Многие каменные церкви, отстроенные в Воронеже в XVIII-XIX веках, поставлены на месте деревянных. Не исключение и Покровская. Как существующая она упомянута в 1615 году в Дозорной книге Григория Киреевского: «Слобода Беломестных атаманов и казаков, а в слободе церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, древяна, клецки, с папертью, а в церкви образы и колокола и всякое церковное строение приходских людей. И служат у тое церкви попы: во дворе поп Григорий Степанов, во дворе поп Иван Федоров, во дворе проскурница Ульяна, да две кельи нищих, питаются от церкви Божия». Определение «новая» применительно к ней не употреблено, так что ее строительство можно датировать началом XVII века.
Название пригородной слободы - Белое место - означало, что населявшие ее служилые люди были освобождены от уплаты налогов в казну. В «Переписной книге Воронежского уезда» 1646 года храм отмечен вновь: «Церковь во имя Покрова пресвятые Богородицы в отоманской и в казачьей беломестной слободе, во дворе поп Григорей, во дворе поп Емельян». Возможно, это тот же священник Григорий Степанов, упомянутый тридцатью годами ранее. В 1676 году в приходе Покровской церкви состояло 98 дворов — здесь жили беломестные казаки, атаманы, бобыли и посадские. В 1689 году священник Козьма Яковлев добился возвращения церковных земель, незаконно присвоенных Успенским монастырем в 1637 году.
Прежняя деревянная церковь пришла в ветхость, и в 1700 году святитель Митрофан дал благословенную грамоту на построение нового храма, подлинник которой в начале XX века хранился в Покровской церкви в деревянной за стеклом раме, подвешенной к средней левой колонне трапезной. Текст ее трижды публиковался до революции. Грамота столь значима для истории Покровского храма, что мы воспроизводим ее текст полностью по одной из предшествующих публикаций в «Воронежской старине».
«Божиею Милостию мы Преосвященный Митрофан Еп(ископ) Воронежский. В нынешнем 1700-м году сентября в 5 числе нам преосвященному епископу, били челом гор(ода) Воронежа, с посаду Беломестныя слободы, Покровский поп Козма да приходские люди: Поликарп Севастьянов, Федот Тозлуков, Дементий Клочков, Федор Осминин, Павел Аксенов, Семен Фролов, Яков Кувакин, Оксен Миронов, Ефим Кутуков, Леонтий Белобородов, Яков Сукочего, Иван Дубровин, Филат Мосалов, Константин Зубков и все той церкви прихожане; а в челобитной их написано: «в прошлых-де годех построена у них церковь Божия Покров Пресвятые Богородицы издавна, и та церковь Божия обветшала; и ныне все они поп Козма и приходские люди обещались построить вновь церковь Божию во имя Покрова ж Пресвятыя Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня, и на то церковное строенье лес ронить без нашего благословения они поп Козма и прихоцкие люди не смеют. И нам преосвященному епископу пожаловать бы их попа Козму и прихоцких людей велеть им на то церковное строение и лес ронить и строить церковь Божию, и о том дать нашу, преосвященного епископа, грамоту. И мы, преосвященный Митрофан, епископ Воронежский, того челобитья слушав, пожаловал их попа Козму и прихоцких людей Поликарпа Севастьянова с товарищи, благословил им строить церковь Божию вновь во имя Покрова Богородицы, да в приделе Воздвиженья Честнаго и Животворящаго Креста Господня, и на церковное строенье лес ронить невозбранно; а строить им ту церковь Божию по подобию: алтарь построить круглый и пространный, чтоб священнику мочно было около престола между богородичного иконою с каждением обходить, а богородичную икону на престол и близ престола не ставить, поставить ее позади престола к алтарной стене для того, чтоб на престоле срачица, литон и антиминс от свещей и от искр падающих не горело; и в алтарь построити три двери: царския, южныя и северныя; и на церкви Божия на приделе построить верхи единоглавые, как и на прочих деревянных церквах, а шатровых отнюдь не строить. И в церковь Божию местные иконы поставляти по чину, по правую сторону царских дверей в начале поставить образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, а подле Спасова образа поставить образ настоящей святого храма того во имя Покрова Пресв(ятой) Богородицы и прочие святые образы поставляти по чину, да в приделе Воздвиженья Честнаго Креста Господня во алтаре и царския и входныя двери, и поставляти святые образа так же, как и в настоящей церкви. А как та церковь Божия построится и совсем совершится, и мы освятим и антиминс к освящению выдать укажем. Писан на Воронеже, в нашем епископлем доме, лето 1700 сент(ября) в день. К сей благословенной грамоте наша, преосвященного Митрофана еп(ископа) Воронежского печать приложена».
