое. Слышишь, как сердце усиленными толчками прокачивает кровь, а так как гравитация отсутствует, то поток крови устремляется к голове, что значительно мешает в работе. После первого сна неприятные ощущенияослабевают. Сам сон в условиях невесомости зыбок, неустойчив. Спокойно спать можно только, когда закрепишь себя, чтобы не плавать в корабле. Для приёма пищи располагаешься в самых неестественных по земным понятиям положениях. Тщательно приходится следить за тем, чтобы рот при жевании был закрыт. Очень неприятно, если в отсеках появятся крошки, которые легко перемещаются воздушным потоком и создают опасность для человека, попав в его органы дыхания.
Воду пить привыкли быстро. Шланг со специальным наконечником – удобное приспособление, с помощью которого мы утоляли жажду. 15 октября мне и моему напарнику Виктору Горбаткоприсвоили звание полковника. Об этом мы узнали в космосе. Ещё один участник полёта ВладиславВолков пошутил: «Обмыть бы надо». Я взял шланг для питья воды, и мы все выпили по паре глотков.
Поднять руку – стоило немалых усилий
– Что больше всего хотелось после возвращения на землю?
– Сходить бы в парную да попариться. В полёте мы обтирались влажными салфетками, предназначенными для гигиенических целей. Но что такое салфетка по сравнению даже с самым обыкновенным душем? Нет, не ценим мы простых земных благ!
— Долго ли потом приходили в себя?
– Первым делом – медосмотр. И когда я лёг на кровать, вокруг которой сгрудились люди в белых халатах, мне показалось, что она не выдержит веса моего тела. Я чувствовал себя как бы налитым свинцом. Просто поднять руку – стоило немалых усилий. Вот что значит переход от невесомости к земным условиям.Ощущение покачивания оставалось ещё довольно долго.
— Как проходила подготовка к совместному полёту с американскими астронавтами?
– Занимались сначала по 7–8 часов ежедневно, да ещё по 2–3 часа дома по вечерам. Когда приступили к изучению американского корабля «Аполлон», то настал черёд усвоения специальной терминологии – технической, авиационно-космической. Учились вести радиообмен, и не простой, а жаргонный, принятый в авиации и космонавтике у наших американских коллег. В ходе совместных тренировок мы установили, что наибольший эффект взаимопонимания получается тогда, когда мы говорили по-английски, а американцы – на нашем языке.
– Вы побывали в США в то время, когда поездка туда для советского человека была сродни полёту в космос. Чем запомнилась эта страна?
— Посмотрели фирму, где делают корабли «Аполлон». В конструкторском бюро, расположенном в большом зале, все видно как на ладони. Множество телевизионных камер, расставленных в разных местах, позволяют руководителю наблюдать в любое время, кто и чем занимается. В городке НАСА во всех кабинетах двери, выходящие в коридор, распахнуты. Руководитель идёт по кругу и всё видит. Мы ни разу не заметили, чтобы кто-то в рабочее время почитывал роман, разгадывал кроссворд, «висел» на телефоне или перекуривал.
– Что вы поняли о мире, побывав в космосе?
– Я имел возможность неоднократно обозревать с высоты все континенты, расположенные на земном шаре. Прекрасен вид материков, океанов, морей, рек. Дух захватывает. Но часто тревожат далеко не радужные мысли, мысли о судьбах людей, живущих на Земле. Мысли о том, что мощь человеческого разума достигла небывалых возможностей – творить прекрасное и производить колоссальные разрушения. Но сумеют ли люди найти в себе силы для того, чтобы не пойти по варварскому, негуманному пути?
Анатолий Филипченко стал 19-м по счёту космонавтом СССР. Первый космический полёт совершил 12-17 октября 1969 года на корабле «Союз-7» и пробыл в космосе 4 дня, 22 часа и 40 минут. Второй раз летал 2-8 декабря 1974 года на «Союзе-16». Этот полёт продолжался 5 дней, 22 часа и 23 минуты. Оба раза Филипченко был командиром экипажа. Космонавту дважды присвоено звание Героя Советского Союза. Службу закончил в звании генерал-майора авиации. Анатолий Филипченко был почётным гражданином Воронежской области и 11 городов, в том числе Острогожска и американского Хьюстона.
Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО, ТВ-губерния, 24.08.2022
Освоение космоса — дело всего человечества вне зависимости от гражданства экипажа корабля. Тем не менее приятно знать, что на орбите побывал и твой земляк. Что человек, рассматривая из космоса далёкую Землю, пытался разглядеть на ней Дон и Воронеж. Одним из двух воронежских космонавтов был Анатолий Филипченко. Он не раз давал интервью «Коммуне». К сожалению, мне не довелось с ним общаться. Теперь, увы, беседа не случится – 7 августа Анатолий Филипченко скончался на 95-м году жизни. Но ответы на многие вопросы, которые хотел задать при встрече, нашлись в автобиографии самого космонавта. Книга Анатолия Филипченко «Надёжная орбита» стала основой этого «интервью».
«Увижу самолёт, и сердце замирает»
– Какой город вы считаете своей родиной?
– Я родился 26 февраля 1928 года в селе Давыдовка Воронежской области. Но совсем не помню это село – отца часто переводили с одного места работы на другое, и вся семья кочевала следом за ним. Потому запомнился больше всего город Острогожск, где мы прожили немало лет. Там я окончил семь классов, пошёл работать на завод токарем, а с завода был направлен в спецшколу ВВС. Очень люблю наш городок. Где бы я ни был – на Родине лучше.
– Как вы пережили в Острогожске немецкую оккупацию?
– Во время бомбёжек мы прятались в подвале, который был под домом. После одного из таких полётов, когда самолёты улетели, мы с трудом выбрались наружу, осмотрелись. На месте дома, под которым мы укрывались, были только дымящиеся руины. Мать собрала в узелок нехитрые пожитки и повела нас, четверых детей, за 15 км от Острогожска в лесной хуторок Мусатов, где жила её сестра. Мать хорошо понимала, какая опасность грозит семье коммуниста, комиссара. У тётки была своя большая семья, но жили мы все очень дружно.
– С чего начался ваш путь в небо?
– Начала налаживаться мирная жизнь в Острогожске. Возвращались в родной город беженцы, возвратились и мы. Кое-как устроились с жильём, так как дом был разрушен. Отец – на фронте. Мне пришлось пойти работать на завод и стать как бы главой семьи, кормильцем. Может быть, громко будет сказано – «зов моря», «зов неба». А меня действительно всегда и манило, и влекло к себе небо. Бывало, иду на завод или домой со смены и как увижу самолёт, особенно истребитель, так сердце замирает. И вот узнаю, что идёт набор в специальную школу ВВС. Я оформил всё, что было положено, и получил документ, где указывалось о моём зачислении.Показываю в заводоуправлении эту бумагу, а там и слушать не хотят. Понятное дело: ещё идёт война, кадров – в обрез. Впервые в жизни доказывал, упрашивал, умолял, да так настойчиво и горячо, что руководство в моё положение в конце концов вошло: «Учись, Анатолий. Лётчики тоже стране нужны!»
Не сказал матери о полёте
– А когда появились мечты о космосе?
— Запомнился день 12 апреля 1961 года. Тогда мы услышали сообщение о полёте первого человека в космос. Мы просто не верили, что это реальность. В то время я не думал, что настанет и мой звёдный час собираться в космическую дорогу, и не один раз. Я не давал волю фантазии, так как видел, что в космос посылают молодых ребят, и считал, что не подхожу по возрасту.
Зимой 1962 года заместитель командующего авиацией округавызвал меня в штаб «на беседу».Вопросы обычные: о состоянии здоровья, как летаю, как переношу перегрузки, как идут семейные дела.И только в конце – предложение: «Имеете ли желание поработать на новой технике? На очень больших высотах, с большими перегрузками и с большими скоростями?». Слово «космос» вначале не упоминалось.Я дал своё согласие, и мне здесь же позволили написать рапорт на имя командующего авиацией округа и предупредили, чтобы я ни с кем не делился содержанием разговора, даже с командиром части.
– О чём вы думали перед стартом?
— 12 октября, ровно через пять лет после полёта воронежца Константина Феоктистова, предстояло лететь и мне. Накануне старта сон не шёл. Неприятное ощущение вызывали и специальные датчики, укреплённые под матрацем. Чуть шевельнёшься – и по проводам к дежурному врачу тут же летит сигнал: человек нервничает! Я думал о том, что всё же хорошо сделал, не сообщив в Острогожск своей матери-старушке о предстоящем полёте. На её долю и так выпало вдоволь всяких бед и напастей. Да и не хотелось выглядеть в её строгих глазах нескромным хвастуном.Конечно, о начале полёта она узнает подробно. А увидев меня по телевидению, хоть немного успокоится.
– Чем запомнился первый полёт?
– Освещённая солнцем голубая наша планета, покрыта тонкой нежной вуалью. На ночной её стороне, если нет сплошной облачности, можно заметить большие и малые города, мерцающие, словно горящие угли. Когда восходит или заходит солнце, – космонавтами на корабле это наблюдается чаще, чем на Земле, – неизгладимое впечатление оставляют космические зори.