Вторая деревянная церковь простояла недолго и в 1736 году была перестроена в каменную. В 1748 году был освящен придел во имя Сретения Господня, после возобновления молитвован вторично в 1779 году. Историки архитектуры давно уже обратили внимание на то, что ныне существующий Покровский храм был создан не в один прием. Наиболее древней является трапезная (помещение, соединяющее колокольню с храмовой частью). Весь ее цоколь почти по самые окна врос в землю. Это все, что осталось от первой каменной церкви.
Невысокая тесная трехъярусная колокольня появилась в 1791-1792 годах; одним из ее строителей был каменных дел мастер Михаил Спиридонович Турчанинов. На звоннице не было огромных колоколов, самый большой из них, доставленный из Москвы, весил 181 пуд 5 фунтов (чуть меньше трех тонн). В конце XVIII века в церкви появился второй придел, во имя иконы Божией Матери, именуемой «Знамение», он освящен епископом Мефодием (Смирновым) 11 февраля 1796 года.
Сохранились подробные сведения о служившем в храме причте. В 1782 году настоятелем был Феодор Иванович Прибытков (1750-1789), ему сослуживали священник Иоанн Иванович Орловский, диакон Феодор Миронович Тычинин, дьячок Иоанн Макарович Макаров, пономари Иаков Семенович Красногорский да Игнатий Анисимович Богомолов. По смерти протопопа Прибыткова, в 1789 году началось многолетнее служение в храме Евфимия Васильевича Базилиева (1762-1842). По Клировой ведомости 1805 года штат церкви возрос. Настоятелем был Е.В. Базилиев, с ним служили священник Петр Яковлевич Баженов, диакон Михаил Герасимович Бунин, дьячки Роман Григорьевич Попов и Петр Прохорович Абрамов, пономари Андрей Ананьевич Яковлев и Илия Михайлович Назаревский. В приходе состояло 250 дворов, где проживали 845 душ мужского пола и 950 душ женского пола. В 1814-1820 годах диаконом являлся Спиридон Ильич Шимкевич. Прежде он служил в Могилеве, но в 1812 году, спасаясь от наполеоновского нашествия, покинул родное гнездо. Сын его Федор, в будущем известный ученый-лингвист, в это время только учился в Воронежской духовной семинарии.
Помимо службы в храме у священников Покровской церкви было немало других пастырских обязанностей. Протоиерей Евфимий Базилиев с 1797 года «несет публичную службу в военном лазарете, исполняя все требы, касающиеся до оного». Позднее священник Василий Успенский преподавал Закон Божий в губернской гимназии, в течение двух лет безвозмездно обучал впервые введенному в гимназии греческому языку, с 1822 по 1831 год состоял «увещевателем» в губернской палате уголовного суда. В 1822 году к Покровской церкви приписана открытая с разрешения Святейшего Синода домовая церковь во имя Воскресения Христова в Дворянском собрании. «В воскресные, праздничные и постные дни» в ней служили Е. Базилиев и В. Успенский с причетниками, получая за труды по 400 рублей в год.
В 1823 году верующие избрали из своей среды доверенных лиц - коллежского советника Степана Михайловича Петрова и купца Ивана Григорьевича Мелентьева - для организации работ по перестройке церкви. Петров и Мелентьев подали прошение епископу Епифанию (Канивецкому): «Прихожане Покровской церкви вознамерились по тесноте храма сего увеличить и распространить его с довлеемым украшением живописи - так же со временем и настоящую церковь». Придел они намеревались сделать длиною в 13 и шириною до 21 аршина (9 на 14,7 метра), не прерывая богослужения и в храме, и в приделе. Прихожане просили благословения на выдачу «сборной книги» купцу Ивану Федоровичу Вяхиреву.
Для благоустройства церкви в Приказе общественного призрения имелись более 16 тысячи рублей, завещанных купцом Минаем Герасимовым. Приход просил «господина архитектора Тимофея Сергеевича Кондратьева как прихожанина руководствовать в окончании сего дела». 19 июня 1823 года епископ Епифаний утвердил «план и фасад распространения теплой церкви», составленный, надо полагать, архитектором Т.С. Кондратьевым (1782 - между 1831 и 1837). Работы по расширению придела были проведены в 1823—1824 годах. Иконы для придела были написаны «живописцем Ильей Мартиновым».
Вскоре назрела необходимость в перестройке главного храма, и архиереем была выдана новая храмозданная грамота: «Божиею Милостию смиренный Антоний Арх[иепископ] Воронежский] и Задонский. Паствы мерности нашея гор [ода] Воронежа Покровской церкви свящ[енник] Василий Успенский и прихожане: коллеж[ский] совет[ник] и кавалер Петр Сарычев, коллежский асес[сор] Иван Лавров и купцы: церковный староста Логгин Шашков, Григорий Мелентьев и Ник[ита] Вяхирев в поданном нам прошении, изъявляя желание свое и всех тое церкви прихожан вместо показанного каменного здания церкви, сделавшейся по многолюдству невместительной, построить вновь каменным же зданием также во имя Покрова Божией Матери в соответственном приходу пространстве, просили они у нас на то благословения. По власти же от Бога нам данной мерность, похваляя их усердие и соизволяя их намерение, так как препятствий не открылось, преподаем им пастырское благословение в испрашиваемой помощи Вседержителевой вступить в начинание сие, с тем, чтобы храм оный по сделанному архитектором плану и фасаду, Строительным Комитетом М.В.Д. одобренному, Высочайшего Государя Императора рассмотрения 3 марта 1833 года удостоенному и нами подписанному, непременно от сего времени в течении 5 лет всем нужным и пристойным снабжен, алтарем на восток по обычаю Восточной Греко-Российской церкви и алтарь тот был бы не темный, престол вышиною в 1 аршин 6 вершков и со доскою, а шириною и длиною по мере алтаря, под наблюдением благочинного, для чего по чиноположению строение оного храма на том же месте обложить дозволить местному благочинному кафедральному ключарю прот[оиерею] Михаилу Скрябину. Дана сия грамота мая по 2 день 1833 года».
Автором проекта храмовой части мог быть губернский архитектор Иван Андреевич Блицын (1781—после 1841). Известно, что по его проекту в это время строилась Всесвятская церковь, а ее архитектура имеет много общих черт с оформлением купола Покровской церкви. Вчерне работы были завершены в 1835 году, но отделка затянулась до 1841 года, и церковь освящена 14 июля 1841 года архиепископом Антонием. Храмовая часть с ионическим портиком и широким барабаном главного нефа придает Покровской церкви величественный вид.
В 1839 году малороссиянином Кузьмой Сафоновым производилось «поновление двух иконостасов и всех икон церкви». Подряд на изготовление новых иконостасов был взят мещанином Дмитрием Федоровичем Медведевым, в 1840—1841 годах ему выплачено полторы тысячи рублей. Одним из живописцев, «писавших хоругви и поновлявших иконы», был Дмитрий Курепин. В 1847 и 1848 годах освящены теплые приделы во имя Сретения Господня и во имя Знамения Пресвятой Богородицы, устроенные в трапезной купцом С.П. Евфимовым и «тщанием прихожан». Иконостасы в приделах ставил подрядчик Киприян Яковлев.
Читать далее:
------------------
Связанные темы:
Выставка военной трофейной техники в 1944г.