– С какими трудностями пришлось столкнуться в невесомости?
– Чувствуешь себя так, словно тебя подвесили за ноги. Смотришь в зеркало – лицо одутловатое. Слышишь, как сердце усиленными толчками прокачивает кровь, а так как гравитация отсутствует, то поток крови устремляется к голове, что значительно мешает в работе. После первого сна неприятные ощущенияослабевают. Сам сон в условиях невесомости зыбок, неустойчив. Спокойно спать можно только, когда закрепишь себя, чтобы не плавать в корабле. Для приёма пищи располагаешься в самых неестественных по земным понятиям положениях. Тщательно приходится следить за тем, чтобы рот при жевании был закрыт. Очень неприятно, если в отсеках появятся крошки, которые легко перемещаются воздушным потоком и создают опасность для человека, попав в его органы дыхания.
Воду пить привыкли быстро. Шланг со специальным наконечником – удобное приспособление, с помощью которого мы утоляли жажду. 15 октября мне и моему напарнику Виктору Горбаткоприсвоили звание полковника. Об этом мы узнали в космосе. Ещё один участник полёта ВладиславВолков пошутил: «Обмыть бы надо». Я взял шланг для питья воды, и мы все выпили по паре глотков.
Поднять руку – стоило немалых усилий
– Что больше всего хотелось после возвращения на землю?
– Сходить бы в парную да попариться. В полёте мы обтирались влажными салфетками, предназначенными для гигиенических целей. Но что такое салфетка по сравнению даже с самым обыкновенным душем? Нет, не ценим мы простых земных благ!
— Долго ли потом приходили в себя?
– Первым делом – медосмотр. И когда я лёг на кровать, вокруг которой сгрудились люди в белых халатах, мне показалось, что она не выдержит веса моего тела. Я чувствовал себя как бы налитым свинцом. Просто поднять руку – стоило немалых усилий. Вот что значит переход от невесомости к земным условиям.Ощущение покачивания оставалось ещё довольно долго.
— Как проходила подготовка к совместному полёту с американскими астронавтами?
– Занимались сначала по 7–8 часов ежедневно, да ещё по 2–3 часа дома по вечерам. Когда приступили к изучению американского корабля «Аполлон», то настал черёд усвоения специальной терминологии – технической, авиационно-космической. Учились вести радиообмен, и не простой, а жаргонный, принятый в авиации и космонавтике у наших американских коллег. В ходе совместных тренировок мы установили, что наибольший эффект взаимопонимания получается тогда, когда мы говорили по-английски, а американцы – на нашем языке.
– Вы побывали в США в то время, когда поездка туда для советского человека была сродни полёту в космос. Чем запомнилась эта страна?
— Посмотрели фирму, где делают корабли «Аполлон». В конструкторском бюро, расположенном в большом зале, все видно как на ладони. Множество телевизионных камер, расставленных в разных местах, позволяют руководителю наблюдать в любое время, кто и чем занимается. В городке НАСА во всех кабинетах двери, выходящие в коридор, распахнуты. Руководитель идёт по кругу и всё видит. Мы ни разу не заметили, чтобы кто-то в рабочее время почитывал роман, разгадывал кроссворд, «висел» на телефоне или перекуривал.
– Что вы поняли о мире, побывав в космосе?
– Я имел возможность неоднократно обозревать с высоты все континенты, расположенные на земном шаре. Прекрасен вид материков, океанов, морей, рек. Дух захватывает. Но часто тревожат далеко не радужные мысли, мысли о судьбах людей, живущих на Земле. Мысли о том, что мощь человеческого разума достигла небывалых возможностей – творить прекрасное и производить колоссальные разрушения. Но сумеют ли люди найти в себе силы для того, чтобы не пойти по варварскому, негуманному пути?
Анатолий Филипченко стал 19-м по счёту космонавтом СССР. Первый космический полёт совершил 12-17 октября 1969 года на корабле «Союз-7» и пробыл в космосе 4 дня, 22 часа и 40 минут. Второй раз летал 2-8 декабря 1974 года на «Союзе-16». Этот полёт продолжался 5 дней, 22 часа и 23 минуты. Оба раза Филипченко был командиром экипажа. Космонавту дважды присвоено звание Героя Советского Союза. Службу закончил в звании генерал-майора авиации. Анатолий Филипченко был почётным гражданином Воронежской области и 11 городов, в том числе Острогожска и американского Хьюстона.
Дмитрий КОЛЕСНИЧЕНКО, ТВ-губерния, 24.08.2022